Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Слово на день введения во храм Пресвятыя Богородицы

04.12.14 | Источник: Пермские Епархиальные Ведомости. 1869 г. № 48 неофициальный отдел. С. 547-551.
В настоящий день св. Церковь обращает взоры наши на одно из знаменательных событий ветхозаветной истории. Безчадствовавшие Иоаким и Анна, в глубокой старости, по своим пламенным молитвам, благословляются от Бога исполнением своего заветного желания; бесплодная Анна делается матерью Пресвятой Девы, Матери Божией. – Что же приносят они в жертву Господу, даровавшему им такое счастье? То, что всего дороже им теперь было; единородную дщерь свою они посвящают на служение Богу во храме, и по отдоении, в третье лето исполняют обет свой. Таким образом, единственным воспитателем для единственной дщери своей они избирают веру отцов своих, и единственным училищем – храм Божий. Какой поучительный пример для христианских родителей и воспитателей! 
В наше время, усиленно ищущее установить прочные основы воспитания и в воспитании полагающее основание как счастья семейного, так и благополучия общественного – в наше время, когда за ответами на затрудняющие вопросы настоящего обыкновенно, и не без пользы, обращаются к прошлому – этот глубокой древности пример, пример священный и для нас несомненно обязательный – можем ли мы оставить без должного благоговейного внимания? И если всегда благовременно, то ныне нам особенно прилично остановиться на нем мыслью.

Праведные Иоаким и Анна благословенный плод своего супружества предварительным обетом посвящают Господу. Ему же, подателю всех благ, должны быть посвящаемы своими родителями и дети христианские; Тому, Чье имя даруется им святым крещением, должны быть посвящаемы и плоды христианского супружества. Как же совершается и как должно бы совершаться это посвящение детей наших Господу? Благодаря справедливому сознанию высоких благ, даруемых святой верой, дети у нас в первые же дни своей жизни просвещаются святым крещением Родители и восприемники при самой купели дают уже обеты – новопросвещенного воспитывать в спасительной вере Христовой и благочестии. Прекрасное начало, от которого по справедливости можно было бы ожидать соответственного и продолжения. К сожалению, это прекрасное начало дела христианского воспитания нередко только началом и остается. 

Годы проходят в заботах сначала – о телесном воспитании, о здоровье дитяти, о развитии его телесных сил; годы проходят потом в заботах о первоначальном умственном и нравственном развитии дитяти; годы проходят затем в заботах о дальнейшем школьном образовании дитяти, о знакомстве его с людьми, с превратностями жизни, об устройстве его общественного положения: и ни родители, ни поручившиеся за веру сочетавшихся Христу, теперь уже мужающих, детей не вспомнят о своих великих обетах, о своем долге – просвещенного верою Христовою воспитать в духе Христовом. Понятно, что такое небрежение к делу хорошо начатому и самое начало лишает должного значения. Посвящение дитяти Господу – воспитание религиозное, руководящее к познанию Бога и исполнению Его святой воли, воспитание не ограничивающееся ни годами детства, ни пределами школы, насаждающее в юной душе прочные религиозные убеждения для руководства ими во всю жизнь. Мы не можем оставлять детей своих на служение во храме, как это возможно было для благочестивых родителей времен ветхозаветных; но, тем не менее, мы несомненно можем посвящать своих детей и питомцев на деятельное служение Господу, обращая их мысли к богопознанию, их чувства к любви Божией, и в основу убеждений для деятельности воли их полагая святую и праведную благую волю Божию. 

Все это достигается воспитанием православно-религиозным, проникнутым христианской любовью, освящаемым светом веры Христовой и поставляющим целью – достижение воспитываемыми высоких обетований христианства. Та естественная любовь человека к ближним, которая в наш век так часто думает заменить собой всеобъемлющую, беззаветную и бескорыстную любовь христианскую, так же слаба, узка и недостаточна и в этом великом деле воспитания, как и во всяком другом деле. И действительно, гуманность, не просвещаемая святой верой – единственным руководителем к истинному счастью, сколько ни делает попыток осчастливить человечество, принимая, по-видимому, меры, самые благоприятные успеху дела – в большей части случаев ее усилия оказываются малоплодными, плоды ее – болезненными. Иначе и не может быть – потому что она обыкновенно и цели имеет только временные – содействовать счастью в этой жизни, избирает и средства, сообразные только с этими целями. Всяк сад, его же не насади Отец Мой небесный, искоренится (Мф. XV, 13), говорит Господь. Там, напротив, где все дело и начинается, и ведется во имя Христово, где все проницающей и все направляющей является мысль о Спасителе, о Его любви к человеку, о наших обязанностях к Богу, о нашем призвании в царство славы – там мы имеем несомненный залог благопоспешества – Его присутствие, как Он Сам говорит: идеже еста два или трие собрании во имя Мое, ту есмь Аз, посреде их. Надобно только, чтобы это имя Христово действительно одушевляло нашу воспитательную деятельность; потому что тот, кто имя Христово носит, но духа Христова не имать, сей несть Его. Господь да избавит нас от всякого соблазна вносить в общественное ли, в домашнее ли воспитание какой-либо иной дух, кроме духа Христова!

Св. праотцы приводят Святую Деву в храм, где она окружается священными предметами, действиями благочестивыми, высокими примерами. Благочестие христианское, как начало воспитательное, и от нас, христиане, требует, чтобы мы своих детей и питомцев окружали только тем, что содействует возвышению мысли до Источника всякой истины, утверждению воли в добре, раскрытию привязанностей сердца к высокому, святому – во всяком случае – устраняли бы от взоров их картины соблазна и пороков. Восприимчивость и подражательность детей известна всякому. Что делают, считают себе дозволенным или даже только терпимым взрослые, то считают таковым же и дети, нетерпеливо желающие сделаться большими, сравняться с ними. Отсюда – обязанность для всех нас - и родителей, и воспитателей, и всех вообще, на кого дети смотрят, как на людей с житейским авторитетом, всех – кто самого себя не считает дитятей – являть в своей жизни поучительные для детей примеры. При общественном упадке нравов никакие воспитательные учреждения не достигают вполне своих целей. История древности свидетельствует нам, что в эпоху всеобщей порчи нравов, при всех возможных заботах об общественном и частном воспитании, нравы последующих поколений не улучшались, а падали все глубже и глубже; к порокам одного поколения в следующем прибавлялись новые, прежние же утончались до того, что при всей своей злокачественности, приобретали даже некую извиняемость, оправдывались общественным мнением, и чрез это становились как бы чем-то уже обязательным для следующих поколений. 

История раз уже показала миру опыт развития человеческого рода в дурную сторону. Дай Бог, чтобы этого более не повторилось. Мы призваны к иному развитию – к обогащению в добре, к приумножению нравственных сокровищ человечества, призваны совершенствоваться и восходить от силы в силу о Христе. Покажем же, братие, меньшим нашим братиями по жизни и возрасту примеры лучшие, чем нам самим в свое время пришлось видеть; научим и их в свое время превосходить в добре нас самих: тогда положится начало исполнению и той заветной мысли нашего времени, что род человеческий не дряхлеет, а развивается; тогда и мы будем вправе утешаться светлыми надеждами, что когда-нибудь наступит и такое время, в которое, по крайней мере, над отдаленнейшими нашими потомками не будет тяготеть столько бедствий и огорчений, когда самые невзгоды житейские будут так редки, что вместо печали будут производить чувства спокойные. 

Не сами по себе являются на свет общественные страсти и пороки; они развиваются из страстей личных. Если мы будем подавлять в себе свои страсти и добрым воспитанием предупреждать их развитие в молодом поколении, то почему же не думать, что и общественные нравственные недуги со временем будут ослабевать? Если подвигнутая христианской любовью рука устрояет кровы бесприютным и голодным детям, то демать ли нам, что те из облагодетельствованных общественной или частной благотворительностью, которые будут иметь возможность, в свое время не сделают того же для других, по единственному побуждению – по чувству благодарности к Промыслу Божию, к Спасителю, соединившему всех любящих Его имя – истинной любовью? Если по той же христианской любви и всякому не имеющему средств обучаться благочестию и открывать себе путь к приобретению необходимых в жизни знаний, бескорыстно доставляется все нужное и полезное, то думать ли, что наученный доброму, необходимому и полезному, не сделает того же в свое время относительно других? 

И никакие случайные и независящие от людей нужды и несчастья не в силах будут расстроить благополучие общественное, если оно будет основано на нравственности христианской, если все мы будем подавать друг другу хорошие примеры, если деятельно будем руководить друг друга по пути нравственного совершенствования. Ибо в чьих же руках и природа то благодеющая, то ожесточенная и ожесточающая людей, и история – с ее превратностями, как не в руках Божиих, и где источники общественных бедствий, если не в положении общественной нравственности? Аще хощете, и послушаете Мене, говорит Господь, благая земли снесте: аща же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст (Исаия I, 19, 20).

Будем же трудиться в добре, по мере сил своих, являя в себе детям и питомцам нашим лишь достойное подражания! Аминь.


Пермские Епархиальные Ведомости. 1869 г. № 48 неофициальный отдел. С. 547-551.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS