Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Начало индикта – церковное новолетие

13.09.18
ПРАЗДНОВАНИЕ

14 сентября

До­ро­гая ре­дак­ция!


В цер­ков­ном ка­лен­да­ре каж­дый год под 1/14 сен­тяб­ря сто­ит осо­бый за­го­ло­вок: «На­ча­ло ин­дик­та – цер­ков­ное но­во­ле­тие». Как я по­ни­маю, речь идёт о на­ча­ле цер­ков­но­го Но­во­го го­да, но по­че­му не пи­шут, ка­кой год на­чи­на­ет­ся, ведь име­ет­ся в ви­ду ле­то­счис­ле­ние от со­тво­ре­ния ми­ра? А что та­кое «ин­дикт»? Я знаю, что с ва­шей га­зе­той «При­ход» со­труд­ни­ча­ет Юрий Ру­бан, спе­ци­а­лист в об­ла­сти ка­лен­да­ря. Бу­ду рад, ес­ли он най­дёт вре­мя для от­ве­та на мой во­прос, ко­то­рый, как я знаю по сво­им зна­ко­мым, ин­те­ре­су­ет мно­гих.


С ува­же­ни­ем,
Ми­ха­ил

До­ро­гой Ми­ха­ил! Вы со­вер­шен­но пра­вы: цер­ков­но­сла­вян­ское сло­во ле­то упо­треб­ля­ет­ся здесь в зна­че­нии год, а не вре­мя го­да («ле­то»). Впро­чем, оно упо­треб­ля­ет­ся и в свет­ском язы­ке: ре­бе­нок трех лет, трид­ца­ти­лет­ний че­ло­век, со­вер­шен­но­лет­ний и др.

Да, на­ша Цер­ковь жи­вёт по сен­тябрь­ско­му сти­лю (этим тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся опре­де­ле­ние на­ча­ла го­да); 1 сен­тяб­ря на­чи­нал­ся у нас и го­судар­ствен­ный год до 1700 го­да. «Ян­вар­ский стиль» од­новре­мен­но с ле­то­счис­ле­ни­ем от Рож­де­ства Хри­сто­ва ввёл царь Петр Пер­вый. Ра­нее су­ще­ство­ва­ли и дру­гие сти­ли (мар­тов­ский и уль­тра­мар­тов­ский). Сен­тябрь­ский стиль со­хра­ня­ет­ся в юли­ан­ском цер­ков­ном ка­лен­да­ре до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, и цер­ков­ный Но­вый год на­чи­на­ет­ся 1 сен­тяб­ря (= 14 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю, но толь­ко для XX и XXI ве­ков!). Дру­гое зна­че­ние сло­ва стиль – это стиль ле­то­счис­ле­ния, т. е. ка­лен­дар­ная си­сте­ма в це­лом («ста­рый стиль», «но­вый стиль»). Су­ще­ству­ют и дру­гие – не ка­лен­дар­ные – зна­че­ния это­го тер­ми­на. Те­перь об ин­дик­те.

ИНДИКТ – это по­ряд­ко­вый но­мер го­да внут­ри ре­гу­ляр­но по­вто­ря­ю­ще­го­ся пят­на­дца­ти­лет­не­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни (т. н. «ин­дик­тиона»), от од­ной ин­дик­ции (пе­ре­пи­си) к дру­гой. Са­ми ин­дик­ти­он­ные цик­лы не ну­ме­ру­ют­ся, но ис­поль­зу­ют­ся для со­от­не­се­ния с дру­гой си­сте­мой да­ти­ро­ва­ния.

Пер­во­на­чаль­но «индикция» (лат. indictio – «про­воз­гла­ше­ние») – это объ­яв­ле­ние обя­за­тель­ных по­ста­вок съест­ных при­па­сов пра­ви­тель­ству. Про­ис­хож­де­ние ин­дик­ци­он­но­го цик­ла оста­ёт­ся неяс­ным (воз­мож­но, он еги­пет­ско­го про­ис­хож­де­ния), но уже при им­пе­ра­то­ре Дио­кле­ти­ане (284–305 н. э.) каж­дые 15 лет в Рим­ской им­пе­рии про­из­во­ди­лась пе­ре­оцен­ка иму­ще­ства для уста­нов­ле­ния ве­ли­чи­ны взи­ма­е­мо­го на­ло­га. Необ­хо­ди­мость для на­се­ле­ния знать на­ло­го­вый год при­ве­ла к ис­чис­ле­нию го­дов по ин­дик­там. Офи­ци­аль­но этот счет вре­ме­ни ввёл им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Ве­ли­кий (в 312/3 г.). Сна­ча­ла ин­дикт на­чи­нал­ся с 23 сен­тяб­ря – да­ты рож­де­ния пер­во­го рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Ок­та­ви­а­на Ав­гу­ста; в 462 го­ду из прак­ти­че­ских со­об­ра­же­ний на­ча­ло го­да пе­ре­нес­ли на 1 сен­тяб­ря. Да­ти­ров­ка го­дов по ин­дик­там ста­ла обя­за­тель­ной с 537 го­да, по­лу­чив ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в граж­дан­ском и цер­ков­ном де­ло­про­из­вод­стве. Она ис­поль­зо­ва­лась Вер­хов­ным три­бу­на­лом Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии гер­ман­ской на­ции вплоть до её рас­па­да в 1806 го­ду и до сих пор упо­треб­ля­ет­ся в неко­то­рых ка­лен­дар­ных си­сте­мах. Для при­клад­ной хро­но­ло­гии да­ти­ров­ки по ин­дик­там име­ют огром­ное зна­че­ние. «Сре­ди ха­о­са сред­не­ве­ко­вых да­ти­ро­вок эти бы­ли по край­ней ме­ре устой­чи­вы­ми» (Би­кер­ман Э. Хро­но­ло­гия древ­не­го ми­ра. М., 1975. С. 73). В совре­мен­ном пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре под 1/14 сен­тяб­ря зна­чит­ся «На­ча­ло ин­дик­та – цер­ков­ное но­во­ле­тие», от­ме­ча­е­мое в хра­мах бла­годар­ствен­ным мо­леб­ном. (Сен­тябрь­ский Но­вый год – вме­сте с эрой от Со­тво­ре­ния ми­ра (апо ту косму) – был од­новре­мен­но и го­судар­ствен­ным в Рос­сии до 1700 го­да.) Цер­ков­ный Но­вый год по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю при­хо­дит­ся в XX–XXI ве­ках на 14 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (с 2100 го­да он бу­дет при­хо­дить­ся на 15 сен­тяб­ря, и т. д.).

Ин­дикт го­да со­от­вет­ству­ет остат­ку от де­ле­ния чис­ла го­да ви­зан­тий­ской эры от со­тво­ре­ния ми­ра (с точ­кой от­сче­та 1 сен­тяб­ря 5509 го­да до н. э.) на 15. При ис­поль­зо­ва­нии ле­то­счис­ле­ния от Рож­де­ства Хри­сто­ва (н. э.) к чис­лу лет при­бав­ля­ют 3 и ре­зуль­тат так­же де­лят на 15. (По­сколь­ку сме­на ин­дик­та про­ис­хо­дит 1 сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, то при ра­бо­те с да­та­ми по ян­вар­ско­му и мар­тов­ско­му ка­лен­дар­ным сти­лям необ­хо­ди­мо де­лать со­от­вет­ству­ю­щие по­прав­ки.) Так, 14 сен­тяб­ря 2000 го­да н. э. = 1 сен­тяб­ря 7509 го­да от со­тво­ре­ния ми­ра, 9-й год ин­дик­та; 14 сен­тяб­ря 2006 го­да = 1 сен­тяб­ря 7515 го­да от со­тво­ре­ния ми­ра, 15-й год ин­дик­та; 14 сен­тяб­ря 2007 го­да = 1 сен­тяб­ря 7516 го­да от со­тво­ре­ния ми­ра, 1-й год ин­дик­та; 14 сен­тяб­ря 2015 го­да = 1 сен­тяб­ря 7524 го­да от со­тво­ре­ния ми­ра, 9-й год ин­дик­та; 14 сен­тяб­ря 2016 го­да = 1 сен­тяб­ря 7525 го­да от со­тво­ре­ния ми­ра, 10-й год ин­дик­та, и т. д.

Юрий Ру­бан,

канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS