Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц август. Шестой день.

19.08.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Преображение Господне.

(Уроки из празднуемаго события: а) спеши ко И. Христу и Он успокоит тебя и сделает тебя счастливым; б) средство жить в мире и любви).
   I. Преображение Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: И. Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там, во время молитвы, преобразился пред ними, т.е. явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал И. Христу: Господи! хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии. Но когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и когда они оказались в облаке, то страх напал на них. И вот из облака исшел голос Бога Отца, говоривший: ««Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»«. Услышав голос сей, ученики очень испугались и пали на землю. Иисус, пришедши, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Вставши, они никого уже более не видели, кроме одного Иисуса в Его прежнем виде.
   На другой день, когда сходили они с горы, И. Христос запретил им разсказывать кому либо о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых (Матф. 17:1-9; Марк. 10:2-9; Лук. 11:28-36).
   II. а) Отчего, братие мои, апостолу Петру вдруг так стало хорошо на горе, что он и не знал, как выразить свою радость, — навечно там бы остался, поселился он? Это оттого, что во время преображения от И. Христа сиял необыкновенный свет, свет божественный; и апостолы, сколько вместить могли, наслаждались сим светом. Так и всегда бывает при свете божественном. При нем везде хорошо: и во мраке светло, и в одиночестве весело.
    Тяжело бывает иногда нам в жизни, при разных нуждах и опасениях, при бедах и болезнях, при трудах и лишениях; спеши всякий труждающийся и обремененный к Иисусу сладчайшему, и Он упокоит тебя. При Иисусе сладчайшем мы можем быть всегда веселы, покойны, всем довольны, горе всякое забудем.
   б) В день Преображения Господня мы преимущественно просим И. Христа, Господа нашего, чтобы нам возсиял свет Его вечный, Божественный, радостный, успокоительный: «да возсияет и нам грешиым свет Твой присносущный».
   Желаете ли и вы, братия, чтобы и вас осиял свет божественный? Живите между собою в любви и согласии, и вам будет хорошо и весело, и вы будете жить во свете божественном; «кто любит брата своего», говорится в евангелии, «тот во свете пребывает» (1 Иоан. 2:10). Благословение Божие нисходит на тех людей, которые живут между собою в любви. И со стороны сердце радуется, как смотришь на людей, живущих между собою согласно: какою же радостию они наслаждаются сами! К несчастию, редки такия семейства, и немного таких людей!
   Что делать! говорим мы иногда: и рад бы я жить со всеми в мире, но не от меня зависит; и готов бы я забывать все оскорбления, но меня не только оскорбляют, но и примириться со мною не хотят. Нет, братия, от нас главным образом и почти всегда зависит жить в мире со всеми, от нас почти всегда зависит мирно жить даже и с теми, которые не хотят мирно жить и мириться. И с немирными мы должны быть мирными — миротворцами. Выслушайте следующее сказание из Пролога, и вы убедитесь в истине слов моих. Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его, и дверей ему не отворил! Отвергнутый пошел после того к одному опытному старцу и сказал ему об этом. «Знаешь ли, сказал ему старец, отчего обидевший тебя брат не захотел с собою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что и ты согрешил против него; себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошел к своему брату, и что же? не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас, и встретил его с распростертыми объятиями. (Прол. 17 сент.).
   И мы, если желаем мирно жить с ближними или помириться с кем нибудь, а тот не хочет, то должны стараться оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват пред нами, а самих себя обвинять, хотя и полагаем в мнении своем, что мы правы. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечныя наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту как ты будешь оправдывать и извинять друтого, тот с своей стороны будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами будет мир и согласие.
   Конечно, бывают люди, столь закосневшие во зле от долгаго служения сатане, что с ними нет никакой возможности примириться, ибо они отвергают христианский мир и в замен его предлагают такия условия, принять которыя не позволяет ни совесть, ни страх Божий, ни законы гражданские. Но и о тех людях будем молиться Богу, чтобы Сам Он наставил их на путь истины и добра.
   III. На горе преобразивыйся Христе Боже наш! Соедини любовию наши сердца так, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имели нужды мириться. (Сост. с дополн. по проп. прот. Р. Путятина). 

Поучение 2-е. Преображение Господне.

(Духовное преображение наше есть достойный плод Господу). (Поучение по благословении плодов).
   I. Настоящее празднество, как сами видите, братие мои возлюбленныя, имеет между прочим и ту особенность, что ныне приносятся в храм и освящаются плоды наших садов. Обычай являться пред лице Господне с начатками плодов так древен, что мы находим первые следы его еще в семействе перваго человека. В церкви ветхозаветной, иудейской, даже строгим законом предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всех плодов земных, кои, принесенные ко храму, поступали потом в удел священно-служителей его. В новом завете нет подобной заповеди: но чувство сыновней любви и благодарности пред Богом-Благодетелем, столь свойственное христианам — чадам новаго закона благодати, само собою располагает не прежде употреблять в свою пользу плоды новаго лета, как освятив их принесением в храм Господень и призвав над ними всеосвящающее имя Божие: по сему-то обычай приносить в храм новые плоды для освящения принадлежит к древнейшим христианским обычаям. В православной Греции, откуда вместе с верою и богослужением перешли к нам и все священныя обыкновения, к настоящему дню поспевает уже виноград, почему в молитве и испрашивается благословение преимущественно для винограднаго гроздия, коим особенно изобилуют страны восточныя. В большей части нашего отечества нет этого плода, по причине севернаго положения страны нашей; но в замен сего, Провидение Божие, разделяющее Свои дары всем неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами, кои, по тому самому, вместо гроздия приносятся ныне в храм для освящения.
   II. Какой же плод принесем мы ныне Господу от вертограда душ и сердец наших? — Плод сей есть наше духовное преображение. Не думайте, чтобы мы употребляли это выражение по одному приспособлению к настоящему дню: нет, того требует самое дело. Разгните книги святаго писания и вы увидите, что падение рода человеческаго состояло не в другом чем, как в том, что он чрез грех исказил в себе образ Божий, его во время невинности украшавший и бывший источником всех прочих совершенств; увидите также, что спасение наше, совершаемое силою заслуг Христовых и благодатию Святаго Духа, состоит по тому самому не в другом чем, как в возстановлении в нас первобытнаго образа Божия, то есть, говоря другими словами, в нашем преображении из чад греха, проклятия и гнева, в чада святыни, любви и благословения. Такое преображение есть главный предмет веры, нашей деятельности, нашей жизни; и оно-то по тому самому должно быть первым и последним от нас плодом небесному Вертоградарю, стяжавшему нас кровию Своею. Исполнение своих обязанностей к Богу, Котораго мы должны любить более всего, к ближним нашим, которых мы должны любить как самих себя, к самим себе, каковая любовь должна выражаться в ревностной заботе о спасении своей души, об очищении себя от страстей и пороков — вот что может соделать наше духовное преображение.
   III. Взирая ныне с благоговением на лице Господа, сияющее на Фаворе яко солнце, помыслим, что подобная слава предстоит и нам: «ибо праведницы», сказано, «просветятся яко солнце» в царствии Отца небеснаго; и помыслив о сем, обратим внимание на свое сердце и свою жизнь, дабы видеть, есть ли в них хотя начатки той чистоты и того совершенства, кои потребны для сего славнаго преображения. Те, кои найдут в себе некоторый залог сего будущаго блаженства, да поспешат принести его в дар Господу и Спасителю своему, как плод не столько собственных усилий, сколько Его всемощной благодати. А те, кои приникая к лицу бытия своего, найдут образ души своей темным и неблаголепным, да не замедлят просветиться светом от лица преобразившагося Господа. Аминь. (Сост. с дополн. по проп. Иннокентия, архиеп. херс. и тавр. т. I, изд. 1872 г.).

Поучение 3-е. Преображение Господне.

(Христиане должны молиться, чтобы им возсиял свет божественный, присносущный).
   I. Преображение Господне празднуется в память того, как Господь, преобразившись на горе Фаворе пред учениками Своими, явил им Свою божественную славу. Это явление славы Божией было для учеников утверждением учения о кресте, побуждало их к терпению за веру и к ревности в проповеди. Так как беседа И. Христа о кресте глубоко опечалила учеников, то, чтобы укрепить их в вере и показать им необходимость Его добровольных за мир страданий, Господь показал им Свою божественную славу. Он взял ближайших трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и повел их на высокую гору Фавор, находившуюся у юго-западнаго берега Генисаретскаго озера. Здесь Он предался молитве, и во время Его молитвы совершилось чудо преображения: лице Его просияло как солнце, одежды сделались белыми, как снег, и явились, по сторонам Господа, два великие ветхозаветные пророка — Моисей и Илия. Они беседовали с Ним о кончине Его в Иерусалиме. Видение славы Божией так усладило Петра, что он, в чувстве небесной радости, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь. Если хочешь, сотворим здесь три сени (палатки); одну Тебе, другую Моисею, и третью — Илии». Пока он еще говорил, вдруг светлое облако осенило их, и из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте». Ученики в страхе пали ниц, но Господь коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». И встав, они увидели одного И. Христа, в обыкновенном Его виде. Когда они сходили с горы, Господь запретил им говорить об этом видении, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
   II. В службе на этот праздник и нам, как некогда апостолам, возсиял присносущный свет славы Божией».
   а) Что это за присносущный свет, об озарении которым св. церковь поучает нас просить Господа? Это тот свет, которым на горе Фаворе сияло лице Богочеловека. Называя фаворский свет присносущным, св. церковь дает нам разуметь, что это был не простой солнечный свет, но свет несотворенный, непосредственное проявление присносущной, вечной славы Божества Христова. Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, не перестал быть Богом. По воплощении Сына Божия, свет Его Божеской славы не померк, а только сокрылся под рабиим Его зраком. Никогда в земной Его жизни свет Его Божеской присносущной славы не просиявал так явственно, так торжественно, как он просиял в минуту преображения. Тогда Он проторгся сквозь телесную сокрывавшую его оболочку, озарил необыкновенным блеском лице и одежды Богочеловека, и в сем виде сделался доступным чувственному зрению троих избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна.
   б) Для чего Господу Иисусу благоугодно было в таком необыкновеннном виде явить на Фаворе божественную славу Свою, открыть Свой присносущный светь телесным очам учеников Своих? Для того отвечает св. церковь, чтобы ученики — свидетели сего события, «егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Он есть воистину Отчее сияние». Ученики были уверены, что Господь не страдать и умереть пришел на землю, а устроить славное земное царство, в котором они будут занимать первыя места, так что и после преображения, не задолго до страданий Господа, двое из них просили у Него, чтобы один из них сел по правую, а другой по левую руку Его (Матф. 20:21), когда откроется земное царство Его. Можно судить поэтому, как сильно должны были смутить апостолов страдания и смерть их Учителя, и как поэтому нужно было, по крайней мере в некоторых из них, укрепить веру в Его неизменно Божеское достоинство каким нибудь особенно сильным для них доказательством. И вот И. Христос, когда настало время особенно укрепить эту веру, взял троих из Своих учеников на высокую гору и при том таких, которые хотели быть с Ним во время Его страданий (Матф. 20:22, 26, 33) и которые, как более твердые в вере, способны были и в других укреплять ее (Лук. 22:32); и там — на горе явил пред телесными очами их славу Своего Божества, «да егда узрят Его распинаема, страдание убо уразумеют вольное», — т. е. что И. Христос несет страдания не потому, что не мог избежать их, а потому, что страдания и смерть были Его добровольною целию, для которой Он приходил на землю.
   III. Да возсияет и нам грешным тот присносущный свет славы Божией, который зрели и которым осенены были апостолы на Фаворе, — молится святая церковь.
   а) Да возсияет он нам на небе. И о чем нам вместе с церковию должно больше и чаще молиться, как не об этом? Будущее блаженство на небе — цель всей нашей здешней жизни, и будет именно состоять в лицезрении Божием, когда «праведницы просветятся» светом божественной славы, «яко солнце» (Матф. 13:43), и не только духовными, но и телесными очами узрят славу Божию лицем к лицу (1 Кор. 13:12). Но не забудем, что только «чистии сердцем», только чуждые порочных привычек, желаний и помышлений, узрят славу Божию на небе (Матф. 5:8). Сердце наше, приковавши себя к земле, приучивши себя находить удовольствие только в удовлетворении своим порочным желаниям, неспособно будет чувствовать святой радости на небе в единении с Богом, ангелами и святыми.
   б) Да возсияет нам не на небе только, но и здесь, на земле, присносущный свет славы Божией; да сподобит нас Господь еще здесь на земле предвкушать блаженство небесное, чтобы и мы могли сказать, подобно апостолам: «добро нам зде быти»; да согреются наши холодныя сердца прикосновением к ним благодатнаго света божественнаго. И это зрение божественнаго света, возможное для души, заключенной в нынешнем бренном теле, может быть доступно иногда и для телесных очей. Некоторые подвижники молитвою и постом соделывали себя достойными зреть славу Божию телесными очами. «Получающие благодать Божию делаются новою тварию и бывают способны видеть свет Божий и телесными очами, настроенными тою же благодатию Божиею, как апостолы на Фаворе», говорит святитель Григорий фессалоникский (стр. 86).
   в) «Да возсияет присносущный свет» славы Божией и «нам грешным». Помолимся в настоящий праздник славнаго Преображения Господня, чтобы Господь коснулся лучем Своего божественнаго света сердец наших, осветил душе нашей ту темную бездну, в которую низринули ее грехи, — подобно тому, как Он некогда Своею благодатию коснулся порочнаго сердца Марии египетской и из великой грешницы соделал ее святою. (Сост. по «Душ. чт.» за 1863 г., ч. II, стр. 331—332).

Поучение 4-ое. Праздник Преображения Господня.

(О кончине мира и о воскресении мертвых).
   I. Празднуем ныне мы, братие, святое и славное Преображение Господне, — то великое и божественное событие, когда Спаситель наш И. Христос, во время земной жизни Своей, восшед однажды в ночное время с тремя учениками Своими на гору Фаворскую для молитвы, преобразился пред ними, так что лице Его сделалось как солнце, а ризы — как чистый и яркий свет.
   II. Для чегоже преобразился И. Христос? Конечно для того, чтобы показать славу Своего Божества, славу Своего будущаго из мертвых воскресения и славу святых человеков, по всеобщем воскресении, при кончине мира. Посему-то явились во время преображения на горе не только Илия, безсмертный житель неба, но и Моисей, вызванный из гроба, как вкусивший смерть, и потому свидетель воскресения из мертвых.
   И так преображение Христово, сверх проявлений силы и премудрости Божией в спасительном страдании и воскресении Господа нашего, возвещает нам кончину мира и воскресение мертвых. Этот важный и вместе утешительный предмет христианскаго верования ясно и определенно изложен в учении И. Христа и апостолов. Размыслим же теперь, братие, о том, какая имеет быть последующая судьба настоящаго видимаго мира и что будет с умершими людьми всех времен и мест.
   Неверным только свойственно оставаться при одном настоящем и видимом, не предполагая никакой перемены в мире и не ожидая ничего будущаго за гробом. Но мы — христиане, просвещенные божественным откровением, веруем, что настоящий видимый мир со временем кончится, и все умершие, от создания до кончины мира, воскреснут и оживут.
   А. а) Кончину мира возвестил нам Сам Господь наш И. Христос в евангелии. Когда апостолы однажды спросили Его о времени кончины мира: «рцы нам», сказали ему, «что есть знамение Твоего пришествия, и кончина» века, Он отвечал им, что «проповестся евангелие царствия по всей вселенней во свидетельство всем языкам, и тогда приидет кончина» (Матф. 24. 3:14). «Абие солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, небесныя подвигнутся. Небо и земля мимо идет» (Матф. 24. 29:35).
   б) И ученики Господни св. апостолы, поучая верующих и увещевая их к терпению и подвигам, всегда возвещали им о кончине сего тленнаго мира. «Долготерпите», говорит апостол Иаков, «утвердите сердца ваши, яко пришествие Господне приближися» (Иак. 5:8). «Всем кончина приближися» (1 Петр. 4:7). «Приидет день Господень, яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимо идут, земля же и яже на ней дела сгорят» (2 Петр. 3:10), говорит апостол Петр. А св. Павел поучает так: «сие глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее; преходит бо образ мира сего» (1 Кор. 7. 29:31); и повторяя слова псалмопевца, говорит: «в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса; та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко же риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся» (Евр. 1. 10:11, 12).
   в) Не думайте однакож, братие, чтобы настоящий видимый мир, при кончине своей, совсем разрушился и уничтожился. Нет. Он получит только изменение и обновление. «Нова небесе и новы земли по обетованию Божию чаем, в них же правда живет» (2 Петр. 3:13), говорит апостол Петр. А св. апостол и евангелист Иоанн уже видел в откровении этот новый, будущий мир. «И видех», говорит, «небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша» (Апок. 21:1). Итак настоящий видимый мир кончится тем, что из ветхаго сделается новым, из тленнаго нетленным, из временнаго вечным. В новом мире не будет грехов, обременяющих теперь землю, не будет бедствий и страданий, претерпеваемых ныне; не будет голода и наготы, не будет болезней и смерти. Вот какая будет кончина настоящаго мира. Вот какой последует затем будущий век!
   Б. Кто же по кончине мира будет жительствовать в будущем веке? Те же человеки, которые населяли и старую землю.
   а) Все мертвые от начала мира до кончины его воскреснут, т. е. тела умерших человеков, согнившия и истлевшия, опять составятся, примут прежний вид, соединятся с душами и оживут. Будущее воскресение мертвых предвозвестили еще ветхозаветные пророки. Так Исаия говорит: «воскреснут мертвии, и возстанут иже во гробех» (Исаия 26, 19). Сам И. Христос в евангелии проповедует воскресение мертвых. «Грядет час», говорит, «егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Иоан. 5:25). Св. апостол Павел пишет о втором пришествии Христовом и о воскресении мертвых: «вострубит бо и мертвии востанут нетленни» (1 Кор. 15:52).
   б) Не сомневайтесь, братие, как истлевшее тело может снова образоваться и ожить, а веруйте в безконечную силу и власть Творца. Ежели всемогущий Бог сотворил нас из ничего, то ужели не может образовать наши тела из персти, в которую они обращаются по смерти? Не воскрешал ли мертвых Сын Божий, Господь наш И. Христос, когда жил на земле? Четверодневный Лазарь уже предавался тлению, и однакож воздвижен единым божественным гласом Спасителя. Он же, Всемогущий и Преблагий, воздвигнет и всех мертвых при кончине мира. Ничто не остановит Его божественной власти и силы. И море и земля отдадут своих мертвецов, и все умершие оживут — и составится безчисленный собор воскресших, каждый с совершенным сознанием себя, всей своей прошедшей жизни и всех своих дел. «Всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5:10), говорит ап. Павел. Подлинно, как премудрый Господ сотворил человека для вечной жизни, и составил его из души и тела, и как человек ныне живет и действует душею и телом совокупно: так и в будущей жизни должен явиться целым человеком, в неразрывном на веки союзе души и тела.
   в) В каком же состоянии будут воскресшие? Таковы же ли будут человеческия тела по воскресении, каковыми были во временной жизни до смерти? Нет. Они будут нетленны и вечны, как вечна и неизменяема жизнь будущаго века. «Мертвии возстанут нетлении» (1 Кор. 15:52), говорит ап. Павел. Он же пишет о воскресении мертвых: «сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное» (1 Кор. 15:42, 43, 44). Таким образом воскресшия тела человеческия будут тонки, славны, неразрушимы и безсмертны, для которых не потребуется ни пищи, ни одеяния.
   г) А что будет с теми, которые доживут до последняго дня, и увидят воскресение мертвых? Они не умрут, а только изменятся, т. е. тела их преобразятся из грубых в тонкия, из немощных в сильныя, из тленных в нетленныя и безсмертныя. «Вси бо не успнем», говорит апостол Павел, «вси же изменимся, вскоре, во мгновение ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» (1 Кор. 15:51-52).
   III. Братие! не любите сего мира суетнаго, которому имеет последовать конец, но помышляйте о новой будущей земле и старайтесь предуготовить себя к ней доброю, благочестивою и богоугодною жизнию! Веруйте в воскресение мертвых и сохраняйте телеса свои чистыми и непорочными для славы Божией и жизни вечной. Ожидайте великаго и просвещеннаго дня, когда Господь и Спаситель наш И. Христос паки приидет на землю, и славным пришествием Своим обновит небо и землю и воскресит умерших. (Сост. по «Сеятелю благочестия» прот. Нордова).

Поучение 5-ое. День Преображения Господня.

(Уроки из евангельскаго сказания: а) для чего Господь показал ученикам Свою славу? б) для чего явились пророки? в) блаженство наше на небе).
   I. Святая церковь празднует ныне — и мы с нею торжествуем — пресветлый праздник Преображения Господня на горе Фаворской и прославления нашего человеческаго естества в лице Господа И. Христа. Повторим русскою речью евангелие или всенародное благовестие евангелиста Матфея о нынешнем дне, повествующее о событии преображения. — «В то время взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их, и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых (Матф. 17:1-9)». Здесь конец евангельской истории.
   Итак преображение Господа И. Христа состояло в том, что во время молитвы Его на Фаворской горе, как дополняет это сказание другой евангелист, «лицо Его вдруг просияло, как солнце, и одежды Его сделались белы как снег» (Лук. 9:29). В это время явились ученикам древний пророк и законодатель еврейскаго народа Моисей и пророк Илия, взятый некогда живым на небо на колеснице огненной и на конях огненных; явились они в славе, т. е. в небесном свете, и беседовали с Господом о наступающих страданиях и о крестной смерти Его в Иерусалиме, как дополняет это сказание евангелист Лука.
   II. а) Для чего Господь показал апостолам небесную славу Свою, светлость Божества Своего на столько, на сколько они могли вместить, не больше, — потому что иначе они не остались бы в живых? «Не может человек увидеть лица Моего», говорил Бог в ветхом завете Моисею, «и остаться живым» (Исх. 33:20). Для того, чтобы и еще и еще, после безчисленных чудес, показать им очевиднейшим образом Божество Свое и Свое единосущие с Отцем, дабы они не поколебались в вере во время страданий Его и смерти, но разумели и понимали, что Он страдал и умирал добровольно, за грехи мира — и с дерзновением проповедали о Нем людям, что Он истинно Единородный Сын Божий, вечный, Творец мира видимаго и невидимаго, или ангельскаго.
   б) Для чего явились пророки, Моисей, живший ранее И. Христа за полторы тысячи лет, и Илия — почти за тысячу лет? и для чего в славе? — Явились для засвидетельствования апостолам, что И. Христос есть предсказанный издревле пророками, истинный Мессия, Спаситель мира, обладающий живыми и мертвыми, и для вразумления учеников в настоятельной нужде страданий и смерти Его для искупления мира. Явились в славе для того, чтобы уверить учеников, что их ожидает за подвиги на земле такая же, или еще большая слава, как учеников и друзей Христовых.
   в) Пророки беседовали с Господом о страшных страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Петр, неведавший, что говорит, хотел наслаждаться блаженством на Фаворе в присутствии Господа: хорошо нам здесь быть, говорит, Господи! сделаем три кущи, т. е. палатки из зеленых ветвей — Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Нет, святый и всехвальный апостол Петр, не место и не время тебе тут блаженствовать; а настоит тебе претерпеть тяжкия страдания и смерть ужаснейшую. Разве ты не слышал, о чем говорили Моисей и Илия с Господом во время преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании и смерти, которыя надлежало претерпеть Ему. Но сам апост. Петр не знал, как сказано, от великой радости и счастия, что говорил. Надо было вразумить свыше его и прочих учеников, и еще не кончил Петр своих слов, как с неба послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф. 17:5); т. е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно: а слушайте Его, Сына Моего возлюбленнаго. — А Он что говорил еще так недавно? — «Если кто хочет итти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9:23). Вот в чем надобно слушаться Его.
   И нам, братия и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства: здесь место и время не для блаженства, но для слезнаго покаяния и скорбей очистительных. Блаженство будет там, на небе, во веки безконечные для всех истинно веровавших и подвизавшихся здесь.
   г) Ученики испугались гласа Божия, потому что были еще несовершенны и земны. Господь отъял от них страх прикосновением Своим и словом: не бойтесь. Открыв глаза, они увидели одного Господа и уже в обыкновенном виде. При схождении с горы Он не позволил им сказывать народу о этом видении дотоле, пока Он не воскреснет из мертвых; почему? Потому что Господу надлежало пострадать и умереть для спасения мира и нас с вами, братия, и Он не хотел, чтобы прежде страданий и окончания дела искупления прославили Его Божественную славу, и чтобы нам дать пример смирения, чтобы и мы не искали у людей славы, — а у Бога.
   III. И так, возлюбленные во Христе братия и сестры, не будем на земле искать себе радостей и блаженства, или суетной славы, а будем непрестанно изменяться на лучшее покаянием глубоким и нелицемерным, твердым и непрестанным, и усердным деланием добрых дел, — будем с терпением и упованием переносить посылаемыя скорби, напасти, страдания. — Если будем жить так, то настанет и для нас чудное преображение, когда Господь преобразит смиренное тело наше так, что оно будет сообразно святому телу И. Христа (Флп. 3:21), как говорит слово Божие. (Сост. по проп. прот. о. I. Сергиева кроншт. т. I).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS