Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Сентябрь 2019

О смерти и покаянии.

11.09.19 | Источник: Проповеди митрополита Варсонофия

Атеистом человек может быть только до своей смерти. После – все будут верующими. Но выбрать то, что будет после, надо сейчас, и как можно скорее. 

свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Шаховской)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

С одной стороны всем нам хочется пожить как можно дольше на земле, а с другой стороны, сколько ни живи, всё равно надо готовиться к смерти. Те люди, которые постоянно имеют память смертную, стараются меньше грешить и бороться со своими страстями. Люди, которые живут надеждою на долголетнюю земную жизнь, не спешат бороться с грехами, и даже наоборот, беря, как они говорят, от жизни всё. 

Преподобный Авва Исаия учит: «Всякому пороку сопутствует скорбь. Слава людская рождает гордость. Украшение тела есть пагуба души. Беседы мирские мраком облачают сердце и от добродетелей отторгают. Любовь к вещам земным возмущает ум и сердце, а презрение к ним приносит покой и тишину. Конец добродетелей есть любовь, а край пороков есть – почитать себя праведным. Кто сам себя не осуждает, тот побежден бывает гневом. Кто обращается с людьми, преданными миру, и ведет с ними беседы, тот расстраивает душу свою, лишая её надежды в молитве. Ни к одному человеку не имей вражды, иначе молитва твоя мерзка. Будь в мире со всеми, чтобы молитва твоя благоугодна была Богу». 

В этом наставлении преподобного дается настрой душе. Только если мы смиренно считаем себя великим грешником, мы можем надеяться на милость Божию. Учиться делам смирения должен каждый. Надо учить себя меньше говорить. В начале это может и не получиться, но постепенно мы научимся молчанию. Нет никакого смысла участвовать в пустых словопрениях, считать себя умнее, красивее других. Мы все призываемся к покаянию. А цель покаяния – это порвать с грехом и больше в него никогда не впадать. 

Грех делает нас пленниками у диавола, и надо молиться Богу, чтобы Его благодать избавила нас от рук врагов наших. Господь чист и милостив, Он этого же хочет и от нас. Он хочет вселиться в нас, но если в нашем сердце есть грех – оно не может стать жилищем Бога, оно не может видеть сладость благодати Божией. 

Преподобный Авва Исаия говорит: «Нести крест, значит истреблять всякий грех. От этого рождается и любовь, без которой нет креста. Будем же усердно исполнять, что в силах наших, и Бог по множеству милости Своей поможет нам. Не презирайте жизни своей, и душа ваша да не поспеет в делах злых, а пребывает в смирении, чтобы она имела чистую совесть и ни к кому не питала бы неприязни. С омерзением отвращайся от дел злых: и Господь пребудет в нас и милостью Своею подкрепит немощь нашу». 

Чтобы достигнуть спасения, нужно обязательно правильно веровать в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно иметь пламенную любовь к Нему и желать быть с Ним в общении. Нужно правильно выстроить свои отношения с ближними, чтобы не причинять им вреда и соблазна, заботиться о возделывании сада своей души, в кротости и терпении приносить плоды Богу. 

Господь наш милосерд, и потому, чтобы подражать Ему, и мы должны быть милосердны к тем, с кем по жизни идем. Евангелие нам не разрешает судить или гневаться на брата, презирать его или ни во что ставить, гневаться и долго сердиться. Это все свойственно не верующим людям. Мы хуже наших ближних и потому проще всего нам необходимо позаботиться об очищении себя от грехов, надо свои грехи вначале оплакивать, а уж потом можно помочь и немощной братии. 

Как говорит преподобный Авва Исаия: «Кто, оставив заботу об уврачевании своих грехов, печется о том, чтобы врачевать других, тот действует навыворот. Надо омыть слезами свои грехи и умолить Божие милосердие, да простит их и дарует силу и твердость не впадать больше в те же грехи и не оскорблять Его уже не мыслью, ни словом, ни делом. Блажен, кто так действует в истине». 

Когда человек кается в своих грехах, то у него не остается времени на то, чтобы заняться чем-то бесполезным, праздным и ненужным. Ему хочется успеть в этой жизни вкусить милость Божию, чтобы переселиться в тот мир с уверенностью, что Господь оставил все грехи. Но даже великие святые, умирая, не были уверены, понесли ли они достаточно покаяния или нет, и просили Господа, чтобы Он продлил дни их жизни на земле, чтобы принести плоды покаяния. 

Каждый из нас, дорогие братья и сестры, должен знать, ходит ли он в покаянном чувстве. Как это узнать? Обратимся опять к наставлениям преподобного Аввы Исаии, который говорит: «Если подвергшись покаянию, негодуешь, то ты не знаешь истинного покаяния. Если скорбишь о похищенных у тебя вещах, то страха Божия нет в тебе. Если во взаимных собеседованиях желаешь, чтобы твои слова брали верх, то страха Божия нет в тебе. Если поскорбишь о том, что речь твоя презренна, то страха Божия нет в тебе. Блажены никогда не надеющиеся на свои дела и не дерзающие без страха предстать пред Богом. Познав Его величие и свою нетвердость, они стараются повиноваться воле Его». 

Когда мы исповедуемся Господу в грехах своих и стараемся их изгладить слезами покаяния, то тем самым наша душа восстает для новой жизни во Христе. Слезы помогают нам размочить загрубевшее наше сердце. Когда сердце становится мягким, оно даже вину ближних берет на себя. Когда мы научимся жить по воле Божией, то почувствуем что иго Христово благо и бремя Его легко. Это только вначале кажется, что путь Господень тяжел, но когда на него встанешь и облачишься в добродетель, то сила Божия будет нести нас сама, как мать несет на руках ребенка. Иго Христово - это путь святых. Если мы хотим иметь честь со святыми, то и нам надо приобрести качество их души. 

Святые были кротки, чисты, тихонравны, добры, всегда имели радость духовную, воздерживались от всех страстей, имели одинаковую любовь ко всем, имели святое рассуждение. Множество святых стало мучениками, ибо непоколебимую веру не смогли сломить ни мучители первых, ни последних веков. Удаляясь от мира в пустыни, они терпеливо переносили все лишения и скорби, у них было одно желание везде, всегда и повсюду быть с Господом Иисусом Христом. 

Чтобы нам идти вслед святым, надо прежде всего развязать себя от пут греха, получив духовную свободу, и деятельную любовь к Богу и ближним, мы должны не сомневаясь устремиться ко Христу. 

На этом пути надо подкреплять себя частым причащением Святых Христовых Таин, внимать себе, чтобы ничто уже больше не смогло нас отделить от Бога. Если будем себя укорять во всем, то Господь пошлет нам Свой страх, и ограждаемые Его страхом, мы умудримся в делах благочестия. 

Не будем ждать, дорогие братья и сестры, пока придет к нам смерть, чтобы не стать нам по левую сторону на Страшном Суде, когда святые будут облекаться в светлые ризы, состоящие из их добрых дел. Постараемся и мы что-то прибрести для себя из одежд, присущих святым, а для этого нам не только надо вступить в подвиг покаяния и очистить себя от страстей, но и позаботиться о брачной одежде. Аминь.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS