Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Сентябрь 2019

О молитве. Беседа третья.

22.09.19

Если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести жизнь чистую, которая и располагает Духа пребывать в нас и поддерживать силу веры. Невозможно, подлинно невозможно, чтобы проводящий нечистую жизнь не колебался в вере.

свт. Иоанн Златоуст


О молитве. Беседа третья

Проповеди митрополита Варсонофия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Враг рода человеческого постоянно ведет брань с людьми. Не оставляет он нас и во время молитвы.
Приходилось замечать не раз, как люди в храме, на домашнем молитвенном правиле зевают. Поначалу думалось, что не хватает кислорода, или человек не выспался. Но вот у монаха Евагрия есть этому объяснение. «Слышал я от святого Макария, - говорит он, что зевота во время чтения Священного Писания и сон – от демонов, в доказательство чего он приводит обычай при зевоте полагать крестное знамя на уста, по древнему незапамятному преданию. Все это мы терпим от них потому, что читаем без внимания и не помним, что читаем священные слова Бога Живаго».
Великое дело научиться молиться без всяких развлечений. Но молится так тот, у кого ум окреп и уже не воображает ничего из внушаемых вещей. От частой молитвы бывает меньше искушений, а оттого, что мы редко молимся, то за наше нерадение в сердце всходят всякие помыслы. Монах Евагрий учит: «Если желаешь чистой молитвы – блюдись от гнева. Если любишь целомудрие, воздерживай чрево. Бодрствуй в молитве и памятозлобие далеко отжени от себя. Словеса Духа Святого да не оскудевают у тебя, и в дверь Писаний толкайся руками добродетелей. Тогда воссияет в тебе бесстрастие сердца, и ты узришь ум свой в молитве блистающим подобно звезде».
Молитва у нас будет чистой в том случае, если у нас не будет скверных помыслов, если у нас будут ослаблены страсти. Святые отцы замечали, что если кто спит днем – он либо больной телом, либо у него уныние на душе, либо он беспечен, либо неопытен. Известно, что многоспание огрубляет сердце, а всенощное бдение утончает ум. Но, по словам святых отцов лучше спать, чем проводить время в пустословии и пустом времяпрепровождении.
Монах Евагрий говорит: «Во время молитвы будь особенно бдителен, ибо злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют незамеченным, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора, чтобы во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет».
Чтобы стяжать дар молитвы, многие христиане уходили в пустыни. И там предаваясь подвигам, они получали этот дар и оставили нам некоторые назидания. Так преподобный Нил, подвизаясь на Синае, много чего познал, и много чего сподобился у Господа. Он говорил: «Прежде всего молись о получении слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость и исповедав на себе «беззакония Господеви» (Пс. 31,5), получить от Него оставление грехов. Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтобы расстроить твое молитвенное устремление. Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться, как должно. Когда молишься, как должно, могут встретиться тебе (прийти на ум) какие-либо дела, за которые покажется тебе праведным погневаться на ближнего; (Поостерегись). – Нет совсем гнева на ближнего, который был бы праведен. И, если поищешь, то найдешь, что можно и без гнева дело устроить хорошо. Почему всячески ухитряйся не подвигнуться на гнев».
Во время молитвы мы не должны настаивать на своем, не всё должно быть по нашим желаниям, ибо мы люди грешные и не знаем, что нам полезно. В молитве мы должны просить, чтобы на все была воля Господня. И не только в молитве, но и во всех наших делах мы должны поступать по воле Господней. Ибо Господь всегда нам желает доброго, а мы не всегда понимаем, что нам нужно. Нам всё нужно, но не все полезно, и поэтому лучше Господа никто не может распорядиться нашей жизнью.
Некоторые люди скорбят, что их молитва остается не услышанной, ибо сразу они не получают просимого. Но Господь иногда совершенствует нас в терпении, чтобы мы ещё больше молились, так как нет ничего выше на земле и на небе как общение с Господом.
Молиться нам надо сердцем, чтобы Господь очистил нас от наших страстей, потому что проблемы в нашей духовной жизни легли именно в этой плоскости. Очистившись от страсти, мы получаем благодать Святого Духа, которая освящает нас.
По словам преподобного Нила Синайского, «Святый Дух, снисходит к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы ещё нечисты; и если только найдет ум наш искренно Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его через то к вожделению духовной молитвы».
Святым отцам было открыто, как Ангелы Хранители, которые есть у каждого христианина, возбуждают нас к молитве, когда мы молимся, они стоят рядом с нами и тоже молятся Владыке и Господу за нас. Они радуются нашему молитвенному настрою, и скорбят, когда мы небрежем о своем спасении, ведем беседу не с ними, а с бесами, когда увлекаемся нечистыми помыслами.
Особенно неверен бес блуда, он очень обольстителен и коварен, всячески старается ум отвлечь от собеседования с Богом.
Бесам труднее всего приступать к людям смиренномудрым и мужественным. Этих людей бесы бояться как огня, да и Господь повелевает Своим Ангелам, чтобы они стерегли такие души и никакие вражеские действия не вредят им.
Любое искушение они отражают молитвой, которая льется у них непрестанно из сердца. Как мухи садятся только на остывшие предметы, так и бесы подступают к нам, когда мы охладеваем в молитве, когда леность обуревает нас и сонливость нападает на нас.
Молитвой человек приобретает многие блага и поэтому она является важнейшей добродетелью, которую мы должны приобретать по мере очищения себя от плотских похотей. Особенно отцы пустынники запрещали братьям, входить в общение с противоположным полом, от которого теряется молитва и покидает мир душу.
Преподобный Нил Синайский говорит: «Избегай общения с женщинами, если хочешь быть целомудренным, и никогда не давай им свободы смело обращаться с тобою, ибо вначале они, или действительно имеют, или лицемерно оказывают несмелую стыдливость, а впоследствии отваживаются на все. – И бывает это для тебя удою, уловляющею в смерть, хитросплетенною сетью, влекущею в гибель. Да не ввергнут они тебя в обман скромными речами; потому что и в них тоже сокрыт злой яд звериный».
Будем учиться, дорогие братья и сестры, молиться не рассеянно. Пусть наша молитва исходит из глубины нашего сердца, тогда она будет услышана Господом и принесет то, что от неё мы ожидаем. Аминь.



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS