Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Сентябрь 2016

«Познание самого себя стоит больше, чем все знания мира». «Рассудочность — настоящая катастрофа». Ищущему исцеления для сына.

27.09.16
Воздвигается Крест, дабы прославился Христос. А Христос прославляется, дабы нас вознести с собою. Посему когда воздвигается Крест, тогда с ним совозвышается и дух благочестивых.

свт. Андрей Критский

«Познание самого себя стоит больше, чем все знания мира»

— Геронда, люди должны, настойчиво просить Божественного просвещения?
— Да, потому что иначе предлагаемые ими решения — порождения их рассудка. А после возникает смущение. Конференции, совещания... И худо, что те, кто этим занимается, не познали прежде самих себя. Ведь познание только самого себя стоит больше, чем все знания мира. Человека, который смиренно познает себя, признают и другие. Если бы некоторые (говоруны) познали себя, то, увидев свое плачевное состояние, они бы не смели открыть рта.
Как-то раз один человек жаловался, что, дескать, нет ни одного православного, чтобы представлять Православие за границей на разных конференциях и прочих мероприятиях. Все говорил, говорил, говорил — так сгустил краски, что просто ложись и помирай. «Когда Бог,— сказал я ему,— спросил пророка Илию: "Что ты ищешь, Илия, на Хориве?" — то пророк ответил Ему, что он остался один. Тогда Бог сказал ему: "Семь тысяч человек не преклонили колена перед Ваалом" (см.: 3 Цар. 19, 13-18). Семь тысяч сохранили веру, а пророк Илия говорил: "Я остался один"! И теперь ты сгущаешь краски в то время, когда есть столько верующих! Неужели наш Вседержитель подобен Вседержителю, изображаемому в куполе храма, который от землетрясения может дать трещину, и тогда мы думаем, что с ним делать, чтобы он не осыпался, приглашаем реставраторов, чтобы они его укрепили?..»
К несчастью, западный рационализм оказал влияние и на восточных православных владык. А если бы они смотрели на Запад духовно, в свете Христовом, то они видели бы закат Запада...

«Рассудочность — настоящая катастрофа»

...А с чего начинается все подобное вышесказанному? С того, что человек, не работая духовно, имеет помысл, что он духовный человек, и после этого несет глупости. Ребенок, имеющий естественную чистоту ума и малое знание, скажет тебе разумные вещи. И напротив, человек, прекрасно образованный, но с умом, закопченным от принятого им бесовского воздействия, будет говорить самые мерзкие богохульства.
Тот, кто постоянно оттачивает свой ум знанием и при этом живет, удалившись от Бога, в конце концов делает свой ум обоюдоострым. И тогда одной его стороной он поражает самого себя, а другой стороной — своими рассудочными, не терпящими пререканий решениями — ранит людей. Человеческое знание приносит пользу тогда, когда оно освящается, становится Божественным. В противном случае это человеческое ухищрение, рассудочность, мирская логика. Необлагодатствованный ум сам по себе — это ненамагниченная железная палка, которая бьет по металлическим предметам, желая, чтобы они к ней прилипли. Но они к ней не прилипают, а только искореживаются под ее ударами.
Таковы нынешние люди. Всё они воспринимают с позиции сухой рассудочности. Эта. рассудочность — настоящая катастрофа, ибо сказано, что разум кичит (1 Кор. 8, 1). Если в человеке нет Божественного просвещения, то его знание никчемно, оно не приносит пользы.
Все зло начинается с рассудка, когда он вращается только вокруг науки и совершенно удален от Бога. Поэтому такие люди и не находят внутреннего мира и уравновешенности. Тогда как если ум людей вращается вокруг Бога, то и науку они используют для внутренней работы над собой и для блага мира, потому что в данном случае их рассудок освящен.
Кто хвалит чужую веру
Небесный Учитель заповедует нам: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34). А мы в глубине сердца отвечаем Ему: жестоко слово сие, и кто может послушати е? (Ин. 6, 60) — или стараемся так перетолковать эту прямую заповедь, что и душа, и тело от этого ничего не теряет, а только заповедь теряет свою силу и значение. Спаситель же в другом месте говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, расточает (Мф. 12, 30). Потому наши благочестивые предки обыкновенно говаривали: «Кто хвалит чужую веру, тот хулит свою» — и строго этого правила придерживались. А мы, желая стать выше своих предков и прослыть мудрецами, подводим все веры под один уровень своего скудоумного разума и нередко не только тайно, но и явно отдаем предпочтение чужим верам и, таким образом, не только не собираем со Христом, но и расточаем Его достояние.
Его же неложные уста возвестили нам великую тайну о способе изгнания бесов из человека: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21). А мы, опасаясь уронить себя во мнении века сего маловерного, смело заявляем, что нет в мире ни бесов, ни бесноватых, что пост есть выдумка человеческая, ныне устаревшая, что молитва для приличия может быть допущена, но только самая короткая, и притом со всеми возможными удобствами и прикрасами.
Возлюбленный ученик Христов, учитель любви Божественной св. Иоанн Богослов говорит: аще кто приходит к вам и сего учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите, т.е. не приветствуйте его; глаголяй бо ему радоватися сообщается делом его злым (2 Ин. 1, 10—11). А мы восклицаем с изумлением: «Как это возможно? Это была бы ужасная интолеранция (нетерпимость), свой век отжившая и в образованном мире нетерпимая. Нам до веры человека, приходящего к нам, дела нет, лишь бы только он нам в жизни был полезен!». 
 

Митрополит Киевский Арсений (Москвин)


Ищущему исцеления для сына

Всюду искал ты исцеления для сына. Если слышал о какой-нибудь знахарке, шел к ней. Обошел ты всю Боснию. Наконец, когда понял, что ничего не помогает, ты позвал священника. Но и молитва священника не помогла сыну: он умер. Теперь твоя жизнь потеряла и цель, и смысл. Ты начал думать о самоубийстве, достал яд, спрятал его под подушкой и ночи напролет размышляешь, выпить его или нет. И спрашиваешь меня, за что Господь заставляет тебя так страдать...
И я кое о чем спрошу тебя. За что ты заставляешь Бога страдать? За что мучаешь на Кресте за тебя замученного Господа Иисуса Христа? Тяжкие страдания Он претерпел, чтобы спасти людей от ложных богов, от ложных спасителей, от всех темных сил, действующих через этих ложных спасителей. И все-таки ты прошел мимо Него, единственного, истинного. Ты действительно позвал священника, пресвитера Церкви, помолиться над больным, но когда?.. После того как обошел всех гадалок и знахарей! После того как прогневал Того единственного, Кто дает жизнь и здоровье, только после этого ты начал молиться.
Было ли твое сердце чистым и вера крепкой?... Господь — скорый помощник тем, кто с кротким сердцем и крепкой верой только к Нему прибегает. Тот же, кто молится и бесам, и Богу, остается без помощи, ибо Господь не желает, а бесы не могут помочь. Святой пророк Илия говорил людям с двоящимся сердцем: Если Господь есть Бог, идите за Ним, а если Ваал, то идите за ним (3 Цар. 18; 21). А когда заболел царь Охозия, он не обратился к Богу живому, а послал слуг к Веельзевулу, чтобы у него спросить, поправится ли он. Святой Илия, услышав об этом, пришел к царю и сказал: так говорит Господь: для чего посылал ты посланников, чтобы спросить Веельзевула, как будто нет Бога в Израиле? за это не поднимешься с постели, на которой лежишь, но умрешь (4 Цар. 1; 6).
Так же и ты измучил и разгневал Бога, — да простит Он тебе. Возблагодари Его за то, что взял Он твоего сына и тебя сохранил от самоубийства, от погибели душевной, и что оставил тебе время на покаяние. Предайся сейчас Ему одному всем своим сердцем. И Его любовь укрепит тебя и освятит близких, а сыну твоему дарует Царство Небесное.
Мир тебе от Христа воскресшего.

Из писем святителя Николая Сербского 

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS