Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Петров пост

Апостольский пост

15.06.17 | Автор: Ольга Богданова | Источник: http://www.taday.ru
Не так давно закончился Великий Пост, прошла Пасха, Троица и Пятидесятница. И вот снова начинается пост. Почему? 
Если посмотреть православный календарь, окажется, что большая часть дней в году постные. И хотя продолжительность того же Петровского (или апостольского) поста различна, ситуация не меняется. 

Петровской пост может продолжаться от одной недели и одного дня до шести недель. Зависит это от даты Пасхи, поскольку она меняется каждый год, а от нее отсчитывается начало Петровского поста (первый понедельник после Пятидесятницы). 

У этого летнего поста несколько названий: пост Пятидесятницы (потому что он неразрывно связан с этим праздником), Петровский (потому что заканчивется в день Петра и Павла), Апостольский (потому что был установлен апостолами). 

С Пятидесятницей он связан не только из-за расчета дней. Связь гораздо глубже. В Праздники поста не бывает, потому что Праздник – это радость, а пост – время работы над собой. 

После того, как в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Апостолов, они пребывали в посте и молитве, готовясь ко всемирной проповеди Евангелия. Рассказать всему Миру о том, что произошло на Святой Земле и что заповедал Христос было трудной задачей. И ученики Христа собирались с силами перед тем, как отправиться в путь. 

Пасху и Пятидесятницу мы празднуем каждый год. И каждый год, переживая описанные в Священном Писании события, мы внутренне проживаем все то, что происходило тогда. И каждый год, руководствуясь духовным опытом святых (в том числе Апостолов), вступаем на путь самосовершенствования. Можно спросить: раз это так важно, почему бы не поститься целый год? Или, напротив. почему нельзя все дни пребывать в радости? 

За время христиане накопили богатый духовный опыт. Известно, что время от времени человеку просто необходима «передышка», небольшой отдых, иначе он просто не выдержит. Одного старца спросили о том, почему он, христианин, который учит серьезным вещам, время от времени шутит и рассказывает ученикам веселые истории. Старец уподобил человека натянутой тетиве. Если тетива расслаблена, она провисает и ни на что не годна, если ее натянуть, можно пустить стрелу. Но если натянуть тетиву сильнее или долгое время не распускать ее, она порвется. Так же и человек. 

Что удивительно, в радости происходит то же самое. Человек не может вынести непрестанной радости, особенно такой сильной, как духовная. Для этого тоже нужно набраться соответствующего опыта. Поэтому и здесь требуется перерыв. Вот и получается, что дни в году распределены соответственно нашим силам: и для духовной радости, и для духовного труда. 

«После продолжительного праздника Пятидсятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет святой Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост… Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть». 

Святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста». 

Получается, пост просто необходим не только, чтобы измениться в лучшую сторону, но и чтобы сохранить в себе ту радость, те дары, которые мы получаем во время таких больших Праздников, как Пятидесятница, Троица и, конечно Пасха. 

Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Главное – стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от земного, дольнего, преходящего. Первая ассоциация с постом – еда. Да, конечно. Потому что именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали начинать борьбу со страстями. Особое пристрастие к еде – это как основа, на которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные философы). Поэтому самый эффективный способ борьбы – избавиться от корня, причины. «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончить не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», – писал Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. 

Постное «меню» – это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная составляющая поста – исповедь и причастие. В этих таинствах человек очищает свою душу от грехов и получает от Бога силу для борьбы с пороками.

О Петровском посте говорится уже в так называемых Постановлениях Апостольских – своде правил, который был составлен в первые времена христианства: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». 

С IV века об этом летнем посте говорят многие Свв. Отцы: Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Кирский. 

Св. Афанасий Великий напрямую связывал несоблюдение поста с постигшими людей бедствиями: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище». 

Русь переняла многие православные [праздники ?] у Византии. И утверждение Петровского поста тоже связано с событиями, которые произошли в Константинополе. Когда в столице империи освятили храм во имя апостолов Петра и Павла (в день их памяти), их праздник стал отмечаться с особой торжественностью. И предшествующий ему пост воспринимался не только как время сохранения духовной чистоты и наполненности после Пятидесятницы, но и как подготовка к празднику.

Рубрики: Петров пост 
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS