...Положенное вами на меня послушание — молиться об NN — исполняю. Только не молюсь: «Возьми то и дай это», а так: «Сотвори с ним, Господи, как для него спасительно». А то молитва будет походить на указ Богу... что совсем непригоже. Некто имел обычай спрашивать: ты идешь на молитву пенсию получать или милостыню просить? Очень вразумительный вопрос!»
В своих письмах святитель Феофан нередко касался значения так называемых заказных молитв за болящих. В большинстве случаев эти молитвы совершаются так: родственники болящего — или сами, или через записку — просят священника помолиться, причем тут же прилагают и плату за молитвенный труд. Этой материальной стороной дела большей частью и ограничивается вся забота родственников о больном, так что они сами лично почти не считают нужным присоединять своих молитв к молитвам священнослужителей, особенно если заказанные молитвы будут совершаться в течение продолжительного времени. Такое отношение к молитве со стороны родственников болящего признается святителем далеко не похвальным.
«Вы добре устроили молитвование о своей дочери (болящей), — говорит он в одном письме. — Два молебна в неделе, да на проскомидии помин. Кажется, довольно бы. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душой. Если никто не воздохнет от души, то заказанный молебен, хоть и будет исполнен, а молитвы о болящей не будет. Только и есть тут ваша вера и надежда — знамением которых служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна... Вы заказали, но, дав деньги, чтобы другие молились, сами сбросили с плеч все заботы... Болящего (болеющего) о больной никого и нет. Служащим где за всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на литургии. Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к престолу Божию... и самую молитву Церкви делает болезнующей, хоть служащие и не болят... Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами и болите душой о болящей... И дело будет. В церкви, на литургии, болите во время проскомидии... А особенно, когда после «Тебе поем» Богородичную поют песнь «Достойно есть»...