Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц август Первый день.

14.08.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Происхождение честных древ честнаго креста Господня.

(Необходимость крестоношения в деле спасения).
   I. В 1-й день августа православная церковь прославляет чудодейственную силу честнаго и животворящаго креста Господня, воспоминая бывшия знамения от него и от св. икон Христа Спасителя и Богоматери.
   В 1164 году благоверный российский князь Андрей Боголюбский и Мануил, царь греческий, были принуждены итти войною каждый против врагов своего отечества. По обычаю благочестивых христианских государей, сохранявшемуся от времени св. равноапостольнаго Константина, для освящения воинов, для внушения им твердаго упования на помощь свыше и для благодатнаго подкрепления их мужества в борьбе со врагами, хотя бы сравнителъно сильнейшими, — при войске князя Андрея Боголюбскаго и царя Мануила были носимы животворящий крест Господень и честныя иконы Спасителя и Богоматери. При таком духовном вооружении, в день решительной битвы со врагами, оба названные государя видели осенение своих полков необыкновенным светом, исходящим от креста Господня и св. икон. Ободренныя сим знамением невидимой помощи Божией, войска обоих государей одержали решительную победу — перваго над болгарами, а второго — над сарацинами.
   Желая сохранить в памяти потомства столь знаменательный день для своих верноподданных, правоверные государи, по взаимном сношении между собою и по благословению всего освященнаго собора, не умедлили установить новое светлое торжество, ныне нами благочестно совершаемое. Положено на все веки не только праздновать в честь непобедимой силы креста Господня и совершать поклонение, ему подобающее, но в память победоноснаго хождения с ним и св. иконами в христианских полках, износить ныне из храма сии священныя знамения милости Божией и совершать под осенением их в колодезях и реках освящение воды, как стихии посредствующей в преподаянии нам благодати Св. Духа, по указанию Самого Господа (Иоан. 3:5; 7, 37—39).
   II. Таково происхождение настоящаго праздника. Оно весьма поучительно для нас. По милости Божией, под правлением любви и мудрости Богохранимаго Помазанника Божия, Государя нашего, мы пользуемся вожделенным миром со всеми народами, окружающими наше обширное отечество.
   Наука, искусство, торговля все более и более развиваются, совершенствуются. Внешнее наше благосостояние таково, что нам остается только благодарить Господа Бога и творить в мире молитвы «за царя и за вся, иже во власти суть».
    Но таково ли наше внутреннее состояние? Развиваются ли и совершенствуются ли силы нашего духа в деле нашего спасения? Не говорит ли каждому из нас совесть словом Писания: «несть мира в костех моих от лица грех моих» (Псал. 37:4)?
   Да, вот кто возмущает внутренний мир наш, — это грехи наши! Вот опаснейшие враги наши, которые отнимают у нас не внешния приобретения, а внутреннее сокровище, потребное для вечной жизни, похищая в душе нашей веру (Лук. 8:12) и оскверняя сердце наше смрадом гнусных мыслей и дел (Мат. 15:19-20).
   а) Как же и чем нам вооружиться против столь опасных врагов? Где искать защиты и победы над ними веруюшей душе?
    В том же спасительном знамении, под сению котораго одержана победа, нами ныне воспоминаемая, именно в кресте Господем. «Кресте честный, — взывает верующий ратоборец, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благословение даруя ми, и жизнь и силу, содействием Св. Духа и честными Пречистыя мольбами» (посл. троп. в 9-й песни канон. Григория Синаита).
   б) Но указывая на крест Господень, как на победное оружие, мы разумеем не одно внешнее ограждение себя крестным знамением. Наша мысль — показать необходимость в деле спасения внутренняго крестоношения. Один внешний знак креста изображаемаго нами на себе без деятельнаго последования распятому Господу, не принесет нам должнаго плода. Надлежит, по выражению апостола, «распинать плоть свою со страстьми и похотьми». Вот спасительный крест, под сению котораго можно благоуспешно итти против всех врагов, или грехов, запинающих нам достижение вечных благ. Правда, сей путь для нашей немощи не легок; Сам Господь назвал его — «узким», но назвал, конечно, не с тем, чтобы устрашить нас, а с тем, чтобы с одной стороны предохранить нас от безпечности в борьбе со врагами спасения и от самонадеяния, а с другой — чтобы указать нам на сей путь креста, как на самый прямой, верный и спасительный, и притом для всех, желающих спасения необходимый: «кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Матф. 10:38).
   в) Что значит взять крест свой? — Не то, конечно, чтобы мы самопроизвольно обрекали себя на всякия скорби и лишения, но то, чтобы с покорностию воле Божией переносили все, что нам посылается от руки Провидения, применительно к силам и состоянию каждаго. Итак, если тебе Господь посылает болезнь, терпи ее без ропота, но и не пренебрегай благовременною помощию врача. Если ты беден, употреби честный труд и не предавайся безпечности. Несчастен ты в семейной жизни, — не радуют тебя жена или дети? Постарайся благоразумием уменшить свое несчастие и не отчаявайся утешиться плодами своего благоразумия. Посетил ли тебя Господь пожаром, или другою какою непредвиденною потерею имения? Оплакал ли ты раннюю кончину близких твоему сердцу? Научись благодарить Господа за все, — за самыя чувствительныя потери, принимая их как меру, облегчающую твое шествие в след за Господом, и не ищи разсеять твою скорбь в вихре суеты мирской. Видишь ли ты нерасположение к себе людей, от которых могло бы зависеть твое благополучие, встречаешь ли от них одни оскорбленияи обиды? Оцени себя пред судом совести безпристрастно, имеешь ли ты право считать себя стоющим лучшей участи? Не скорби и в том случае, если бы ты признал себя невинным. «На сие бо и звани бысте», говорит апостол о подобном случае, «зане и Христос пострада за нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его, Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно» (1 Петр. 2; 21—23). Одним словом, мал или велик будет наш крест, — легок или тяжел, укрепимся к мужественному несению его тою мыслию, что мы идем с ним в след за нашим Господом. Если бы все труды крестоношения совершались без определенной цели и без высшаго благопромыслительнаго направления: тогда действительно мы могли бы легко падать на каждом шагу, не получая ободрения и оживления, но пред нами и личный пример Спасителя, «искушена по всяческим по подобию, разве греха» (Евр. 4:15) и его радостно ободряющее слово: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12:26).
   III Заключим наше слабое размышление о крестном пути верным словом апостола: «аще с Господом умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся во веки» (2 Тим. 2:11-12). (Сост. по слов. прот. И. Виноградова, помещ. в «Душепол. чтен.» за 1892 г., август).

Поучение 2-ое. Происхождение честных древ честнаго и животворящаго креcта.

(Уроки из праздн. события: а) должно подражать нашим предкам в вере и благочестии; б) как должно изображать крестное знамение?).

   I. Нынешний праздник происхождения честных древ честнаго и животворящаго креста установлен в Константиполе по случаю губительных болезней, поражавших столицу Греции. Он состоял в том, что находившееся в Царьграде честное древо креста Христова и другие священные предметы выносились из главнаго Софийскаго храма и с крестным ходом, с молитвами и окроплением города святою водою, обносились по улицам, а на время ночи и литургии поставлялись в церквах. Крестный ход сопровождался молитвами к Пресвятой Богородице. Первый день месяца августа, когда совершалось «происхождение», т.е. выход с святыми древами, праздновался особенно торжественно. Этот-то день и празднуется ныне под именем праздника «Происхождения честных древ».
   Впоследствии к этому празднику присоединился праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. Он установлен по общему согласию между русским князем Андреем Боголюбским и цареградским императором Мануилом. Оба они, вышедши в этот день 1164 года на войну, в преднесении иконы Спасителя и др. св. икон, получили над врагами победу: Андрей победил казанских болгар, а Мануил — сарацин.
   Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, — непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который, во время самой упорной сечи, исходил от иконы Спасителя и честнаго креста, и видим был всеми.
   Таково происхождение нынешняго празднества!
   II. а) Мы должны подражать, сколько можно более и постояннее, усердию к вере, чистоте нравов и простоте жизни наших предков, их безграничному самоотвержению там, где шло дело об опасности церкви и отечества, при готовности положить под знамением честнаго и животворящаго креста Господня жизнь свою за св. веру, дорогую родину и помазанника Божия — царя православнаго.
   б) У нас, как и у предков наших, есть весьма опасные враги, против коих, как можно чаще, надобно призывать на помощь непобедимую силу креста Христова. Это наши злыя наклонности и страсти. Кого не сильны сразить оне? — И кто, сраженный ими, может оставаться и быть истинным сыном церкви и отечества? — Между тем от этих врагов не защита ни ум и познания, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навык в добродетели; одна всемогущая сила благодати, один крест Христов только могут соделать нас победителями страстей. Будем же подобно предкам нашим употреблять сие, Самим Богом данное оружие, на поражение невидимых врагов наших, в твердой уверенности, что поражение их, необходимое для нашего частнаго благосостояния, весьма важно и для благоденствия целаго отечества: ибо, если величие его есть плод благословения Божия, то грехи наши, ослабляя сие благословение, по тому самому вредят не только нам, но и целому отечеству.
   в) При сем случае сама собою представляется вниманию великая разность между нами и благочестивыми предками нашими в употреблении и изображении крестнаго знамения. У них крест Христов был всем для всех. Начинали-ль какое дело, — крестились. Оканчивали-ль его, — опять крестилис. Крестом ограждались, отходя ко сну; крестом осенялись, возставая от сна. С крестом садились за трапезу, с крестом возставали от нея. Знамение святаго креста выражало внезапную радость; оно же свидетельствовало и о внезапной печали и опасности. Так было у предков наших! У нас, к сожалению, крестное знамение начинает делаться редкостию, и когда является, то большею частию в таком виде, что его трудно узнать. Недугующие расколом чада церкви ревнуют, конечно, не по разуму, прививая спасение к кресту осмиконечному, но не хорошо, весьма не хорошо и то, что у некоторых христиан крест сделался, можно сказать, вовсе безконечен, так что не знаешь, какое дать название той несчастной линии, которую они чертят на себе вместо знамения крестнаго.
   Да не будет сего между нами! Господь и Спаситель наш простер на кресте Божественныя руце Свои, дал пригвоздить их, и в таком виде, среди ужасных мучений, предал за нас дух Свой Отцу: мы ли будем тяготиться тем, чтобы это положение Его на кресте правильно изображать на себе?
   III. Братие! Будем же отныне с верою, благоговением и страхом Божим совершать на себе спасительное крестное знамение, которое только при этих условиях будет всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов. Между тем, так ли многие из нас крестятся, как заповедала нам св. церковь? Какое это крестное знамение, когда мы не стараемся ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов; когда мы непонятным движением руки выражаем только нашу невнимательность и небрежность? Все это показывает, что мы не внимательны ко св. и великому делу молитвы нашей пред Богом. А как страшно совершать с небрежением такое святое дело, каково служение Богу и молитва! Господь, негодуя на лицемерие древних израильтян, говорил: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами, чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» (Матф. 15:8-9).
   Стойте всегда в храме Божием благоговейно, слушайте церковное чтение и пение внимательно, молитесь Господу Богу усердно; изображайте на себе крест во всей точности и полноте! Ограждайте себя крестным знамением не только на молитве, церковной и домашней, но и всегда, во всякое время и при всяком случае, призывая на себя силу и помощь распятаго Господа и вознося молитву к честному и животворящему кресту: «непобедимая и непостижимая и божественная сила честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных» (стих. на велик. повечер.). Аминь (Сост. Г. Д. по «Проп. Иннокентия, архиеп. херс.» т. 1, и «Сеятел. благоч.» прот. Нордова, т. I.). 

Поучение 3-е. Происхождение древ честнаго и животворящаго креcта Господня.

(О силе крестнаго знамения).

   I. Нынешний праздник установлен в церкви по такому случаю. Благочестивые цари: русский Андрей Боголюбский и греч. император Мануил, некогда в нынешний день получили победу над своими врагами, при бывшем знамении от креста Господня и св. икон, вынесенных впереди правоверных воинов их: когда от честных изображений возсиял свет, тогда ободренные сим божественным знамением воины дружно ударили на врагов и славно победили и разсеяли их. Благодарные цари, узнавши о такой милостй и помощи Божией тому и другому, в одно и то же время явленной, постановили, с совета представителей правосл. церкви, 1 августа, в день чудесной победы, совершать крестный ход на воды с св. иконами и животворящим знамением креста.
   II. В праздник кресту Господню о чем и говорить, как не о кресте и крестном знамении?
   По словам вселенскаго учителя св. Иоанна Златоуста, «крестное знамение и в прежния и в нынешния времена отверзало двери запертыя, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносныя угрызения зверей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительнаго, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобнаго?» (Сборн. бес. стр. 293).
   Докажем слова св. Златоуста примерами и событиями, записанными в свящ. книгах.
   б) Крестное знамение отнимает силу у вредоносных веществ. Так один бедный христианин, не имея чем уплатить долг заимодавцу, просил еврея дать ему яд. Три раза он принимал его; но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменал сосуд с ядом крестным знамением (Луг дух.).
   Когда враги Христовы хотели отравить ядом авву Иулиана, то подкупили слугу, чтобы тот, когда будет подавать пищу Иулиану, вложить яд в стакан. Слуга так и сделал. Но св. Иулиан, по вдохновению Божию, узнал коварство. Принявши стакан, поставил пред собою, положил на стакан троекратно знамение креста, сказавши: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», — выпил яд, и остался невредимым (Луг дух. стр. 92).
   б) Сила крестная умерщвляет лютых зверей. В тех местах, где был монастырь св. Златоуста, появился лютый лев, который и скотов и людей похищал и пожирал. Когда донесли об этом св. Иоанну, то он повелел водрузить на том месте, откуда исходил зверь, деревянный крест. На другой день увидели при кресте льва мертвым (Уч. благ. стр. 326).
   в) Сила крестная врачует смертоносныя угрызения гадов. Так, некоторый пастырь овец был уязвлен змией и умирал. Один благочестивый старец влил по кресту воду в уста умирающаго, с призыванием Св. Троицы и великомученика Георгия, — и пастырь выздоровел.
   г) Сила крестная отгоняет бесов. Однажды диавол напал на св. Киприана, стал бить и душить его. Киприан, не могши ничем от него защититься, поднял руку и перекрестился. Диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом рыкнул, как лев, и исчез. (Чет.-М. окт. 2).
   Однажды св. Пахомий, стоя на молитве, услышал голос: «радуйся, старец, столько мне угодивший! Аз есмь Христос, и пришел к тебе, как к другу моему» Св. Пахомий изумился и разсуждал сам с собою: «Христово пришествие к человеку приносит ему радость; сердце тогда не чувствует никакого страха, а я теперь боюсь, страшусь... Нет, это не Христос!» И оградившись крестом сказал: «отойди от меня, дух злобы! Будь проклято лукавство всех твоих начинаний!» Мгновенно призрак исчез, оставив по себе смрадный запах (мая 15).
   Св. Иоанн Златоуст говорит: «если ты с сердечным расположением и верою изобразишь крест на лице своем, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от котораго получил смертельную рану. Ибо, если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников: то представь, как ужасаются диавол и демоны, видя оружие, которым Христос разрушил всю силу их, и отсек главу змия!..» (Сборн. бес. стр. 294).
   III. Кресту твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сельск. паст.» за 1887 г. август). 

Поучение 4-ое. Святые мученики Маккавеи.

(О твердом стоянии за свою св. веру отечественную).

   I. Сегодня, бр., св. церковь торжественно празднует день памяти седьми мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Жили они без малаго за двести лет до Рождества Христова, но несмотря на это христианская православная церковь и до ныне светло празднует память их. Чем же они заслужили это? Какие их дела и подвиги, коими они стяжали себе вечную молитвенную память? Чтобы видеть это, обратимся к истории того времени, в которое они жили.
   Ублажаемые церковию, св. мученики Маккавеи жили во время владычества сирийскаго царя Антиоха Епифана. Этот царь, ограбив Иерусалим и избив многия тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца, дабы этим вернее и скорее подчинить их себе. С этою целию он повелел иудеям под угрозою смертной казни, «прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и рощи и капища, и приносить в жертву свиней и другой скот, которым не гнушаются язычники, оставлять сыновей своих необрезанными, и вообще переменить все прежния религиозныя убеждения, учреждения, законы, нравы и отеческие обычаи» (1 Мак. гл. 6). Тяжелое было тогда время для иудеев. Изменить вере и обычаям отцев, значило изменить своей народности, значило потерять все — и веру и народность. Но, верные закону Божию и заветам предков своих, иудеи пренебрегли угрозами нечестиваго царя. Для них смерть была лучше измены вере. Держась веры, они не страшились ни тяжких мучений, ни смерти, которым предавали иудеев мучители.
   В это время тяжкаго для иудеев гонения, к утешению ветхозаветной церкви Божией, явились многие твердые исповедники веры своей, которые, не желая отречься от отеческих законов, «избраша паче умрети, неже осквернитися» и мужественно претерпели мученическую смерть. Из них св. церковь ублажает девяностолетняго старца Елезара, семь братьев Маккавеев и мать их Соломонию. Елеазара наедине убеждали гонители притворно показать отступление от закона — «притвориться, как бы ядущим повеленная от царя жертвенная мяса, да сие соделав, избавиться от смерти». Но старец, украшенный сединами и благочестием, отвечал: «недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малаго жития дней моих. Молодые, смотря на меня, также прельстятся... Если я избавлюсь нынешния муки, то ни живой, ни мертвый не избегну руки Всемогущаго». Сказав это, он с готовностию и радостию пошел на мучения. Изнемогая в муках, Елеазар, застонав, сказал: «Тебе, Господи, имеющему совершенное ведение, известно, что я, могши избавить себя от смерти, терплю в теле моем жестокия мучения, а в душе моей чувствую радость от того, что терплю это по благоговению к Тебе».
   Пример старца Елеазара, мужественно пострадавшаго за св. веру и отеческие законы, не остался без подражания. Случилось, что братьев Маккавеев с матерью Соломонией схватили и пред лицем самого царя принуждали бичами и жилами воловьими есть пищу, запрещенную законом; но они не согласились... «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы отечественные», говорил первый или старший юноша. Повелено было отрезать у него язык, содрать кожу, отсечь члены тела, положить его на раскаленную сковороду и жечь. Братья и мать смотрели на сии безчеловечныя истязания; обоняли пар сожигаемаго, взаимно поощряли друг друга к предстоящим страданиям. Подобно первому мучили второго, — содрали кожу с головы его, и он, умирая, исповедал, что Царь мира — Господь, сохранивших законы Его и умерших ради их воскресит для жизни вечной. Третий еще с большим великодушием предстал на страдания, так что царь и бывшие при нем удивлялись мужеству юноши. Подавая язык и руки на отсечение, он сказал: «все это я получил от Бога и надеюсь опять принять от Него». Пятый, во время мучения, обличая мучителя, говорил: «не думай, что род наш оставлен Богом. Помедли, и ты увидишь великую Его державу: как тебя и семя твое Он накажет». Шестой, умирая, говорил мучителю: «не обманывайся; мы страдаем за свои грехи пред Богом. А ты не думай, что ты невинен, начавший борьбу против Бога». Последняго, младшаго, Антиох убежал и с клятвою уверял, что он сделает его богатым и счастливым, если он отступит от отеческаго закона. Юноша ничему не внимал. Тогда царь советовал матери, чтобы она сама уговорила младшаго и последняго своего сына сберечь жизнь свою. Великодушная мать умоляла сына не щадить ее, носившую во утробе, млеком питавшую, воскормившую и труды воспитания понесшую. «Молю тя, чадо, да возриши на небо и землю и уразумееши, что Бог сотворил все из ничего; не убойся сего плоторастерзателя, но, как достойный братьев своих, смерть восприими». Сын, обличая мучителя, исповедуя грехи свои и будущее воскресение, отвечал: «и я, как братья мои, душу и тело мое предаю за отеческие законы, призываю Бога, да будет вскоре милостивым к Израилю. На мне и на братии моей перестанет гнев Вседержителя; ты же с мучением исповедаешь, что Он воистину есть Бог». Исповедник с сугубою лютостию предан смерти.
   Дивная и достойная памяти мать, воодушевлявшая и поощрявшая сыновей своих на страдания и смерть, мужественно взирала на их страдальческую-мученическую кончину. После их смерти она была сожжена.
   II. Изумителен, бр., изумителен в высшей степени этот подвиг терпения и самоотвержения, ради сохранения отеческаго закона, ради соблюдения богоустановленнаго поста своего времени и своего народа — не вкушать запрещеннаго законом свиного мяса, — этот подвиг, явленный старцем Елеазаром, братьями Маккавеями и материю их Соломонией. Они без всякой тени лицемерия и двоедушия открыто исповедывали свою веру и никакия жестокия пытки и мучения не могли принудить их к измене отеческим законам и постановлениям.
    Стоять за св. веру, твердо хранить законы отеческие и постановления церкви не есть ли долг каждаго из нас? Но, к немалому удивлению и крайнему сожалению, в настоящее время среди православных сынов земли святорусской находятся такие, которые без всякаго принуждения с чьей либо стороны — совершенно добровольно изменяют заветам предков наших и постановлениям нашей церкви православной, охотно внимают разным лжеучителям — этим змиям-искусителям — и отказываются от своей отечественной веры православной, не думая о том, что измена отеческим законам и обычаям, отречение от святоотеческой веры есть отречение от своей народности, от народной самостоятельности, от народной самобытности, от святоотеческой веры, от послушания своей матери-церкви, а главное от своего вечнаго спасения.
   III. Братие христиане, пример святых мучеников — старца Елеазара и Маккавеев, пострадавших за целость и неприкосновенность своей веры и отеческих преданий, да оживит в нас любовь и преданность к святой православной вере. Аминь. (Составл. с дополн. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.», за 1890). 

Поучение 5-ое. Святые мученики Маккавеи.

(О хранении свв. постов и других свято-отеческих преданий).

   I. В сей день память творим святых седьми мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы их ублажаем?
   Жили они без малаго за два века до Рождества Христова, когда евреи подпали владычеству сирийскаго царя Антиоха Епифана. Этот царь, взяв и ограбив Иерусалим и избив многия тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, в намерении искоренить ее до конца. Антиох возъимел намерение во всем своем царстве, состоящем из разноплеменных народов, ввести общую языческую религию для того, как он писал в своем указе, чтобы все были одним народом. Между прочим, Антиох повелел иудеям, под смертною казнию, «прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники, рощи и капища, приносить в жертву свиней и другой скот, которым не гнушаются язычники, оставлять сыновей своих необрезанными, и вообще переменить все прежния религиозныя учреждения, законы, нравы и отеческие обычаи».
   Некто Елеазар, из первенствующих книжников, муж уже состаревшийся летами, принужден был открыто ест свиное мясо, которое закон запрещал иудеям вкушать, которое, вероятно, принесено было в жертву идолу. Он, славно предызбрав смерть лучше, нежели ненавистную жизнь, вольною волею пошел на муку. А на яству, которую нельзя было есть из любви к закону, он плюнул. Но беззаконники, приставленные к жертве, ради стародавняго знакомства с этим мужем, наедине упрашивали его, чтоб он вкусил мяса, какое ему дозволено было есть, которое нарочно для него было бы приготовлено, а только показал бы вид, будто он вкушает жертвенное мясо, как повелено царем; чтобы, учинив сие, он избавился от смерти, и ради старой с ними дружбы получил помилование. Он же, восприяв мысль благую, достойную возраста, и старости, и седин, и честнаго воспитания, какое получил от детства, и Богом даннаго закона, ответил им разсудительно: «хочу лучше, чтобы вы послали меня в преисподнюю. Ибо возрасту нашему недостойно лицемерить, чтобы многие из юных подумали, что 90-летний Елеазар перешел в веру иноплеменников, почему и они, ради моего лицемерия, из-за маловременной жизни, соблазнятся мною, и я навлеку ненависть и позор на мою старость. Хотя-б я даже и избавился нынешней муки человеческой, но руки Всемогущаго не избегну, ни живой, ни умерший. Поэтому лучше ныне, мужественно разставшись с жизнию, явлюсь достойным своей старости; а юным оставлю доблестный пример, чтоб они усердно и доблестно умирали за честные и святые законы». Ведущие же его, ради сих слов, которыя считали безумством, переменили свое прежнее благорасположение к нему на свирепость, и подвергли его бичеванию. Под ударами старец Едеазар и кончил жизнь, не только юношам, но и многим из народа оставив свою смерть в пример доблести и в память добродетели.
   И во первых честною своею смертию он явил достоподражаемый пример семи братьям Маккавеям.
   Случилось, что эти седмь братьев вместе с матерью были схвачены и принуждаемы пред лицем самаго царя есть противу правил свиное мясо, за что были мучимы бичами и воловьими жилами. Среди этой муки один из них, первенец, говорит царю: «чего ты хочешь допытаться от нас? Что выведать? Мы готовы скорее умереть, чем преступить отеческие законы». Разгневавшийся царь повелел разжечь сковороды и котлы. Когда они были быстро разжены, царь повелел первому, который говорил, отрезать язык и, содрав со всего кожу, отсечь оконечности членов, на глазах прочих братьев и матери. И когда он уже сделан был негодным к жизни по всем членам, царь приказал предать его огню, еще дышащаго, в печь на сковороде. Когда умер первый, повели на поругание второго и, содрав кожу с волосами с головы его, спрашивают: «будешь ли есть, прежде чем замучено будет все тело твое по частям?» — А он отвечает: «нет». Тогда и сей поряду принял мучение, как и первый, и так же прочие, числом шесть. Оставался последний из братьев — самый юный.
   Царь Антиох, не только убеждал его словами, но и клятвою уверял, что сделает его и богатым и счастливым, если только он откажется от отеческих законов. Даже клялся, что будет иметь его за друга. Но как юноша сему не внимал, то царь, призвав мать, увещавал ее, чтоб она сама была советницею юному сыну на спасение. После многих увещаний со стороны царя, мать обещала дать совет сыну своему. Но, приклонившиськ сыну, она говориг: «сын мой, пожалей свою мать! Не убойся сего мучителя плоти твоей, но будь достоин своих братьев и прими смерть, чтобы мне восприять тебя от Бога опять вместе с братьями твоими в милости Божией». — И пока она еще говорила это, юноша сказал мучителям: «чего ожидаете? Не слушаю повеления царева, но слушаю повеления закона, даннаго отцам нашим чрез Моисея». — Тогда царь разъярился на него яростию еще более лютою, горькое терпя посмеяние. Таким образом и сей седьмый преставился от жизни в юношеской чистоте, во всем уповая на Бога. После же сынов сожжена была и праведная мать их Соломония.
   Вот за что мы ублажаем святых седмь мучеников братьев Маккавеев и доблестную мать их Соломонию и учителя Елеазара. Этот праздник в честь ветхозаветных мучеников принадлежит к числу самых древних в христианской церкви. Сии ветхозаветные мученики были первообразами всех мучеников христианских. Первые учители — проповедники христианства безпрерывно прославляли их и в песнях церковных и в поучениях своих среди тех грозных обстоятельств, в которых в первые века, — в века гонений и мученичества, — выростала воинствующая юная церковь Христова. Оттого и праздник сей учрежден с первых дней христианства.
   II. Перестал ли он быть назидателен для церкви уже не юной, для церкви наших дней? Да, перестает. Но перестает только потому, что мы забываем об этом древнейшем празднике; забываем, кто были седмь братьев Маккавеев, перестаем учиться у них, а еще менее думаем подражать им. А можем ли мы чему-либо поучиться у них? Есть ли что-либо схожее между обстоятельствами их и нашего времени?
   а) Посмотрите, подумайте, за что они были замучены, за что они пожертвовали жизнию? За то, что они не согласились нарушить богоуставленный пост своего времении своего народа. За то, что не хотели вкусить свиного мяса. По-видимому, незначительность? Да, по-видимому. Но посмотрите, как за этою кажущеюся незначительностию рядом стояло все, что было для избраннаго народа Божия самаго святого и драгоценнаго. Есть свиное мясо значило нарушить закон Моисеев, который запрещал это. Значило есть пищу, принесенную в жертву и посвященную идолам. Значило отказаться от жертвоприношений и священнослужения Богу истинному и поклониться богам чужим, языческим. Значило не только отречься от единаго истиннаго Бога, от свято-отеческой веры, но и от своей народности, от народнаго обличия, от народной самостоятельности, от народной самобытности. В конце-концов эта незначительность, вкушение свиного идоложертвеннаго мяса, означала всенародную духовную, вероисповедную, государственную смерть богоизбраннаго народа...
   б) Посмотрите, подумайте, нет ли чего похожаго и в нашей жизни? Вот день святых мучеников Маккавеев стоит как раз в преддверии христианскаго так называемаго Спасова поста. Задайте же себе вопрос, кто из нас соблюдает, и кто не соблюдает посты? Не соблюдают очень многие. Некоторыя сословия даже за стыд считают соблюдать. Есть ли это незначительность? Вот уже два века на Руси в некоторых кругах считалось это незначительностию. Но теперь к нашим дням последствия этой кажущейся назначительности выясняются больше и больше. Посмотрите, подумайте. Несоблюдающие постов не отрекаются ли от церковных уставов? Не отрекаются ли во всем строе жизни от свято-отеческих обычаев? Не отрекаются ли от церковных служб? Не отрекаются ли от самых существенных учреждений в христианском священнодействии, от святых таинств, от исповеди, от причастия? Не унижают ли таинство брака, не ругаются ли над священством, не начинают ли издеваться даже над крещением? Не отвергаются ли свято-отеческой веры и всех начал христианской нравственности? Не отвергают ли бытие истиннаго Бога? А так как без богов, без религиознаго культа, быть человеку нельзя, то не вводится ли у нас даже идолопоклонство, поклонение мамоне чрева, мамоне корысти, мамоне всяческаго чувственнаго наслаждения, мамоне зависти и ненависти ко всему, что выше нас, что богаче, что благоденственнее? Не сочиняются ли даже новоизмышленныя веры, которыя в конце-концов ведут к гибели всякой веры в истиннаго Бога и всякой возвышенной нравственности?
   Все это из кажущихся незначительностей, из мелких семян произростало, росло и выросло на наших глазах в большое дерево с обильными плодами, горечь которых уже почувствовалась резко. Поживем, посмотрим и увидим, что это дерево разростется еще шире, укоренится еще глубже, а укоренившись и разросшись, заполонит, согласно с пророчествами, и всю землю, — нам спящим, нам бездействующим, нам поблажающим во-первых, себе, а далее и всем и всему. Мало-по-малу, мы отстаем от свято-отеческих обычаев, от свято-отеческой веры, от Святаго Бога святых отец наших, поблажая себе и другим, по чувствам безразличия и холодности, безпечности и лености. Пудумайте, куда мы идем? Как остановиться? Как удержать себя и других у бездны, к которую готовы упасть?
   Поразительно евангелие Христово, какое читается ныне в честь святых мучеников. «Всяк, иже исповесть Мя пред человеками», — глаголет Господь, — «исповем его и Аз пред Отцем Моим небесным». А исповедуем ли мы Христа пред людъми? Не стыдимся ли исповедывать Его там, где не стыдились исповедывать Его наши отцы? — «А кто отвержется Мене пред людьми», глаголет Господь, — «отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех». Не отвергаемся ли мы Христа делами? Не отвергаемся ли помыслами? Не отвергаются ли нецыи из нас и словами, и устами, а не только что сердцем и делами? На нашей памяти, на наших глазах наши деды еще горячо и стойко преданы были вере Христовой и свято-отеческим обычаям; отцы многих относились ко всему этому уже холодно и безразлично; а дети и внуки уже ничего не чувствуют в отношении к благочестивой старине, кроме ненависти и пренебрежения, и преребрежения уже не страдательно-терпеливаго, но ядовито-злобнаго, готоваго разрушать все, что по их мнению уже отжило и жить мешает...
   III. О мученицы святии! О доблестнии Маккавеи, с приснопамятными материю вашею и учителем Елеазаром! «Егда предстоите Христу, Егоже ради потрудистеся, прилежно сотворите мольбу о человечестве»... Аминь. (Сост. по «Поучен., бесед., реч., воззван. и послан.» Никанора, архиеп. херсон. и одесск., т. III, изд. 1890 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS