Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Сентябрь 2019

О воцерковлении. О молитве (беседа первая).

20.09.19 | Источник: Проповеди митрополита Варсонофия

Любвеобильный Отец наш все творит на пользу нашу: иногда телесными болезнями врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания нашего терпения и для вящей награды душевными дарованиями, здесь или в будущем веке, и многие есть причины, кои мы постигнуть не можем.

прп. Макарий Оптинский

О воцерковлении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Многие из нас, дорогие братья и сестры, недавно стали ходить в храм, но не воцерковлены и думают, что достаточно просто именоваться православным и Бог нас помилует. Но можно ли именоваться православным и жить вне Церкви, быть непричастным к Её жизни? Ответ однозначен – нельзя.
Через Церковь мы приходим ко Христу. Грехи нас отсекают от Церкви. Вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет духовной жизни. Главой Церкви является Господь наш Иисус Христос, а мы, люди – тело. Христос и Церковь – одно целое. Как не может существовать тело без головы, так и Церковь без Христа. Мы все христиане питаемся, освящаемся и живем Христом. Христос – это наш Господь, всезнающий и всесильный, везде существующий и все наполняющий. Христос наша опора и в этой жизни и в жизни будущего века. Если наша душа – невеста, то ее Жених – Христос. Господь наш Иисус Христос соединяет собой небесное и земное, ангелов и людей, тварь видимую и невидимую.
Церковь – это все мы. Когда мы будем жить в Церкви, мы будем жить с Богом. Очень важно это понимать и стать церковными людьми, важно войти нам в Церковь по-настоящему. Мы должны быть одной общиной, быть едиными друг с другом и в радостях и в печалях. Ощущать друг друга братьями и сестрами. Мы должны научиться молиться друг за друга, забывая себя, жить ради ближних. Так поступал Христос, так, подражая Ему, и Его последователи должны отдавать себя целиком служению спасения друг друга.
Потому Господь говорил: узнают о нас, что мы Его ученики, если будем иметь любовь друг ко другу. Нам нужно любить других и молиться, чтобы никто не погиб, но чтобы все через Церковь спаслись. Когда мы замыкаемся на самих себе, когда мы удаляемся друг от друга – мы уже не можем именоваться христианами. Господь хочет, чтобы мы были Его присутствием в этом мире, были Его посланниками к тем, кто еще далек от Бога. Господь хочет, чтобы мы и о них молились, чтобы они изменились и пришли ко Христу и поклонились Ему как Сыну Божию и Спасителю.
Слово Божие учит нас тому, что Господь любит и праведных и неправедных и всем посылает одинаково и тепло, и дождь. Это тоже для нас пример того, что мы должны строить отношения свои со всеми людьми только на основе любви и доброжелательности. Более того, Господь повелевает нам любить врагов, если таковые у нас есть.
Вступающий в Церковь человек должен жизнь свою строить по-новому. Если прежняя жизнь это стремление к смерти, то во Христе смерти нет. Христос упразднил смерть, «смертию смерть поправ». Кто в Церкви – тот живет вечной жизнью. Господь даровал нам Свои живительные заповеди, Он оградил ими нашу жизнь. Кто исполняет заповеди Христовы, тот живет всегда и не умирает. Умирают страсти, умирает плоть, но душа идет в пресветлый рай. Смерть для христианина – это лишь одно мгновение, которое каждому надо перенести, чтобы оказаться и жить в невечернем свете.
Как люди, мы не можем прожить и одного дня без греха. Господь об этом знает, и для того, чтобы мы не впадали от грехов в отчаяние, Он установил в Церкви Таинство исповеди, в котором мы каемся в своих грехах, получаем прощение и вновь идем к бессмертию.
Когда среди верующих появляются какие-то страхи, то думаю, что они имеют один источник – диавола. Для верующего человека не должно быть никаких страхов, кроме страха Божия. Страх смерти, страх диавола или мучения в аду – все это удел людей неверующих, людей далеких от Господа Иисуса Христа. Если христианин живет по воле Божией, он не должен ничего бояться. Человек, живущий с Богом, он живет уже в Раю. Отсюда, с земли начинается рай. Церковь – это уже рай. Если мы будем в Церкви, если мы будем служить Господу день и ночь, мы войдем в любовь Божию. Где Господь – там всегда радость, свет, духовное веселие. Когда мы со Христом, мы живем во свете. Когда мы вне Христа, значит мы еще во тьме. Мы не можем быть одновременно и во тьме и во свете, вне Церкви и в раю. Тьма уходит от нас тогда, когда мы зажигаем свет. Если хотим мы ходить всегда во свете, дорогие братья и сестры, то мы должны быть всегда в Церкви, должны сохранять наше единство во Христе, оказывать послушание Матери-Церкви и Ее священноначалию – Святейшему Патриарху, епископам, священникам. Когда мы прислушиваемся к голосу Церкви, мы слушаем Самого Господа, нашего Пастыреначальника, Который день и ночь печется о Своем стаде, чтобы это стадо было единым, как и един Пастырь.
Истинный христианин всегда любит свою Церковь, он всегда болеет за все, что случается с ней. Церковь в этом мире бывает гонима, как гоним был и ее Основатель. Церковь бывает бесчестима, как бесчестим был ее Глава. Церковь бывает распинаема, как распят был Христос. Много обвинителей у Церкви, много людей, которые не любят Церковь, ибо она является укором их жизни. Это не должно нас смущать. Мы должны всегда спешить в наши храмы, жертвовуя своим покоем. Воскресный день нам дан не только для отдыха от повседневных трудов, но и для того, чтобы мы посетили храм Господень, поучаствовали в общецерковной молитве.
Особенно чаще нам надо причащаться Святых Тела и Крови Господних. Судить, православные мы или нет, можно и по этому признаку. Кто, достойно подговившись, причащается часто – тот православный, а кто никогда не причащается, хотя и крещен, такого человека православным назвать можно только с натяжкой, надеясь, что в будущем он станет настоящим христианином, как мы говорим, воцерковленным человеком.
Слава Богу, мы сейчас наблюдаем, как многие люди, совсем недавно жившие без понятия о Боге, стали задумываться на эту тему, интересоваться религией, соблюдать посты, ездить по святым местам – все это не может нас не радовать.
Так постепенно Господь обретает Своих заблудших овец и ведет их в Свою ограду, и очень важно, чтобы мы, уже сегодня находящиеся в ограде Церкви, были примером для них в любви, милосердии и служении Богу. Аминь.
________________________________________

О молитве. Беседа первая

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Все мы, дорогие братья и сестры, должны стремиться к тому, чтобы быть услышанными Господом во время наших молитв. Любвеобильный Господь ждет от нас не сложных молитв, а изложения простых нужд от всего сердца.
Святой Петр Дамаскин говорит: «Молящийся только устами - воздуху молится, а не Богу: Бог обращает внимание на ум, а не на слова, как люди». Человек без молитвы сидит во тьме, и когда он начинает молиться, в душе его как бы загорается лампочка, и чем больше молитв, тем больше лампочек, а значит и больше света. Поэтому мы должны не умалять значение молитв, а помнить, только в свете мы можем видеть ясно все предметы и только с ним можем непреткновенно шествовать по пути спасения.
Преподобный Серафим Вырицкий говорит: «Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю».
Святые отцы считали за празднословие, когда молитва совершается с небрежением или леностью, когда мы молимся только кончиком языка, а сердце наше занято чем-то другим. Иногда мы сами не слышим и не помним, что читаем, в то же время думаем, что Господь будет нас слушать.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Псалмы можно петь и без голоса, только бы внутри звучала мысль. Ведь мы поем не человеку, но Богу, а Он слышит и голос сердца, и проникает в сокровеннейшие наши мысли».
Бесы во время молитвы стараются отвлекать нас, встревать с нами в беседу, поэтому надо смотреть за умом, чтобы он не отвлекался оттого, что мы читаем или поем. Душа, не стремящаяся к молитвенному общению с Богом, бывает мертва, но и душа, во время молитвы беседующая с Божьими врагами, также мерзка и нечиста перед Богом, и нам следует отгонять все нечистые помыслы, которыми будем обуреваться. Молиться можно и нужно везде. Господь нас слышит и на море и на суше, и в воздухе и под землей, главное нужно иметь необходимое душевное расположение и Бог готов внимать своим детям, где бы они ни находились, и откуда бы ни возносили свой глас.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если сердце твое свободно от нечистых страстей, то где бы ты ни был, на торжище ли, дома ли, на пути ли, в суде, на море, в гостинице, или в мастерской, - везде можешь молиться Богу».
Подвижники благочестия знали цену молитвы и считали её главой всех добродетелей и добра, но они старались её украшать смиренномудрием, простотой и благостью, тогда они получали большую пользу от молитвенного делания.
Преподобный Серафим Саровский призывает, пока мы ещё на земле, стремиться стяжать благодать Святого Духа. Эта благодать дается через непрестанную молитву. Но от нас требуется подвиг и напряжение, ибо зло рядом. Во время молитвы может нападать и сон, и уныние, и усталость и тяжесть во всем теле, всевозможные помыслы, нападение лукавых духов, которые не хотят, чтобы наша душа стала невестою Духа.
Преподобный Макарий Великий говорит: «Чтобы стяжать залог жизни нужно крепко уверовать в Бога, отречься зла и суеты, непрестанно пребывать в молитве, принуждая к доброделанию заповедей, даже против воли сердца».
Через молитву у нас в сердце загорается влечение любви к Богу, посредством её мы воспринимаем благодать Святого Духа, которая освящает нашу душу и животворит её, предварительно прогнав из сердца всех тех, кто владел нашими помыслами.
Чтобы наша молитва имела крылья и легко поднималась к Богу, к небу, необходимо жизнь проводить в целомудрии и чистоте, в покаянии и слезах.
Иногда нас просят помолиться, а мы дара молитвы не имеем. Что делать? Отказать? Нет, этого делать не стоит. Мы должны молиться друг за друга, и если просящий человек верит в силу нашей скромной и смиреной молитвы, то по своей вере он получит просимое.
«В молитве, - по словам преподобного Иоанна Лествичника, - прежде всего, должно быть благодарение, потом исповедание, душевное сокрушение в глубине чувства и потом уже прошение свое. Такой образ молитвы самый лучший, как открыт ангелом. Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущения, а получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай».
Каждый собирает богатство там, где его привязывает сердце. Для христианина лучший урожай бывает на молитвенных бдениях и предстояниях перед Богом.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для молитвы нужно не столько слово, сколько мысль; не столько движение рук, сколько напряжение души: не столько известное положение тела, сколько расположение духа».
Сейчас длительные богослужения в основном бывают в монастырях, и мы видим, что наиболее просвещенные в делах внутреннего человека люди живут в монастырях или при храмах. Кто часто молится – тот находит обильнейшие милости у Господа. Вот почему люди устремляются в монастыри, чтобы здесь приобщаться к монастырской молитве, к монастырскому расписанию и укладу жизни, чтобы приобщиться к духовности.
По словам святых отцов молитва имеет свои плоды, и наиболее близки и понятны нам – это слезы, покаянное сокрушение, смиренномудрие. Все кто молится правильно - эти плоды имеют, а кто их не имеет, значит, что-то не так он делает.
У каждого из нас есть свой ангел-хранитель, к которому мы обращаемся, чтобы он напоминал нам через совесть, если мы в чем-то согрешаем, и чтобы ангел вразумлял нас и напоминал нам о том, что мы должны непрестанно молиться.
Наша душа должна сама тянуться к Богу, как подсолнух тянется к солнцу. Мы можем заниматься любым трудом, а в сердце должно быть постоянное чувство, постоянная мысль о Боге, и постоянно одна просьба к Богу о помиловании. У нас есть у всех свое молитвенное правило внешнее, которое мы совершаем в определенное время, а здесь мы говорим о внутренней молитве, которая должна быть всегда и на всяком месте, рука за делом, а ум беседует с Богом.
Святитель Феофан Затворник говорит: «Сила молитвы не в словах, а в мыслях и благоговейных чувствованиях к Богу, а некоторые, как заговор, мурлыкают, а сердце пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. У них приходит малая теплота, и они кричат – вот благодать, - но это теплота легкая от естества, и не от благодати».
В молитве мы не должны иметь теплоты или сладости, мы должны сокрушать свое сердце, очищать его, а уж потом что Сам Господь, Чистый Дух считает нужным послать в нашу душу, то и примем, как недостойные никакого дара, рабы неключимые. Если Господь пошлет теплоту, то мы должны её хранить вечно, она после потери, возвращается покаянием.
Будем дорогие братья и сестры, молиться всегда и везде и дома и на работе, будем приучать себя к церковным службам. Если мы будем слушаться Господа во всем, то и Господь будет слушать наши молитвы. Усилим молитву постом и милостыней, и она быстрее будет подниматься к Подателю всяческих благ - Богу. Уже одно пребывание в молитве это шаг в правильном направлении. Пусть побольше у нас будет таких шагов, и тогда не далеко мы будем от милостей Божиих. Аминь.





Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS