Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц август Двадцать первый день.

03.09.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Св. ап. Фаддей.

(О чудесах).
   I. Прославляемый ныне св, церковию св. ап. Фаддей был из 70-ти апостолов, происходил из г. Едесса. Придя в Иерусалим на поклонение и услышав проповедь Иоанна Крестителя, он крестился от Иоанна. Потом, увидев И. Христа и чудеса Его и услышав учение, Фаддей сделался учеником Христовым. После сошествия Св. Духа он был послан проповедывать евангелие в Едесс. Устроив церковь в Едессе, св. Фаддей отправился в Армению. Здесь он, соединяя проповедь с чудесами, обратил ко Христу дочь царя, вельмож и множество народа. Царь разгневался и заключил дочь со многими верующими в темницу, а иных предал смерти. Сам Господь явился апостолу и сказал: «мужайся, Фаддей! Вооружись терпением, много бедствий ожидают тебя, но Я буду с тобою». Апостол после того пошел в темницу, где двери отворились сами собою, небесный свет осветил узников, и из среды света послышался голос Божий: «будьте тверды, ибо Я приду и возьму вас к Себе». При таком чуде темничные стражи просили Фаддея крестить их. Много чудес совершилось чрез ап. Фаддея. Но царь не вразумился чудесами и казнил свою дочь. На четвертый день после ея смерти было откровение Фаддею, что и он скоро примет венец мученический. Действительно, царь вскоре велел затравить святого хищными зверями, но звери легли у его ног; затем бросили его в печь, но ветер охладил печь. Наконец, царь приказал умертвить его мечем. Но лишь меч поразил апостола, как небесный свет осветил его тело, земля затряслась, разселся камень и принял тело. Язычники обратились в бегство. Это было около 44 г. по Р. Хр.
   II. В житии воспоминаемаго ныне св. ап. Фаддея явлены были многия чрезвычайныя знамения милости Божией. По поводу этого скажем несколько слов о чудесах.
   а) Чудо есть такое действие, которое не может быть совершено никем, кроме Всемогущаго Бога. Казалось бы, странно и спрашивать: возможно ли чудо? Если оно есть дело Всемогущаго, то, конечно, возможно для Него так же, как было возможно сотворить мир из ничего.
   Чудо, говорят маловерные, не возможно, потому что в мире все должно итти так, как назначено Творцом при самом создании, по естественному порядку, по законам природы, вложенным в нее от самого Творца. Возможно ли, чтобы всемогущий и премудрый Творец стад нарушать Свои же собственные законы? Но, разсуждая о законах природы, не должно забывать, что есть еще иной, гораздо высший закон нравственный, который дан человеку. Природа безпрекословно подчинена данным ей законам. Но, когда явился грех на земле, человек нарушил нравственный закон Божий, изменил свои отношения к природе:, тогда и она, не изменяя своих законов, стала также в иныя отношения к человеку. Творец производит изменение в природе, дает иное движение ея силам, чтобы воздействием извне, со стороны природы, призвать человека к возвращению на путь нравственнаго закона без нарушения его свободы. Сверхъестественное действие всемогущества Божия в природе оказалось нужным не для исправления какого-либо несовершенства природы, а для того, чтобы исправить повреждение, внесенное свободою человека в его собственную жизнь. После этого, можно ли еще сомневаться, что чудеса не только возможны, но и необходимы для возстановления нарушенных нравственных законов? Для христианина, верующаго в Промысл Божий, это — несомненная истина.
   б) В жизни каждаго, конечно, верующаго и внимательнаго к явлениям жизни найдется много знамений. Сколько бывает случаев, что неверующий возвращается к вере, благодаря неотразимому действию вразумляющих знамений, случившихся в его жизни? Может быть, потому и вера живет еще между людьми, что не оскудевают знамения и чудеса в их жизни. А сколько бед и бедствий пришлось бы перенести людям, если бы по временам не являлась чудесно избавляющая или предостерегающая рука Божия? Природа, как бы оскорбленная нарушением нравственнаго закона, нередко становится во враждебное отношение к человеку. Чаще всего это бывает потому, что сам человек становится к ней в неправильныя, даже преступныя отношения, и вот она, т.е. собственно Господь чрез нее, карает человека; но Господь и милует при этом нередко. И наказанием, и милостию Он вразумляет забывающих закон Его.
   III. Довольно и сказаннаго, бр., чтобы с полною верою повторить слова псалмопевца: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» (Псал. 86:14). (Сост., по Ч.-М. и «Тульск. Епарх. Вед.», 1892 г., № 21). 

Поучение 2-е. Преподобный Авраамий смоленский.

(О зависти).
   I. Преподобный Авраамий, смоленский чудотворец, память коего совершается ныне, родился в Смоленске. В отрочестве он избегал детских игр, любя больше посещение храма Божия. А когда достиг совершеннолетия, то от брака отказался, потому что он имел расположение больше к иноческой жизни. Родители его вскоре умерли. Авраамий роздал имущество после них церквам и бедным, а сам стал носить самое бедное одеяние, и молил Бога указать ему путь спасения. Сделавшись затем иноком, он возлюбил духовное чтение и ревностно читал жития святых, особенно творения св. отцев: Златоустаго, Ефрема Сирина и других. «Жизнь земная, — говорил он, — война, а для войны нужны оружия, нужны познания опытныя: так для брани духовной нужно учиться многому у опытных св. мужей; нужно от них узнать, какое духовное оружие полезно в каком случае; от них же можем хорошо узнать и врагов наших». Будучи посвящен в священный сан, он со дня своего посвящения до самой кончины добровольно не пропускал ни одного дня без совершения божественной службы. Долгое время ничего не возмущало покоя душевнаго подвижника Христова. Наконец он подвергся зависти людской, от которой много и долго пришлось ему страдать. Настоятель монастыря поручил ему должность духовника, — к нему стали приходить и духовные, и миряне, чтобы послушать его богомудрых наставлений в духовной жизни. Целыя тошы народа собирались к нему. Это-то и было причиною тех гонений, которым подвергся он со стороны завистников. Злые люди возносили на преподобнаго разныя клеветы и делали ему разныя неприятности, вооружили против него самого настоятеля монастыря, и добились того, что он запретил ему беседовать с народом. Преподобный принужден был удалиться в Смоленск — в один бедный монастырь Св. Креста. Народ и здесь нашел любимца своего и целыми толпами стал собираться к нему послушать его добрых наставлений. Монастырь стал обогащаться. Наставления преподобнаго сильно действовали на сердца его слушателей особенно потому, что им соответствовала жизнь его. А жизнь он проводил необыкновенно строгую, пост его был чрезвычайный, не только вина никогда не вкушал, даже и воду пил в меру, — от того вид лица его был бледный и тело необыкновенно сухое. Одежда его была, как и в мирском его звании, самая скудная и ветхая. Враг рода человеческаго не мог выносить всего этого, и здесь возстал на него чрез завистливых людей. Многие из мирян и из духовных позавидовали славе преподобнаго и стали распускать молву, будто Авраамий проповедует еретическое учение и совращает в свое лжеучение молодых людей, живет нечисто, прикрывая темныя дела наружною святостию. Такие толки дошли до епископа. Весь город пришел в волнение, все стали совещаться, чем бы наказать Авраамия. Некоторые советовали сослать его в заточение, другие — сжечь на костре, третьи говорили, что нужно Авраамия водить по городу с побоями и затем утопить в реке. Наконец над Авраамием был учрежден из духовных лиц на владычном дворе суд. Послали за обвиняемым. Авраамий в это время молился. С бранью и безчестием повели его к епископу. Авраамий молчал и всю дорогу молился. Спокойно он предстал на суд. В это время одному иноку, по имени Луке, совершавшему в келлии девятый час молитвы, был слышан голос об Авраамии, что его невинно ведут на суд. Лука поспешил на суд, вздумал было защищать преподобнаго, но его не послушали. Хотя ни одна клевета, ни один донос на него не оправдались, — все-таки для общаго успокоения умов преподобный был осужден, — ему запрещено было совершать богослужение и беседовать с народом. Но Сам Господь вступился за беззащитнаго и вразумлял его клеветников: появилась засуха, бездождие. Напрасно совершались молебствия, ничто не помогало. Одних из обвинителей преподобнаго Авраамия постигли болезни, другие были поражены внезапною смертию. Сам же преподобный все переносил безропотно и свое дело предавал суду Божию. «Бог им судия», говорил он про своих врагов. Сознал свой грех и епископ. Он теперь призвал всех игуменов и священников города и строго запретил им еще чем-нибудь оскорблять Авраамия. Наконец призвал к себе и самого Авраамия, раскаялся пред ним в неправильном осуждении его, разрешил ему священнодействовать и просил его молитв о городе, чтоб прекратилась засуха и бездожие. Преподобный смиренно просил молитв самого епископа. Наконец удалился в свою келлию и предался всеусердной молитве. Господь внял его молению, — пошел вдруг обильный дождь, и засуха кончилась. После этого все убедились в силе молитв праведника, в искреннем благочестии его, и стали высоко уважать Его. Епископ Игнатий сделал Авраамия настоятелем новоустроеннаго им монастыря в честь «Положения ризы Богоматери». Преподобный Авраамий в иночестве подвизался 50 лет и после краткой болезни мирно предал душу свою Богу в 1220 году. Мощи его во время польскаго нашествия были сокрыты, но где, — осталось неизвестно.
   ИИ. Из жизни св. Авраамия мы видим, что он почти во всю свою жизнь терпел гонения от завистливых людей.
   Братие! Если вы замечаете в себе хотя толъко одну склонность к зависти, не давайте усиливаться и укореняться в себе этой страсти. Подумайте: «какой великий грех завидовать другим».
   а) Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желал бы видеть в счастии и благополучии этого человека. А не желать своему ближнему добра, не содействовать ему в достижении его благополучия — это верх нечестия. Такой человек как может сказать о себе, что он любит ближняго своего? Нет, он не ближняго своего любит, а себя самого, он себе одному желает счастия, за себя одного способен радоваться. «Но не любяй в смерти пребывает», говорит апостол.
   б) Что еще обнаруживает завистливый? Он обнаруживает недовольство своим состоянием. Кто вполне доволен тем, что имеет, тот не станет, тому и нужды нет завидовать другому, — следовательно, завистливый показывает, что он неблагодарен Богу за то, чем Он его наградил, что он достоин не того, что имеет, а гораздо большаго, как будто Бог несправедлив и не по правде воздает каждому. Итак, зависть открывает в человеке еще два великих порока: ужасную неблагодарность к Богу и безумную гордость. Но стоит только припомнить участь гордаго и неблагодарнаго народа еврейскаго, чтобы понять, какие великие грехи — неблагодарность к Богу и гордость.
   в) А как вредит зависть нам в нашем собственном благополучии!
    Она лишает мира душевнаго, спокойствия и радости сердца.
    Она и здороваго человека делает больным, и в счастии несчастливым. Она изсушает тело, искажает доброту лица, делает взор злобным.
    Она поселяет смуты, неудовольствия. Она совершенно разстраивает добрыя отношения даже между близкими родными, она часто совсем разлучает людей бывших в самых близких отношениях. И вот те, которые бы должны руководствоваться духом любви, живут во зле.
   Мало того, от зависти можно дойти и до убийства. Вспомним Каина, Саула, недоброжелателей Даниила. А ныне сколько от зависти разстроено семейств, сколько делается вреда ближнему!
   г) Припомним, братие, «совет св. Василия Великаго» о том, как побеждать зависть, — эту величайшую мерзость нашего сердца. «Если прозришь разсудком выше человеческаго, говорит великий учитель веры и благочестия, не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным: ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телеснаго здоровья; если не будешь поставлять блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взор свой к истинно прекрасному и похвальному, к достижению благ вечных и истинных, то будешь далек от того, чтоб достойным ублажения и соревнования признать что-нибудь земное и тленное. А кто таков, и не поражается мирскими величиями, к тому никогда не может приблизиться зависть». (Тв. IѴ40;. 188. 190).
   III. Господи! молитвами преподобнаго Авраамия искорени в нас зависть, насади в нас любовь, дай нам плач о грехах наших, да спасемся этим плачем от плача безполезнаго, неутешнаго, который ждет завистников и всяких нераскаянных грешников в той жизни. (Сост. Г. Д-ко с дополн. по поуч. свящ. П. Шумова).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS