Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Вечное

Поучения

01.07.14 | Автор: Св. прав. Иоанн Кронштадтский


▹О терпении от врагов 
▹О вреде курения
▹О помощи святых
▹О милости нищим
▹О принятии святых таинств
▹О самоосуждении

О ТЕРПЕНИИ ОТ ВРАГОВ

Когда другие так или иначе сильно оскорбляют тебя и ты возмущаешься духом, скажи себе: Иисус Христос, Господь мой, не то претерпел, а гораздо больше; мое терпение ничтожно, – и молись за врагов своих вместе со Спасителем: Господи! Отпусти им: не ведят бо что творят [Лк. 23,34].

Когда тебя злословят и ты от того смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца безчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись об них Богу. Благословляйте проклинающих [Мф. 5,44]. Говори: они не меня злословят, а мою страсть не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в мое сердце и сказывается болью в нем при нанесении злословий; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее безчестие терпевши бесчестие здесь, не подвергнешься ему в том веке. Принял вдвое за все грехи свои [Ис. 40,2]. Твой мир даждь нам, вся бо воздал ecu нам [Ис. 26,12].
Враги ли у тебя есть – молись об них, о примирении их с тобою, Богу. Его держава над всеми; по молитвам твоим Он и их силен просветить, расположить сердца их к тебе. Если же они не примирятся по сильной злобе – да будет воля Его. Только ты не злобься ни на кого.

О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

Что это во рту у тебя? Ты говоришь: сигара, – а я говорю: дымящаяся головня. А при этих двух словах я вспоминаю слова пророка Исаии, который от лица Господня назвал двух весьма важных по сану, но непотребных по жизни человек, дымящимися головнями. Как не скажешь, и совершенно справедливо, что люди, провозящие жизнь только в чувственных удовольствиях, – самое точное подобие тех сигар, которые тлеют в их нечистых устах? Так, человек плотский, и сигара твоя, вечно глеющая у тебя во рту, и ты сам – почти одно и то же. Дымишь ты только Божий свет своими плотскими делами, а о делах правды не помышляешь. Но вспомни, что людям, сеющим в плоть, обещано вечное тление в огне геенском, и ты, как сырая головня, будешь пищею вечного огня. Куря свою сигару и вдыхая дым ее, впитывай в себя мысль, внедряй веру в свое сердце, что ты сам обратишься некогда в вечную головню, если будешь на этом свете предан одним удовольствиям чувственности. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его [Мф. 25,41].

Табак – подслащенная пилюля диавола, которую он дал плоти, прикрываясь мнимою ее потребностию, ее похотию бессмысленною. Четыре зла разом делает чрез табак диавол: время драгоценное убивает, жизнь сокращает, самую глупую роскошь производит и у нищих насущное пропитание отнимает. Поверьте, так ли это. По всем соображениям так. О, проклятое, бессмысленное курение (да и нюхание) табака! Смотрите, какая чума табак: всех он заразил – все занимаются курением пресерьезно, как делом, и почти постоянно, не разбирая времени: встали – курят вместо молитв, едят – курят, пьют – курят, читают, разумеется что-нибудь легкое, плотское, житейское, – курят; в будень – курят, в праздник – курят, к богослужению зовет колокол – курят, дома – курят, в гости пришли – курят, работая – курят, от безделья – курят; только спят – не курят, да и тогда во сне, в грезах – курят; и все и всё – курят, всю жизнь курят. Суета, громадная, бесконечная суета! Братия! Други! Что мы делаем? Да разве жизнь дана нам для курения? Что мы все и всё курим так, что из-за курения едва не забываем не только отправлять надлежащим образом дела по обязанностям службы (потому что и за делом страстный до курения о том больше и думает, как бы выйти да покурить), но о важнейшем деле своего спасения! Поймите лукавство врага, действующего чрез растленную плоть нашу! О, не имать Дух Божий пребывати в человецех сих... заме суть плоть [Быт. 6,3.] Плоть, плоть – почти все мы, за исключением немногих, потому что все живем в плоть, все сеем в плоть – и, конечно, от плоти все пожнем нетление, если не дадим перевесу духу над плотию! Жители Содома и Гоморры сластолюбствовали в сытости хлеба и вина, а нынешние – образованнейшие, далеко оставившие за собою древний мир люди прибавляют еще к сытости хлеба и вина одуряющую, разрушающую здоровье сытость табаком! О, дивный прогресс! О, премудрый прогресс! О, приближающий ко дну адову прогресс! А прогресс веры сердечной, живой? А прогресс любви христианской, отказывающей себе не только в излишнем, но и в некоторых необходимых потребностях для того, чтобы восполнить вопиющие, ужасающие недостатки других, не имеющих насущного куска хлеба, необходимой одежды и необходимого крова? Где ты – истинный прогресс? О тебе забыли; твое имя похитили у тебя и приложили к этому чудовищному, сатанинскому прогрессу! Что же нам в бездушном, сухом, холод-ром просвещении, которое просвещает ум, а сердце оставляет холодным, безверным, не согретым любовию к истинному благу человечества? Что твои науки, когда не научают самому нужному, самому главному знанию: сердечному познанию Отца щедрот – Бога, и Сына,Его – Христа Бога, и с Ним и Духа Животворящего? Что твои науки, когда они удаляют из сердца веру в жизнь будущаго века и поселяют в сердце лихорадочную любовь к наслаждению временною жизнию, при которой человек помнит только себя, забывая о других? Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека, грядущаго в мир, просвети нас, объятых кругом тьмою греха! Доколе мы будем посмеянием диавола?! (Табак одебеляет сердце, усиливает плоть над духом – это испытано.)

О ПОМОЩИ СВЯТЫХ

Ты недоумеваешь, как внимают нам с неба святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес приклоняются к нам и всюду, по всей земле светят? Святые то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог – вечное, животворящее Солнце, а святые – лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тело их, дела их, места священные, лица, им преданные). Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф. 6,21].

Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлыми очами, – это взирание знак и образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими и видит все ваши мысли, слышит все ваши сердечные желания и вздохи. Образ – образ и есть: в чертах и знаках он представляет то, что не начертаемо и не означаемо, а постижимо только верою. Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами – как на ладони. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною [Ис. 49,16], говорит Господь. Как много утешения, жизни в этих словах Вседержавного Промыслителя! Итак, молитесь пред иконою Спасителя как бы пред Ним Самим. Человеколюбец присущ ей благодатию Своею и очами, на ней написанными, точно взирает на вас; на всяком месте очи Его духовные видят [Притч. 15,3] – значит, и на иконе; и слухом, на ней изображенным, слушает вас. Но помните, что очи Его – очи Божеские, и уши Его – уши Бога вездесущего.
Святые – трубы, из океана благодати Бога проводящие нам милости Божии.
Как видят и слышат нас святые? А как ты видишь мысленно, например, своих родителей и мысленно беседуешь с ними? Это – в теле; а они – без тела.
Почему святые удобно и скоро слышат нас? Потому что они – один дух с Господом, так как сказано: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1 Кор. 6,17]. Как должны быть высоки и почтенны в глазах наших святые Божий человеки?! (Златоуст и другие.)
Kaк святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы перенесены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. (В этих лучах вы видите также землю. Но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч; а этих лучей в нем бесконечно много. По тожеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира.) Так и душа святая, соединяясь с Богом как с духовным Солнцем, видит чрез посредство своего духовного Солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся.
Отчего святые слышат на всяком месте наши молитвы? Должно быть, оттого, что для них, как бесплотных, земля наша не больше значит, как ладонь нашей руки, и пред их очами мы все как на ладони, тем более что они – един дух есть с Господем [1 Кор. 6,17]. Для нас много значат земные расстояния, потому что мы обложены подверженною измерению плотью, которая судит о величине расстояния по своим ограниченным мерам; но для них нет таких мер. Верою и молитвою мы можем сообщаться со святыми скорее, электрических телеграфов и железных дорог.

О МИЛОСТИ НИЩИМ

Сомнение – ржа добрых дел человеческих, снедающая сердце и отнимающая много достоинства от дела. Например, ты подал милостыню нищему и потом усумнился, будет ли иметь какую цену в очах Божиих милостыня твоя; или пожалел, что много подал или подал тому, кому не следовало, – она уже у тебя потеряла много цены. Лицемер, большую ли долю твоего имущества составляет поданная тобою милостыня и, во всяком случае, велика ли жертва твоя Богу, что ты мучишься, злонравный и неблагодарный, сомнением и жалением? В деле добром необходима всегда твердая уверенность. Все, что не по вере, грех [Рим. 14,23].

Богатый человек не только должен подавать милостыню, но и подавать щедро, – на щедроты Господни отвечать щедротами. Подавание скудное, по самой малой монете, есть лицемерие.
Богатые! Неправды свои правдою искупите: неправедную прибыль или неправедно собранное имение – щедрою милостынею убогим, и тогда вы можете надеяться спасения. Иначе не спасетесь.
Подавай милостыню без всякого сомнения, скорби и нужды (необходимости). Не порти доброго дела и не причиняй себе добровольного мучения. Истинен Бог: награда несомненна милостынодавцу. Сам Христос принимает ее и еще в этой жизни сторицею воздает за нее. Аминь.
Когда диавол будет поджигать тебя к скупости, скажи ему: верю от всего сердца, что все, истраченное на своих, на гостей и на нищих, есть приобретение для души моей, – и в этих деньгах я не буду давать отчета Владыке на Страшном Суде.
Милостыню всегда подавай с лицом весёлым – Сам Христос принимает; никого ни взглядом, ни словом не обидь.
Не будьте горды, ненавистливы, завистливы, скупы, то есть не соизволяйте нимало на эти страсти. В начале поддадитесь хоть бы на мгновение – диавол войдет в вас и будет вас палить тою или другою страстью; больно будет. Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан, и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду, ненависть и другие страсти, нарушающие спокойствие и безопасность ближнего. Он дает человеку лукавое сердце и лукавый глаз, чтобы везде видеть предлоги к страстям, в самых невинных лицах и предметах.

О ПРИНЯТИИ СВЯТЫХ ТАИНСТВ

В пречистых Тайнах Господь так тесно и преискренно приобщается к существу хлеба и вина, как душа наша к нашему телу и крови, и делает их истым Своим Телом и Кровию. Как в теле моем и в крови моей живет дух мой, так в хлебе и вине, или в Теле и Крови Тайн, живет Дух Господа Иисуса Христа; как творит Он тело мое, так творит Тело Свое, только мое – из семени отца в лаборатории матери, а Свое – из пшеничного хлеба и вина художеством Духа Святого Господа Животворящего.

Грехи, не очищенные покаянием и не омытые Кровию Сына Божия, никак не допустят грешника в Царство Небесное в общение с Богом. У Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими [Пс. 5,5 – 6]. Эту истину мы дознаем на опыте еще здесь, на земле. Имеющий в сердце хотя малейшую злобу на кого-либо, при всем усилии соединиться с Богом в молитве никак не может: зовет Бога – и Он не отзывается на голос его; и вообще человек, имеющий в сердце какую-либо страсть, не может и здесь никак соединиться с Богом, хотя бы того и хотел, чтобы найти в Боге свободу и покой от своей страсти, – и это дотоле, пока не возненавидит ее и сердечно не покается в ней. Если здесь так бывает, то, конечно, так будет и там. (И ныне Господь недалеко от каждого из нас [Деян. 17,27].) Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? [2 Кор. 6,14– 15]. Желающие причаститься животворящих Тайн! Бойтесь приступать к этим Тайнам любви и мира с злобою на кого-либо или имея в сердце какую-либо страсть и привязанность житейскую: Тело и Кровь Иисуса Христа вы примете, но Христа в вас не будет, и в осуждение себе вы примете; по причащении внидет в вас сатана, которому вы служите сердечно тою или другою страстию, как вошел сатана в Иуду по причащении на вечери, – истина, которая под-тверждается не только словом Божиим, но и бесчисленными опытами людей всех веков и мест.
Отчего мы видим многих, которые от Чаши Христовой часто идут к чаше вина и упиваются им; отчего множество христиан скоро после причащения Святых Тайн видим татями, грабителями, пияницами, прелюбодеями, неверами, хульниками, гонителями, ненавистниками, завистниками, сребролюбцами (и прочее) – преданных всяким страстям? От недостойного приобщения. Иначе Христос жил бы в них и производил бы в них плоды добрых дел. Это несомненно. Значит, много недостойных причастников. Горькая истина! Страшная истина!
Если бы все молились истинно и причащались достойно, тогда все были бы праведники; не было бы ни прелюбодеев (члены Христовы [1 Кор. 6,15]), ни хищников (Иисус Христос – Сокровище нетленное), ни завистников, ни ненавистников, ни сребролюбцев.
Злоба крайне убийственна для души и тела: палит, давит, мучит. Никто, связанный злобою, да не дерзает приступить к престолу Бога любви.
Говеющие! Бойтесь мнимой праведности своей или бесчувственности греховной, поражающей сердце особенно пред великим Таинством Исповеди и Причащения. Вы не находите себя грешниками, великими грешниками? Вы не чувствуете и не припоминаете своих грехов? А вот если вы не любите Бога всем сердцем – разве это не великий грех, и любите другое, кроме Бога; если вы не имеете в сердце живой искренней веры и надежды – разве это не великий грех? Разве самая бесчувственность не есть грех – хула на Бога? Если говорим, что не имеем греха... [1 Ин. 1,8.] Ах! Мы видели на исповеди и таких бесчувственных, которые стояли и ничего не говорили, как бы ничего преступного не сделали. Пакость сатаны. Бойтесь сатаны. Тут-то диавол хочет погубить весь труд вашего говения.
Цени по достоянию величайшее чудо Иисуса Христа, Сына Бога Живого, являемое в причащении с верою Его Божественным Тайнам. Какое же чудо? Упокоение и оживотворение твоего сердца, умерщвленного грехом, столь явное после предшествующего часто причащению сердечного беспокойства и духовной смерти. От привычки не почитай его никогда за нечто обыкновенное и маловажное: такие мысли и расположения сердца навлекут на тебя гнев Господень, и ты не будешь после прича-щения вкушать мира и жизни. Живейшею сердечною благодарностию за дары оживотворения стяжавай жизнь от Господа, и вера твоя да возрастает более и более. Боязнь и беспокойство, от неверия происходящие во время причащения, почитай за верный знак, что ты удаляешься неверием от Жизни, предлежащей в Чаше, и не обращай на них внимания. О вера! Вера! Ты сама есть чудо для нас! Ты-то нас спасаешь: вера твоя спасла тебя [Мк. 5,34]. И после живой веры в истину Божию мы всегда отходим от Господа в мире; напротив, после маловерия – всегда без мира. Ах! Сатана входит часто после недостойного причащения Святых Тайн, и он-то всячески старается поселить в нашем сердце свою ложь, то есть неверие, потому что неверие – все равно что ложь. Человекоубийца искони, он всячески старается и ныне убить человека своею ложью и разными помыслами и, прокравшись в сердце в виде неверия или какой-либо страсти, после оказывает достойным себя образом – больше нетерпением и злобою. И видишь, что он в тебе, но не вдруг-то часто избавишься от него, потому что он обыкновенно старается запереть в сердце все исходы к выходу из него неверием, ожесточением и другими порождениями своими.
Отчего требуется живая вера пред принятием Таинства Причащения и других Таинств и на молитве? Оттого, что неверующий лжа творит [1 Ин. 1,10] Бога и, значит, внутренно ругается Божию величию, Божией истине, Божию всемогуществу и благости. Но как первый солгал на Бога диавол, то и все лгущие – его чада. Веруете ли, яко могу сие сотворити? [Мф. 9,28]. Веруеши ли, что из хлеба и вина Я творю Свою Кровь? Веруеши ли, что эти виды хлеба и вина – дух и живот для тебя и без них ты не имеешь живота? Веруй, признай сердечно, что это истинно так, и не клевещи, не лги на Меня, будто это не так. В этих бренных видах хлеба и вина – Я Сам: в них Дух Мой, соединенный ипостасно с человеческою плотию; потому-то они и Тело Мое, как в твоем теле – душа твоя.
Причащаясь Святым Тайнам Тела и Крови, старайся узреть их сердечными очами как они есть, во всем их величии. Если сердце окажется при этом неверным и будет противиться признать Тайны за истинные Тело и Кровь то скажи своей плоти: не верю тебе, лживая плоть, всегда ввергающая меня в погибель, плоть злая, немощная, худая, слепая. Ты хочешь, чтобы я не верил всему истинному и святому, а я – тебе не верю. Притом я всегда испытываю, что, если причащусь с усумнением сердечным, меня всегда попаляют Святые Тайны как недостойного причастника.
Я с вами во все дни до скончания века [Мф. 28,20]. Так, Владыко, Ты с нами – во все дни – ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия, не живем. Ты с нами осо-бенно в Таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую литургию в подобострастное нам, кроме греха, Тело и питаешь нас животворящею Своею Пло-тию. Чрез Тайны Ты всецело с нами: и Плоть Твоя соединяется с нашею плотию, и Дух Твой соединяется с нашею душою – и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение; чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1 Кор. 6,17]. Мы делаемся, как Ты, благими, кроткими и смиренными, как Ты сказал о Себе: кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11,29]. Правда, часто лукавая и слепая плоть, или живущий в нашей грешной плоти князь века сего, шепчет нам, что в Тайнах – только хлеб и вино, а не самое Тело и Кровь Господа, и лукавыми свидетелями посылает для этого зрение, вкус и осязание. Но мы не дозволяем себе слушать его клеветы и рассуждаем так: для Тебя, Господи, все возможно. Ты творишь плоть людям, животным, рыбам, птицам, гадам – всей твари: для Себя ли Ты – везде Сый и вся исполняяй – не сотворишь плоти? Какой ваятель в состоянии сделать ее для себя? Мало того, Ты превращаешь мертвое вещество в живое существо, например посох Моисея в змея, и нет ничего для Тебя невозможного: Себе ли Ты не сотворишь плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питье и превращаясь в нашу плоть и кровь? Ты не даешь вере нашей искушатися паче, еже может она понести; не пресуществляешь Ты глыбы земной в пречистое Тело и Кровь Свою, а белый, мягкий, чистый, приятный на вкус хлеб; не воду сотворяешь Кровию Своею, но подходящее к цвету крови вино (которое и называется кровью гроздовою [Сир. 39,32] в Священном Писании), приятное на вкус и веселящее сердце человека; Ты знаешь немощь нашу, слабость нашей веры и потому благоизволил употребить для Таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества. А ты мог бы, Всемогущий, сказать нам: вот, эта скудель – Тело Мое, а эта вода – Кровь Моя; верьте, что это – Мое Тело и это – Моя Кровь: Я все претворяю, как Творец и Господь, и для Меня нет ничего невозможного. Однако же Ты так не сказал нам, зная нашу слабость. Будем же твердо верить, что под видами хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой и что в Таинстве Причащения Господь пребудет с нами во все дни до скончания века [Мф. 28,20].
Внушить прихожанам, чтобы после причастия крайне воздерживались от многоядения и многопития.

О САМООСУЖДЕНИИ

Примите к сведению все, что, если душит вас иногда внутренняя злоба, от которой горят разрушительным огнем ваши внутренности, не ожесточайтесь от этого больше и больше и не принимайте этой внутренней злобы за такое состояние, в которое вы – и только вы одни – поставили сами себя. Это не вы только злы, а диавол злобный в вас делает свое дело, изливая свою злобу. Чем это доказать? Сделайте с верою крестное знамение на злом своем сердце и на том месте, где особенно чувствуете адский огонь, – и он сейчас погаснет, восстановится спокойствие и легкость на душе. А это значит, что прежде в вас был диавол, который от попаляющей его крестной силы вышел. Не стойте во зле, а будьте как можно удобопреклонны к добру – и победите врага. Чаще за знамение крестное беритесь да имя Господа Иисуса призывайте.

Что ты не осуждаешь себя прежде Страшного Суда, исполненный всякой неправды: лукавства, неверия, злобы, зависти, скупости, гордыни, осуждения, рвения, гнева, алчности, пресыщения, объядения и прочих мерзостей? Осуждай себя усердно, от всего сердца, воздыхай, бей в перси, проливай слезы, да не осудит тебя Владыка.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS