Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Вечное

Крест - надежда спасения. О нательных крестах

12.02.15 | Автор: Священник Михаил Воробьев | Источник: http://www.eparhia-saratov.ru
Главным символом христианства, в котором заключается все содержание христианской веры, безусловно, является крест. Кресты ставятся в навершиях христианских храмов. Напрестольные, аналойные и воздвизальные кресты предназначены для церковных богослужений. Памятные и поклонные кресты устанавливаются у придорожных часовен и в местах явления чудотворных икон. Надмогильные кресты являются непременной принадлежностью христианских кладбищ.

Самыми многочисленными из всех типов крестов, являются нательные кресты, которые с первых веков христианской истории являются свидетельством того, что тот, кто его носит является членом Христианской Церкви. В течение нескольких столетий после Крещения Руси верующие носили такие кресты не на теле, а поверх одежды, как ясный для всех знак исповедания православной веры.

Нательные кресты предпочтительнее всего отливались из меди и ее сплавов, так как главным библейским прообразом Честного и Животворящего Креста Господня считался медный змий, сооруженный пророком Моисеем.

Древнейшие кресты X-XI веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов были четвероконечными с равными концами и не имели никаких изображений, кроме простого геометрического орнамента.

В XII веке формы нательных крестов становятся более многообразными. На лицевой стороне появляется изогнутое тело страдающего распятого Христа, в медальонах на поперечной перекладине изображение Божией Матери и апостола Иоанна Богослова.

На крестах XIII-XVI веков вместе с распятым Спасителем помещались изображения Божией Матери, Архангелов, апостолов и самых разнообразных святых. В навершиях находился Нерукотворный Образ Спасителя или Ветхозаветная Троица. Особой любовью пользовались крестики с образом мученика Никиты, побивающего беса.

Геометрия нательных крестов усложняется от трехконечных до двенадцатиконечных.

Нательные кресты домонгольской эпохи часто изготовлялись в виде энколпионов - двухстворчатых ковчегов, внутри которых находились частицы мощей святых. Такие кресты и их детали часто находили, например, на территории Увека, золотоордынского города, располагавшегося в XIII-XIV столетии на месте нынешнего Саратова.

Широкое распространение в это время получает перегородчатая эмаль, инкрустация оловом; появляются кресты с плоским изображением, выполненным в технике черни.

В XVI и XVII столетиях изображения Распятия с нательных крестов постепенно исчезают, зато сами кресты под влиянием "московского барокко" приобретают сложную изысканную форму. На средней перекладине креста часто изображается терновый венец, который со временем превращается в особое украшение, называемое цатой. У подножия креста изображается Голгофа, в недрах которой покоится череп - глава погребенного здесь Адама. Здесь же помещаются буквы Г - Голгофа, Г А - глава Адама, М Л Р Б - "место Лобное рай (распят) бысть"; выше буквы К Т, обозначающие копие и трость - орудия страстей.

Эта форма нательных крестов была зафиксирована в старообрядчестве, которое признавало истинным только восьмиконечный крест. Однако и старообрядческие нательные кресты отливались в четвероконечных формах; при этом в четвероконечный крест всегда вписывался восьмиконечный. К началу XIX века форма старообрядческих нательных крестов, отливавшихся из медных сплавов, серебра и золота, часто украшавшихся многоцветными эмалями, была сведена к двум типам: мужского и женского креста. На обороте таких крестов всегда находился текст молитвы (обычно помещалась только небольшая ее часть) "Да воскреснет Бог…".

Вне старообрядчества в XVIII и XIX столетиях были распространены самые разнообразные нательные крестики, в том числе и западного образца. В это время широкое распространение получают крестики с распятием католического типа и несвойственной древним крестам надписью "Спаси и сохрани".

В двадцатые годы ушедшего столетия иконописные мастерские, а так же мастерские, изготовлявшие церковную утварь, прекратили свое существование. Возродившиеся после Великой Отечественной войны предприятия Московской Патриархии остановились на наиболее простых в производстве нательных крестах. Кураторы из печально известного Совета по делам религий строго контролировали производство, не допуская появления изделий высокого художественного достоинства.

В настоящее время все больше художественных мастерских, изготовляющих нательные кресты, возвращаются к былому многообразию. Ценители церковной старины без труда могут приобрести нательные кресты, отлитые по старым формам, в наших церковных лавках.

При этом верующему следует помнить, что нательный крест должен быть обязательно освящен в церкви. Только после этого он перестает быть ювелирным украшением и превращается в спасительный образ Честного и Животворящего Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS