Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц декабрь. Третий день. Преподобный Иоанн епископ. Препод. Савва сторожевский.

16.12.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Преподобный Иоанн епископ.

(Молчание и смирение — великия добродетели христианския).
   I. Ныне память препод. отца нашего Иоанна епископа, о жизни коего и побеседуем. В обители препод. Саввы освященнаго подвизался один святый муж Иоанн, прозванный молчальником, так как он проходил подвиг «безмолвия». Он был прежде епископом в Армении, потом оставил свою кафедру, удалился в Иерусалим и, утаив от всех высокий сан свой, принят был св. Саввою в качестве послушника. Чрез несколько времени игумен поручил ему заботливую должность эконома и просил патриарха иерусалимскаго Илию рукоположить его в пресвитера. Уже патриарх шел в церковь Голгофскую, чтобы совершить над ним таинство священства. Тогда Иоанн, видя, что не может далее таить своего сана, остановил патриарха и сказал ему: «тебе, святой отец, открою тайну, которую прошу сохранить; иначе я буду принужден удалиться из этих стран. Я — епископ; сознание собственных грехов побудило меня оставить сан мой и бежать в пустыню, чтобы в ней искать милосердия Божия». Патриарх, изумленный глубоким смирением его, призвал игумена и сказал ему: «инок сей открыл мне тайну, воспрещающую рукополагать его; и так оставь его в мире и не нарушай ничем его спокойствия». Св. Савва весьма огорчился, подумав, что ошибся в молчальнике. Он провел целую ночь в слезах и молитве, прося Господа открыть сию тайну, и услышал ангельский голос: «не может епископ опять быть пресвитером».
   II. Два великие урока преподает нам преподобный отец наш Иоанн.
   а) Прежде всего он учит нас крайней осторожности в слове, так как человек больше всего и чаще всего согрешает словом. Вот почему он избрал трудный подвиг молчания. Однажды Господь наш И. Христос сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Матф. XII:36-37); а св. ап. Иаков удостоверяет, что кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. III:2). Святые отцы и учители церкви, постигнув великое значение добродетели молчаливых уст, не находят довольно слов к похвале молчания: они называют его «матерью покаяния, молитвы, зерцалом грехов, родителем всего благаго, огненною колесницею, возводящею на небо» (Ефрема Сирина слово о безмолвии. Иоанна лествичника слово о безмолвии). Святая же церковь ублажает преподобных молчальников «земными ангелами и небесными человеками». Поэтому, желая избежать осуждения за праздныя слова и соблюсти ненарушимым молитвенное богомыслие, некоторые подвижники благочестия налагали печать молчания на свои уста, устранялись человеческих бесед, добровольно лишали себя дара слова, всецело приносили его в жертву Богу. Таким подвижникам усвоено наименование «молчальников». По трудности подвига молчания, требующаго особой силы воли и самоотвержения в человеке, редки были молчальники в самыя цветущия времена христианскаго подвижничества.
   б) Другой урок, которому мы научаемся из жизни препод. Иоанна епископа, есть тот, что христианин должен украшаться смирением, без котораго нельзя спастись. Истинно говорю вам, учит И. Христос, кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не внидет в него (Лк. XVIII:17)
    Какия же средства к достижению христианскаго смирения?
    Для приобретения смирения полезны следующия средства:
   аа) Размышление о величии Божием и нашем ничтожестве. Бог есть все, а мы — тварь, ничто. Св. авва Дорофей говорит: «святые чем более приближаются к Богу (покаянием и чистотою жизни, чем яснее усматривают величие совершенств Божиих), тем более видят себя грешными (при блеске славы Божией яснее усматривают свои недостатки, слабости, греховную нечистоту) и смиряются» (Поучение 2, стр. 53).
   бб) Размышление о всецелой зависимости нашей от Бога во всем. Мы все получили от Бога — и жизнь, и силы, без содействия благодати Божией мы не можем совершить ничего добраго. Св. Макарий егип. говорит: «если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищаго, то принявший на сохранение не считает этого сокровища своею собственностию, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища; потому что всегда разсуждает сам с собою: «это сокровище у меня не только чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня»: так и имеющие какия-нибудь дарования Божии должны о себе думать, быть смиренно-мудрыми, исповедывать нищету свою. Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище, начинает превозноситься им, как собственным своим богатством, и сердце его исполнится кичения, то царь берет у него свое сокровище, и имевший его на сохранении остается таким же нищим, каким был прежде: так, если и имеющие дарования от Бога превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них дары Свои, и они остаются такими же, какими были до принятия благодати от Господа» (Беседа 15: см. Леств. сл. 23).
   III. Да сохранит нас Господь от духа гордости и да дарует нам дух смирения и благую осторожность в употреблении драгоценнаго, дарованнаго Им нам, дара слова, которым мы так часто злоупотребляем! (Свящ. Гр. Дьяченко). 

Поучение 2-ое. Препод. Савва сторожевский.

(Уроки из его жизни: а) клевета есть тяжкий грех и б) ходатайство святых имеет великую силу).
   I. Препод. Савва звенигородский, память коего совершается ныне, был ученик и постриженник преподобнаго Сергия Радонежскаго. По просьбе звенигородскаго князя Юрия Димитриевича Савва устроил близ Звенигорода, на горе Сторожевской, обитель, которою управлял тридцать лет и в которой преставился в 1406 году.
   Много лет спустя, игумену обители Дионисию явился во сне старец и сказал: «напиши образ мой» и, на вопрос Дионисия: «кто ты?» отвечал: «я — Савва, начальник месту сему». Дионисий, бывши искусным живописцем, разспросил о препод. Савве живших в обители старцев и написал его образ на память. Однажды братия монастыря оклеветали Дионисия пред великим князем Иоанном, и князь потребовал игумена к себе. Когда он, в печали, заснул, ему явился Савва и сказал: «иди и говори безбоязненно: Господь поможет тебе». В ту же ночь преподобный явился тем, которые роптали на Дионисия, и сказал: «вы ропщете, а игумен ваш со слезами молится. Посмотрим, что одолеет: ваше ли роптанье, или молитвы отца вашего. Но знайте, что в строптивых сердцах не почивает ни смирение, ни благодать Божия». Затем Дионисий оправдался и с честью возвратился в обитель.
   При Алексее Михайловиче тело препод. Саввы, 245 лет лежавшее в земле, найдено было нетленным и в 1652 г. перенесено в соборную церковь. Разсказывают, что однажды на царя Алексея Михайловича, когда он охотился вблизи обители, устремился выскочивший из леса медведь. Царь ожидал смерти, но вдруг явился старец в монашеском одеянии — и медведь убежал. Царь спросил старца, кто он. Тот ответил: «я — Савва, инок сторожевской обители». Прибыв в монастырь, царь стал разспрашивать, но такого монаха не было. Царь, увидев образ преп. Саввы, узнал в нем старца, явившагося ему в лесу, и, отслужив в обители молебен преп. Савве, всегда питал к нему особенное благоговение.
   II. Два урока представляет нам жизнь препод. Саввы:
   а) Первый тот, что клевета есть великий грех, котораго нужно всемерно избегать, так как в сердцах строптивых, клевещущих на ближняго, не почивает, по словам препод. Саввы, ни смирение, ни благодать Божия.
   аа) «Слово Божие учит»: «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. ИѴ40;, 31).
    Верные должны остерегаться клеветы, потому что она разстраивает жизнь и причиняет несчастие человеку: кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Петр. III:10).
    Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет оть Бога: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближняго своего (Пс. XIV:1, 3).
   бб) Св. отцы сильно порицают клевету и предающихся сему пороку.
    «Св. Антоний Великий» пишет о клевете: «язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать: ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многия и полезныя общества... Кто принимает к себе такого человека, того вовлекает он во многие грехи; кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцею; убийца и клеветник производят одинаковыя действия: как убийца мечем умерщвляет тело, так клеветник словами умерщвляет душу. Язык клеветника подобен жалу змеи; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение.
   Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленныя, удаляйтесь клеветника, — убегайте его; кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом». (Слов. о смирении).
    «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем», советует «св. Иоанн лествичник. «Такимь образом окажешь двойную пользу, одним пластырем уврачевав себя и ближняго».» (Лест., стр. 10).
    «Св. Тихон задонский» так утешает страждущих от клеветы человеческой.
    «Первое»: без Бога ничего нам не бывает: потому и язык злоречивый нападет на нас попущением Божиим. Терпи убо, что Бог посылает. Клевету слышит Бог и твою совесть знает...
    «Второе»: сим утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть великое утешение. Лучше от единой совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я сие избираю себе: пусть меня все хулят, только бы совесть меня хвалила.
    «Третъе»: ты имеешь много в сем бедствии товарищей: святии Божии много клевет претерпели, и ныне многие обретаются, которые тоже терпят. Многие сим путем прошли и угладили его нам: пойдем за ними, да с ними купно прославим искупившаго нас И. Христа.
    «Четвертое»: разсмотри совесть свою, не язвил ли и ты кого языком своим? Ежели это было, то клевета клеветою наказуется, и потому терпи благодушно, благодарно помня, что грех здесь наказуется, да «там» согрешивший помилован будет. «Судими от Господа наказуемся, да не с миром осудимся», говорит апостол (1 Кор. 11:32). «Накажи нас, Господи, зде, да тамо помилуй».
    «Пятое»: учись от сего клевете других не верить. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто не знают за собою того, в чем порочат их». (См. твор. св. Тихона задонскаго).
   б) Второй урок, который мы находим в жизни преподобнаго Саввы, состоит в том, что святые весьма сильны в своеи ходатайстве пред Богом за ближних своих. Как препод. Савва спас от смертной опасности царя Алексея Михайловича, безсомненно обращавшагося к нему за молитвенною помощию, так и другие святые спасают нас от разных бед и несчастий силою своих молитв пред Богом. Примеров такого ходатайства святых можно находить весьма много в ветхом и новом заветах и в новейшее время.
   Сколько раз мощная ходатайственная молитва пророка Божия «Моисея» спасала легкомысленных израильтян от праведной кары Божией за их неверие, ропот против Бога и Моисея. «Моисей и Аарон во иереех Его и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаша их», говорит пророк Божий Давид (Псал. 98:6).
    «Ныне же возмите седмь тельцов и седмь овнов, и идите к рабу Моему Иову, и сотворит жертву о вас: Иове же раб Мой помолится о вас, понеже точию лице его прийму; аще бо не его ради погубил бых убо вас», говорил Господь друзьям «Иова», оскорблявшим многострадальнаго праведника своими обидными речами. «И сотвориша, якоже повеле им Господь, и отпусти грехи их Иова ради» (Иов. 42:8. 9)
    «Илия человек бе подобострастен нам», говорит ап. Иаков, «и молитвою помолися да не будет дождь: и не одожди на земли лета три и месяц шесть. И паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» (Иак. 5:17. 18).
   Упоминать ли «из новозаветных времен» об исцелении И. Христом слуги сотника, по молитвенному ходатайству этого последняго, об исцелении дочери хананеянки, по неотетупной мольбе этой глубоко верующей матери, — о воскрешении «Тавифы», по молитве апостола «Петра», — об избавлении от смерти самого апостола Петра, по молитве братии иерусалимской и пр. и пр.? Из детства мы привыкли чтить святых угодников Божиих, призывать их на молитве и пользоваться их молитвенным ходатайством о нас пред Богом. Из детства мы привыкли верить, что «много может молитва праведнаго», по слову ап. Иакова. Не для уверения вас в этом, а больше для утешения, мы приведем вам разсказ еще и из жизни великаго подвижника Синайской горы, «препод. Иоанна лествичника» (названнаго так за его славное творение — Лествицу рая, в котором он показал путь, как восходить ко Господу по степеням добродетели). И этот великий угодник Божий, подобно многим праведникам, проявлял еще на земле великую силу ходатайственной молитвы за ближних. Жил у преподобнаго на послушании некий брат Моисей. Однажды великий старец приказал этому ученику своему носить землю из указаннаго ему места в находившийся вблизи келлии преподобнаго виноградник для его удобрения. Моисей работал усердно и наконец к полудню устал сильно, так как и время было жаркое (август месяц). Решившись отдохнуть где-нибудь в тени, он пошел под одну громадную скалу и тут лег и уснул. В то же время от бденных трудов впал в тонкий сон и преподобный авва Иоанн. И вот, в полудремоте видится старцу некий священнолепный муж, который как бы с укоризною сказал ему: «так-то ты, отче, спишь безпечально, а ведь Моисей твой в беде». Иоанн сейчас же пробудился и стал усердно молиться об ученике своем. Вот, к вечеру, по окончании работы, приходит в келлию и Моисей. «Не случилось ли с тобою сегодня чего-нибудь особеннаго?» спрашивает старец ученика. Ученик и разсказал, что в этот день Господь спас его от смерти. «Когда я лег отдохнуть под скалою, говорил Моисей, и несколько уснул, вдруг слышу твой, отче, голос; ты как-будто меня позвал к себе, и я сейчас же выбежал из-под камня. А в ту же минуту тот камень обрушился и пал как раз на то место, на котором я лежал. Видно по твоим молитвам, отче, спас меня Господь от видимой смерти». Сам же старец, по смирению, тогда и не сказал, что имел видение о Моисее и молился об его спасении.
   Так-то, братия, «молитвы праведных Господь послушает», говорит и премудрый Соломон (Притч. 15:29). «Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их» (Псал. 33:16). «Близь Господь призывающих Его во истине. Волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит», говорит и пророк Давид (Псал. 144:18. 19). Как же, после этого счастливы мы, православные христиане, что имеем, кроме земных наших молитвенников и ходатаев пред Богом, еще и ходатаев небесных — наших старших братий о Господе — целый сонм святых угодников Божиих. Да, благодарение Господу милосердому, мы не одиноки, мы не безсильны в наших немощах: есть кому ходатайствовать о нас пред Господом Богом в наших нуждах и печалях.
   IIИ. Хр«истос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, св. славных и всехвальных апостолов, препод. Саввы сторожевскаго и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS