Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Сентябрь 2016

О Тебе радуется. Без смирения невозможно приобрести истинной добродетели.

20.09.16
Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем.

прп. Макарий Оптинский

О Тебе радуется

В XIV веке в афонской Лавре святого Афанасия просиял высоким житием благоговейнейший певец и доместик (регент) преподобный Григорий. Особенно известен он благодаря следующему чудесному событию. Святой патриарх Каллист во дни игуменства в Лавре преподобного
Иакова Прикана определил на Литургии святителя Василия Великого на задостойнике петь О Тебе радуется, но преемник его, патриарх Фило-фей, отменил постановление предшественника и повелел петь Достойно есть как более короткое. От этого в Церкви возникло некоторое недоумение. Однажды, накануне Богоявления, патриарх Александрийский Григорий повелел доместику Григорию петь О Тебе радуется, но державшиеся мнения Филофеева воспротивились этому (патриарх Филофей сам был до своего патриаршества игуменом Лавры, а потому его распоряжения исполнялись там с особым уважением). Однако Григорий Александрийский настоял. И доместик пропел О Тебе радуется... После бдения, совершавшегося под этот великий праздник, легкий сон на короткое время успокоил преподобного Григория. И в этом тонком сне он увидел пред собой Царицу Небесную, Которая сказала ему: «Прими воздаяние за пение твое, доместиче! Много благодарю тебя за твою песнь в честь Мою». И Она дала преподобному злат-ницу (монету), которая тогда же была повешена на святой иконе.
С того времени Церковь определила на литургиях Василия Великого и на повечериях петь: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш: ло-жесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!

Без смирения невозможно приобрести истинной добродетели

Один ученик спросил старца: "Что необходимо потребно для спасения?" Старец на это отвечал: "Необходимо потребно для спасения смирение: насколько человек смирит себя пред Господом, настолько и обрящет благодать". В житии святого Евстафия Плакиды (20 сентября) мы читаем, что Господь явился ему и сказал: "Когда ты приидешь в глубину смирения, Я вознесу тебя и прославлю на небесах пред Ангелами Моими".
Многие, — говаривал старец, — творили великие добродетели и даже претерпели некоторые мучения, как видим мы из "Слов пятидесяти" святого Макария Египетского, а после впали в гнусные страсти и погибли.
— Батюшка, это страшно, как же спастись можно? — спросил однажды по поводу этих слов ученик.
— Со смиренномудрием легко можно спастись, если захотят; надо полагать, -отвечал старец, — они погибли, не имея этой добродетели, то есть смирения; понадеялись на себя и развратились.
И вообще старец постоянно внушал ученикам своим, что смирение есть наиболее удобный путь ко спасению; "Смирение, — советовал он, — пусть восполняет недостаток других добродетелей".
Когда, например, один ученик высказывал старцу: "Батюшка, у меня нет ни молитвы, ничего доброго, и оттого я бываю в великой печали и о сем скорблю" — то старец ответил: "И у царя земного не все воины бывают генералами, есть и офицеры, и простые солдаты; так и у Царя Небесного: если не будешь генералом, то будешь простым солдатом, а все будешь воин Небесного Царя. Смиряй и укоряй себя во всем, как непотребного раба".
Другой ученик говорил: "Батюшка, простите меня, я все предаюсь лености и нерадению, у меня нет ни поста, ни молитвы, ни воздержания". Старец отвечал: "Заготовляй себе более смирения и самоукорения; придет время, и ты будешь поститься, а то теперь ты будешь поститься, а прочих зазирать и осуждать. Многие плоть свою постом иссушили, а страсти ни одной не победили; ибо без смирения трудно спастись".
То же говорил старец и монахине Каллисфении. "Батюшка, прошу я Господа, — высказывалась она пред старцем, — дай мне положить начало благое во спасение, согрей оледенелое мое сердце, а все холодно на сердце, и не имею чистой молитвы. Помыслы обуревают меня, забываюсь, замедление и услаждение постигают меня, простите и помолитесь за меня".
"Немощнейшее дитя мое, — говорил старец, — хотя и ревностно твое устроение, •но слабо, смиряйся и не осуждай других. Смирение и одно сильно представить пред Богом". (Из письма к монахине Каллисфении.)
Нередко старец говаривал: "Если в мирской жизни торговец торгует каким-либо товаром и видит, что у него есть избыток и барыш от торговли, то он радуется этому, потому что приобретает богатство. Так и монах или обыкновенный добродетельный человек, если живет благочестно и приобретает истинное смирение от дел своих, то пусть радуется, что не с пустыми руками отыдет от здешней жизни, а если нет смирения, то всуе все его труды и подвиги, предпринятые им в здешней жизни".
Поэтому старец всегда внушал ученикам, чтобы они не надеялись на какие-либо внешние добродетели, коль скоро с ними не соединяется смирение и самоукорение.
Однажды пришел к старцу некоторый брат и говорит: "Батюшка, я думаю, достаточно для спасения того, что я хожу ко всем церковным службам, полагаю известное число поклонов в келье и прочее, что требуется по правилам и монашеским уставам, исполняю тщательно".
Старец. Не за то мы будем осуждены, что не совершили великих подвигов внешних и добродетелей (это все хорошо, но при внутреннем делании, и когда совершается со смирением) или не творили чудес, а за то, что не плакали о себе, как говорит святой Иоанн Лествичник (Степ. VII, ст. 70). Будем осуждены за наше неправильное (высокое) мнение о себе и за успокоение себя и совести своей такими помыслами (то есть будто достаточно одних внешних добродетелей).
Брат. Как же сказано в Святом Евангелии: Да не смущается сердце ваше... В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14; 1-2).
Старец. Это сказано тем, которые сетуют и плачут о грехах своих и познали свою нищету духовную, а не для тех, которые успокаивают свою совесть одними внешними добродетелями.
Другой брат сказал старцу, что он столько-то лет не ест ни мяса, ни рыбы, в известные дни вкушает с маслом, в прочие же дни сохраняет пост и воздержание; но он не может спокойно выносить от кого-либо слова против него, как бы забывает себя при этом от сильного гнева и ярости.
Старец. Поститься ты научился, но смирять свое сердце не научился; полной пользы не получим от поста, если не научимся смиряться и укорять себя во всем и если не обратим все наше внимание на внутреннее делание наше. Многие много сеяли, но, когда пришло время жатвы, ничего не могли пожать: так как сеяли они неразумно, то ничего и не пожали. Но ты, если хочешь послушать меня, исправь то, что неразумно в твоем посте. Пост бывает разумен, когда человек при сем смиряет своего внутреннего человека и очищает сердце свое от страстей.
Ученик. Батюшка, некоторые старцы советуют иметь в своей келье святую воду или просфору для того, чтобы, если случится какое искушение или что другое, употреблять это как средство.
Старец. Никто да не отвергает того, что установлено Святой Церковью для очищения всякого христианина. Но еще лучше, если мы стяжем Господа в уме и сердце и будем Его иметь всегда пред собой, и молитвой к Нему возноситься всегда, и стяжем нищету духа. Нам старцы советовали более заботиться о внутреннем человеке, а внешнее само собой придет. Когда мы стяжем Господа в разуме, тогда возрадуемся радостью неизглаголанной. Наши старцы нам не велели держать в келье воды святой без нужды, а довольствоваться тем, что во храме употребляется. 

Наставления ученикам старца-затворника Александра Гефсиманского






Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS