Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

12.05.19 | Автор: Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Тре­тья пас­халь­ная «неде­ля» (вос­кре­се­нье), ко­то­рая в пра­во­слав­ном бо­го­слу­жеб­ном Ка­лен­да­ре оза­глав­ле­на как «Неде­ля Жен-Ми­ро­но­сиц» (т. е. «Неде­ля жен­щин, несу­щих ми­ро»).

Лю­бовь и вер­ность 

Ми­но­ва­ла уже вто­рая сед­ми­ца по Па­схе, и се­го­дня – тре­тья пас­халь­ная «неде­ля» (вос­кре­се­нье), ко­то­рая в пра­во­слав­ном бо­го­слу­жеб­ном Ка­лен­да­ре оза­глав­ле­на как «Неде­ля Жен-Ми­ро­но­сиц» (т. е. «Неде­ля жен­щин, несу­щих ми­ро»). Здесь же пе­ре­чис­ле­ны име­на се­ме­рых жен­щин, из­вест­ных нам из еван­гель­ско­го по­вест­во­ва­ния, ко­то­рые и при­чис­ля­ют­ся тра­ди­ци­он­но к «ми­ро­но­си­цам».

Это – Ма­рия Маг­да­ли­на, ис­це­лен­ная Иису­сом Хри­стом от страш­но­го неду­га; Ма­рия Клеопо­ва, мать Иа­ко­ва и Иосии; Са­ло­мия, же­на ры­ба­ка Зе­ве­дея и мать апо­сто­лов Иа­ко­ва и Иоан­на Бо­го­сло­ва; Иоан­на, же­на Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля ца­ря Иро­да Ан­ти­пы; Мар­фа и Ма­рия, сёст­ры Ла­за­ря, близ­ко­го дру­га Иису­са Хри­ста, ко­то­ро­го Он вос­кре­сил из мерт­вых неза­дол­го до Сво­е­го це­ре­мо­ни­аль­но­го Вхо­да в Иеру­са­лим; а так­же Су­сан­на, о ко­то­рой нам ни­че­го не из­вест­но. Еван­ге­ли­сты упо­ми­на­ют и о «мно­гих дру­гих» жен­щи­нах из Га­ли­леи, слу­жив­ших Иису­су и вме­сте с Ним при­шед­ших в Иеру­са­лим на Его по­след­нюю Пас­ху. Но ис­то­рия не со­хра­ни­ла нам да­же их имен.

Ми­ро­но­си­цы, эти про­стые жен­щи­ны, не от­ли­чав­ши­е­ся ни знат­но­стью, ни об­ра­зо­ва­ни­ем, ча­сто со­про­вож­да­ли Иису­са Хри­ста и Его уче­ни­ков в мис­си­о­нер­ских пу­те­ше­стви­ях, при­ни­ма­ли их у се­бя, ста­ра­ясь по­мочь всем тем, чем мо­жет по­мочь за­бот­ли­вая хо­зяй­ка и мать. Без со­мне­ния, они ещё мень­ше, чем апо­сто­лы (до Дня Пя­ти­де­сят­ни­цы), по­ни­ма­ли ко­неч­ный смысл при­ше­ствия и спа­си­тель­ных де­я­ний Мес­сии-Хри­ста: для них Он был, в первую оче­редь, сы­ном их ра­но ов­до­вев­шей по­дру­ги Ма­рии, из­брав­шим мно­го­труд­ную и небла­го­дар­ную сте­зю стран­ству­ю­ще­го учи­те­ля (рав­ви). Но они пре­вос­хо­ди­ли апо­сто­лов сво­ей лю­бо­вью и вер­но­стью. Вспом­ним, что бу­ду­щие стол­пы Церк­ви, со­чтя де­ло сво­е­го Учи­те­ля «про­иг­ран­ным», в стра­хе раз­бе­жа­лись из ноч­но­го Геф­си­ман­ско­го са­да и да­же не по­чти­ли по­след­них ми­нут Его зем­ной жиз­ни у Гол­го­фы. Из них один лишь юный апо­стол Иоанн пре­бы­вал у под­но­жия Кре­ста, не за­бо­тясь опа­се­ни­я­ми соб­ствен­ной без­опас­но­сти. «В люб­ви нет стра­ха, но со­вер­шен­ная лю­бовь из­го­ня­ет страх. Бо­я­щий­ся несо­вер­ше­нен в люб­ви», – на­пи­шет он позд­нее (1Ин.4:18).

Стоя у Лоб­но­го ме­ста и гля­дя на страш­ные му­че­ния Рас­пя­то­го, же­ны-ми­ро­но­си­цы уте­ша­ли несчаст­ную Мать, пре­бы­вав­шую в по­лу­об­мо­роч­ном со­сто­я­нии, а за­тем про­во­ди­ли скром­ную по­гре­баль­ную про­цес­сию до пе­ще­ры (Мф.27:61). Как и все, они бы­ли вы­нуж­де­ны со­блю­дать празд­нич­ный суб­бот­ний по­кой и не мог­ли до­ждать­ся, ко­гда же мож­но бу­дет воз­дать сы­ну их уби­той го­рем по­дру­ги по­след­ний долг люб­ви – по­ма­зать Его ис­тер­зан­ное те­ло бла­го­вон­ны­ми и баль­за­ми­ру­ю­щи­ми ве­ще­ства­ми (ми­ром), до­вер­шив тем са­мым де­ло спеш­но­го по­гре­бе­ния на­ка­нуне ев­рей­ской Пас­хи. С эти­ми бла­го­во­ни­я­ми они и от­пра­ви­лись в предут­рен­ней мгле ко Гро­бу, ещё не зная, что их ожи­да­ет там ве­ли­кая на­гра­да – пер­вы­ми услы­шать от ан­ге­лов о Вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля и воз­ве­стить эту неимо­вер­ную ра­дость апо­сто­лам (Лк.24:22-23). Это – на­гра­да за лю­бовь и вер­ность, вы­ше ко­то­рых нет ни­че­го на све­те. Неуди­ви­тель­но, что день Жен-Ми­ро­но­сиц ча­сто на­зы­ва­ют и празд­ни­ком Жен­щи­ны-Хри­сти­ан­ки.

Се­го­дня же Цер­ковь про­слав­ля­ет Иоси­фа Ари­ма­фей­ско­го и Ни­ко­ди­ма, двух «тай­ных уче­ни­ков» Иису­са Хри­ста, знат­ных и бо­га­тых иуде­ев, не по­бо­яв­ших­ся ис­про­сить у пре­фек­та Иудеи Пон­тия Пи­ла­та раз­ре­ше­ния с че­стью по­хо­ро­нить Рас­пя­то­го Стра­даль­ца. Иосиф до­бил­ся вы­да­чи ему те­ла Иису­са и по­хо­ро­нил Его в сво­ей но­вой ро­до­вой гроб­ни­це. «При­шел и Ни­ко­дим, – на­ве­щав­ший неко­гда Иису­са но­чью, – и при­нес око­ло ста фун­тов бла­го­вон­ных ма­сел, смесь смир­ны с алоэ. Они взя­ли те­ло Иису­са и за­вер­ну­ли его в про­пи­тан­ный бла­го­вон­ным мас­лом са­ван, как это бы­ло при­ня­то у ев­ре­ев при по­гре­бе­нии. В том ме­сте, где был каз­нен Иисус, был сад, а в са­ду – но­вая гроб­ни­ца, в ко­то­рой еще ни­кто не был по­ло­жен. В ней Иису­са и по­хо­ро­ни­ли» (Ин.19:38-42).

Мно­гие, ве­ро­ят­но, не от­да­ют се­бе от­че­та в том, сколь ве­ли­ка пе­ред Все­лен­ской Цер­ко­вью за­слу­га этих двух лю­дей, так, ве­ро­ят­но, и не став­ших «хри­сти­а­на­ми» в на­шем по­ни­ма­нии. Ведь ес­ли бы не их быст­рое и ре­ши­тель­ное хо­да­тай­ство, то те­ло Иису­са Хри­ста под­верг­лось бы ещё и по­смерт­но­му по­ру­га­нию.

Как сын бед­но­го га­ли­лей­ско­го плот­ни­ка Хри­стос не об­ла­дал ста­ту­сом рим­ско­го граж­да­ни­на и не мог рас­счи­ты­вать на «при­ви­ле­ги­ро­ван­ную смерть» через от­се­че­ние го­ло­вы (как позд­нее апо­стол Савл-Па­вел). Нет, Гос­подь, по сло­вам цер­ков­ных пес­но­пе­ний, был «к зло­де­ям со­при­чтён», а по­то­му под­верг­нут каз­ни ра­бов и уго­лов­ных пре­ступ­ни­ков[6]. И Его те­ло бы­ло бы про­сто спеш­но сдер­ну­то с кре­ста и бро­ше­но рим­ски­ми сол­да­та­ми в безы­мян­ную брат­скую мо­ги­лу вме­сте с те­ла­ми двух раз­бой­ни­ков, рас­пя­тых с Ним вме­сте. Бо­лее то­го, Иосиф Ари­ма­фей­ский, – уточ­ня­ет еван­ге­лист Мат­фей, – «по­хо­ро­нил Иису­са в сво­ей но­вой гроб­ни­це, ко­то­рую недав­но вы­сек в ска­ле» (Мф.27:60), – по­жерт­во­вав за­ра­нее при­го­тов­лен­ной ро­до­вой усы­паль­ни­цей.



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS