Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц август. Десятый день.

23.08.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Св. архидиакон Лаврентий.

(О благотворности памятования о небесной награде).
   I. Св. ныне ублажаемый архидиакон Лаврентий пострадал в гонение Валериана. Его обвиняли в том, что он посещал христиан, скрывавшихся в пещерах, носил им пищу и одежду, и скрыл сокровища римской церкви.
   Римский епарх предал его мучениям, а потом, показав ему орудия еще более ужасных страданий, говорил ему: «всеми этими орудиями буду мучить тебя, если не исполнишь повелений моих. Почему ты не хочешь назвать скрывающхся христиан? Назови их сейчас, а сам поклонись богам. Твои сокровища не спасут тебя». Лаврентий отвечал: «исполни твои угрозы. Что ты называешь мучением, то для христиан слава и радость. Скрывающихся христиан я не назову тебе, потому что ты недостоин видеть тех, которых имена написаны на небесах. Я надеюсь не на сокровища земныя, а на те блага, которыя Господь уготовал любящим Его». Святого подвергли бичеваниям, жгли на огне, но св. архидиакон твердо переносил все. Когда новыя мучения не поколебали твердости мученика, епарх велел принести железную решетку. Положив на нее мученика, разложили под ней горящие уголья. Лаврентий, мучаясь на огне, говорил епарху: «эти горячие уголья готовят мне прохладу и покой, а тебе — вечныя мучения» Чрез несколько времени, обратясь к служителям, он сказал: «уже испеклось; пора повернуть». Во время этих страданий небесная радость сияла на лице его; и наконец он, с молитвою за врагов, предал душу свою Богу. Ночью пресвитер Иустин с одним христианином взяли тело мученика и предали его христианскому погребению. Подвиг страдания его совершился в 258 году по Рождестве Христовом.
   II. Не погрешим, братия, если скажем, что св. архидиакона Лаврентия в его страшных муках за Христа и чудном его терпении, которыми он непрестанно удивлял всех христиан, поддерживала «живая надежда на получение небесной награды». Он сам сказал мучителю; «я надеюсь не на сокровища земныя, а на те блага, которыя Господь уготовал любящим Его».
   Эта надежда не есть нечто несовершенное, чуждое истинному христианину.
   а) За подвиги, совершенные на земле человеком, Бог не возбраняет ему помышлять о награде: и даже Сам употребляет мысль о награде для поощрения человека к исполнению заповедей и к достижению совершенства. «Чти отца твоего и матерь твою»: вот заповедь. И вот вслед за нею награда, поощряющая к исполнению ея: «да благо ти будет и да долголетен будеши на земли блазе» (Исх. 20:12), «Аще хощеши совершен быти, иди продаждь имение твое, и даждь нищим»: вот требование совершенства. И вот непосредственно за сим награда, поощряющая к достижению сего совершенства: «и имети имаши сокровище на небеси» (Матф. 19:21). «Возрадуйтеся в той день, — егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына человеческаго ради»: вот великое требование подвига, для котораго нужна необыкновенная сила духа и непоколебимое терпение. Для сего вот и великая награда, способная возбудить и поддержать необыкновенную силу духа: «се бо мзда ваша многа на небесех».
   б) Но мы, христиане, должны искать не земной, но небесной награды.
   Ветхий Завет как приготовительный к совершенству христианскому, открытым образом говорит наиболее о наградах земных; потому что, применяясь к понятиям людей, которым был дан, по необходимости должен был и духовыя созерцания небеснаго блаженства облекать в чувственныя изображения благополучия земного. Завет новый, как открывающий совершенство царствия небеснаго, в его духовной силе и высокой чистоте, обыкновенно указует своим подвижникам и страдальцам награды небесныя: а земныя не только пренебрегает, как маловажныя, но иногда почитает даже уроном наград небесных. «Восприемлют мзду свою» говорит Господь о лицемерах, ищущих посредством добродетели славы человеческой: т.е. они получили свою награду на земли, от человеков, и потому не получат ее на небеси, от Бога.
   Вместо того, что древний закон ласкал земным благополучием: «благо ти будет, долголетен будеши на земли блазе», евангелие земным благополучием угрожает, как опасным, а презрение сего благополучия полагает залогом небеснаго блаженства: «кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Любяй душу свою погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю» (Иоан. 12:25).
   По сему каждый из слышащих это имеет случай предложить себе и может просто для себя решить, — немаловажный, надеюсь, для каждаго из нас вопрос: истинный ли я христианин или нет? Если ты истинный христианин: то ты верно не привязан душею ко временному благополучию; не пристрастен к земным наградам; поощряешь и утешаешь себя мыслию о награде небесной и вечной. А если ты забываешь о небесной и вечной награде, домогаясь временной корысти, чести, удобства жить в свое удовольствие, не прельщайся: такия расположения не показывают духа истинно христианскаго. Кто управляется и одушевляется желанием только земной награды: тот есть земной ветхозаветник, далекий от совершенства духовнаго и от стяжания сокровища небеснаго. Кто делает добрыя дела для временной корысти, или для славы человеческой; тот еще не вышел из области язычества, — он выработывает кумиры добродетелей на продажу или на зрелище: он восприемлет мзду свою от человеков, и потому небеса и Бог ничем более не должны ему.
   в) Для нравственнаго состояния христиан гораздо полезнее было бы, если бы они всегда взирали не столько на земныя воздаяния, всегда малыя в сравнении с трудами для них употребляемыми, и мало радующия в сравнении с неприятностями искания, соревнования, лишения, сколько на небесную награду, всегда великую, вполне радующую, никогда не отъемлемую. Если бы каждый непрестанно имел пред очами свою «мзду многую на небеси», которую и властен каждый иметь пред очами непрестанно: то, удовлетворяемый ожиданием ея, каждый не так страстно искал бы воздаяний земных и утешений временных; продающий менее бы корыстолюбствовал; судящий охотнее предпочел бы безчестной мзде неправды безмездную правду; обязанный служить обществу решительнее предпочитал бы общую выгоду своей личной, и не отрекался бы от служения общему благу, хотя бы и не отдавали всей справедливости его служению; поставленный в подчиненность и послушание удобнее забывал бы свою волю, и менее тяготился взыскательностию начальствующаго; раб усерднее и веселее работал бы и нещедрому господину; кратко сказать, мыслию о небесной награде поддерживаемое безкорыстие каждаго непрестанно увеличивало бы сокровище общаго блага человеков, и внутреннее сокровище добродетели в сердце каждаго.
   III. Господи, щедрый в обещании и верный в исполнении! Утверди нас в благотворном памятовании и чаянии «мзды многия на небеси», да и воздаяния земныя не будут для нас приманчивы, и скорби или потери временныя не будут несносны. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и проп. Фил. м. моск. т. III, изд 1877 г.).

Поуч 2-е. Св. муч. Лаврентий архидиак. и папа Сикст.

(Где хранилище церковных сокровищ?)
   I. Воспоминаемый в нынешний день святой священно-мученик архидиакон Лаврентий отличался особенною привязанностию к своему архипастырю, святителю римскому, папе Сиксту. Когда, по приказанию римскаго императора Валериана, вели Сикста в темницу за исповедание святой веры, архидинкон Лаврентий встретил его на пути и с горьким плачем взывал к своему любимому святителю-узнику: «Отче! куда ты идешь без сына? Архиерею святый куда ты спешишь без своего архидиакона? Учитель мой! возьми с собою твоего вернаго ученика!» «Не плачь, сын мой, говорил ему святитель, как бы в его утешение, не сокрушайся; я тебя не оставлю; тебе, как крепчайшему, предлежит еще больший подвиг, чем мне; только немного повремени; не позже, как через три дня по моей кончине, и ты последуешь за мною. А тем временем распорядись ты, как следует, нашим церковным имуществом». Проводивши святителя к темнице, Лаврентий поспешил исполнить его приказание на счет церковных сокровищ, которыя были тогда на его руках. Спустя несколько времени, он был схвачен и представлен императору. «А где ваши церковныя сокровища?» спросил его Валериан, узнавши от приведших его, что за человек Лаврентий. Лаврентий молчал. Валериан приказал отправить Лаврентия в темницу и здесь употребить все средства, чтобы выведать от него о сокровищах церковных. Чрез несколько времени опять представили Лаврентия к императору: «Оставь же ты свое упорство и скажи нам наконец о ваших сокровищах, где они у вас хранятся», опять спрашивал Валериан Лаврентия. «Государь, дай мне два-три дня сроку, отпустивши на свободу, — и я покажу тебе наши сокровища», ответил наконец Лаврентий. Валериан с готовностью отпустил его на этот срок на свободу, распорядившись, чтобы в это время за ним зорко следили. Лаврентий в эти дни ходил по городу и вел какие-то переговоры со всякаго рода бедняками, нищими, немощными, калеками, сиротами и вдовицами, которыя были, как оказалось потом, на попечении римской церкви. В назначенный день стали собираться к царским палатам десятки, сотни разнаго беднаго и немощнаго люда. Явился в этой толпе и Лаврентий, как ея руководитель. К чему все это? недоумевают придворные и сам император Валериан. «Вот где наши сокровища!» заговорил наконец громко архидиакон Лаврентий, указывая императору и его придворным на собравшуюся тысячную толпу бедняков: «в этих нищих, как в сосудах, наши вечныя сокровища; кто вручает этим бедным свое достояние, тот с лихвою получит его в загробной жизни». Оскорбительным показался для властей такой ответ святого, и он был жестоко замучен: его изжарили на железном одре.
   II. А где же наши церковныя сокровища? Быть может, кто нибудь из вас пожелал бы знать, куда именно идут те деньги, которыя вы жертвуете в пользу церкви, при покупке свечей, при сборе на храм и проч. О, великое назначение этих лепт христианских. Строятся храмы, украшаются храмы, поддерживаются храмы в своем благолепии, все на эти копейки. На эти жертвы, содержится у нас православное духовенство; на эти жертвы воспитывается у нас все юношество православнаго духовенства и вообще все желающие послужить обществу в духовном звании, начиная от скромнаго пономаря до высокопоставленнаго архиерея.
    На эти средства поддерживается и развивается у нас православная наука, служащая для укрепления и расширения православной веры.
   На эти средства устрояются у нас миссионерския общества для распространения христианской православной веры по всей обширной России.
    Из этих средств в случае нужды получают помощь и православные поклонники святой земли; из этих средств «получают помощь не только бедныя вдовы и сироты духовнаго звания но и многие другие бедняки», в роде несчастных слепцов, для которых в последнее время стали устроять приюты и училища и пр.
   На эти копейки отчасти учатся и ваши дети в церковно-приходских школах. И так, жертвуемая вами на церковь копейка не пропадает даром. Она расходуется бережливо и не безплодно: она блестит всюду самым разнообразным добром, то в виде лампады пред иконою, то в виде креста на храме, то в виде добраго умнаго слова благовоспитаннаго пастыря, то в виде радостной слезы бедняка, получившаго благовременную помощь к какому нибудь празднику, или в какой нибудь крайней нужде, — то в виде светлой мысли, или святого слова сказаннаго вашим сыном грамотеем, научившимся читать слово Божие в церковно-приходской школе и пр. и пр.
   III. Не скупитесь же, люди добрые, на жертвы церковныя. Что вы пожертвуете на храм и во храме, то уж несомненно, наверное можно сказать, послужит на пользу души вашей, то вам непременно зачтется в заслугу на страшном суде Христовом, как ваша жертва во славу Божию и во благо ближних ваших. Аминь. (Сост. по поуч. прот. П. Троцкаго, в прил. к «Руков. для сельск. паст.» 1886 г., август).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS