Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Каждому нужно знать

Почитание Честного Креста

16.09.14 | Автор: Священномученик Серафим, Епископ Дмитровский | Источник: www.pokrovhram.ru
Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа.
Гал. 6, 14 
Покланяйся и образу креста Его. Ибо он есть величайшее и торжественное знамение победы Христовой над диаволом ц всем противным полчищем... Прославляй его ныне... и прославишься с ним.
Святитель Григорий Палама
До страданий Господа нашего Иисуса Христа на Кресте он считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий, почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом (Втор. 21, 23). Но Спаситель взошел на Крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно.«Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва», — учит Святый Апостол Павел (Гал. 3, 13). ). «Аз душу Мою полагаю, — говорит Сам Господь, — да паки прииму ю: никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю» (Ин. 10, 17-18). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая Жертва за все человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление — и получали его (например, кровоточивая жена), если почитались первыми христианами опоясания и платки Святого Апостола Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только Прикасалось тело Господа, но на котором совершено избавление всех нас. Однако здесь необходимо сделать оговорку. Не всё прикоснувшееся к плоти Христа Спасителя непременно должно было освятиться и получить целебную, спасительную силу от Бога. Освящалось лишь то, что могло воспринять освящение, вместить в себя и хранить. Это лучше понять путем сравнения с принятием Святых Христовых Таин — Тела и Крови Спасителя. Причащаются многие, но не всем Причащение приносит пользу. Для того, чтобы Причащение служило во оставление грехов и в жизнь вечную, надо принимать Святые Тайны достойно: «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (I Кор. 11, 29). Та же вещь, которая послужила орудием прославления Христа, не должна быть в бесчестии, ибо прославление и бесчестие взаимоисключаемы. На Кресте прославление Христа — Крест должен быть почитаем. Крестом совершено наше спасение, побеждены силы зла. Это оружие победы над духовным врагом, и как оружие он должен почитаться, как, например, почитался меч Пророка Давида, сокрушивший Голиафа.
Почитается не только тот Крест, на котором совершилась единожды Голгофская Жертва, но и другие кресты, изобразующие первый Крест и Распятого на нем. И только с таким значением они почитаются. При таком восприятии Креста ясно становится, что количество сторон его не играет существенной роли. Кресты могут быть и восьмиконечные, и шестиконечные, и четырехконечные, лишь бы с ними соединились воспоминания страданий Спасителя. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, например, о четырехконечном Кресте: «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силой Божией держится высота и глубина, длина и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь».
Святой Апостол Павел хвалился Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14; I Кор. 1,18, 23-24). Было бы неверно думать, что Святой Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея ввиду Распятого: само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для Апостола Павла Крест Господень — то, перед чем надо благоговеть. Что в Новозаветных писаниях Крестом Господним именуются не только страдания Христа Спасителя, но и сам Крест — древо крестное свидетельствует святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «Стояху же при Кресте Иисусове Мати Его и сестра Матере Его Мариа Клеопова и Мариа Магдалина»(Ин. 19, 25). Сам Спаситель, беседуй со Своими учениками о Своем втором пришествии, сказал, что оно будет предварено явлением знамения: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси» (Мф. 24, 30). Что это за знамение? — По изъяснению Святых Отцов Церкви это Крест Господень. Святый Иоанн Златоуст объясняет, «для чего и почему Он придет с крестом»: во-первых, чтобы «утешить и успокоить» верных, во-вторых, «дабы распявшие Его уразумели из самых дел свое собственное безумие, для этого Он покажет им самое обличение их безумия».
Крест есть орудие нашего спасения, средоточие спасения. На нем принесена великая Жертва за нас, после которой началось прославление Распятого — сошествие во ад, поражение духов злобы, затем преславное воскресение, вознесение на небо обоженного человеческого естества и седение одесную Бога Отца.
В святоотеческих творениях имеется множество свидетельств о почитании Креста, о необходимости, спасительности сего почитания. Апостольский Муж Святой Игнатий Богоносец (I век) склоняется перед Крестом и говорит: «Мой дух — в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь». О Кресте Христовом говорится и в памятнике конца I — начала II века — Посланник Варнавы (см. гл. II). А христианский апологет Тертуллиан (II—III вв.) прямо говорит «верховным правителям Римской империи»: «Что касается до тех людей, которые обвиняют нас в поклонении Кресту, то мы того не стыдимся». Тот же апологет пишет: «При всяком успешном предприятии, при всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при умывании, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах (то есть, садясь и ложась) и при всяком деле мы начертываем на челе Знамение Креста». У святых отцов Церкви последующих веков свидетельств о почитании Креста значительно больше. Все Вселенские Соборы Крест Господень благочестно принимают и лобызают. (Как и Святые Иконы, Мощи).
В церковной истории соединено с Крестом немало чудес, которые убедительнейшим образом показывают необходимость, спасительность его почитания. Так в житии Святого Мученика Феодота, пострадавшего в 303 г. в жестокое гонение при императоре Диоклитиане, рассказывается, что он перед мучением «оградил себя крестным знамением и мужественно вышел из своего дома». Крестное знамение дало страдальцу небесную силу спокойно перенести всю жестокость мучений. Точно также поступил и Святой Мученик Гордий, страдания которого описал в своей беседе Святитель Василий Великий. Исповедав перед мучителями свою христианскую веру «и описав на себе образ Креста, пошел он под удар, не переменившись в цвете тела, и нимало не изменив светлости лица». Подобным образом поступали и другие мученики за веру, да и другие христиане перед совершением любого доброго или трудного дела.
Враги Святого Епископа Иулиана, желая умертвить его, подкупили его слугу положить яд в питье. Узнав по откровению Божию о злом умысле, Святой Иулиан призвал их к себе и, взяв чашу с отравленным питьем, сказал: «Вы хотите умертвить ядом смиренного Иулиана; вот я перед вами пью эту чашу». Потом три раза осенил чашу с ядом крестным знамением и, выпив, остался невредим. Злоумышленники, раскаявшись, умоляли Святого Мужа о прощении, и он простил.
О Святой Мученице Василисе говорится, что она, «оградивши себя знамением честного Креста, вошла в пламень и долго оставалась в нем без всякого вреда». Точно также невредимой вышла из пламени Святая Первомученица равноапостольная Фекла, сотворившая крестное знамение перед приготовленным костром. Более того, как только пламя окружило голову Святой, внезапно пошел большой дождь с градом, погасивший огонь. Мучители же, объятые страхом, бежали в свои дома. А Преподобная Мария Египетская не была допущена невидимой Силой к поклонению Кресту Господню до тех пор, пока у входа в Храм не раскаялась в своих великих грехах и не дала обещания перед образом Божией Матери исправить свою жизнь. Нельзя не упомянуть еще о двух чудесных событиях, связанных с Крестом Господним и засвидетельствованных первыми христианскими церковными историками Евсевием Памфилом (IV в.) и Созоменом (V в.) Евсевий рассказывает о том, что блаженный царь Константин перед битвой с Максентием удостоился видеть среди дня на небе Крест из света с надписью: «Сим побеждай». Зрелище это «объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо». Евсевий добавляет, что знамение, посланное от Бога, настолько было удивительным, «так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Но нас с клятвой уверял в этом сам победоносный царь, когда, спустя долгие после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы». После победы, когда в Риме была поставлена статуя императору, он повелел утвердить в своей руке Крест со словами: «Этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил наш город от ига тирана». Спустя немного времени после чудесного явления Креста святому Константину, его мать Святая царица Елена обрела в Иерусалиме Животворящий Крест, на котором был распят Сам Господь. Это обретение, описанное другим церковным историком — Созоменом, также сопровождалось чудесами. Крест Христов находился среди других крестов. Чтобы его выделить начали поочередно возлагать кресты на больную женщину, веруя, что Господь Сам укажет на Свой Крест. — И Господь указал: как только был возложен Его Крест — больная встала с постели здоровой. Таким же образом был воскрешен и мертвый. По свидетельству Святого Иоанна Златоуста, «многие, как мужи, так и жены», старались получить частицу древа Животворящего Креста и, если получали, то обкладывали ее золотом, вешали на шею, «между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания».
Итак, через Честной Крест подается христианину многое, необходимое ему для пути ко спасению. Поэтому в заключение и хочется сказать словами Святителя Иоанна Златоуста: «Никто не стыдись достопокланяемых знаков нашего спасения, которыми живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но как венец будем носить Крест Христов. Через него совершается все, что для нас нужно. Нужно ли родиться — предлагается нам Крест; хотим ли напитаться таинственной пищей, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать — везде предстоит нам этот знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыку... Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных»

Святый Апостол Павел в Послании к Галатам говорит:
"А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я миру".
Каждый христианин должен распинаться миру, быть распятым на кресте. Есть у него и гвозди, четыре гвоздя, которыми пригвождается он ко кресту; есть и копие, которым прободается его сердце. Что же это за крест у христианина? Крест этот называется мироотречение. Мира нужно отвергнуться, не того мира, в котором светит яркое солнце, не того, в котором цветут прекрасные цветы — нет, через этот мир мы только познавать можем Творца, прославлять. От другого мира нужно отречься, от того, который Апостол Иоанн называет: "Мир прелюбодейный и грешный". Мир этот движется на адской колеснице, у которой три колеса, о которых тоже говорит Святой Апостол. Колеса эти похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Этими тремя колесами колесница мира и движется прямо в пропасть адову, в царство сатаны.
Первое колесо — похоть плоти: кто живет в нечистоте, кто нарушает узы брачные, а к великому горю в наше время это часто делают), кто обещал хранить девство, а потом нарушает его — вот тот держится за первое колесо этой страшной колесницы.
Похоть очей — вот второе колесо. Похоть очей — это когда грешат взором, очами нарушают чистоту души, например, когда любуются чужою красотою, не Бога прославляя, а самоуслаждаясь, с нечистыми помыслами и желаниями. Всякие зрелища, которые действуют на страстную сторону души, тоже похоть очей. Так на дверях театра нужно было сделать эту надпись: "похоть очей". Когда любуются на танцы, идут за колесом этим.
Гордость житейская, когда человек все сам хочет сделать, все по-своему, раздражается, когда ему возражают, "как меня не слушают? я ошибаюсь? да быть того не может!" Часто, часто хватаемся мы за это третье колесо.
Вот на какой колеснице едет прелюбодейный и грешный мир. И когда человек пойдет по пути мироотречения — эта адская колесница обязательно попадается ему навстречу, чтобы соблазнить его, чтобы заставить идти за собою, перережет ему путь, чтобы остановить его. Колесница пойдет в одну сторону, а человек, отрекшийся от мира, в другую, и каждый христианин обязательно должен быть распят на кресте мироотречения; не монахи только отрекаются от мира, но всякий, носящий имя христианина, потому что он не может любить мира, ни яже в мире.
Есть у христианина и четыре гвоздя, которыми он пригвождается ко кресту. Первый — самоотвержение. Десную руку пронзает этот гвоздь, потому что именно правая наша рука, главным образом, творит, действует. Ее-то образ действующего начала и пригвождает гвоздь самоотвержения. Что же значит отвергнуться себя? Не обращать внимания, не замечать себя; бранят — не огорчаться, хвалят — не радоваться, как будто не о нас идет речь. Второй гвоздь — терпение, им пригвождается левая рука, потому что левая сторона считается символом злого начала, протеста. Правую ногу христианина прибивает ко кресту гвоздь бдения молитвенного, cтояния молитвенного. "Непрестанно молитесь", — говорится в слове Божием. Нужно, чтобы даже когда тело спит, отдыхает, душа бы бодрствовала, молилась. Четвертый гвоздь, которым пронзается левая нога христианина — это труд молитвенный. Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва — радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так! Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, трудишься для Бога, Он видит этот твой труд и радуется этому твоему усилию, этой работе для Него.
Многие говорят: я не молился сегодня утром, настроения не было. Так может говорить только христиански необразованный человек. Вот когда у тебя нет настроения, тогда—то ты и иди в храм и становись на молитву, чтобы ноги твои были, как пригвожденные ко кресту. Распятый никуда двинуться не может, так и твои ноги пусть будут пригвождены молитвостоянием и молитвенным трудом.
На главе христианина всегда возлежит терновый венец — это помыслы наши, христианину они непрестанно дают себя знать, они, как терн, больно колют. Стоит человек на молитве, помыслы набегают и смущают в Храме; даже пред Чашей Животворящей беспокоят эти помыслы, часто они бывают ужасные, пугают они человека, и он должен их вырывать. Больно от них делается человеку. Копие, которым прободается сердце христианина — это любовь, любовь горящая, пламенная, серафимская ко Христу. У кого есть эта любовь, тот всегда видит пред собою Сладчайшего Господа; кто имеет эту любовь, у того всегда в сердце звучит: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Такому человеку уже некогда думать о мире, о мирском, его мысль всегда занята образом Спасителя его, ему некогда судить других, разбирать их поступки — он только себя судит, чтобы не обидеть возлюбленного Господа.
Святый Игнатий Богоносец имел такую любовь, он так восклицал: "О, любовь моя..." Паства моя, возлюбленные мои о Христе, я, ваш архипастырь, молю Бога, чтобы никто никогда из вас не воссел на колесницу мира, чтобы ни одно колесо не коснулось вас, чтобы всегда вы были пригвождены ко Кресту, носили раны Спасителя. Господи, Иисусе Христе, молим Тя, сподоби нас сраспинаться и спогребаться Тебе, чтобы и воскреснуть для вечной жизни с Тобою.

Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ ниже нас спасл еси/ от работы вражия.

Крестик
Как надо мною совершили
Завет Крещения святой,
Тогда на грудь мне положили
Мой милый Крестик золотой.

Он с той поры мне стал защитой,
Он с той поры всегда со мной,
И на груди моей сокрытый
Всегда блистает Крестик мой.

Грудь от страдания теснится,
Дождусь ли радости какой?
Душа к Всевышнему стремится,
И я целую Крестик мой.

Как спутник в жизни неизменный,
Не расставаяся со мной,
Он будет мне помощник верный,
Защитник и хранитель мой.

Заветный Крестик надеваю,
Чтоб он спасал меня от бед;
И с теплой верой уповаю
Хранить Распятого Завет.

Ему вручаю все желанья,
Всю волю, молодость свою,
Пусть сохранит от нареканья
Он душу чистою мою.

Когда ж мои сомкнутся вежды,
Придет час смерти роковой,
Как луч безсмертия, надежды
На мне пусть блещет Крестик мой

www.pokrovhram.ru 

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS