Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Утешение в смерти близких

Придёт час. Родительские субботы великого поста.

28.06.14 | Автор: протоиерей Александр Бутрин | Источник: www.hram-bal.ru
Ближайшая суббота Великого поста посвящена поминовению усопших. Это последняя малая родительская суббота святой Четыредесятницы, следующие субботы поста будут иметь другое посвящение. Усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные дни поста литургического поминовения. 
Ближайшая суббота Великого поста посвящена поминовению усопших. Это последняя малая родительская суббота святой Четыредесятницы, следующие субботы поста будут иметь другое посвящение. Усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные дни поста литургического поминовения. 
По окончании земной жизни души человеческие продолжают жить, попадая в разные места небесных обителей. Место пребывания праведников называется раем (Лк. 23,43), Царством небесным (Мф. 8, 11), Царством Божиим (Мф. 6, 33), Домом Отца (Ин. 14, 2), Иерусалимом вышним (Гал. 4,26), небесами (Лк. 12,33-34).
Святые и праведные пребывают во славе и упокоении от трудов своих (Откр. 4,4; 14,13), которые, однако, предполагают не бездействие, но молитву, личностное общение и познание: «...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8,11).
Место, куда отходят души грешников после частного суда, в Священном Писании называется адом (Лк. 16,23), тьмой кромешной (Мф. 22,13), темницей духов (1 Пет. 3,18), бездной (Лк. 8,31), преисподней (Филип. 2, 11), геенной (Мф. 5, 22), пещью огненной (Мф. 13, 50), то есть местом осуждения и гнева Божьего. Мучения находящихся здесь состоят в удалении от света лица Божьего (Мф. 7,23), в угрызениях совести за грехи, терзающих их непрестанно как «червь неумирающий» (Мк. 9,44). Находясь в обществе падших духов, грешники терпят различные муки, сообразные совершённым ими преступлениям. Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоянии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения. Нечестивые также сообщаются друг с другом в аду. У пророка Исайи говорится о сошествии в преисподнюю царя Вавилонского, которого узнали обитатели геенны (Ис. 14,9-10).
Католики учат, что между раем и адом существует некоторое промежуточное место — чистилище, в которое попадают и очищаются через мучения те, кто хотя при жизни и покаялся, но не принёс Богу должного удовлетворения за свои грехи в виде благочестивых и добрых дел. Православная Церковь не признает возможность личного принесения умершими удовлетворения Богу за свои грехи. «Не успевшие понести исправительных подвигов и епитимий, восполняют сие молитвами о них Церкви и милостынями за них», — пишет святитель Феофан Затворник.
Страдания грешников после частного суда ещё не являются окончательными, поскольку предстоит ещё последний Страшный Суд. Как говорится в «Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере», «души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно». После воскресения и последнего Суда все люди получат от Всевышнего окончательный приговор. «Придёт час, - поучает праведный Иоанн Кронштадтский, - взойдёт над нами и видимо Солнце наше праведное Христос Бог, когда настанет Второе, страшное Пришествие Сына Божия; тогда все умершие, по гласу Его, мгновенно оживут и станут на ногах своих. «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29) Дивное, поразительное явление силы Божией: тело, истлевшее в земле, сгоревшее в огне, потонувшее в воде, поглощённое земными и морскими животными, тело сделавшееся прахом, воскреснет в новом, нетленном виде, соединившись уже навеки бесконечные со своей душой, или для вечной радости и блаженства, или для вечного горя и страдания».
Святитель Феофан Затворник поучал своих духовных чад: «Участь отшедших не считается решённой до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осуждённым окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждой на безмерное милосердие Божье».
Лишь после Страшного Суда завершится таинственный путь человеческой жизни, «уходящей от рождения в вечность». Земная, воплощённая жизнь, также как и период загробного разлучения и ожидания, «чаяния воскресения мертвых» вместе с «жизнью будущего века», воскресением и судом, все вместе составляют единую судьбу человеческой личности.
Для православного христианина смерть сама по себе не страшна, если его совесть не отягощена нераскаянными грехами. «Христос воскресе... дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть ад с нею и Христос воцарися... Той нам дарова нетление плоти. Той воздвизает нас и дарует Воскресение нам и славы оныя с веселием сподобляет» - говорит Православная Церковь. После Пасхи Христовой смерть уже не означает собой конец жизни, но открывает путь к вечности. «Правда мы и теперь умираем прежней смертью, - говорит святитель Иоанн Златоуст, — но не остаемся в ней, и это не означает умирать... Сила смерти и подлинность смерти в том, что умерший уже не имеет возможности вернуться к жизни... Если же он после смерти оживёт, и притом лучшей жизнью, то это уже не смерть, но успение». Поэтому христиане спокойно думают о смерти, спокойно готовятся к ней, спокойно, даже с радостью встречают её. Вместе с апостолом Павлом они говорят: «живём ли мы, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем, и потому живём ли или умираем всегда Господни» (Рим. 16, 8). Памятование о смерти ограждает подвижников от происков врага рода человеческого. «Знает льстец сей, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются».
Святые новомученики и Исповедники Российские своим подвигом веры показали миру, что для них абсолютной истиной являются слова апостольского послания: «для меня жизнь Христос, и смерть приобретение... Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1,21, 23). Священноисповедник Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский, неоднократно со смирением говорил своим духовным чадам: «Наш путь тюрьма, ссылка, смерть...» Всепоборающая сила веры звучит в словах акафиста, сложенного священномучеником Серафимом (Звездинским), епископом Дмитровский, во время заключения в Бутырской тюрьме: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосылаемого, укрепи меня в конец изнемогающего».
Зная о том, что близится расправа над ним безбожников, священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, не предпринимал никаких попыток спастись. На вопрос одной из прихожанок, пойдёт ли он ко Всенощной, святой ответил: «Да, но я буду недолго, а потом меня не будет». На следующий день его увели на расстрел. Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, смело обличал беззаконников. Перед расстрелом он сам копал для себя могилу, несколько раз в неё ложился, когда примеривали глубину. За месяц до кончины, святой распространил в своей епархии послание, исполненное мужественной веры в возрождение родной земли: «Может быть меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет с своим возращением к Богу... Ободряйте всех, и примиряйте озлобленных с жизнью, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа... Простите и молитесь о призывающем Божие благословение грешном архиепископе Андронике». Святые царственные страстотерпцы государь император Николай и члены его семьи преподали всем нам пример высокой веры, поддерживавшей их мужество, давшей силу и терпение в страданиях. Находясь в заключении, все они понимали возможность скорого конца. Однако, как сказал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, государь «желая страдать вместе с Россией,... ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе...».
Сам святитель Тихон после совершённого на него в 1919 г. покушения сказал народу в храме Христа Спасителя: «Покорный воле Божией, я остаюсь спокоен и за свою участь... Если мне суждено прожить мало дней и умереть от ножа, или от расстрела, или иной наглой смертью и не будут знать места погребения да будет воля Божия: я не лучше собратий моих, которые уже так умирали. Желал бы только, чтобы такая смерть послужила во очищение многих грехов моих и была принята Господом как жертва благовонная за люди...»
Смерть не страшна, но страшны грехи, с которыми мы должны будем предстать пред Господом и которые могут разлучить душу с Богом. Мы уповаем, что Господь явит Свою милость тем, которые, хотя и согрешили, но не отступали от него, которые «несомненно во Отца и Сына и Святого Духа Бога... в Троице славимого, веровали и Единицу в Троице и Троицу во единстве Православно даже до последнего своего издыхания исповедали». Спаситель сказал: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12,31-32). Значит, прочие грешники могут быть прощаемы даже в будущем веке, о чём читаем у блаженного Августина: «когда наступит воскресение мертвых, будет немало таких, которым после мучений, испытанных душами умерших, оказано будет милосердие, так что они не будут посланы в вечный огонь. Ибо не было бы сказано о некоторых, что им не отпустится ни в сем, ни в будущем веке, если бы не было таких, которым хотя в настоящем веке не отпущено, однако отпущено будет в будущем». Из Ветхого Завета познаем, что Бог не только низводит во ад, но и возводит из ада (1 Пар. 2,6). Сошедший во ад, Спаситель и там предложил Свою проповедь, отчего и читаем у апостола Павла, что пред именем Господним поклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил, 2, 10). Под преисподними понимаем те души, которые, пребывая в геенне, ещё могут по милости Божией получить облегчение своей участи, тем более, что в Священном Писании читаем о том, что Христос Спаситель и поныне имеет ключи ада и смерти (Откр. 1,18).
Подготовил протоиерей Александр Бутрин 
www.hram-bal.ru 

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS