Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц август Двадцать четвертый день.

06.09.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Св. священномуч. Евтихий.

(О благодарности и неблагодарности).
   I. Воспоминаемый ныне св. церковью священномуч. Евтихий был современником апостолов. Происходил из Севастополя, или Севастии, в Палестине. Услышав проповедь о Христе, он сделался учеником Иоанна Богослова, ревностно проповедывал евангелие и искоренял язычество. Св. Евтихию пришлось испытать весьма много мучений во время проповеди: его томили и голодом, и строгали тело его железом, и бросали его в огонь и на съедение зверям; но Господь все хранил Своего угодника. Однажды выпустили на него льва, и лев заговорил человеческим голосом. Умер св. Евтихий, усеченный мечем, в своем отечественном городе.
   II. Жизнь св. Евтихия, встретившаго в жизни такую грубую неблагодарность за проповедание слова Божия, побуждает нас, бр., побеседовать с вами о благодарности и неблагодарности.
   а) Благодарность — прекраснейшая добродетель. Благодарность вподне достойна человека, как разумнаго существа; она всегда тотчас же видит благодеяние и оценивает его должным образом. Благодарность, по справедливости, всякое полученное благодеяние приписывает не каким-нибудь собственным достоинствам, но любви и состраданию благодетеля. Благодарность всегда полна любви к своему благодетелю, всегда готова оказать ему всякую услугу, и везде, где только находит уместным, хвалить своего благодетеля.
   б) Благодарность — прекраснейшая добродетель; напротив, неблагодарность гнусный порок. Неблагодарность груба и слепа. Она никогда вполне не видит и не чувствует полученнаго благодеяния. Неблагодарность всегда горда и самолюбива. Она всегда смотрит на оказанное ей благодеяние, как на нечто заслуженное, должное. Она не считает себя обязанной своему благодетелю, не любит встречаться с ним, даже иногда ненавидит его. Неблагодарность есть как бы смерть благодеяния, она прекращает деятельность благодетеля, возбуждая в его душе вместо чувства любви досаду и отвращение к нуждающимся в благодеянии. И вот почему Господь упрекнул за неблагодарность девять исцелившихся от проказы: «не десят ли очистишася? Да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу» (Лук. 17:17-18).
   III. Не печальтесь, бр., когда встретите от людей черную неблагодарность, — это не ваш только удел, а многих! Из десяти исцеленных от проказы только один возвратился с благодарностью даже к нашему Господу; «а раб несть болий своего Господа» (Иоан. 13:16).
   Много неблагодарных! Гнусна и неестественна неблагодарность! Поэто-му все испытывайте самих себя, не принадлежит ли кто-нибудь и из нас к числу неблагодарных. Благодарим ли и мы за то, что получили и теперь еще подучаем от Бога.
   Прославляем-ли, с радостию-ли служим Ему? Поставляем-ли правилом своей жизни Его святейшия заповеди? Испытайте также: помните-ли вы о том, что получили от своих родителей и благодетелей? Благословляете-ли их память и молитесь-ли о них? Испытайте себя и не будьте неблагодарны, но благодарны! (Сост. по Ч.-Мин. и «Воскр. чт.» 1896 г. № 47). 


Поучение 2-е. Перенесение честных мощей иже во св. отца нашего Петра, митрополита Киевскаго, и всея России чудотворца.

(Уроки для подражания из его св. жизни: а) милосердие, б) кротость и в) любовь к отечеству).

   I. Св. Петр, митрополит Московский и Всероссийский, память перенесения св. мощей коего из прежняго храма Успения в честь Богоматери в нынешний московский Успенский собор ныне празднуется, родился в земле Волынской, от благочестивых родителей. Еще от рождения, мать имела видение, что св. Петр просияет добродетелью в земле Русской. Начав ученье, Петр, хотя учился прилежно, но не успевал. Он горячо молился, и вот, однажды видел во сне, что какой-то святитель подошел к нему и, приказав раскрыть уста, коснулся рукою языка его и благословил. И с этого времени Петр сделался способнейшим учеником. 12-ти лет он ушел в монастырь, в скором времени был пострижен и затем, за примерную жизнь, посвящен во диакона и потом пресвитера. В свободное время Петр любил писать иконы. После многолетних подвигов в монастыре, с благословения настоятеля, удалился в уединение, при реке Рати. Скоро тут собралось к Петру не мало братии, и он устроил монастырь, названный от урочища Дворцы, Спасским-Дворцы или Новодвоским. Кроткий и незлобивый, он никогда не гневался на провинившихся, но исправлял их ласковым словом. Бедняк или странник всегда находил в келлии его приют и помощь. Князь волынский и галицкий Юрий Львович очень полюбил Петра и просил константинопольскаго патриарха поставить его епископом. Патриарх поставил Петра митрополитом всей России. Петр сначала жил в Киеве, а в 1309 году переехал во Владимир. Возстал против св. Петра Андрей, епископ тверской, желавший приобрести сан митрополита, и сделал донос на него патриарху. Патриарх созвал собор. На соборе донос оказался ложным. «Мир тебе, чадо, сказал тогда святитель своему клеветнику. Не ты виновен, а древний завистник рода человеческаго. Отныне блюдись лжи, прошедшее же да простит тебе Бог».
   Святитель Петр путешествовал в татарскую орду и получил от хана многия льготы для духовенства. С ним особенно сблизился князь московский Иоанн Калита и убедил его перенесть свою кафедру из Владимира в Москву. Святитель согласился и перенес. Это было в 1325 г. Святитель просил князя соорудить соборный храм Успения в Москве. «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом своим более других князей, и твой город будет славен между русскими городами, говорил пророчески он князю. Святители будут жить в нем, и руки его взыдут на врагов». Князь с любовию и усердием, в 1326 году, заложил собор. Святитель собственными руками приготовил каменный гроб для себя близ жертвенника и не дожил до окончания храма. Быв извещен о смерти особенным видением, скончался в 1326 г. При преемнике его, Феогносте, св. Петр, с благословения цареградскаго патриарха, был включен в сонм св. угодников российской церкви. В 1472 году, при построении новаго Успенскаго собора, открыты были нетленныя мощи святителя и переложены в новую раку. Но храм скоро обрушился. Тогда призванный Иоанном III из Италии зодчий построил новый собор, существующий и ныне. В него перенесены были мощи святителя, и это перенесение стали праздновать 24-го августа.
   II. Да послужит нам ныне прославляемый угодник святитель Петр образцом высокой христианской жизни.
   а) Его малоуспешность в отроческих летах, препобежденная силою св. молитв и благодатною помощию, да утвердит в родителях и детях мысль о необходимости обращаться с молитвою к Богу, источнику всякой истины, добра и красоты. Пусть не отчаяваются родители в малоуспешности своих детей, но, соединив свои молитвы с молитвами детей, просят с верою божественной помощи, которую и получат по вере своей.
   б) М«илосердие святителя Петра» к нищим, убогим и странным да напомнит нам о необходимости для всех христианскаго милосердия, которое есть условие для помилования нас на страшном и праведном суде Божием: ««блажени милостивии, яко тии помилованы будут»«.
   в) «Его кротость и незлобие» к клеветникам да научит и нас духу христианскаго всепрощения; пусть не уста наши только, но и сердце, произносят слова молитвы Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Запомним, братие, великую истину нашего спасения: не будем мы прощены Богом, ни услышаны в своих молитвах, если не простим от всего сердца наших врагов. Будем крепко помнить, что клеветники суть жалкия орудия исконнаго врага нашего спасения — диавола и потому заслуживают снисхождения к себе, прощения и молитв о спасении их от страшнаго плена диавола, который как лев рыкает, ища кого либо погубить.
   г) «Пламенная любивь к отечеству святителя Петра» да пробудит в сердцах всех подобную же любовь к любезному и дорогому для всех отечеству; пусть бедствия отечества, если Промыслу Божию угодно будет испытать ими, будут и нашими личными бедствиями, и пусть радость его будет и нашею личною радостью. Мир, любовь, единодушие, молитва друг за друга, деятельная помощь несчастным согражданам, строгое исполнение своих обязанностей, благоговение пред законами отечества, беззаветная любовь к верховной главе государства, Богом избранному и Богом хранимому Государю, и строгое благочестие, в духе православной церкви, в частной и семейной жизни — вот главнейшия формы проявления нашей истинной любви к отечеству.
   III. Молитвами святителя Петра да укрепит в нас Господь эти добродетели и да подаст нам силы подражать Его св. угоднику, ныне ублажаемому святителю Петру. (Свящ. Г. Дьяченко).   


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS