Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Каждому нужно знать

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

07.01.15
Праздник Рождества Христова празднуется 7 января (нов. ст.) и имеет 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства.
Последний день предпразднства именуется Навечерием Рождества Христова или Рождественским сочельником.

Рож­де­ство Иису­са Хри­ста бы­ло так: оно слу­чи­лось по об­ру­че­нии Пре­бла­го­сло­вен­ной Ма­те­ри Его, Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии с Иоси­фом, му­жем пра­вед­ным и уже ста­рым (ибо ему бы­ло во­семь­де­сят лет). Пре­чи­стая Де­ва да­на бы­ла ему, по сви­де­тель­ству свя­то­го Гри­го­рия Нис­ско­го[1] и свя­то­го Епи­фа­ния Кипр­ско­го[2] под ви­дом су­пру­же­ства, дабы он хра­нил Ее дев­ство и за­бо­тил­ся о Ней. Еще преж­де, чем они ста­ли жить вме­сте, ока­за­лось, что Она име­ет во чре­ве от Ду­ха Свя­то­го. Иосиф был мни­мым му­жем Ма­рии, а в дей­стви­тель­но­сти хра­ни­те­лем по­свя­щен­ной Бо­гу де­ви­че­ской чи­сто­ты Ее и оче­вид­цем Ее непо­роч­ной жиз­ни. Ибо Гос­по­ду угод­но бы­ло ута­ить от диа­во­ла тай­ну Сво­е­го во­пло­ще­ния от пре­чи­стой Де­вы, и для се­го Он по­крыл дев­ство Ма­те­ри Сво­ей су­пру­же­ством, чтобы враг не знал, что это та Де­ва, о Ко­то­рой пред­рек Ис­а­ия: «се, Де­ва во чре­ве при­мет» (Ис.7:14). Об этом сви­де­тель­ству­ет свя­той Афа­на­сий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский[3], в сле­ду­ю­щих сло­вах «Иосиф дол­жен был по­слу­жить та­ин­ству, чтобы Де­ва, как бы име­ю­щая му­жа, сла­ви­лась[4], и чтобы са­мая ис­ти­на ве­щи оста­лась со­кры­тою от диа­во­ла, дабы он не знал име­ю­ще­го со­вер­шить­ся, ка­ким об­ра­зом Бог бла­го­из­во­лит пре­бы­вать с людь­ми» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). И свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий[5] го­во­рит: «Об­ру­че­ние с Иоси­фом со­вер­ши­лось для то­го, чтобы ута­ить от кня­зя ве­ка се­го (т.е. диа­во­ла) во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). То же го­во­рит и свя­той Иоанн Да­мас­кин[6]: «Иосиф об­ру­ча­ет­ся Ма­рии как муж, чтобы диа­вол, не зная о без­муж­нем Рож­де­стве Хри­сто­вом от Де­вы, от­сту­пил, т.е. пе­ре­стал воз­буж­дать Иро­да и под­стре­кать иуде­ев к за­ви­сти. Ибо диа­вол с са­мо­го то­го вре­ме­ни, ко­гда Ис­а­ия пред­рек, что «се, Де­ва во чре­ве при­мет и ро­дит» (Ис.7:14), зор­ко сле­дил за все­ми де­ви­ца­ми, как бы ко­то­рая из них не за­ча­ла без му­жа и не ро­ди­ла, оста­ва­ясь де­вою. Бо­жие смот­ре­ние устро­и­ло Об­ру­че­ние Де­вы Ма­рии с Иоси­фом, дабы от кня­зя тьмы ута­и­лось и дев­ство Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, и во­пло­ще­ние Бо­га Сло­ва». Еще преж­де со­вер­ше­ния су­пру­же­ской тай­ны, Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия ока­за­лась име­ю­щею во чре­ве от Ду­ха Свя­то­го, и воз­рас­та­ло свя­тое чре­во Ее, вме­ща­ю­щее в се­бе невме­сти­мо­го Бо­га. Осо­бен­но же об­на­ру­жи­лась Ее бе­ре­мен­ность то­гда, ко­гда, по про­ше­ствии сво­е­го трех­ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния у Ели­са­ве­ты, Она воз­вра­ти­лась в дом свой (Лк.1:56), и Бо­же­ствен­ный плод внут­ри Ее с каж­дым днем воз­рас­тал, а день рож­де­ния мла­ден­ца Хри­ста все бо­лее и бо­лее при­бли­жал­ся. Уви­дев это, Иосиф был в ве­ли­ком недо­уме­нии и пе­ча­ли, ибо он ду­мал, что Она на­ру­ши­ла обет дев­ства. В ве­ли­ком сму­ще­нии пра­вед­ный ста­рец го­во­рил: «Как мог­ло это про­изой­ти? Я не по­знал Ее и да­же мыс­лию не со­гре­шил про­тив Нее, а вот Она бе­ре­мен­на. Увы, как это слу­чи­лось? Кто пре­льстил Ее? И что мне де­лать, не знаю. Об­ли­чить ли мне Ее, как за­ко­но­пре­ступ­ни­цу, или умол­чать ра­ди сты­да, ко­то­рый то­гда ля­жет на Нее и на ме­ня? Ес­ли я об­ли­чу Ее, то, ко­неч­но, Она бу­дет по­би­та кам­ня­ми по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву, и я яв­люсь как бы му­чи­те­лем, пре­дав­шим Ее на лю­тую смерть. Ес­ли же я не под­верг­ну Ее об­ли­че­нию, то бу­ду иметь часть с пре­лю­бо­де­я­ми. Что же мне де­лать? Недо­уме­ваю. От­пу­щу я Ее тай­но, пусть идет Она, ку­да хо­чет. Или я сам уй­ду от Нее в да­ле­кую стра­ну, чтобы гла­за мои не ви­де­ли та­ко­го по­но­ше­ния». Раз­мыш­ляя так, пра­вед­ный Иосиф по­до­шел к Де­ве Ма­рии и ска­зал Ей, как об этом сви­де­тель­ству­ет свя­той Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский[7]: «Ма­рия, что де­ло сие, еже в те­бе зрю; за честь, сра­мо­ту: за ве­се­лие, скорбь: вме­сто еже хва­ли­ти­ся, уко­риз­ну ми при­нес­ла еси: от иерей из церкве та­ко непо­роч­ну тя при­ях, и что се ви­ди­мое»[8]. И свя­той Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский о том же по­вест­ву­ет так: «Иосиф, ви­дя, что Де­ва Ма­рия име­ет во чре­ве, но не ве­дая, ка­кое ве­ли­кое со­кро­ви­ще внут­ри Ее, в сму­ще­нии так во­про­шал Ее: «Что слу­чи­лось с То­бою, Ма­рия? Не ты ли чи­стая Де­ва, вос­пи­тан­ная в свя­щен­ных при­тво­рах хра­ма? Не Ты ли Ма­рия, не хо­тев­шая взи­рать на ли­ца му­жей? Не Ты ли Ма­рия, Ко­то­рую свя­щен­ни­ки не мог­ли уго­во­рить всту­пить в брак? Не ты ли Ма­рия, обе­щав­шая со­хра­нить ро­зу дев­ства неувя­да­е­мою? Где чер­тог Тво­е­го це­ло­муд­рия? Где гор­ни­ца, охра­няв­шая Твою дев­ствен­ную чи­сто­ту? Где Твое стыд­ли­вое ли­цо? Я сты­жусь, а ты чув­ству­ешь дерз­но­ве­ние, по­ели­ку я ута­и­ваю грех Твой». Ко­гда Иосиф все это го­во­рил к Ней, то, о, как сты­ди­лась несквер­ная Аг­ни­ца, непо­роч­ная го­лу­би­ца, це­ло­муд­рен­ная Де­ва, крас­нея в ли­це от та­ких слов Иоси­фо­вых! Не сме­ла Она от­крыть ему о бла­го­ве­стии, ко­то­рое при­нес Ей Ар­хан­гел и о про­ро­че­стве, ко­то­рое из­рек­ла о Ней Ели­са­ве­та, — не сме­ла Она сде­лать се­го по­то­му, что бо­я­лась по­ка­зать­ся тще­слав­ною и лю­бя­щею по­хва­лу. О сем сви­де­тель­ству­ет и вы­ше­упо­мя­ну­тый свя­той Афа­на­сий, ко­то­рый вла­га­ет в уста Ее та­кие сло­ва к Иоси­фу: «Ес­ли Я бу­ду Са­ма о се­бе по­вест­во­вать те­бе, то по­ка­жусь те­бе тще­слав­ною. По­тер­пи немно­го, Иосиф, и пас­ты­ри от­кро­ют те­бе обо Мне». Од­но толь­ко и го­во­ри­ла Де­ва Ма­рия Иоси­фу в от­вет на его недо­уме­ние: «Жив Гос­подь, хра­ня­щий Ме­ня до­ныне в непо­роч­ном дев­стве, ибо Я не по­зна­ла гре­ха, ни­кто не при­кос­нул­ся Ме­ня, а то, что во Мне, от Бо­жия хо­те­ния и по Бо­жию дей­ствию». Иосиф же, как че­ло­век, ду­мал по-че­ло­ве­че­ски и по­до­зре­вал, что Ее за­ча­тие про­изо­шло от гре­ха. Но, бу­дучи пра­вед­ным, он не хо­тел об­ли­чить Ее, а за­хо­тел тай­но от­пу­стить Ее, или (как на­пи­са­но в сир­ском пе­ре­во­де) он за­ду­мал тай­но оста­вить Ее, то есть уй­ти от Нее ку­да-ни­будь да­ле­ко. Ко­гда же он это по­мыс­лил, вот ан­гел Гос­по­день во сне явил­ся ему, го­во­ря «Иосиф, сын Да­ви­дов, не бой­ся при­нять Ма­рию, же­ну твою». Ан­гел по­то­му на­зы­ва­ет Де­ву же­ною Иоси­фа, чтобы опро­верг­нуть мысль его о пре­лю­бо­де­я­нии (ибо Иосиф ду­мал, что Ма­рия за­ча­ла от пре­лю­бо­де­я­ния). Ан­гел как бы так го­во­рил Иоси­фу: «Об­ру­чен­ная те­бе же­на, а не при­над­ле­жа­щая ино­му му­жу». О сем бла­жен­ный Фе­о­фи­лакт го­во­рит так:[9] «Ан­гел на­зы­ва­ет Ма­рию же­ною Иоси­фа, по­ка­зы­вая этим, что об­ру­чен­ная ему не осквер­ни­лась с иным. А так­же и по­то­му, чтобы вме­сте с дев­ством бы­ло по­чте­но и за­кон­ное су­пру­же­ство» Так рас­суж­да­ет и свя­той Ва­си­лий Ве­ли­кий: «Ан­гел на­звал Ма­рию и Де­вою, и об­ру­чен­ною му­жу, чтобы и дев­ство по­чтить, и брак не уко­рить. Дев­ство бы­ло из­бра­но как необ­хо­ди­мое для свя­то­го рож­де­ния, а об­ру­че­ние, ко­то­рое есть на­ча­ло бра­ка, бы­ло со­вер­ше­но по за­ко­ну для то­го, чтобы не по­ду­мал кто, что рож­де­ние про­изо­шло от без­за­ко­ния, а так­же и для то­го, чтобы Иосиф был все­гдаш­ним сви­де­те­лем Ма­ри­и­ной чи­сто­ты, дабы Она не под­верг­лась на­ре­ка­ни­ям за то, что буд­то бы осквер­ни­ла дев­ство. Она име­ла (в ли­це Иоси­фа) Се­бе об­руч­ни­ка, ко­то­рый был сви­де­те­лем и хра­ни­те­лем Ее жиз­ни» (сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). Ан­гел го­во­рит Иоси­фу: «Не бой­ся при­нять Ма­рию же­ну твою». Эти сло­ва озна­ча­ют «При­ми же­ну свою по об­ру­че­нию, и де­ву по Ее обе­ту, дан­но­му Бо­гу (так объ­яс­ня­ют свя­той Гри­го­рий Нис­ский и бла­жен­ный Иеро­ним)[10], ибо Она есть пер­вая в Из­ра­иль­ском на­ро­де де­ва, ко­то­рая обе­ща­ла Бо­гу со­блю­сти Свое дев­ство неосквер­нен­ным до са­мой кон­чи­ны. Но бой­ся, ибо ро­див­ше­е­ся в Ней есть от Ду­ха Свя­то­го. Ро­дит же Сы­на, и на­ре­чешь имя Ему, — на­ре­чешь имя как отец, хо­тя ты и не участ­во­вал в Его рож­де­нии, по­то­му что от­цам обыч­но да­вать име­на сво­им де­тям, как и Ав­ра­ам на­звал сы­на сво­е­го Иса­а­ком (Быт.21:2) Так и ты, хо­тя ты и не при­род­ный, но толь­ко мни­мый отец Мла­ден­ца, по-от­цов­ски по­слу­жишь Ему, на­рек­ши Ему имя». Бла­жен­ный Фе­о­фи­лакт так го­во­рит Иоси­фу, от ли­ца ан­ге­ла: «Хо­тя ты и не имел ни­ка­ко­го уча­стия в рож­де­нии Мла­ден­ца, но я хо­чу дать те­бе этот сан (оте­че­ский), чтобы ты на­рек Ему и имя, ты на­зо­вешь Ему имя, хо­тя Он и не есть твое рож­де­ние, через это ты сде­ла­ешь Ему то, что свой­ствен­но от­цу. Ка­кое же имя? Иисус, что зна­чит Спа­си­тель, ибо Он спа­сет лю­дей Сво­их от гре­хов их». Иосиф, встав ото сна, сде­лал так, как по­ве­лел ему ан­гел Гос­по­день, и при­нял же­ну свою, об­ру­чен­ную ему, Ко­то­рая бы­ла непо­роч­ною Де­вою, по­свя­щен­ною Гос­по­ду через обет дев­ства, и Ма­те­ри­ею Вла­ды­ки, за­чав­шею Спа­си­те­ля ми­ра от Ду­ха Свя­то­го. Он при­нял Ее, как об­руч­ни­цу свою, с лю­бо­вью воз­да­вая Ей ве­ли­кую честь, как Гос­под­ней Де­ве, и слу­жа Ей с бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом, как Ма­те­ри Спа­си­те­ля. «И не знал Ее, до­ко­ле ро­ди­ла» (Мф.1:25), т.е (по изъ­яс­не­нию Фе­о­фи­лак­та) ни­ко­гда не по­зна­вал Ее, как же­ну Ибо как мог он, бу­дучи пра­ве­ден, по­знать Ее, Ко­то­рая да­на ему бы­ла из хра­ма Гос­под­ня не для бра­ка, а для хра­не­ния Ее дев­ства под ви­дом бра­ка? Как мог он при­кос­нуть­ся к де­ви­це Гос­под­ней, Ко­то­рая обе­ща­ла Бо­гу веч­ное дев­ство? Как мог он кос­нуть­ся Пре­не­по­роч­ной Ма­те­ри Гос­по­да Сво­е­го и Со­зда­те­ля? А то, что Еван­ге­лие го­во­рит: до­ко­ле ро­ди­ла, — это со­став­ля­ет обыч­ное вы­ра­же­ние Пи­са­ния, ко­то­рое упо­треб­ля­ет сло­во «до­ко­ле» в смыс­ле нескон­ча­е­мо­го вре­ме­ни. Ибо и Да­вид го­во­рит: ска­зал Гос­подь Гос­по­ду мо­е­му: «се­ди одес­ную ме­ня, до­ко­ле по­ло­жу вра­гов Тво­их в под­но­жие Ног Тво­их» (Пс.109:1)[11]. Здесь не та мысль, что Гос­подь — Сын толь­ко до­то­ле бу­дет си­деть одес­ную Гос­по­да — От­ца, до­ко­ле Он не по­ло­жит вра­гов Его к под­но­жию ног Его; но та, что и по­сле то­го, как вра­ги Его бу­дут по­ко­ре­ны под но­ги Его, Гос­подь — Сын еще пре­слав­нее си­деть бу­дет, как По­бе­ди­тель, в бес­ко­неч­ные ве­ка. По­доб­но се­му пи­шет­ся о свя­том Иоси­фе: «И не знал Ее, до­ко­ле ро­ди­ла» (Мф.1:25) — не в том смыс­ле, буд­то бы по­том он дол­жен был по­знать Ее, как ду­ма­ли неко­то­рые ере­ти­ки[12], ка­ко­вое уче­ние чуж­до Пра­во­слав­ной Церк­ви; но в том смыс­ле, что по рож­де­нии та­ко­го Сы­на, Ко­то­рый был Бо­гом во­пло­щен­ным, и по­сле столь ве­ли­ких чу­дес, со­вер­шив­ших­ся во вре­мя рож­де­ства Его, ко­то­рых Иосиф был са­мо­вид­цем, бла­го­че­сти­вый сей ста­рец не толь­ко не смел кос­нуть­ся Ее, но и глу­бо­ко по­чи­тал Ее, как раб гос­по­жу свою, слу­жа Ей, как Ма­те­ри Бо­жи­ей со стра­хом и тре­пе­том. О том сло­ве «до­ко­ле» свя­той Фе­о­фи­лакт бе­се­ду­ет так: «Пи­са­ние обыч­но так го­во­рит, как и о по­то­пе оно го­во­рит: «не воз­вра­тит­ся во­рон в Ков­чег, до­ко­ле не ис­чезнет во­да с зем­ли» (Быт.8:7), а во­рон и по­том не воз­вра­тил­ся. И Хри­стос го­во­рит: «Я с ва­ми во все дни до скон­ча­ния ве­ка» (Мф.28:20). А раз­ве по скон­ча­нии ве­ка Он не бу­дет с на­ми? На­про­тив, то­гда еще бо­лее, в бес­ко­неч­ные ве­ки, бу­дет Он с на­ми. Так и здесь го­во­рит­ся: до­ко­ле ро­ди­ла, т.е. что Иосиф не по­зна­вал Пре­свя­тую Де­ву ни до рож­де­ния, ни по­сле рож­де­ния Хри­ста, по­доб­но то­му, как и Гос­подь и в про­дол­же­ние ве­ка, и по скон­ча­нии ве­ка бу­дет с на­ми неот­ступ­но. Да и как мог Иосиф кос­нуть­ся Пре­чи­стой Де­вы, по­сле то­го, как узнал о неиз­ре­чен­ном рож­де­нии от Нее Спа­си­те­ля?»

Непо­роч­ное дев­ство Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и по рож­де­стве Спа­си­те­ля яс­но от­кры­ва­ет­ся и из то­го, что ко­гда Иосиф на­чал со­мне­вать­ся от­но­си­тель­но бе­ре­мен­ной Де­ви­цы и да­же по­мыш­лял, не ли­ше­на ли Она на­силь­ствен­но дев­ства, — то­гда явил­ся ему ан­гел и на­звал Ма­рию его же­ною: не бой­ся, ска­зал он, при­ми Ма­рию, же­ну твою, и этим опро­верг его мне­ние о пре­лю­бо­де­я­нии (как об этом и вы­ше бы­ло ска­за­но). Ко­гда же тот же ан­гел явил­ся Иоси­фу уже по­сле Рож­де­ства Хри­сто­ва в Виф­ле­е­ме и в Егип­те, ко­гда сей пра­вед­ный ста­рец уже по­лу­чил от­кро­ве­ние о чи­сто­те Ма­ри­и­ной и Бо­гом­ла­ден­це, рож­да­е­мом от Ду­ха Свя­то­го, — то­гда ан­гел не на­зы­ва­ет уже Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию его же­ною, но толь­ко Ма­те­рию Рож­ден­но­го, ибо так пи­шет­ся в Еван­ге­лии: ко­гда же волх­вы ото­шли, Ан­гел Гос­по­день явил­ся во сне Иоси­фу и го­во­рит: «встань, возь­ми Мла­ден­ца и Ма­терь Его (а не же­ну твою), и бе­ги в Еги­пет» (Мф.2:13). И сно­ва в Егип­те го­во­рит ан­гел Иоси­фу: «встань, возь­ми Мла­ден­ца и Ма­терь Его и иди в зем­лю Из­ра­иле­ву» (Мф.2:20), яв­но по­ка­зы­вая этим, что не на брак на­прав­лял он Иоси­фа, а на слу­же­ние Мла­ден­цу и Ма­те­ри его. Итак Иосиф не толь­ко не по­зна­вал Ма­рию как же­ну свою до тех пор, ко­гда Она ро­ди­ла Сы­на сво­е­го пер­вен­ца, но и по­сле рож­де­ния Бо­гом­ла­ден­ца Она оста­лась нетлен­ною Де­вою, как о том со­глас­но сви­де­тель­ству­ют все ве­ли­кие учи­те­ли цер­ков­ные.

По­вест­ву­ет­ся и то[13], что в то вре­мя, ко­гда Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия уже име­ла во чре­ве, один из книж­ни­ков, по име­ни Ан­нин (уже по­сле яв­ле­ния ан­ге­ла Иоси­фу), при­дя в дом их и уви­дев бе­ре­мен­ную Де­ви­цу, по­спеш­но по­шел к пер­во­свя­щен­ни­ку и ко все­му си­нед­ри­о­ну и ска­зал им: «Тот Иосиф плот­ник, ко­то­ро­го вы на­зы­ва­ли пра­вед­ным, со­вер­шил без­за­ко­ние: он тай­но рас­тлил и осквер­нил Де­ву, Ко­то­рая да­на бы­ла ему из хра­ма Гос­под­ня на хра­не­ние, и вот Она те­перь име­ет во чре­ве». По­слан­ные пер­во­свя­щен­ни­ком слу­ги по­шли в дом Иоси­фов и на­шли Ма­рию бе­ре­мен­ною, как ска­зал им тот книж­ник. Взя­ли они Ее вме­сте с Иоси­фом и по­ве­ли к пер­во­свя­щен­ни­ку и ко все­му си­нед­ри­о­ну. Пер­во­свя­щен­ник же ска­зал Де­ве Ма­рии: «За­бы­ла Гос­по­да Бо­га Ты, вос­пи­тан­ная во Свя­том Свя­тых, по­лу­чав­шая пи­щу из рук ан­гель­ских и слы­шав­шая пе­ние ан­гель­ское! Что это Ты сде­ла­ла?» Она же с пла­чем го­во­ри­ла: «Жив Гос­подь Бог мой, Я чи­ста и му­жа не знаю». За­тем ска­зал пер­во­свя­щен­ник и Иоси­фу: «Что это ты сде­лал?» Он от­ве­тил: «Жив Гос­подь Бог мой, я чист от Нее». Пер­во­свя­щен­ник же ска­зал ему. «Так как ты не под­к­ло­нил гла­вы сво­ей под креп­кую ру­ку Бо­жию, чтобы бла­го­сло­вен­но бы­ло потом­ство твое и в тайне от сы­нов Из­ра­иле­вых сме­сил­ся ты с Де­вою, по­свя­щен­ною в дар Гос­по­ду, по­се­му вы долж­ны с Нею вы­пить во­ду об­ли­че­ния[14], чтобы Гос­подь об­на­ру­жил грех ваш пред все­ми».

А Бо­гом чрез Мо­и­сея был уста­нов­лен та­кой суд, как об этом пи­шет­ся в 4-й кни­ге Мо­и­се­е­вой (Числ), в гла­ве 5-й: ес­ли ка­кой-ни­будь муж­чи­на или ка­кая-ни­будь жен­щи­на бу­дут за­по­до­зре­ны в пре­лю­бо­де­я­нии и не от­кро­ют о се­бе ис­ти­ны, то та­ко­вым по­да­ва­лась во хра­ме Гос­под­нем во­да клят­вен­ная при осо­бых свя­щен­ных дей­стви­ях и при осо­бом чине. И су­дом Бо­жи­им со­вер­ша­лось, по­сле пи­тия то­го, неко­то­рое об­ли­чи­тель­ное зна­ме­ние над со­вер­шив­шим пре­лю­бо­де­я­ние, ка­ко­вое зна­ме­ние об­на­ру­жи­ва­ло со­вер­шен­ное без­за­ко­ние. Этою имен­но во­дою пер­во­свя­щен­ник с по­до­ба­ю­щим чи­ном на­по­ил сна­ча­ла Иоси­фа, а по­том Ма­рию, и не со­вер­ши­лось над Нею ни­ка­ко­го об­ли­чи­тель­но­го зна­ме­ния, так что на­род ди­вил­ся то­му, что грех их не об­на­ру­жил­ся. То­гда пер­во­свя­щен­ник ска­зал им:

— Ес­ли Гос­подь Бог не явил ва­ше­го гре­ха, то иди­те с ми­ром.

И от­пу­стил их. Иосиф же, взяв Де­ву Ма­рию, во­шел в дом свой, ра­ду­ясь и сла­вя Бо­га Из­ра­иле­ва.

По­сле то­го вы­шло по­ве­ле­ние от ке­са­ря Ав­гу­ста[15] сде­лать пе­ре­пись по всей зем­ле, и все шли за­пи­сы­вать­ся каж­дый в свой го­род. По­шел и Иосиф из Га­ли­леи, из го­ро­да На­за­ре­та, в Иудею, в го­род Да­ви­дов, на­зы­ва­е­мый Виф­ле­е­мом, по­то­му что он про­ис­хо­дил из до­ма и ро­да Да­ви­до­ва, — за­пи­сать­ся с Ма­ри­ею, об­ру­чен­ною ему же­ною, ко­то­рая бы­ла бе­ре­мен­на. Виф­ле­ем — ма­лень­кий го­род, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, по на­прав­ле­нию к югу, ле­жит при до­ро­ге, ко­то­рая ве­дет в гор­нюю стра­ну, к Хев­ро­ну, свя­щен­ни­че­ско­му го­ро­ду, где на­хо­дил­ся дом За­ха­рии, и где Пре­чи­стая Де­ва, по­сле ар­хан­гель­ско­го бла­го­ве­стия, по­се­ти­ла и при­вет­ство­ва­ла Ели­са­ве­ту, ма­терь Пред­те­чи. Та­ким об­ра­зом Виф­ле­ем ле­жит на се­ре­дине пу­ти меж­ду Иеру­са­ли­мом и Хев­ро­ном, а от На­за­ре­та, га­ли­лей­ско­го го­ро­да, он на рас­сто­я­нии дней трех пу­ти или немно­го бо­лее. На­зы­ва­ет­ся же Виф­ле­ем го­ро­дом Да­ви­до­вым по­то­му, что в нем ро­дил­ся Да­вид и был в нем же по­ма­зан на цар­ство; там же умер­ла Ра­хиль, и гроб Иес­сея, от­ца Да­ви­до­ва, ука­зы­ва­ет­ся там же (Быт.35:19). Преж­нее на­зва­ние Виф­ле­е­ма бы­ло Ев­фра­фа, но Иа­ков, ко­гда пас там свои ста­да, на­звал это ме­сто до­мом хле­ба (Виф­ле­е­мом), про­ви­дя ду­хом и пред­воз­ве­щая, что в том ме­сте дол­жен был ро­дить­ся хлеб, со­шед­ший с небес (Ин.6:51), Хри­стос Гос­подь. А око­ло Виф­ле­е­ма, к во­сто­ку, про­тив ко­лод­ца Да­ви­до­ва, око­ло ко­то­ро­го он од­на­жды силь­но воз­жаж­дал и ска­зал: «кто на­по­ит ме­ня во­дою из ко­ло­де­зя Виф­ле­ем­ско­го, что у во­рот?» (2Цар.23:15) — на­хо­дит­ся пе­ще­ра в ка­мен­ной го­ре, на ко­то­рой рас­по­ло­жен го­род Виф­ле­ем. Неда­ле­ко от этой пе­ще­ры на­хо­ди­лось по­ле, при­над­ле­жав­шее Са­ло­мии, ко­то­рая так­же бы­ла жи­тель­ни­цею Виф­ле­е­ма и при­хо­ди­лась род­ствен­ни­цею, как Де­ве Ма­рии, так и Иоси­фу.

И ко­гда Иосиф при­бли­жал­ся к го­ро­ду, неве­дав­шей бра­ка Чи­стой Неве­сте при­шло вре­мя ро­дить, и он стал ис­кать дом для ноч­ле­га, где Ро­дя­щая мог­ла бы най­ти удоб­ное для Се­бя ме­сто, чтобы про­из­ве­сти на свет бла­го­сло­вен­ный Плод Сво­е­го чре­ва. Но не на­шел он для се­бя при­ста­ни­ща, по при­чине мно­же­ства на­ро­да, при­шед­ше­го за­пи­сы­вать­ся, ко­то­рый не толь­ко пе­ре­пол­нил об­щую го­сти­ни­цу, но и весь го­род. По­это­му Иосиф и уда­лил­ся в на­зван­ную пе­ще­ру, по­то­му — что не бы­ло им ме­ста в го­сти­ни­це, а день уже скло­нял­ся к ве­че­ру. А та пе­ще­ра слу­жи­ла при­ста­ни­щем для ско­та, и в ней-то Пре­чи­стая и Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва в пол­ноч­ный час усерд­но мо­ли­лась Бо­гу и, вся пре­бы­вая в бо­го­мыс­лии и го­ря же­ла­ни­ем Гос­по­да и лю­бо­вью к Нему, ро­ди­ла без бо­лез­ни Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, в два­дцать пя­тый день де­каб­ря[16]. Так и по­до­ба­ло ро­дить без­бо­лез­нен­но Той, Ко­то­рая за­ча­ла без су­пру­же­ской сла­до­сти: не по­зна­ла, ска­за­ла Она, сла­до­сти бра­ка бы­ла не при­част­на[17]. А по­ели­ку Она за­ча­ла в чи­сто­те, то и ро­ди­ла Она без бо­лез­ни, как об этом го­во­рит свя­той Гри­го­рий Нис­ский: «Де­ва за­ча­ла, Де­ва но­си­ла в утро­бе, Де­ва ро­ди­ла, Де­ва оста­лась де­вою; еще не бы­ло на зем­ле чу­да, по­доб­но­го се­му» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). И свя­той Да­мас­кин го­во­рит: «чу­де­се но­ва­го всех древ­них чу­дес: кто бо позна ма­терь без му­жа рожд­шую»[18]. Без му­жа ро­ди­ла Пре­свя­тая Де­ва Хри­ста по­доб­но то­му, как Адам про­из­вел без же­ны Еву, о чем Зла­то­уст свя­той[19] го­во­рит так: «Как Адам без же­ны про­из­вел же­ну, так и здесь Де­ва без му­жа ро­ди­ла Му­жа, воз­да­вая через это долг му­жам за Еву. Адам остал­ся це­лым по из­вле­че­нии из те­ла его реб­ра, и Де­ва пре­бы­ла нетлен­ною по рож­де­нии Мла­ден­ца» (Сло­во на Рож­де­ство Хри­сто­во). И ис­пол­ни­лось то, что как бы в те­ни про­об­ра­зо­ва­но бы­ло в неопа­ли­мом ку­сте и в Чер­ном мо­ре: «та­ко­же ку­пи­на не сга­ра­ше опа­ля­е­ма» (вос­пе­ва­ет Цер­ковь), «та­ко Де­ва ро­ди­ла еси, и Де­ва пре­бы­ла еси»[20]. И в дру­гом ме­сте: «мо­ре пре­бысть непро­ход­но: Непо­роч­ная, по рож­де­стве Ем­ма­ну­иле­ве пре­бысть нетлен­на»[21]. Так, без по­вре­жде­ния Сво­е­го дев­ства, Прис­но­де­ва Ма­рия ро­ди­ла во­пло­щен­но­го Бо­га. И со­вер­ши­лось это рож­де­ние без обыч­ной по­мо­щи и служ­бы баб­ки, как о том сви­де­тель­ству­ет свя­той Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский, ко­гда, бе­се­дуя о сле­ду­ю­щих сло­вах еван­гель­ских: «и ро­ди­ла Сы­на Сво­е­го пер­вен­ца, и спе­ле­на­ла Его, и по­ло­жи­ла Его в яс­ли» (Лк.2:7), — го­во­рит так: «По­смот­ри на та­ин­ствен­ное рож­де­ние Де­вы: Са­ма ро­ди­ла Она, и Са­ма спе­ле­на­ла Мла­ден­ца. У мир­ских жен­щин од­на рож­да­ет, а дру­гая пе­ле­на­ет, а у Пре­свя­той Де­вы не так. Са­ма ро­ди­ла Она, и Са­ма спе­ле­на­ла, Са­ма бу­дучи без­бо­лез­нен­ною ма­те­рию и необу­чен­ною баб­кою, не по­пусти­ла Она ни­ко­му кос­нуть­ся нечи­сты­ми ру­ка­ми Пре­чи­сто­го Рож­де­ства: Са­ма Она по­слу­жи­ла Рож­ден­но­му от Нее, и спе­ле­на­ла Его, и по­ло­жи­ла в яс­ли». Так же го­во­рит свя­той Ки­при­ан[22] «В рож­де­стве и по­сле рож­де­ства Де­ва Бо­же­ствен­ною си­лою оста­лась де­вою, — Она, Ко­то­рая ро­ди­ла без­бо­лез­нен­но и не нуж­да­лась ни в ка­ких услу­гах со сто­ро­ны баб­ки, но Са­ма бы­ла и ро­ди­тель­ни­цей, и рож­де­нию слу­жи­тель­ни­цей, и по­это­му воз­да­ет Мла­ден­цу Сво­е­му бла­го­го­вей­ное по­пе­че­ние: ося­за­ет Его, об­ни­ма­ет, ло­бы­за­ет, по­да­ет со­сец, и все сие со­вер­ша­ет ра­дост­но, без вся­кой бо­лез­ни, без вся­кой немо­щи при­ро­ды, обыч­ной при рож­де­нии». Итак, Са­ма Она Сво­и­ми де­ви­че­ски­ми ру­ка­ми по­слу­жи­ла нетлен­но­му Сво­е­му Рож­де­ству (Бо­же­ствен­но­му Мла­ден­цу), ожи­дая ста­ри­цы Са­ло­мии, срод­ни­цы Сво­ей, ко­то­рую по­шел звать Иосиф для услу­же­ния Пре­свя­той Де­ве. Но Са­ло­мия при­шла, ко­гда со­вер­ши­лось уже де­ло, ибо Та, Ко­то­рая ро­ди­ла, Она же и слу­жи­ла, но­ся Мла­ден­ца, по­ви­вая Его и по­ла­гая в яс­ли.

Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Зи­нон епи­скоп[23] пе­ре­да­ет еще, что баб­ка, ко­гда при­шла, не ве­ри­ла, что рож­де­ство бы­ло дев­ствен­ное и без­бо­лез­нен­ное, и ста­ра­лась с по­мо­щью обыч­ных при­е­мов по­ви­валь­но­го ис­кус­ства, узнать, ис­тин­но ли та­ко­во сие рож­де­ство. Но тот­час по­ра­зи­ла ее казнь за дерз­но­вен­ное де­ло ее, ибо ру­ка ее, осме­лив­ша­я­ся со­вер­шить то ис­пы­та­ние, вне­зап­но силь­но вос­па­ли­лась ог­нен­ною бо­лез­нью и за­сох­ла. Ко­гда же бо­ля­щая при­ло­жи­ла свою ру­ку к Бо­же­ствен­но­му Мла­ден­цу, она тот­час ис­це­ли­лась и ста­ла так же здо­ро­ва, как бы­ла рань­ше. То­гда Са­ло­мия уве­ро­ва­ла, что Ма­терь есть Де­ва, а Мла­де­нец — Бог[24].

По­сле се­го непо­роч­ная Ро­ди­тель­ни­ца и необыч­ная Слу­жи­тель­ни­ца Сво­е­му но­во­рож­ден­но­му Мла­ден­цу, спе­ле­нав слад­чай­шее Ча­до Свое льня­ны­ми, бе­лы­ми, чи­сты­ми, тон­ки­ми пе­ле­на­ми, за­бла­говре­мен­но при­го­тов­лен­ны­ми для се­го и из На­за­ре­та при­не­сен­ны­ми, и, по­ло­жив Его в яс­лях, на­хо­див­ших­ся в той же пе­ще­ре, по­кло­ни­лась Ему, как Бо­гу и Со­зда­те­лю Сво­е­му, о чем вспо­ми­на­ет бла­жен­ный Иосиф, тво­рец ка­но­нов[25], ко­гда об­ра­ща­ет­ся к Пре­чи­стой Де­ве с та­ки­ми сло­ва­ми: «Во­пло­щен­но­го От­ро­ко­ви­це, и об­ло­жен­на­го че­ло­ве­че­ским по­до­би­ем, дер­жа­щи ру­ка­ми и по­кла­ня­ю­щи­ся и ло­бы­за­ю­щи ма­тер­ски: ча­до, гла­го­ла­ла еси, слад­чай­шее, та­ко тя си­це дер­жу, дро­жа­ще­го ру­кою всю тварь»[26]. До­сто­вер­но, что Бо­го­от­ро­ко­ви­ца по­кло­ни­лась до зем­ли Рож­ден­но­му от Нее, ле­жа­ще­му в яс­лях, и их с удив­ле­ни­ем окру­жа­ли неви­ди­мо ан­гель­ские чи­ны. А к яс­лям бы­ли при­вя­за­ны вол и осел, дабы ис­пол­ни­лось Пи­са­ние: вол зна­ет вла­де­те­ля сво­е­го, и осел яс­ли гос­по­ди­на сво­е­го (Ис.1:3). А эти вол и осел при­ве­де­ны бы­ли Иоси­фом из На­за­ре­та. Осел при­ве­ден был ра­ди бе­ре­мен­ной Де­вы, чтобы вез­ти Ее на се­бе во вре­мя пу­ти, а во­ла при­вел Иосиф для то­го, чтобы про­дать его и от­дать долж­ную дань, взи­мав­шу­ю­ся по по­ве­ле­нию ке­са­ря, а так­же и для се­бя ку­пить все нуж­ное. Оба эти бес­сло­вес­ные жи­вот­ные, стоя у яс­лей, сво­им ды­ха­ни­ем со­гре­ва­ли Мла­ден­ца, по слу­чаю то­гдаш­не­го зим­не­го вре­ме­ни, и та­ким об­ра­зом слу­жи­ли сво­е­му Вла­ды­ке и Твор­цу[27]. Иосиф же по­кло­нил­ся и Ро­див­ше­му­ся, и Ро­див­шей, ибо то­гда по­знал он, что Рож­ден­ное от Нее — от Ду­ха Свя­то­го, как о сем го­во­рит и свя­той Афа­на­сий: «Во­ис­ти­ну не знал Ее Иосиф, по­ка не ро­ди­ла Она Сы­на Сво­е­го пер­вен­ца, до тех пор, по­ка Де­ва но­си­ла За­ча­тое от Нее, не знал Ее Иосиф, не ве­дал он, что в Ней, не ве­дал он, что в Ней со­вер­ша­ет­ся. Ко­гда же ро­ди­ла Она, то­гда по­знал он; то­гда по­знал Иосиф о Де­ве, ка­кая бы­ла Ее си­ла, и кем Она спо­до­би­лась стать. То­гда по­знал он, уви­дев Де­ву, сос­ца­ми пи­та­ю­щую и в то же вре­мя хра­ня­щую нетлен­ный цвет дев­ства. То­гда по­знал он, ко­гда Де­ва ро­ди­ла, но не ис­пы­та­ла то­го, что свой­ствен­но ро­диль­ни­цам. То­гда по­знал он, что ка­мень несе­ко­мый да­вал со­сец ду­хов­но­му Кам­ню[28]. То­гда по­знал Иосиф, что о Ней пи­сал Ис­а­ия: «Се, Де­ва во чре­ве при­мет». Эти сло­ва свя­то­го Афа­на­сия удо­сто­ве­ря­ют, что в то вре­мя по­знал Иосиф си­лу та­ин­ства и, по­знав, по­кло­нил­ся со стра­хом и ра­до­стью, бла­го­да­ря во­пло­щен­но­го Бо­га, спо­до­бив­ше­го его быть са­мо­вид­цем и слу­жи­те­лем сей тай­ны. — От­но­си­тель­но же вре­ме­ни рож­де­ства Хри­сто­ва мно­гие до­сто­вер­ные пи­са­те­ли го­во­рят, что это бы­ла пол­ночь, сле­до­вав­шая по суб­бо­те и пред­ше­ство­вав­шая дню недель­но­му, и это из­ве­стие со­гла­су­ет­ся с VI Все­лен­ским со­бо­ром[29], ко­то­рый так объ­яс­ня­ет празд­но­ва­ние дня недель­но­го (вос­крес­но­го): «ибо в тот день Бог со­тво­рил свет, в тот же день Гос­подь бла­го­во­лил ро­дить­ся; в тот же день при­нял Он кре­ще­ние во Иор­дане от Иоан­на, в тот же день Сам пре­ми­ло­сти­вый Ис­ку­пи­тель ро­да че­ло­ве­че­ско­го, на­ше­го ра­ди спа­се­ния, из мерт­вых вос­крес, в тот же день Он из­ли­ял Свя­то­го Ду­ха на уче­ни­ков Сво­их». Ибо как, по до­сто­вер­но­му же из­ве­стию, Он за­чат был в де­ви­че­ской утро­бе во вре­мя бла­го­ве­ще­ния в пят­ни­цу и в пят­ни­цу же по­стра­дал, так в день недель­ный Он ро­дил­ся и в день недель­ный же вос­крес. И при­лич­но бы­ло Хри­сту ро­дить­ся в день недель­ный, в ко­то­рый Бог ска­зал: «да бу­дет свет» (Быт.1:3); и в ко­то­рый «был свет» (Быт.1:3) в тот же день по­до­ба­ло, чтобы и Сам Он, Свет прис­но­сущ­ный, вос­си­ял ми­ру. А то что Хри­стос имел ро­дить­ся но­чью и в из­вест­ный ее час, об этом про­ро­че­ски пред­ре­че­но в кни­ге Пре­муд­ро­сти Со­ло­мо­но­вой, где го­во­рит­ся так: «Ибо, ко­гда все окру­жа­ло ти­хое без­мол­вие, и ночь в сво­ем те­че­нии до­стиг­ла се­ре­ди­ны, со­шло с небес от цар­ствен­ных пре­сто­лов на сре­ди­ну по­ги­бель­ной зем­ли все­мо­гу­щее сло­во Твое, как гроз­ный во­ин» (Прем.18:14-15)[30]. Со­вер­ши­лись и ве­ли­кие чу­де­са во все­лен­ной во вре­мя Рож­де­ства Хри­сто­ва. Так, в тот са­мый час, в ко­то­рый Гос­подь наш сшел через де­ви­че­ские вра­та, за­пе­чат­лен­ные чи­сто­тою, вне­зап­но в той пе­ще­ре ис­тек из кам­ня ис­точ­ник во­ды, а в Ри­ме вы­шел из зем­ли ис­точ­ник елея и по­тек в ре­ку Тибр. Храм идоль­ский, име­ну­е­мый веч­ным, раз­ру­шил­ся; идо­лы со­кру­ши­лись, и на небе яви­лось там же три солн­ца. А в Ис­па­нии в ту же ночь яви­лось об­ла­ко свет­лее солн­ца, в Иудей­ской стране ви­но­град­ни­ки эн­гаддские рас­цве­ли, несмот­ря на зим­нее вре­мя[31]. Осо­бен­но же чу­дес­но бы­ло то, что опи­са­но в Еван­ге­лии, ко­гда ан­ге­лы со­шли с небес с пес­но­пе­ни­ем и яс­но пред­ста­ли пе­ред людь­ми. Слу­чи­лось это так. Про­тив той пе­ще­ры, в ко­то­рой ро­дил­ся Хри­стос, по сви­де­тель­ству бла­жен­но­го Иеро­ни­ма, на­хо­ди­лась очень вы­со­кая баш­ня, на­зы­ва­е­мая Адер, в ко­то­рой жи­ли пас­ты­ри стад. Там в ту ночь трое из них слу­чай­но бодр­ство­ва­ли и сте­рег­ли свое ста­до, и вот вер­хов­ный сре­ди сил небес­ных ан­гел (ко­то­рым, по мне­нию свя­то­го Ки­при­а­на, был свя­той бла­го­вест­ник Гав­ри­ил) явил­ся им в ве­ли­ком си­я­нии, бли­стая небес­ною сла­вою, ко­то­рою он и их оси­я­вал; уви­дев его, они очень ис­пу­га­лись. Но явив­ший­ся ан­гел, по­велев им оста­вить страх и не бо­ять­ся, бла­го­ве­стил им о ра­до­сти, на­сту­пив­шей для все­го ми­ра через рож­де­ство Спа­си­те­ля. При этом он ука­зал им и при­знак ис­тин­но­сти сво­е­го бла­го­ве­стия: «об­ря­ще­те», ска­зал он, «мла­ден­ца в пе­ле­нах, ле­жа­ще­го в яс­лях. В то вре­мя, как ан­гел го­во­рил им это, вне­зап­но услы­ша­лось на воз­ду­хе пе­ние мно­же­ства небес­ных во­инств, про­слав­ляв­ших Бо­га и вос­пе­вав­ших: «Сла­ва в выш­них Бо­гу, на зем­ле мир, в че­ло­ве­ках бла­го­во­ле­ние» (Лк.2:12-14); по­сле это­го ан­гель­ско­го яв­ле­ния и пе­ния сил небес­ных, пас­ты­ри, по­со­ве­то­вав­шись друг с дру­гом, по­шли по­спеш­но в Виф­ле­ем, чтобы по­смот­реть, ис­тин­ны ли сло­ва ан­ге­ла, и они по­шли и уви­де­ли Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию Бо­го­ро­ди­цу и свя­то­го Иоси­фа, Ее об­руч­ни­ка, а так­же Мла­ден­ца спе­ле­на­то­го, ле­жа­ще­го в яс­лях. И уве­ро­вав несо­мнен­но, что это есть Хри­стос Гос­подь, ожи­да­е­мый Мес­сия, при­шед­ший спа­сти род че­ло­ве­че­ский, они по­кло­ни­лись Ему и рас­ска­за­ли все, что ви­де­ли и слы­ша­ли, и что ска­за­но бы­ло им от ан­ге­ла о Сем Мла­ден­це. И все слы­шав­шие (Иосиф, Са­ло­мия и те, ко­то­рые в то вре­мя при­шли ту­да) ди­ви­лись сло­вам пас­ты­рей, в осо­бен­но­сти же Пре­чи­стая Де­ва Ма­терь, без­бо­лез­нен­но ро­див­шая, со­блю­да­ла все эти сло­ва, сла­гая их в серд­це Сво­ем. И пас­ты­ри во­ро­ти­лись, сла­вя и хва­ля Бо­га. Так со­вер­ши­лось Рож­де­ство Иису­са Хри­ста, Гос­по­да на­ше­го, Ко­то­ро­му и от нас греш­ных да бу­дет честь и сла­ва, по­кло­не­ние, бла­го­да­ре­ние, со без­на­чаль­ным Его От­цом и со Прис­но­сущ­ным Ду­хом, ныне и прис­но, и во­ве­ки ве­ков. Аминь.

При­ме­ча­ния

[1] Св. Гри­го­рий Нис­ский, брат св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, епи­скоп го­ро­да Нис­сы в Кап­па­до­кии, один из зна­ме­ни­тей­ших от­цов церк­ви IV в., из­вест­ный сво­ею рев­ност­ною борь­бою с ари­ан­ством и мно­ги­ми со­чи­не­ни­я­ми — бо­го­слов­ски­ми, фило­соф­ски­ми и про­по­вед­ни­че­ски­ми, из ко­то­рых са­мые за­ме­ча­тель­ные сле­ду­ю­щие: Ве­ли­кое Огла­си­тель­ное сло­во, в ко­то­ром св. отец пред­став­ля­ет об­ра­зец то­го, как убеж­дать иуде­ев и языч­ни­ков в ис­тине хри­сти­ан­ства; раз­го­вор о ду­ше и вос­кре­се­нии меж­ду св. Гри­го­ри­ем и его сест­рою преп. Мак­ри­ною, по смер­ти их бра­та, св. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го; за­тем мно­го тво­ре­ний про­тив раз­ных ере­ти­ков и нема­ло бе­сед на Св. Пи­са­ние и про­по­ве­дей. Св. Гри­го­рий скон­чал­ся в 394 г. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся цер­ко­вью 10 ян­ва­ря.

[2] Св. Епи­фа­ний, епи­скоп Кипр­ский (или, вер­нее, го­ро­да Са­ла­ми­на на о. Кипр), ро­дом иудей, по­лу­чив­ший св. кре­ще­ние на 16 го­ду жиз­ни. Первую по­ло­ви­ну сво­е­го слу­же­ния церк­ви про­вел он в Скит­ской пу­стыне, в стро­гих по­дви­гах, за­тем ос­но­вал в Па­ле­стине ино­че­скую оби­тель, где око­ло 30 лет был на­сто­я­те­лем. Уже в ста­ро­сти воз­ве­ден он был на Са­ла­мин­скую епи­скоп­скую ка­фед­ру, бу­дучи епи­ско­пом скон­чал­ся в 408 го­ду. Глав­ное его со­чи­не­ние «О ере­сях» или соб­ствен­но, «ле­кар­ствен­ный ящи­чек про­тив вось­ми­де­ся­ти ере­сей», в ко­то­ром он со­об­ща­ет све­де­ния о раз­ных ере­сях древ­них и но­вых, ему совре­мен­ных Па­мять его 12 мая.

[3] Св. Афа­на­сий Ве­ли­кий, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, зна­ме­ни­тый по­бор­ник пра­во­сла­вия про­тив ари­ан­ской ере­си, доб­лест­ный ис­по­вед­ник и стра­да­лец за ис­ти­ну, ко­то­рый пре­тер­пел в те­че­ние сво­е­го дол­го­го управ­ле­нии Алек­сан­дрий­скою цер­ко­вью пять из­гна­ний и, на­ко­нец, по­сле мно­гих тру­дов и го­не­ний, пре­ста­вил­ся в 373 г. Он мно­го пи­сал в за­щи­ту пра­во­слав­но­го уче­ния о Сыне Бо­жи­ем. Из­вест­ней­шие его со­чи­не­ния сле­ду­ю­щие: «Про­тив Ел­ли­нов» (Kata «Ellinon), в ко­то­ром он опро­вер­га­ет язы­че­ство, за­тем мно­гие тво­ре­ния, на­прав­лен­ные к опро­вер­же­нию уче­ния Ария и к за­щи­те пра­во­слав­но­го уче­ния о еди­но­су­щии Сы­на Бо­жия с Бо­гом От­цом. Так­же неко­то­рые ис­тол­ко­ва­тель­ные со­чи­не­ния, на­при­мер тол­ко­ва­ние на Псал­мы и неко­то­рые дру­гие тво­ре­ния. Па­мять св. Афа­на­сия цер­ковь со­вер­ша­ет 2 мая и 18 ян­ва­ря.

[4] Из­вест­но, что у иуде­ев, до яв­ле­ния Мес­сии, дев­ство бы­ло ско­рее в по­но­ше­нии, и толь­ко су­пру­же­ство по­чи­та­лось вполне бла­го­сло­вен­ным со­сто­я­ни­ем.

[5] Св. Ва­си­лий Ве­ли­кий, ар­хи­епи­скоп Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, один из ве­ли­чай­ших свя­ти­те­лей IV в., удо­сто­ив­ший­ся, вме­сте со свя­тым Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и свя­тым Иоан­ном Зла­то­устом, на­име­но­ва­ния «все­лен­ско­го учи­те­ля». По­лу­чив ис­тин­но­хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние в сре­де сво­ей бла­го­че­сти­вой се­мьи и по­том все­сто­рон­нее на­уч­ное об­ра­зо­ва­ние в ке­са­рии па­ле­стин­ской и афин­ской шко­лах, он на­чал свое слу­же­ние церк­ви в са­мое труд­ное для нее вре­мя, ко­гда ари­ан­ские спо­ры силь­но вол­но­ва­ли и раз­ди­ра­ли ее. По­сле дол­го­го пре­бы­ва­ния в пон­тий­ской пу­стыне, где он про­во­дил са­мую стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, при­нял он пре­сви­тер­ский сан в 364 г., а в 370 г. за­нял ме­сто Ке­са­рий­ско­го ар­хи­епи­ско­па. В этом сане он твер­до за­щи­щал пра­во­сла­вие про­тив ари­ан­ства и, несмот­ря на уси­лен­ные ста­ра­ния то­гдаш­не­го им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та, яро­го при­вер­жен­ца Ари­е­вой ере­си, при­влечь его на свою сто­ро­ну, неуклон­но сто­ял на стра­же пра­во­слав­ной ве­ры. Из его мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ний осо­бен­но из­вест­ны: Бе­се­ды на ше­стод­нев, бе­се­ды на прор. Ис­а­ию, бе­се­ды на псал­мы, мно­гие со­чи­не­ния про­тив ари­ан, пра­ви­ла мо­на­ше­ские, ли­тур­гия, мно­го слов, пи­сем и мо­литв и др. Скон­чал­ся св. Ва­си­лий в 379 г. Па­мять его празд­ну­ет­ся 1 и 30 ян­ва­ря.

[6] Св. Иоанн Да­мас­кин, сна­ча­ла пра­ви­тель г. Да­мас­ка, а по­том инок зна­ме­ни­той Иеру­са­лим­ской лав­ры св. Сав­вы Освя­щен­но­го, зна­ме­ни­тый за­щит­ник пра­во­сла­вия про­тив ико­но­бор­че­ской ере­си, ав­тор точ­но­го из­ло­же­ния Пра­во­слав­ной ве­ры (пер­вой Дог­ма­ти­ки), так­же мно­гих цер­ков­ных пес­но­пе­ний. Скон­чал­ся в кон­це VIII в. Па­мять его празд­ну­ет­ся 4 де­каб­ря.

[7] Св. Со­фро­ний, пат­ри­арх Иру­са­лим­ский, сна­ча­ла про­стой мо­нах. Он был твер­дым за­щит­ни­ком пра­во­слав­ной ве­ры про­тив ере­си мо­но­фе­ли­тов, учив­ших, что во Хри­сте толь­ко од­на во­ля. В его пат­ри­ар­ше­ство ара­бы (са­ра­ци­ны) за­вла­де­ли Иеру­са­ли­мом в 637 г., а в 641 г. свя­ти­тель пре­ста­вил­ся. Из тво­ре­ний его осо­бен­но из­вест­ны: Со­бор­ное его по­сла­ние про­тив мо­но­фе­ли­тов, мно­го слов на раз­ные празд­ни­ки, объ­яс­не­ния на ли­тур­гию, ка­но­ны (три­песн­цы) на дни Вел. По­ста и Цвет­ной Три­о­ди (до Воз­не­се­ния), сти­хи­ры для ча­сов пред­празд­не­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва и др. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 11 мар­та.

[8] Из служ­бы пред­празд­не­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва, тро­парь на пер­вом цар­ском ча­се.

[9] Бла­жен­ный Фе­о­фи­лакт, ар­хи­епи­ско­пе Ахри­ды в Бол­га­рии, из­вест­ный сво­им тол­ко­ва­ни­ем на Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие, в ко­то­ром он сле­ду­ет во мно­гом ее Иоан­ну Зла­то­усту. Скон­чал­ся око­ло 1085 г.

[10] Бла­жен­ный Иеро­ним, зна­ме­ни­тый Виф­ле­ем­ский по­движ­ник кон­ца IV и пер­вой чет­вер­ти V в, из­вест­ный сво­и­ми уче­ны­ми за­ня­ти­я­ми Св. Пи­са­ни­ем, так­же мно­го­чис­лен­ны­ми пись­ма­ми и тол­ко­ва­ни­я­ми на раз­ные кни­ги Св. Пи­са­ния. Скон­чал­ся в 420 г.

[11] Сей пса­лом есть один из про­ро­че­ских или мес­си­ан­ских псал­мов, так как в нем го­во­рит­ся о тор­же­стве Мес­сии-Хри­ста над Сво­и­ми вра­га­ми и о про­слав­ле­нии Его свя­то­го че­ло­ве­че­ства.

[12] Ере­ти­ки, от­ри­цав­шие прис­но­дев­ство Пре­свя­той Де­вы Бо­го­ро­ди­цы, бы­ли сле­ду­ю­щие во-пер­вых, так на­зы­ва­е­мые ан­ти­ди­но­ма­ри­а­ни­ты в Ара­вии, в IV в, про­тив ко­то­рых пи­сал св. Епи­фа­ний Кипр­ский, за­тем, в кон­цов IV в., Гель­ви­дий, мо­нах Иови­ни­ан и епи­скоп Сар­дий­ский Бо­ноз. Про­тив Гель­ви­дия и Иови­ни­а­на пи­сал блаж. Иеро­ним.

[13] Этот рас­сказ со­дер­жит­ся в апо­кри­фи­че­ском Еван­ге­лии Иа­ко­ва (т. н. «Пер­во­е­ван­ге­лии Иа­ко­ва»), в гла­вах 15 и 16. Он же по­вто­ря­ет­ся и во мно­гих др. апо­кри­фи­че­ских со­чи­не­ни­ях, на­при­мер в «Ис­то­рии рож­де­ния Ма­рии и дет­ства Спа­си­те­ля», хо­тя с неко­то­ры­ми ва­ри­ан­та­ми.

[14] Здесь ра­зу­ме­ет­ся из­вест­ный об­ряд, ко­то­рый, по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву (Чис.5), со­вер­шал­ся в слу­чае по­до­зре­ния су­пру­гом сво­ей же­ны в пре­лю­бо­де­я­нии По­до­зре­ва­е­мое ли­цо при­во­ди­лось к свя­щен­ни­ку, ко­то­рый, по­сле жерт­во­при­но­ше­ния, брал свя­щен­ной во­ды в гли­ня­ный со­суд, по­ло­жив в нее пыль с по­лу ски­нии или хра­ма (ко­гда он за­ме­нил ски­нию), об­на­жал го­ло­ву же­ны и за­тем, по­ло­жив в ее ру­ки хлеб­ное при­но­ше­ние, и, сам в сво­ей ру­ке дер­жа во­ду, про­из­но­сил на нее тор­же­ствен­ное за­кли­на­ние та­ко­го ро­да, что в слу­чае ее невин­но­сти эта во­да не бу­дет для нее на­ка­за­ни­ем, но в слу­чае ви­нов­но­сти бу­дет та­ким для нее про­кля­ти­ем, от ко­то­ро­го ее бед­ра ис­сох­нут и чре­во ее вспухнет. По­сле неко­то­рых дру­гих об­ря­дов, свя­щен­ник да­вал жене пить эту во­ду. За­ме­ча­тель­но, что по ска­за­нию апо­кри­фи­че­ско­го Еван­ге­лия, пер­во­свя­щен­ник сам (а не свя­щен­ник) со­вер­шил этот об­ряд, при­том не толь­ко над Де­вой Ма­ри­ей, но и над Иоси­фом.

[15] Ав­густ, пер­вый рим­ский им­пе­ра­тор (15 г. до Р. Х. — 14 г. по Р. Х.) Пол­ное его имя бы­ло: Ка­ий-Юлий-Це­зарь-Ок­та­виан-Ав­густ. Он был сын Ок­та­вия и Ак­ции, до­че­ри Юлия, сест­ры Юлия-Це­за­ря. Бит­ва при Ак­ци­у­ме. в ко­то­рой он по­бе­дил Мар­ка-Ан­то­ния, сде­ла­ла его еди­но­власт­ным пра­ви­те­лем об­шир­ней­шей Рим­ской им­пе­рии. В его цар­ство­ва­ние про­из­ве­де­на бы­ла по всей им­пе­рии та пе­ре­пись, о ко­то­рой го­во­рит­ся в Еван­гель­ской ис­то­рии (Лк.2:1), и ко­то­рая по­бу­ди­ла св. Иоси­фа и Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию ид­ти в Виф­ле­ем.

[16] Пре­да­ние, что Рож­де­ство Хри­сто­во про­изо­шло имен­но 25 де­каб­ря, весь­ма древ­нее. Еще в Апо­столь­ских По­ста­нов­ле­ни­ях (Кн. V, гл. 12) го­во­рит­ся: «Хра­ни­те, бра­тия, дни празд­нич­ные, и во-пер­вых день Рож­де­ства Хри­сто­ва, ко­то­рое да празд­ну­ет­ся ва­ми, в 25 день де­ся­то­го ме­ся­ца (decembri)». И Кли­мент Алек­сан­дрий­ский во II в. ука­зы­ва­ет на 25 де­каб­ря, как на день Рож­де­ства Хри­сто­ва. Впро­чем, в пер­вые три ве­ка, ко­гда го­не­ния стес­ня­ли сво­бо­ду хри­сти­ан­ско­го Бо­го­слу­же­ния, в неко­то­рых ме­стах во­сто­ка празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва со­еди­нял­ся с празд­ни­ком Бо­го­яв­ле­ния, в ян­ва­ре. Эта прак­ти­ка про­дол­жа­ет­ся у ар­мян и до­се­ле.

[17] Сти­хи­ра 2-я Бла­го­ве­ще­ния Пре­св. Бо­го­ро­ди­цы, на «Гос­по­ди воз­звах».

[18] Сти­хи­ра на сти­ховне, глас 2-й.

[19] Св. Иоанн Зла­то­уста, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, зна­ме­ни­тый отец церк­ви кон­ца IV и на­ча­ла V в., про­сла­вив­ший­ся осо­бен­но сво­и­ми мно­го­чис­лен­ны­ми про­по­вед­ни­че­ски­ми тру­да­ми. За свое необык­но­вен­ное крас­но­ре­чие он и по­лу­чил имя Зла­то­уста. Сна­ча­ла (и боль­шую часть сво­ей жиз­ни) про­вел он в сане пре­сви­те­ра в Ан­тио­хии, а в са­мом кон­це IV в., за­нял ка­фед­ру Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­епи­ско­па. За этот по­след­ний пе­ри­од сво­ей жиз­ни он пре­тер­пел мно­го го­не­ний со сто­ро­ны им­пе­ра­три­цы Ев­док­сии, су­пру­ги им­пер. Ар­ка­дия, и кон­чил жизнь в ссыл­ке, в Ар­ме­нии (в 407 г.). Па­мять его празд­ну­ет­ся 13 но­яб­ря и 30 ян­ва­ря. Ему при­над­ле­жит ли­тур­гия, со­вер­ша­ю­ща­я­ся в Пра­во­слав­ной церк­ви боль­шую часть го­да.

[20] Дог­ма­тик 2-го гла­са.

[21] Дог­ма­тик 5-го гла­са.

[22] Св. Ки­при­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, до сво­е­го об­ра­ще­ния ко Хри­сту учи­тель крас­но­ре­чия. Его об­ра­тил в хри­сти­ан­ство пре­сви­тер Це­ци­лий. С 248 г. св. Ки­при­ан за­нял епи­скоп­скую Кар­фа­ген­скую ка­фед­ру, пе­ре­жил силь­ное го­не­ние Де­кия, а в го­не­ние Ва­ле­ри­а­на по­стра­дал му­че­ни­че­ски за Хри­ста в 258 г. От него оста­лось мно­го со­чи­не­ний, ка­са­ю­щих­ся цер­ков­но­го управ­ле­ния и раз­ных совре­мен­ных ему цер­ков­ных во­про­сов. Есть сре­ди его тво­ре­ний и мно­го пи­сем и от­дель­ных трак­та­тов, в ко­то­рых он объ­яс­ня­ет и неко­то­рые ме­ста Св. Пи­са­ния. Па­мять его 31 ав­гу­ста.

[23] Св. Зи­нон, епи­скоп Ве­рон­ский, ис­по­вед­ник и чу­до­тво­рец, скон­чал­ся в 380 г. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 12 ап­ре­ля. По­сле него оста­лось 16 про­стран­ных и 7 крат­ких на­став­ле­ний, за­клю­ча­ю­щих в се­бе пас­тыр­ские на­став­ле­ния о всех глав­ных пред­ме­тах нуж­ных для хри­сти­а­ни­на, с при­ме­не­ни­ем к нуж­дам то­гдаш­не­го вре­ме­ни.

[24] Это ска­за­ние взя­то из «Пер­во­е­ван­ге­лия Иа­ко­ва».

[25] Преп. Иосиф Пес­но­пи­сец, тво­рец ка­но­нов, ро­дом из Си­ци­лии, а за­тем по­движ­ник од­ной Со­лун­ской оби­те­ли. Во вре­мя ико­но­бор­че­ско­го го­не­ния при им­пер. Льве Ар­мя­нине, мно­го по­стра­дал за пра­во­сла­вие. При дру­гом ико­но­бор­че­ском им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле со­слан был в Хер­со­нес, от­ку­да воз­вра­щен был им­пе­ра­три­цею Фе­о­до­рою. Скон­чал­ся в 883 го­ду. Па­мять его празд­ну­ет­ся 4 ап­ре­ля. Он на­пи­сал мно­го пес­но­пе­ний, осо­бен­но мно­го ка­но­нов (око­ло 48).

[26] Служ­ба пред­празд­не­ства Рож­де­ства Хри­сто­ва 23 де­каб­ря, три­пес­нец на ве­чер­ни, песнь 9-я.

[27] Это ска­за­ние так­же из­вле­че­но из апо­кри­фи­че­ских Еван­ге­лий. На­при­мер, его мож­но най­ти в «Ис­то­рии дет­ства Спа­си­те­ля».

[28] В этих сло­вах, оче­вид­но, име­ют­ся в ви­ду два ме­ста Св. Пи­са­ния: Дан. 2:34 (где св. про­рок Да­ни­ил объ­яс­ня­ет ца­рю На­ву­хо­до­но­со­ру его сон об ис­ту­кане, и где в несе­ко­мой го­ре, от ко­то­рой ото­рвал­ся ка­мень без рук про­об­ра­зо­ва­на бы­ла Пре­св. Де­ва и сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние от Нее Хри­ста), а так­же 1Кор.10:4, (где Ап. Па­вел на­зы­ва­ет Хри­ста ду­хов­ным Кам­нем.

[29] VI Все­лен­ский со­бор, со­зван был в 680 г., в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на По­го­на­та, про­тив ере­си мо­но­фе­ли­тов, учив­ших об од­ной во­ле в во­пло­щен­ном Хри­сте Спа­си­те­ле, и осу­див­ший эту ересь. Со­бор про­ис­хо­дил в Кон­стан­ти­но­по­ле.

[30] Это ме­сто из кни­ги Пре­муд­ро­сти Со­ло­мо­но­вой (Прем.18:14-15) име­ет в ви­ду, соб­ствен­но, ту ночь, ко­гда все­мо­гу­щим дей­стви­ем Бо­жи­им по­ра­же­ны бы­ли пер­вен­цы еги­пет­ские, а пер­вен­цы ев­рей­ские бы­ли по­ща­же­ны ан­ге­лом— ис­тре­би­те­лем. Свя­ти­тель Ди­мит­рий при­во­дит это ме­сто, как про­ро­че­ство о бла­го­дат­ной но­чи Рож­де­ства Хри­сто­ва, — ве­ро­ят­но, на том ос­но­ва­нии, что, по­доб­но то­му, как та ночь (еги­пет­ская) бы­ла спа­си­тель­на для на­ро­да Бо­жия, так эта ночь (виф­ле­ем­ская) при­нес­ла спа­се­ние всем лю­дям.

[31] Ве­ро­ят­но, эти ска­за­ния за­им­ство­ва­ны бы­ли св. Ди­мит­ри­ем Ро­стов­ским из неко­то­рых за­пад­ных ска­за­ний о Рож­де­стве Хри­сто­вом, из ко­то­рых неко­то­рые пе­ре­шли и в на­ши древ­не­рус­ские ру­ко­пис­ные и пе­чат­ные сбор­ни­ки.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS