Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Пасха: история, богослужение, традиции

27.04.19 | Автор: Юрий Рубан | Источник: http://azbyka.ru
Хри­стос вос­кре­се! – Во­ис­ти­ну вос­кре­се!

Ка­кие об­ра­зы и ас­со­ци­а­ции рож­да­ет это дол­го­ждан­ное пас­халь­ное при­вет­ствие в на­шем со­зна­нии? Крест­ный ход со све­ча­ми под огром­ным ку­по­лом ноч­но­го неба, – не за­ду­мы­ва­ясь, от­ве­тит каж­дый, – крас­ные ри­зы свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, ра­дост­ное пе­ние, вза­им­ные при­вет­ствия с воз­гла­са­ми «Хри­стос вос­крес!» – «Во­ис­ти­ну вос­крес!» – да­ру­ю­щие счаст­ли­вую воз­мож­ность по­це­ло­вать по­нра­вив­шу­ю­ся те­бе де­вуш­ку. На до­маш­нем сто­ле по­яв­ля­ют­ся зна­ко­мые с дет­ства ку­ша­нья – крас­ные и за­тей­ли­во рас­пи­сан­ные яй­ца, ру­мя­ные ку­ли­чи с кра­пин­ка­ми изю­ма, пах­ну­щие ва­ни­лью тво­рож­ные пас­хи, освя­щен­ные на­ка­нуне за­бот­ли­вой ба­буш­кой. 
Да, но ведь это – лишь внеш­няя ат­ри­бу­ти­ка празд­ни­ка, – воз­ра­зит вдум­чи­вый чи­та­тель. – Мне же хо­чет­ся знать, по­че­му ве­ли­чай­шее хри­сти­ан­ское тор­же­ство Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния име­ну­ет­ся обыч­но ев­рей­ским сло­вом «Пас­ха»? Ведь так на­зы­ва­ет­ся вет­хо­за­вет­ный празд­ник, уста­нов­лен­ный еще за три­на­дцать ве­ков до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ка­ко­ва связь меж­ду ев­рей­ской и хри­сти­ан­ской Пас­хой? По­че­му Спа­си­тель ми­ра, от дня Рож­де­ния ко­то­ро­го че­ло­ве­че­ство от­счи­ты­ва­ет Но­вую эру, дол­жен был непре­мен­но уме­реть и вос­крес­нуть, при­том уме­реть по­зор­ной – «раб­ской смер­тью», как рим­ляне на­зы­ва­ли рас­пя­тие? По­че­му Бог пре­дал сво­е­го Сы­на на опле­ва­ние, за­у­ше­ние и по­ру­га­ние небла­го­дар­ной чер­ни и гру­бых сол­дат? Раз­ве нель­зя бы­ло уста­но­вить Но­вый Со­юз-За­вет с людь­ми по-ино­му? Как со­от­но­сят­ся, на­ко­нец, с этим од­новре­мен­но страш­ным и ра­дост­ным со­бы­ти­ем ми­лые пас­халь­ные тра­ди­ции: кра­ше­ные яй­ца и ку­ли­чи?

По­пы­та­ем­ся, на­сколь­ко это воз­мож­но, про­ник­нуть в ве­ли­кую тай­ну пас­халь­но­го бо­го­слу­же­ния.

Про­об­ра­зы: «Пас­ха зем­ная».


По­ста­рай­тесь хо­тя бы пе­ре­ли­стать стра­ни­цы биб­лей­ской кни­ги Ис­ход, и Вас на­вер­ня­ка по­ра­зят ис­пол­нен­ные эпи­че­ско­го ве­ли­чия со­бы­тия, в па­мять ко­то­рых и был уста­нов­лен этот глав­ный празд­ник ев­рей­ско­го ка­лен­да­ря. Она рас­ска­зы­ва­ет о че­ты­рех­ве­ко­вом пе­ри­о­де еги­пет­ско­го раб­ства, в ко­то­ром пре­бы­вал угне­та­е­мый фа­ра­о­на­ми ев­рей­ский на­род, и чу­дес­ной дра­ме его осво­бож­де­ния. Де­вять на­ка­за­ний («каз­ней еги­пет­ских») на­вел на стра­ну про­рок Мо­и­сей, но лишь де­ся­тая за­ста­ви­ла смяг­чить­ся же­сто­кое серд­це фа­ра­о­на, не же­лав­ше­го ли­шать­ся ра­бов, воз­во­див­ших ему но­вые го­ро­да. Ей ста­ло по­ра­же­ние еги­пет­ских пер­вен­цев, вслед за ко­то­рым и по­сле­до­вал «ис­ход» из До­ма раб­ства. Но­чью, в ожи­да­нии на­ча­ла ис­хо­да, из­ра­иль­тяне со­вер­ша­ют первую пас­халь­ную тра­пе­зу. Гла­ва каж­дой се­мьи, за­клав од­но­лет­не­го агн­ца (яг­нен­ка или коз­лен­ка), по­ма­зы­ва­ет его кро­вью двер­ные ко­ся­ки, а са­мо за­пе­чен­ное на огне жи­вот­ное съе­да­ет­ся, но так, чтобы не бы­ли сло­ма­ны его ко­сти.

Так в ночь с 14/15 ве­сен­не­го ме­ся­ца ни­са­на (т. е. в пол­но­лу­ние), во 2-й по­ло­вине XIII в. до Рож­де­ства Хри­сто­ва со­вер­шил­ся ис­ход из Егип­та, став­ший важ­ней­шим со­бы­ти­ем вет­хо­за­вет­ной ис­то­рии. А Пас­ха, сов­пав­шая с из­бав­ле­ни­ем, ста­ла еже­год­ным празд­ни­ком, – вос­по­ми­на­ни­ем об ис­хо­де. Са­мо же на­зва­ние «Пас­ха» (евр. песах – «про­хож­де­ние», «по­ща­да») ука­зы­ва­ет на тот дра­ма­ти­че­ский мо­мент но­чи, ко­гда по­ра­жа­ю­щий Еги­пет Ан­гел, ви­дя кровь пас­халь­но­го агн­ца на двер­ных ко­ся­ках ев­рей­ских до­мов, про­хо­дил ми­мо и ща­дил пер­вен­цев из­ра­иль­ских. Ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер Пас­хи под­чер­ки­вал­ся осо­бы­ми мо­лит­ва­ми и рас­ска­зом о ее со­бы­ти­ях, а так­же ри­ту­аль­ной тра­пе­зой, со­сто­яв­шей из мя­са агн­ца, горь­ких трав и слад­ко­го са­ла­та, что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло го­речь еги­пет­ско­го раб­ства и сла­дость об­ре­тен­ной сво­бо­ды, а прес­ный хлеб на­по­ми­нал о спеш­ных сбо­рах. Со­про­вож­да­ют пас­халь­ную до­маш­нюю тра­пе­зу че­ты­ре ча­ши ви­на.

Ночь Ис­хо­да ста­ла вто­рым рож­де­ни­ем на­ро­да, на­ча­лом его са­мо­сто­я­тель­ной ис­то­рии. Окон­ча­тель­ное же спа­се­ние ми­ра и по­бе­ду над ду­хов­ным раб­ством со­вер­шит в бу­ду­щем Бо­жий По­ма­зан­ник из ро­да ца­ря Да­ви­да – Мес­сия, или по-гре­че­ски, – Хри­стос. Так сна­ча­ла име­но­ва­лись все биб­лей­ские ца­ри, а во­прос о том, кто в их ря­ду станет по­след­ним, оста­вал­ся от­кры­тым. По­это­му каж­дую пас­халь­ную ночь из­ра­иль­тяне жда­ли яв­ле­ния Мес­сии.

Ис­пол­не­ние: «Пас­ха небес­ная».


Мес­сия-Хри­стос, при­шед­ший ра­ди из­бав­ле­ния всех лю­дей от ду­хов­но­го «раб­ства еги­пет­ско­го», при­ни­ма­ет уча­стие в иудей­ской Па­схе и, за­вер­шая ее ис­пол­не­ни­ем за­ло­жен­но­го в ней Бо­же­ствен­но­го за­мыс­ла, тем са­мым ее упразд­ня­ет. Вет­хий (ста­рый) Со­юз-За­вет сме­ня­ет­ся Но­вым. Во вре­мя Сво­ей по­след­ней Пас­хи на Тай­ной ве­че­ре Иисус Хри­стос про­из­но­сит сло­ва и со­вер­ша­ет дей­ствия, ме­ня­ю­щие смысл празд­ни­ка. Он Сам за­ни­ма­ет ме­сто пас­халь­ной жерт­вы, и вет­хая Пас­ха ста­но­вит­ся Пас­хой но­во­го Агн­ца, за­клан­но­го ра­ди очи­ще­ния лю­дей еди­но­жды и на­все­гда. Хри­стос учре­жда­ет но­вую пас­халь­ную тра­пе­зу – та­ин­ство Ев­ха­ри­стии – и го­во­рит уче­ни­кам о Сво­ей близ­кой смер­ти как о пас­халь­ном жерт­во­при­но­ше­нии, в ко­то­ром Он – но­вый Аг­нец, за­клан­ный «от со­зда­ния ми­ра». По­это­му в ри­туа­ле вет­хо­за­вет­ной Пас­хи рас­кры­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие ос­нов­ные про­об­ра­зы Гол­гоф­ской жерт­вы.

Пас­халь­ный аг­нец (яг­не­нок) ев­ре­ев был «му­же­ско­го по­ла, без по­ро­ка» и при­но­сил­ся в жерт­ву во вто­рой по­ло­вине дня 14-го ни­са­на. Имен­но в это вре­мя по­сле­до­ва­ла крест­ная смерть Спа­си­те­ля. Каз­нен­ных сле­до­ва­ло по­хо­ро­нить до на­ступ­ле­ния тем­но­ты, по­это­му рим­ские во­и­ны, чтобы уско­рить их смерть, пе­ре­би­ли но­ги двум раз­бой­ни­кам, рас­пя­тым вме­сте с Гос­по­дом. Но «по­дой­дя к Иису­су, уви­де­ли, что Он уже умер, и не пе­ре­би­ли Ему ног... Ибо про­изо­шло это, да ис­пол­нит­ся Пи­са­ние: "Кость Его да не со­кру­шит­ся"» (Иоанн 19:33, 36). При этом и са­мо при­го­тов­ле­ние пас­халь­но­го агн­ца бы­ло про­об­ра­зом крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля: жи­вот­ное «рас­пи­на­ли» на двух кре­сто­об­раз­но со­еди­нен­ных ко­льях, один из ко­то­рых про­хо­дил вдоль хреб­та, а к дру­го­му при­вя­зы­ва­лись пе­ред­ние но­ги.

Эта глу­бо­чай­шая вза­и­мо­связь вет­хой и но­вой Пас­хи, их со­сре­до­то­чен­ность (упразд­не­ние од­ной и на­ча­ло дру­гой) в ли­це Иису­са Хри­ста объ­яс­ня­ют, по­че­му празд­ник Его Вос­кре­се­ния со­хра­ня­ет и вет­хо­за­вет­ное на­зва­ние Пас­ха. «Пас­ха на­ша – при­не­сен­ный в жерт­ву Хри­стос», – го­во­рит ап. Па­вел (1 Кор 5-7). Так в но­вой Па­схе про­изо­шло окон­ча­тель­ное за­вер­ше­ние Бо­же­ствен­но­го за­мыс­ла о вос­ста­нов­ле­нии пад­ше­го че­ло­ве­ка в его пер­во­на­чаль­ном, «рай­ском», до­сто­ин­стве – его спа­се­ние. «Вет­хая Пас­ха празд­ну­ет­ся из-за спа­се­ния крат­ковре­мен­ной жиз­ни иудей­ских пер­вен­цев, а но­вая Пас­ха – из-за да­ро­ва­ния веч­ной жиз­ни всем лю­дям» (св. Иоанн Зла­то­уст).

Как мы бы­ли спа­се­ны?


Спа­се­ние (греч. со­те­риа, лат. salus) – это пре­дель­но же­ла­тель­ное со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, ха­рак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся из­бав­ле­ни­ем от зла – как мо­раль­но­го («по­ра­бо­щен­но­сти гре­ху», – Рим 7:14), так и физи­че­ско­го (стра­да­ния и са­мой смер­ти). Спа­се­ние яв­ля­ет­ся ко­неч­ной це­лью ре­ли­ги­оз­ных уси­лий че­ло­ве­ка и выс­шим да­ром со сто­ро­ны Бо­га.

Идея спа­се­ния в вет­хо­за­вет­ном иуда­из­ме сна­ча­ла ве­ще­ствен­на: осво­бож­де­ние от еги­пет­ско­го раб­ства (XIII в. до н. э.), воз­вра­ще­ние из Ва­ви­лон­ско­го пле­на (538 до н. э.), дол­го­ле­тие, мно­го­дет­ность и уда­ча. Од­новре­мен­но на­рас­та­ют нрав­ствен­ные усло­вия спа­се­ния: это «мир» и «спра­вед­ли­вость» (Ис 2:9 и сл.). По­сколь­ку спа­се­ние це­лост­но и об­ни­ма­ет всё бы­тие че­ло­ве­ка, оно не мо­жет огра­ни­чить­ся лишь сфе­рой зем­ной жиз­ни, но тре­бу­ет для се­бя ве­ры в за­гроб­ную жизнь и вос­кре­се­ние, ве­ры в «бу­ду­щий мир», где оно за­вер­шит­ся. Эту ве­ру вы­ра­жа­ют биб­лей­ские ав­то­ры II в. до н. э. (Дан 12:2-3; 2 Макк 7:9 сл.; 14:16). Та­кое це­лост­ное спа­се­ние – сво­бод­ный дар Бо­га, Ко­то­рый (в Сво­ей един­ствен­но­сти) яв­ля­ет­ся не про­сто Бо­гом, мо­гу­щим ино­гда, по Сво­е­му про­из­во­ле­нию, со­об­щить ко­му-ли­бо спа­се­ние, но Он Сам по Сво­ей сущ­но­сти – «Спа­си­тель» для ве­ру­ю­щих в Него (Пса­лом 26:1-2; 50:16; 78:9; Си­рах 51:1).

Все­объ­ем­лю­щее спа­се­ние не мог­ло быть до­стиг­ну­то в ис­то­рии древ­не­го («вет­хо­го») со­ю­за-за­ве­та, за­клю­чен­но­го Бо­гом с од­ним на­ро­дом и имев­ше­го ха­рак­тер вре­мен­ный и под­го­то­ви­тель­ный: при на­ступ­ле­нии «пол­но­ты вре­мен» (Гал 4:4) он сме­ня­ет­ся но­вым со­ю­зом со всем че­ло­ве­че­ством и на все вре­ме­на. Ра­нее Бог под­го­тав­ли­вал и через про­ро­ков воз­ве­щал, те­перь же со­вер­шил спа­си­тель­ное для всех во­пло­ще­ние Сво­е­го Сы­на («Она ро­дит Сы­на, и ты на­зо­вешь Его Иису­сом, по­то­му что Он спа­сет Свой на­род от гре­хов», – Мф 1:21). Неуди­ви­тель­но, что си­но­ни­мом Его лич­но­го име­ни Иисус (гре­че­ская пе­ре­да­ча евр. Йе­шуа – «Бог спа­са­ет») и как бы вто­рым име­нем ста­но­вит­ся сло­во Спа­си­тель (греч. Сотэр, слав. Спа­съ). Учи­ты­вая зна­че­ние гре­че­ско­го сло­ва со­териа, тер­мин Спа­си­тель мож­но пе­ре­ве­сти как Це­ли­тель и Врач.

Пра­во­слав­ное бо­го­сло­вие рас­смат­ри­ва­ет при­ход Бо­га в мир лю­дей как ис­ку­пи­тель­ное сред­ство вра­че­ва­ния от па­губ­ных по­след­ствий гре­хо­па­де­ния. «Ес­ли кто-ли­бо из невер­ных во­про­сит те­бя: Для че­го был рас­пят Хри­стос?», – то от­веть ему: «Дабы рас­пять диа­во­ла». А ес­ли ска­жет те­бе: «За­чем Гос­подь был по­ве­шен на дре­ве?», – то ска­жи: «Дабы из­гнать грех, про­ник­ший в рай через дре­во. Че­ло­ве­ко­лю­бец Иисус вос­хо­тел увра­че­вать Свое со­зда­ние и для нас пре­тер­петь всё, дабы из­ба­вить нас от осуж­де­ния».

Сво­и­ми соб­ствен­ны­ми си­ла­ми че­ло­век не мог пре­одо­леть глу­бо­чай­шее от­чуж­де­ние от Бо­га, ибо страш­ный удар (гре­хо­па­де­ние) рас­ко­лол его есте­ство свер­ху до­ни­зу – от выс­ше­го со­зна­ния до те­лес­ной при­ро­ды. Со­хра­нив в се­бе, как ос­но­ву сво­е­го су­ще­ства, об­раз Бо­жий, че­ло­век утра­тил спо­соб­ность осу­ще­ствить в се­бе по­до­бие Бо­жие. По­ра­зив­шая че­ло­ве­че­ство бо­лезнь ока­за­лась смер­тель­ной: на­кап­ли­ва­ю­ще­е­ся в ми­ре зло ве­ло его к окон­ча­тель­ной ги­бе­ли. Те­перь ис­це­ле­ние и спа­се­ние за­ра­жен­ных гре­хом по­том­ков Ада­ма озна­ча­ло по су­ще­ству но­вое тво­ре­ние че­ло­ве­ка. Оно со­вер­ши­лось через крест­ный по­двиг Сы­на Бо­жия, вос­при­яв­ше­го в Се­бя всю пол­но­ту пси­хо­фи­зи­че­ской при­ро­ды че­ло­ве­ка и став­ше­го «Вто­рым Ада­мом», имев­шим си­лы вос­ста­но­вить в пер­во­на­чаль­ном до­сто­ин­стве при­ро­ду Пер­во­го Ада­ма» (т. е. все­го че­ло­ве­че­ства). Уме­рев пло­тью, Он умерт­вил с Со­бой и всю вет­хо­за­вет­ную (смер­тель­но боль­ную) че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Вос­крес­нув за­тем в той же ре­аль­ной пло­ти (Лк. 24:39), Он со­вос­кре­сил с Со­бой к но­вой жиз­ни и всю че­ло­ве­че­скую при­ро­ду, со­об­щив ей по­тен­ци­аль­ную спо­соб­ность к про­свет­ле­нию и обоже­нию (греч. тэосис).

Важ­но учи­ты­вать, что пер­вый хри­сти­ан­ский уче­ный бо­го­слов, ап. Па­вел, го­во­ря о т. н. «пред­опре­де­ле­нии», «име­ет в ви­ду толь­ко спа­са­е­мых (Рим 8:29-30; Еф 1:5, 11), но от­нюдь не по­ги­ба­ю­щих. Ни­ко­гда и ни­где он не го­во­рит о пред­опре­де­ле­нии к по­ги­бе­ли. <…> Бог "хо­чет, чтобы все лю­ди спас­лись и до­стиг­ли по­зна­ния ис­ти­ны" (1 Тим 2:4), и пред­опре­де­ле­ние ко спа­се­нию сле­ду­ет по­ни­мать как вы­ра­же­ние непре­клон­ной во­ли Бо­жи­ей сде­лать всё необ­хо­ди­мое для спа­се­ния тех, кто хо­ро­шо поль­зу­ет­ся сво­ей сво­бод­ной во­лей».

По­сле воз­не­се­ния Иису­са Хри­ста но­вая че­ло­ве­че­ская при­ро­да (через нерас­тор­жи­мую связь со Вто­рым Ли­цом Свя­той Тро­и­цы) ока­зы­ва­ет­ся вос­при­ня­той в глу­би­ны вну­т­ри­бо­же­ствен­ной жиз­ни. «Че­ло­ве­ка, ко­то­рый был ни­же кам­ней, Хри­стос по­ста­вил вы­ше ан­ге­лов, ар­хан­ге­лов, пре­сто­лов, гос­подств» (Св. Иоанн Зла­то­уст. Тол­ко­ва­ние на По­сла­ние к Ко­лос­ся­нам, 5). Пер­спек­ти­ва че­ло­ве­че­ской уча­сти ухо­дит вверх и в бес­ко­неч­ность, ко­то­рая есть Бог: «Воз­люб­лен­ные! Мы те­перь де­ти Бо­жьи; но ещё не от­кры­лось, что бу­дем!» – в вос­тор­ге вос­кли­ца­ет апо­стол Иоанн (1 Ин 3:2).

Этот по­ло­жи­тель­ный ас­пект идеи спа­се­ния ле­жит в ос­но­ве ди­на­мич­ной хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции, стре­мя­щей­ся со­здать пре­дель­но воз­мож­ные усло­вия для сво­бод­но­го раз­ви­тия по­сто­ян­но со­вер­шен­ству­ю­щих­ся со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и кон­крет­ной лич­но­сти, и в ко­неч­ном ито­ге опре­де­ля­ет со­бой по­ня­тие «про­грес­са». 



По­дроб­нее см.: Сер­гий (Ста­ро­го­род­ский), ар­хи­еп. Пра­во­слав­ное уче­ние о спа­се­нии. Изд. 4. СПб., 1910; Бул­га­ков С. Свет неве­чер­ний. М., 1917, с. 334-349, 410-417; Ми­ха­ил (Му­дью­гин), еп. Спа­се­ние и оправ­да­ние. (Опыт крат­ко­го рас­кры­тия пра­во­слав­ной субъ­ек­тив­ной со­те­рио­ло­гии) // Бо­госл. тру­ды. Сб. 7. М., 1971, с. 231-239; Кня­зев А., прот. По­ня­тие о спа­се­нии в Вет­хом За­ве­те // Вест­ник рус­ско­го сту­денч. христ. дви­же­ния. 1978. № 98; Ру­бан Ю. Пас­ха. (Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние). Л., 1991; с. 11-21; Сло­варь биб­лей­ско­го бо­го­сло­вия. Брюс­сель, 1974, кол. 1110-1116; Кал­лист, еп. Дио­клий­ский. По­ни­ма­ние спа­се­ния в пра­во­слав­ной тра­ди­ции // Стра­ни­цы. Жур­нал Биб­лей­ско-бо­го­слов­ско­го ин-та св. ап. Ан­дрея. М., 1996, № 3, с. 17-37. Во­ро­нов Л., прот. Дог­ма­ти­че­ское бо­го­сло­вие. Клин, 2000 (раз­дел «О Бо­же­ствен­ном пред­опре­де­ле­нии ко спа­се­нию»); Уче­ние о спа­се­нии в раз­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­си­ях. М., 2005. 


Пас­халь­ные об­ря­ды и обы­чаи


Чтобы как мож­но на­гляд­ней вы­ра­зить смысл ве­ли­ко­го пас­халь­но­го тор­же­ства, Цер­ковь вве­ла в упо­треб­ле­ние и освя­ти­ла неко­то­рые обы­чаи, ко­то­ры­ми мы зри­мо «об­ря­жа­ем» и де­ла­ем до­ступ­ны­ми для всех на­ши мыс­ли и пе­ре­жи­ва­ния.

Преж­де все­го, Цер­ков­ный устав по­веле­ва­ет в пя­ти­де­ся­ти­днев­ный пе­ри­од (до Тро­и­цы, в этом го­ду 27 мая) мо­лить­ся стоя, – ведь зем­ные по­кло­ны, со­вер­ша­е­мые в иное вре­мя, сим­во­ли­зи­ру­ют недо­сто­ин­ство пад­ше­го че­ло­ве­ка. Но та­кое уни­жен­ное пе­ре­жи­ва­ние древ­не­го гре­хо­па­де­ния несов­ме­сти­мо с пас­халь­ным тор­же­ством по­бе­ды над его по­след­стви­я­ми, и по­то­му ко­ле­но­пре­кло­не­ния от­ме­ня­ют­ся.
В каж­дый из дней пас­халь­ной (Свет­лой) сед­ми­цы со­вер­ша­ют­ся те же бо­го­слу­же­ния, что и в пер­вый день празд­ни­ка Пас­хи, вклю­чая и тор­же­ствен­ный крест­ный ход, ко­то­рый пе­ре­но­сит­ся на ко­нец Ли­тур­гии. Цар­ские и бо­ко­вые вра­та в ал­та­ре не за­кры­ва­ют­ся круг­лые сут­ки, и толь­ко в эти дни ве­ру­ю­щие мо­гут со­зер­цать все про­ис­хо­дя­щее там во вре­мя служ­бы. Столь кра­си­вым сим­во­ли­че­ским же­стом Цер­ковь зри­мо на­по­ми­на­ет хри­сти­а­нам о Цар­ствии Небес­ном, от­верз­шем­ся для всех в Вос­кре­се­нии Гос­по­да.

Кро­ме то­го, в Свет­лую неде­лю ко­ло­ко­ла мо­гут освя­щать воз­дух сво­им ра­дост­ным зво­ном день и ночь (это за­ви­сит от усер­дия и здра­во­го смыс­ла зво­на­рей). Ко­ло­коль­ный звон – знак Бо­же­ствен­ной по­бе­ды над древни­ми вра­га­ми че­ло­ве­че­ства – дья­во­лом и смер­тью.

К чис­лу осо­бых пас­халь­ных об­ря­дов от­но­сит­ся бла­го­сло­ве­ние арт­оса, крас­ных яиц и неко­то­рых дру­гих ку­ша­ний.

Артос в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го язы­ка озна­ча­ет про­сто «хлеб». У нас так на­зы­ва­ет­ся вы­со­кий круг­лый хлеб, на­по­ми­на­ю­щий боль­шую просфо­ру. Он освя­ща­ет­ся в каж­дом хра­ме по окон­ча­нии ноч­ной пас­халь­ной Ли­тур­гии. В суб­бо­ту Свет­лой сед­ми­цы его раз­ре­за­ют на мел­кие ча­сти и раз­да­ют ве­ру­ю­щим в па­мять о пя­ти хле­бах, ко­то­ры­ми Гос­подь чу­дес­но на­сы­тил мно­же­ство на­ро­да. Ис­то­рия про­ис­хож­де­ния арт­оса вос­хо­дит к апо­сто­лам, при­вык­шим вку­шать тра­пе­зу вме­сте с Гос­по­дом и про­дол­жав­шим и по воз­не­се­нии остав­лять для Него часть хле­ба на сто­ле – на слу­чай неожи­дан­но­го яв­ле­ния. Тот же смысл име­ет и вы­пе­ка­е­мый ве­ру­ю­щи­ми ку­лич – «до­маш­ний арт­ос», дол­го укра­ша­ю­щий на­ши празд­нич­ные сто­лы. Сле­ду­ет пом­нить, что на Укра­ине ку­ли­чом на­зы­ва­ют ку­ша­нье, при­го­тов­лен­ное из тво­ро­га (на­ша «пас­ха»), а «пас­хой» – наш ку­лич.

Обы­чай да­рить яй­ца вос­хо­дит еще к до­хри­сти­ан­ским вре­ме­нам. На­ро­ды Азии пре­под­но­си­ли их в знак ува­же­ния в день но­во­го го­да, дня рож­де­ния и дру­гих важ­ных слу­ча­ях, же­лая при этом при­бав­ле­ния потом­ства (яй­цо для это­го – хо­ро­ший знак!), дол­го­ле­тия и умно­же­ния бо­гат­ства. Для нас же пас­халь­ное яй­цо – за­ме­ча­тель­ный сим­вол скры­той жиз­ни, по­бе­до­нос­но со­кру­ша­ю­щей мерт­вен­ную скор­лу­пу гро­ба. Об­ме­ни­ва­ясь яй­ца­ми при пас­халь­ном при­вет­ствии, мы зри­мо на­по­ми­на­ем друг дру­гу о глав­ном дог­ма­те на­шей ве­ры – Вос­кре­се­нии Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста. Крас­ный цвет ука­зы­ва­ет на жи­во­твор­ную кровь Агн­ца Бо­жия, за­ме­нив­ше­го со­бой еже­год­ную жерт­ву вет­хо­за­вет­ных агн­цев в Иеру­са­лим­ском хра­ме.

Пас­ха – празд­ник со­ро­ка­днев­ный 

 
Все эти «фо­не­ти­че­ские» и ку­ли­нар­ные об­ря­ды за­кан­чи­ва­ют­ся для мно­гих с окон­ча­ни­ем Пас­халь­ной неде­ли или да­же на вто­рой день Пас­хи. При этом лю­ди с удив­ле­ни­ем вос­при­ни­ма­ют пас­халь­ное по­здрав­ле­ние и сму­щен­но уточ­ня­ют: «С про­шед­шей Пас­хой?» Это рас­про­стра­нен­ное в нецер­ков­ной сре­де за­блуж­де­ние.

Сле­ду­ет пом­нить, что Свет­лой сед­ми­цей не за­кан­чи­ва­ет­ся празд­но­ва­ние Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Че­ство­ва­ние это­го ве­ли­чай­ше­го для нас в ми­ро­вой ис­то­рии со­бы­тия про­дол­жа­ет­ся в те­че­ние со­ро­ка дней (в па­мять со­ро­ка­днев­но­го пре­бы­ва­ния на зем­ле Вос­крес­ше­го Гос­по­да) и за­вер­ша­ет­ся «От­да­ни­ем празд­ни­ка Пас­хи» – тор­же­ствен­ным пас­халь­ным бо­го­слу­же­ни­ем на­ка­нуне празд­ни­ка Воз­не­се­ния. Здесь – еще од­но ука­за­ние на пре­вос­ход­ство Пас­хи пе­ред дру­ги­ми хри­сти­ан­ски­ми тор­же­ства­ми, из ко­то­рых ни один не празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью бо­лее че­тыр­на­дца­ти дней. «Пас­ха воз­вы­ша­ет­ся над дру­ги­ми празд­ни­ка­ми, как Солн­це над звез­да­ми», – на­по­ми­на­ет нам св. Гри­го­рий Бо­го­слов (Бе­се­да 19).

«Хри­стос вос­кре­се!» – «Во­ис­ти­ну вос­кре­се!» – при­вет­ству­ем мы друг дру­га в те­че­ние со­ро­ка дней.



КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ


Буйе, Лю­до­вик. О Биб­лии и Еван­ге­лии. Брюс­сель, 1965 («Пер­вая Ев­ха­ри­стия на по­след­ней Ве­че­ре», с. 221-232).
Ва­си­лий, еп. (Богда­шев­ский Д. И.). Тай­ная ве­че­ря Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Ки­ев, 1906.
Во­ро­нов Л., прот. Ка­лен­дар­ная про­бле­ма // Бо­го­слов­ские тру­ды. М., 1971. Сб. 7, с. 170-203.
Зан­дер В. Хри­стос – Но­вая Пас­ха. Объ­яс­не­ние служб Страст­ной сед­ми­цы и Пас­хи. Клин, 2001.
Зар­ниц­кий Я. Об огла­си­тель­ном Сло­ве св. Иоан­на Зла­то­уста на св. Пас­ху // Ду­хов­ный Вест­ник. 1896. № 12-13.
Иисус Хри­стос в до­ку­мен­тах ис­то­рии / Со­став­ле­ние, ста­тья и ком­мен­та­рии Б. Г. Де­ре­вен­ско­го. 3 изд. СПб., 2000.
Ильин В. Н. За­пе­ча­тан­ный гроб. Пас­ха нетле­ния: Объ­яс­не­ние служб Страст­ной сед­ми­цы и Пас­хи. Клин, 2001.
Кас­си­ан (Без­об­ра­зов), еп. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние. М., 2001.
Мень А., прот. Сын Че­ло­ве­че­ский. М., 1991 (Часть III, гл. 15: «Пас­ха Но­во­го За­ве­та»).
Мень А., прот. Та­ин­ство, Сло­во и Об­раз. Бо­го­слу­же­ние Во­сточ­ной Церк­ви./ Пре­дисл. ар­хи­еп. Иоан­на (Ша­хов­ско­го). Брюс­сель, 1980 (и пе­ре­изд.)
Ор­лов Г. Объ­яс­не­ние пас­халь­но­го бо­го­слу­же­ния и пас­халь­ных обы­ча­ев. М., 1898.
Ру­бан Ю. И. Пас­ха (Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние). Л., 1991.
Ру­бан Ю. От Пас­хи до Тро­и­цы. (Эор­то­ло­ги­че­ские этю­ды) // Стра­ни­цы. Жур­нал Биб­лей­ско-Бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та ап. Ан­дрея. М., 1996. № 2, с. 87-101; № 3, с. 74-89.
Ру­бан Ю. И. Пас­ха (Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние) // Рос­сий­ский гу­ма­ни­тар­ный эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. М.; СПб.: СПбГУ, 2002. Т. II. С. 688-689.
Успен­ский Н. Д. Ана­фо­ра. (Опыт ис­то­ри­ко-ли­тур­ги­че­ско­го ана­ли­за) // БТр. Сб. №13. М., 1975 (с. 42-55; гла­ва со­дер­жит по­дроб­ное опи­са­ние и смыс­ло­вой ана­лиз по­след­ней Пас­хи Иису­са Хри­ста).

Источник - azbyka.ru


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS