Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Сентябрь 2016

Протестантство и Предание. Не предавайтесь сребролюбию, но уповайте только на Бога. В разнице характеров кроется Божественное согласие.

14.09.16
Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, – сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит тайны сердца твоего

авва Исаия

Протестантство и Предание

Что такое протестантство? Скажут ли, что отличительность его — в самом акте протеста, предъявленного вопросу веры? Но если так, то протестантами были бы апостолы и мученики, протестовавшие против заблуждений иудаизма и против лжи идолопоклонства; все отцы Церкви были протестанты, ибо они протестовали против ересей; вся Церковь постоянно была бы в протестантстве, ибо она постоянно, во все века, протестует против заблуждений каждого века. Ясно, что слово «протестант» не определяет ничего. В чем же искать определения? Не заключается ли сущность протестантства в свободе исследования? Но апостолы свободное исследование дозволяли, даже вменяли в обязанность; но святые отцы свободным исследованием защищали истины веры; но свободное исследование, так или иначе понятое, составляет единственное основание истинной веры. Всякое верование, всякая мыслящая вера есть акт свободы и непременно исходит из предварительного свободного исследования. Приписывать право исследования одному протестантству — значило бы возводить его на ступень единственной смыслящей веры.
Протестантство означает другое: предъявление сомнения в существующем догмате, иными словами — отрицание догмата как живого Предания, короче — Церкви.
В 1847 г., спускаясь по Рейну на пароходе, я вступил в разговор с почтенным пастором, человеком образованным и серьезным. Беседа наша мало-помалу перешла к предметам веры и, в частности, к вопросу о догматическом Предании, законности которого пастор не признавал. Я спросил у него, к какому вероисповеданию он принадлежит? Оказалось, он лютеранин. А на каких основаниях отдает он предпочтение Лютеру перед Кальвином? Он привел мне весьма ученые доводы. В эту минуту слуга, его сопровождавший, подал ему стакан лимонаду. Я попросил пастора сказать мне, к какому вероисповеданию принадлежит слуга. Тот был также лютеранин. «Он-то на каких основаниях,— спросил я,— отдал предпочтение Лютеру перед Кальвином?». Пастор смолчал, и на лице его выразилось неудовольствие. Я поспешил уверить его, что отнюдь не имел намерения его оскорбить, но хотел только показать ему, что и в протестантстве есть предание. Несколько озадаченный, но по-прежнему благодушный, пастор в ответ на мои слова выразил надежду, что со временем невежество, которым обусловливается это подобие предания, рассеется перед светом науки. «А люди с ограниченными способностями? — спросил я.— А большая часть женщин, а чернорабочие, едва успевающие добывать себе насущный хлеб? А дети, а, наконец, незрелые юноши, едва ли более способные, чем дети, судить об ученых вопросах, на которых расходятся последователи реформы?». Пастор замолчал и после нескольких минут размышления проговорил: «Да-да, это, конечно, еще вопрос. Я об этом подумаю».
Все реформатские ученые, отвергающие Предание как непрерывное Откровение, поневоле обязаны смотреть на всех своих братьев, менее ученых, чем они, как на людей, вовсе лишенных действительного верования. Если бы они захотели быть последовательными, то должны были бы сказать им: «Друзья и братья, законной веры у вас нет и не будет, пока вы не сделаетесь богословами — такими, как мы. А покамест пробивайтесь как-нибудь без нее!». Такая речь, может быть и неслыханная, была бы конечно, делом чистосердечия. Очевидно, что большая часть протестантского мира довольствуется преданием, по ее собственным понятиям — незаконным, а другая часть, более последовательная, так далеко отклонилась от христианства, что в настоящем случае нечего на ней и останавливаться.
Итак, отличительный характер реформы заключается в отсутствии законного Предания. Что же из этого следует? Следует то, что протестантство отнюдь не расширило прав свободного исследования, а только сократило число несомненных данных, которое оно подвергает свободному исследованию своих верующих (оставив им одно Писание), подобно тому как и Рим сократил это число для большей части мирян, отобрав у них Писание [имеется в виду существовавший в католицизме запрет на перевод Священного Писания с латинского языка на другие, даже на европейские языки, а тем самым — на чтение Библии широкими массами населения; католическое богослужение совершается тоже только на одном языке — на латыни]... 

Алексей Степанович Хомяков


Не предавайтесь сребролюбию, но уповайте только на Бога

Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца, — говорит пророк (Пс. 61). Великое безумие — прилагать сердце к золоту и уповать на гибельное лихоимство. Итак, не надейся на тленное богатство и не ходи вслед золота: любящий золото, сказано, не оправдится; но возлагай свое упование на Бога, Который пребывает вовеки, Который все сотворил; а золото и серебро — выделка рук человеческих: оно скорее погибнет, чем ты собрал его.
Связанный сребролюбием, не будь скуп в подаянии требующим, да не обладает тобою неверие. Не бойся, что у тебя оскудеет что-либо в мире, когда будешь творить доброе. Сколько времени стоит мир, и ничто еще в нем доселе не оскудевает! Ни солнце не изменилось, ни реки не перестали течь, ни земля не перестала производить потребное — и золото, и серебро дает, и никогда не перестанет давать, пока мир стоит: одно уходит в землю, а другое из нее выходит — как золото и серебро, так и все потребное для нашей жизни.
Не опасайся оскудения в чем-либо. Не имел ты прежде ничего, а теперь имеешь, а если еще не имеешь, то будешь иметь. Ибо Создавший все не оскудел и никогда не оскудеет. Верь этому крепко. Приведший все от небытия в бытие, Дающий пищу алчущим и Насыщающий всякое животное не оскудел и во всем преизобилен. Не будь скуп в подаянии просящим и не отвращайся от Того, на Чье имя просят: дай все тебе Дающему, и сторицею восприимешь от Него.
Не гоняйся за многим, и будь за малое благодарен. Ибо все гонятся за многим, все ищут многого, все обо всем заботятся, но ничего отсюда взять с собою не могут. Лучше иметь малое, с благодарностью, чем безумно гоняться за большим: малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых, — говорит пророк (Пс. 36). Ибо все, что здесь соберешь и что приобретешь, останется на земле, а ты, оставивший все, сам ляжешь во гроб, и с обнаженною душою пойдешь туда. 

Святитель Димитрий Ростовский


В разнице характеров кроется Божественное согласие

Однажды ко мне в каливу пришел человек и стал жаловаться, что он очень расстроен из-за постоянных разногласий с женой. Однако я понял, что между ним и его супругой не было чего-либо действительно серьезного. У этого человека есть свои "сучки" и "шишки", у его жены — свои, поэтому они не могут приладиться друг к другу. И того, и другого надо немножко "построгать". Возьми две неструганые доски. У одной сучок в одном месте, у другой — в другом. И если ты хочешь соединить их как есть, иестругаными, то между ними останется щель. Однако если ты чуть построгаешь первую доску в одном месте, вторую — в другом, они тут же прилягут одна к другой. Только строгать не одним и тем же рубанком.
"Я не нахожу общего языка со своей женой! — жалуются мне некоторые мужья. — Мы совершенно разные по характеру! Она человек совершенно другого склада. Как же Бог допускает такие несуразицы? Неужели Он не мог устроить все таким образом, чтобы у супругов были одинаковые характеры, так, чтобы они могли жить духовно?" — "Неужели вы не понимаете, — отвечаю им я, — что в разнице характеров кроется Божественная гармония? Разные характеры слагаются в гармонию. Представь, если бы и у тебя, и у твоей жены были одинаковые характеры! Да Боже упаси! Представь, что бы было, если бы, к примеру, и ты, и твоя жена легко приходили в негодование. Вы бы не оставили от вашего дома камня на камне! А если бы у обоих супругов были одинаково мягкие, кроткие характеры? Да вы бы спали на ходу! Если бы ни у тебя, ни у твоей жены нельзя было зимой выпросить снега — то вы бы, конечно, подходили друг к другу, но и пошли бы оба в адскую муку. А если бы оба были расточительными? Разве вы смогли бы вести домашнее хозяйство? Вы пустили бы ваше состояние на ветер, а дети остались бы под открытым небом".
Если тяжелый, своенравный человек найдет и жену себе под стать — такую, что хоть кол ей на голове теши, а она будет делать по-своему, — то они, конечно, друг другу подойдут. Разве не так? Однако через день совместной жизни они вцепятся друг другу в волосы! Поэтому смотри, как все устраивает Бог: Он делает так, чтобы хороший, добрый человек вступил в брак со строптивым, и тогда второй из супругов сможет получить помощь, потому что изначально он мог быть расположен по-доброму, но в молодом возрасте мог увлечься злым.
Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из супругов дополняет другого. В автомобиле необходимы обе педали: и газ, для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться. Если бы у машины был один тормоз, она не двигалась бы с места, а если бы у нее имелся только акселератор, то она не могла бы остановиться. "Вы — оба на одну ногу, — сказал я одной супружеской чете, — и поэтому друг другу не подходите!" Оба этих человека были очень впечатлительными. Если у них дома что-то случалось, то оба бросали поводья и начинали причитать. "Ох, какая же с нами случилась напасть!" — причитает муж. "Ох, что ж это за горюшко горькое!" — всхлипывает жена. То есть один супруг "помогает" другому впасть в еще большее отчаяние! Муж не может подбодрить жену и сказать ей: "Постой-ка, да ведь то, что с нами произошло, не так уж и серьезно". Я видел такое во многих семьях.
Имея разные характеры, супруги могут большего достичь и в воспитании детей. Один из супругов станет их немножко притормаживать, а другой будет говорить: "Ну дай ты детям немножко свободы". Если и муж, и жена закрутят все гайки своим детям, то потеряют их. Но они потеряют детей и в том случае, если оба будут позволять им делать, что вздумается. Если же мать и отец обладают разными характерами, то дети их пребывают в равновесии.
Я хочу сказать, что в семье необходимо все. Конечно, супруги не должны перегибать палку в отношении особенностей своего характера, но каждый из них, в соответствии со складом своего характера, должен помогать другому. Если съесть, к примеру, что-нибудь очень сладкое, то захочется чего-нибудь солененького. К примеру, когда наешься винограда, хочется заесть его кусочком сыра, чтобы перебить сладость. Или огородная зелень: если она слишком горькая, ее невозможно есть. Но если овощи будут чуть с горчинкой или с кислинкой, то они и вкусны, и полезны. Но вот если человек кислого склада станет говорить, что всем остальным надо стать такими же кислыми, а тот, у кого горький норов, будет призывать всех становиться горькими, третий — соленый — будет настаивать на том, чтобы все стали солеными, — то к взаимопониманию они не придут. 

Паисий Святогорец



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS