Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Сентябрь 2019

О вере.

19.09.19

Святые отцы говорят о трех силах души: мыслительной, раздражительной и желательной. Соответственно это ум, чувство и воля. Падение поразило и эти силы. Чувства оземлены, обращены на материальное, плотское. Воля развращена, человек желает подчас таких вещей, о которых страшно и стыдно говорить. И ум потерял свою первую светлость, свою простоту, способность проникновения в самую сущность любых вещей. Но все же, по свидетельству тех отцов, которые подробно говорили о наличном состоянии человека, именно ум поврежден все-таки меньше всего.

игумен Нектарий (Морозов)


Проповеди митрополита Варсонофия

О вере. Беседа первая
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сейчас Святая Церковь каждый год причисляет к сонму новомучеников Российских десятки и сотни людей, которые в первой половине 20 века явили свою веру во всей ее полноте. Веру как верность Христу наш народ показал всему миру. Только за истинную веру можно было умереть в убеждении, что такая смерть приносит вечную жизнь.
Каждому поколению людей выпадает своя чаша испытаний. В мирное время многие подвижники оставляли свои дома, свои дела, будучи знаменитыми уходили в монастыри, где предавались познанию Бога, ибо во всем земном кроме праха и дыма они ничего не обрели. Оставив приятную жизнь, люди уходили в безвестные пустыни, чтобы вдали от мирского шума терпеливо и благодушно перенести все то, что им встречалось на иноческом пути. Терпя многочисленные утеснения и скорби они знали, что Господь все видит, и Его помощь всегда бывает своевременна.
По словам преподобного Симеона, Нового Богослова, которого мы сегодня будем много раз цитировать, «истинно верующих отличительный знак есть ни в чем никогда не преступать заповеди великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вера во Христа, истинного Бога, рождает желание вечных благ и страх мучения; желание же этих благ и страх мук приводит к строгому исполнению заповедей, а строгое исполнение заповедей научает людей глубокому сознанию своей немощности; это сознание истинной немощности нашей рождает память о смерти; кто же возымел эту память сожительницею себе, тот приболезненно взыщет узнать каково будет ему по исходе и удалении из этой жизни; а кто тщательно старается узнать о будущем, тому, прежде всего, надлежит лишить себя настоящего (т.е. благ и вещей мира сего). Ибо обладаемый пристрастием к чему-либо из этого последнего, даже самому ничтожному, не может стяжать совершенного познания о том первом. Даже когда бы, по смотрению Божию, вкусил он сколько-нибудь такого познания, то если тотчас не оставит того, к чему одержим пристрастием, и не предастся всецело стяжанию этого единого познания, не позволяя себе даже думать о чем-либо другом, кроме его – взято будет от него и это познание, какое мнится он иметь».
Конечно, преподобный Симеон говорил это монашествующим. Нам же, живущим в миру, от вещей отрываться не надо, не надо к ним просто прилепляться. Нам нужно отказаться от всех житейских удовольствий, которые запрещены законом Божиим. Если мы должны возненавидеть мир, то не вообще мир как космос, а мир греха, который уловляет души людей для их вечной погибели. Это возможно сделать, имея любовь к Господу, если мы будем постоянно о Нем думать, Ему молиться.
Послушание, которое имеет каждый из нас, надо выполнять как порученное Богом, и тогда оно будет совершаться с радостью. Надо выполнять все предписания Церкви о посещении храма и соблюдать посты.
Преподобный Симеон говорит: «Невозможно и плоть наполнить досыта брашнами, и духовно наслаждаться умными и божественным благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешениями духовными».
Чтобы Господь призрел на нас, нам нужно смиряться. Господь посетил Деву Марию, но она при этом говорит: «что особого нашел во Мне Господь?» Это было смирение. И за это Её сегодня прославляют все народы. И нас Господь призывает, чтобы мы научились от Него смирению и кротости. Наши сердца гордые и тщеславные, нам тяжело переносить тех людей, которые указывают на наши недостатки, но никуда не денешься – надо смиряться и исправляться, иначе погубим свою душу, которая предназначена для вечности.
Преподобный Симеон говорит: «Кто, будучи безчестим или досаждаем, сильно болит от этого сердцем, о том ведомо да будет из сего, что он носит древнего змия в недрах своих. Если он станет молча переносить наносимое ему, или противоречить с великим смирением, то сделает сего змия немощным и расслабленным (и совсем убьет). А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то такой призывает сам змия – изливать яд в сердце свое и немилосердно пожирать внутренности свои; так что змий тот, будучи таким образом каждодневно усиливаем, поглотит, наконец, самое намерение бедной души его исправить себя и держать исправною в добром порядке жизнь; и силу к тому отнимет. И станет таковой после сего жить греху и совсем мертвым быть правде».
Мы должны знать, что бесы тоже могут бояться людей. В каком случае? Тогда, когда верующий человек находится в единении с Богом. Когда у него из сердца исходит молитва, тогда он упражняется в смирении. Такого человека бесы обходят, ибо от него исходит пламень.
Бесы боятся креста. Вот почему мы освящаем свои дома и изображаем крест на стенах, чтобы бесы видели, что это жилище христианина и сюда не заходили. Сами мы носим на себе нательный крестик – с этой же целью. Надо Крестом Христовым прогонять в бегство всех демонов и не бояться их страхов.
Преподобный Симеон говорит: «Кто проникнут Страхом Божиим, тот не боится обращаться среди злых людей. Имея внутри себя страх Божий и нося непобедимое оружие веры, он силен бывает на все и может делать даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Он ходит среди них как гигант среди обезьянок, или лев рыкающий среди псов и лисиц, уповая на Господа, твердостью мудрования своего изумляя их, ужасает силы их, поражая их словом премудрости, как жезлом железным.
Святые отцы учат нас смотреть на каждого человека, с которым мы сталкиваемся в течение дня, как на посланного нам Богом. От того, как мы выстроим с ним свои отношения, будет выстроен и целый день. Если будем иметь ко всем любовь, то и люди к нам расположатся, и дело у нас пойдет скорее.
У всех, конечно, свой характер, но мы не должны думать, что этот человек добрый, а этот злой. Просто один уже поборол какие-то видимые страсти, и возможно борется с невидимыми, другой еще борим страстями внешними, и они во всем проявляются. Поэтому мы человека должны любить, а грех или страсть, какой он одержим, ненавидеть.
Святые отцы на обладаемых страстями смотрели с большим состраданием. Возьмем пьющего человека. Конечно, можно его гнать с работы, а можно с ним и поработать, потерпеть, чтобы он понял, что пить на работе нехорошо, что это мешает всему коллективу. Возможно, это у нас и не получится, но мы должны попытаться, чтобы наш собрат хотя бы увидел наше сочувствие к нему и желание его исправить.
Каждый должен полагать дом своего спасения не на песке, а на камне. А камень – это наша вера, подкрепленная добрыми делами. Никто дом не строит на воздухе, нужна опора, и пусть этой опорой у всех нас будет православная вера.
Будем укреплять нашу веру, четким исполнением заповедей Господних, точным следованием Святой Православной Церкви, личным благочестием и примером для всех окружающих в исполнении своих послушаний. Тогда по милости Божией, по мере нашего старания и мы станем приближаться к Богу и Господь Сам нас научит как нам спасаться, чтобы иметь наследие со всеми святыми от века угодившими Ему. Аминь.

О вере. Беседа вторая
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как показывает история нашего Отечества, все беды в нашей жизни начинаются с оскудения и потери веры. Господь даровал нашему народу все: и несметные природные богатства, и прекрасное географическое положение и множество талантов. Но самое главное, Он привел наш народ к истинной вере, к Святому Православию.
Вера для человека – это все. От нее зависит вся будущая участь человека, да и не только вечная участь, но и земное благополучие. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Какое великое благо вера! Она спасает нас и тогда, когда мы приходим в безвыходное положение, когда нам угрожает смерть, когда наши обстоятельства отчаянны!»
Без веры человек становится безжизненным трупом, ходячим гробом. Все в нем разлагается и предается тлению. От чего это происходит? Оттого, что вера как уздою сдерживает все человеческие страсти, такие как блуд, пьянство, гнев, хищение, и прочие, от чего жизнь человека просто опускается до уровня животного мира. Откуда в греховном человеке может зародиться добрая мысль, если у него с утра до вечера сплошное помрачение грехом и страстями?
Святитель Макарий, митрополит Московский говорит: «Общество людей без веры в Бога и бессмертие души, - это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга».
Истребляя в народе веру в Бога, советские правители мечтали построить рай на земле. Но все было напрасно. Рай без Бога – это не рай, это ад, это тьма. Общество может быть чем-то похожим на рай, если в основу общественной жизни будут положены заповеди Божии и все, что есть грех, будет удалено из него.
Религия – это свет мира, и если мир хочет быть безрелигиозным – он обрекает себя на вечную тьму. Господь избавил наш народ от тьмы атеизма, которую насаждало государство, и теперь, если мы хотим познать Бога, нам ничто и никто не мешает этого делать. Мы на деле должны исполнять Евангельское учение и будем меняться сами в лучшую сторону и менять жизнь вокруг нас.
По словам апостола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак.2, 20). Вера спасительна для нас тогда, когда наша жизнь протекает согласно ей. Тогда вера доведет нас до врат Царства Небесного и введет в жизнь вечную. Вера вначале удаляет из человека грех, а потом уже соединяет с добродетелью. Вера лучше всего обнаруживается в добрых делах.
Один старец (близ Александрии), окруженный толпою неверных, стал подвергаться с их стороны не только злословию, но и ударам, и когда с насмешкою говорили ему: что удивительного сделал вам Христос, Которого вы почитаете? – сказал: «то, что я не возмущаюсь и не оскорбляюсь этими и большими обидами, если бы вы их нанесли».
Некоторые хвалятся, что они православные, но при этом по жизни ничем не отличаются от неверующих, живут такой же порочной жизнью. Неужели такая вера может спасти, нет и еще раз нет, не стоит заблуждаться – вера и порок несовместимы. При порочной жизни и православная вера не поможет на Страшном Суде. Дела и еще раз дела должны свидетельствовать о нашей вере, если наши дела плохи, то не будем называть себя православными. Православный это тот, кто славит Бога, а не хулит Его своими недостойными поступками.
Любовь к Богу проистекает из веры. Если мы Бога не слушаем, не любим Его, то как мы себе Его представляем? Что Господь будет к нам снисходителен, когда мы Его сознательно игнорируем.
Если мы уверовали в Бога, то вся наша жизнь должна быть выражением веры.
Некто спросил авву Пимена: «Как должно жить человеку?» Старец ответил: «Посмотри на Даниила (пророка): не нашлось на него иного обвинения, как только в служении Господу Богу его».
Любое наше дело имеет цену в глазах Божиих только тогда, когда оно совершается из желания угодить Господу Богу, а если мы делаем, как нам кажется, доброе дело с выгодой для себя, чтобы нас похвалили, скорее всего, оно может быть бесполезно для вечности. Все наши дела должны быть согласованы с волей Божией. Поэтому мы должны прежде подумать, угодно ли наше предприятие Богу? Если сами не в состоянии определить, надо посоветоваться со своим духовником, и он подскажет нам, как правильно поступить, чтобы ничем не погрешить, но наоборот приблизиться хоть на маленькую йоту к Богу. Воля Божия для человека – это высочайшее благо. И если мы не будем ей противиться, то душа наша будет восходить к небу, где всё живет по воле Божией. Это здесь, на земле человек может упорствовать в своих греховных делах. На небе нет греха, там людские души и ангелы живут в согласии с Господом.
Преподобный Антоний Великий говорит: «Истинная радость исходит от Бога и подается только тому, кто самого себя нудит постоянно на то, чтобы свою волю отвергать, а волю Божию во всем исполнять».
Все наши скорби, печали и воздыхания оттого, что мы нарушаем заповеди Божии, что наша жизнь не согласуется со Священным Писанием, которое даровано нам для нашего руководства на пути спасения.
Все наши заблуждения оттого, что мы свои хотения, самолюбие, сластолюбие ставим выше Божественного хотения. Вроде у нас есть память о Боге, но мы никак не можем стать выше всего земного. Нам земля слишком мила, и мы не хотим никак от нее отвязаться, и дать свободу нашему духу, чтобы он воспарил к Тому, Кто сроден ему и от Которого зависит его бытие.
Нельзя же губить самих себя, не для этого Господь произвел нас на Свой свет, чтобы все мы кончили свою жизнь самоубийством и отправились на вечные муки, уготованные диаволу и бесам.
Будем дорогие братья и сестры, укреплять нашу веру добрыми делами, ограждая ее страхом Божиим. Пусть страх Божий вселится в сердце каждого из нас, кто именует себя верующим, просветит нас и поможет нам научиться исполнять заповеди Божии и творить добрые дела. Аминь.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS