Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц декабрь. Тридцать первый день. Препод. Мелания римлянка. Накануне новаго года.

13.01.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Препод. Мелания римлянка.

(Уроки из ея жизни: а) воздержание, б) благотворительность и в) ревность о спасении ближних).
   I. Преподобная ныне ублажаемая Мелания была внучка прославившейся своим благочестием Мелании (старшей, память которой – 8-го июня), под влиянием которой и сама она утвердилась в благочестии. С детских лет полюбила она Бога всею душою, не чувствовала никакой привязанности к миру и не только не превозносилась, но и не дорожила даже преимуществами своего положения наследницы богатейшаго и одного из знаменитейших родов римской империи. Замужество также не привлекало ее и только ради послушания воле своих родителей вышла она замуж, когда ей было 14 лет, за равнаго ей по происхождению и богатству сына префекта Италии и Африки – Пиниана.
   Потеряв двух детей, Пиниан и Мелания приняли это горе свое за указание свыше – жить для единаго Бога, и руководясь еще при этом наставлениями престарелой бабки Мелании, прибывшей в это время с востока для посещения своих родственников в Риме, они окончательно изменили жизнь свою, стали продавать свои многочисленныя имения и употреблять вырученныя деньги на благотворительныя дела, на построение храмов и монастырей и на выкуп пленных. Сами же проводили жизнь в полном воздержании, в непрерывных трудах, занимаясь, между прочим, переписыванием книг, продажею которых увеличивали средства для благотворительности.
   Мелания, по смерти своего отца, уединилась в одном из своих имений и предалась молитвенному подвигу в общении с несколькими благочестивыми девами, между тем как и Пиниан, муж ея, жил в обществе 30-ти отшельников.
   Богатейшая римлянка жила в такой тесной келлии, в которой едва можно было встать и повернуться; спала на рогожке не более двух часов в сутки; пищу принимала только раз в неделю; большую часть времени посвящала молитве и изучению свящ. писания. Св. писание она читала даже и тогда, когда что либо делала руками; у ней был обычай каждый год прочитать три раза всю Библию.
   Незадолго до своей кончины Мелания, поехав в Константинополь по вызову бывшаго там в это время дяди ея, «знатнейшаго и умнейшаго» Волузиана, имела утешение содействовать обращению его к вере Христовой, между тем как до тех пор даже блаженный Августин не мог отклонить его от язычества; она же еретиков несториан возвращает в церковь, верных утверждает в вере, лжеучителей посрамляет и с сомневающимися в вопросах веры с утра до вечера беседует о вере, ревнуя о спасении ближних.
   Пред своею кончиною препод. Мелания еще раз совершила поклонение всем святым местам, день Рождества Хр. проведя в Вифлееме. Когда же возвратилась в свою обитель, занемогла и по приобщении свят. тайн мирно скончалась 31-го декабря 459 г., на 57-м году своей преисполненной любви к Богу и ознаменованной неисчислимыми благодеяниями людям подвижнической жизни. (Ч.-М. дек.).
   II. Много поучительных уроков представляет нам жизнь преподобной Мелании римляныни.
   а) Поучимся у ней прежде всего ея чудному воздержанию в пище и питии. Если мы по примеру препод. Мелании не можем ограничить употребление пищи однажды в неделю, то во всяком случае можем и должны избегать гибельнаго невоздержания, помня, что пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит над крылами духа и тянет его к земле, так что при всех условиях он более бьется о землю, нежели возлетает к небу.
    «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пианством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той». (Лук. XXI:34). «Если настоящее назначение пищи, говорит святитель Филарет, митрополит московский, есть поддержание и возобновление телеснаго состава, который неприметным образом непрестанно снедает тление; а вкус пище и приятность питию даны, как средства для сей цели: то каждый кусок пищи, сверх утоления голода, снедаемый для вкуса, есть доля объядения; каждый глоток пития, после угашения жажды и после ободрения сил, употребляемый для приятности, принадлежит к чаше пиянства.
   Что же суть наши столы, на которых трудно перечесть различные роды пищи, трудно угадать их состав, трудно упомнить названия различных родов пития? Не хитросплетенныя ли сети, которыя мы разставляем друг другу, чтобы уловить в объядение, хотя иногда очень тонкое, и в пиянство, хотя по-видимому трезвое? И не приметишь, как перейдешь от ядения к объядению, как простое употребление пития превратится в пиянство. Надобно прилежно смотреть за собою. Внемлите себе.
   Восклонись, несчастный поклонник чрева, и если ты не можешь вдруг выше себя вознести глаз твоих, стань прямо пред зеркалом и посмотри, не написан ли на самом тебе закон против раболепства чреву? Не видишь ли, что выше чрева твоего есть грудь, в которой живет сердце, желающее добра, чувствующее любовь; что над нею еще возвышается глава, в которой царствует ум, созерцающий истину, разум, мыслящий о вероятностях; что под тою и другою, как бы под небом и землею ад, низвержено темное чрево, не имеющее ни мыслить, ни желать? Много ли нужно проницания, чтобы приметить, что оно не владычествовать должно над высшими областями, но быть в служении, в порабощении, в презрении? Если, напротив, ты стараешься более и более угождать чреву в том, чего оно слепо требует, для него желаешь, для него вымышляешь: то берегись, чтобы оно не сделалось сильнее и выше головы, и своею безобразною тяжестию не стало стеснять и подавлять благороднейших действий ума и сердца. «Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством». (См. проп. Фил. м. моск.).
   б) Поревнуем, братие, далее, св. Мелании римляныни в ея любви к христианской благотворительности.
   Дело благотворительности бедным, нищим, безприютным высоко ценится Господом! Он вменяет в услугу Себе Самому то благодеяние, которое оказываем мы им. Он благоволит называть безприютных бедных – меньшими братиями Своими, – и за временное благодеяние им на земле дарует благотворителям вечное Свое царствие. «Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Матф. 25:34).
    Иной может спросить: почему так дорого ценится Господом благотворение бедным, нищим, безприютным? Потому что оно с одной стороны есть подражание безпредельной любви Божией, а с другой оно необходимо для облегчения участи тех ближних наших, которые, по неисповедимым путям Промысла, несут тяжкое иго бедности.
    «Бог любы есть» (1 Иоан. 4:8). Все свойства и действия Божии суть выражения и, так сказать, облачения Его любви. И кто усумнится в этом? Разве тот, кто никогда не размышлял ни о мире, ни о себе; разве тот, кто намеренно смыкает очи свои, чтобы не видеть всей широты и глубины милостей Божиих, проявляемых в жизни нашей и во всем мире. Мы, можно сказать, погружены в благодеяния Божии; любовь Божия объемлет нас со всех сторон, как воздух, которым мы дышим. Если так, то кто же ближе к Богу, кто приятнее Ему, как не люди уподобляющиеся Ему своею любовию к тем, кои преимущественно нуждаются в ней для своего существования? Все люди имеют образ Божий, но действуют по образу Божию только уподобляющиеся Богу христианским состраданием к нуждающимся в помощи, оказывающие милосердие к бедным и безприютным, по мере своих сил.
    Когда обратим внимание на состояние бедных, нищих, безприютных, – здесь откроется для нас другая светлая сторона благотворительности.
   Нуждаться в насущном пропитании, не иметь постояннаго жилища, или, имея какое либо пристанище, терпеть крайний недостаток в одежде и других житейских потребностях при невозможности собственным трудом удовлетворить ум, – это великое горе. А в мире сколько людей, бедствующих от разных причин! Рядом с богатством, рядом с избытком во всем, вы встречаете горькую нужду, которая невольно потрясает ваше сердце.
   «Справедливо говорят: бедность не порок; она даже есть добрая школа самоусовершенствования. Но справедливо и то, что крайняя бедность нередко ведет к порокам. У многих ли достанет силы воли выдерживать великую нужду во всем с христианским терпением, и безропотно нести крест свой до могилы? Не встречаем ли мы людей, которые от безприютности решаются на преступления, о каких в лучшем состоянии они никогда и не подумали бы? Не видим ли, что лишенные средств к жизни нередко впадают в отчаяние и решаются на ужасныя злодеяния? Дайте им во время руку помощи, предоставьте занятия, которыя доставили бы им способ к предотвращению лишений в существенных потребностях, развейте в них сознание нравственнаго долга, укажите им путь к честному труду, – и вы сделаете из них честных тружеников и полезных членов общества. Вы исполняете тем долг любви христианской, без которой все добродетели ваши ничтожны». (См. «Слова и речи» Леонтия, архиепис. варшавск. т. 1)
   в) Станем наконец, братие, подражать св. Мелании римляныни в ея ревности о спасении ближних.
   Наше время и в особенности наше отечество, в котором появилось столько отпавших от истинной церкви раскольников и сектантов, представляет для этого широкое поприще. Жатвы много, но делателей мало. Нельзя быть равнодушным истинному христианину, проникнутому св. евангельскою любовию, при виде вечной гибели его ближних. Он и жизнию своею, и словом своим, и пером своим должен содействовать обращению заблудших своих собратий на путь истины, помогая тем и пастырям церкви, которые не всегда и не везде могут сами поражать ложь и заблуждение, занятые часто неотложными делами своей пастырской деятельности в указанном им месте.
   Если бы все православные христиане помнили слово апостола: «созидайте кийждо ближняго своего»,т.е.. заботьтесь каждый о спасении ближняго (1 Кор. X. 33) и слово св. I. Златоустаго, что если они «и вся исправят, а ближняго не пользуют, то не войдут в царство небесное» (на 1-е Кор. X. 33), и слово блаженнаго Феофилакта, что «хощет Бог, да всяк наставляет и созидает другого» то не было бы среди православных христиан стольких прельщенных ересями и разными их учениями. Мыслимо ли волнам моря не разбиться о гранитную скалу? И может ли не развеяться прах, гонимый ветром? А враги наши, в сравнении со всеми нами, и подлинно не более, как волны пред скалою и прах пред лицем ветра. И так, не замедлим, а поспешим все мы на помощь церкви и выйдем в сретение нашим врагам. Призовем на помощь благодать Божию и мы несомненно победим их. А, победивши, соделаем великую радость на небесах, а сами получим ту награду, которую Господь обещает победителям. «Побеждающему», говорит Он, «дам сести со Мною на престоле Моем» (Апок. III. 21).
   III. Молитвами препод. Мелании, украшенной воздержанием, благотворениями, ревностию о спасении ближних и др. христ. добродетелями, да подаст нам Господь благодатныя силы на всякое дело благое и богоугодное! (Свящ. Гр. Дьяченко). 

Поучение 2-ое. Накануне новаго года.

(На всенощном бдении). (О молитве и чувствованиях христианина при наступлении новаго года).
   I. Ныне мы торжественно встречаем новый год, и встречаем мы его, как следует, по-христиански, – молитвою в храме Божием.
   II. а) Да; есть о чем и помолиться ныне ко всевышнему Творцу и Богу нашему, с особенным усердием.
    Во-первых, мы должны благодарить Его устами церкви, за все благодеяния, какия приняли от Него в прошедшем году.
    Во-вторых, должны мы возсылать Ему хвалу за то, что Он, «не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез. 33:11), не погубил нас, за наши беззакония, «в мимошедшем лете зле нами содеянная», но еще дает нам время к исправлению многогрешной нашей жизни.
    И, наконец, молить Его усердно со слезами, чтобы Он продлил к нам милости Свои и в сие грядущее лето, «укрепив нас в православной вере, подав нам мир и тишину, твердую, нелицемерную любовь и добродетельное житие.
   б) Но кроме молитв благодарственных, хвалебных и просительных, приличных при наступлении новаго лета, христианин должен еще проникнуться теми чувствованиями, которыя неизбежно внушаются ему при обзоре минувшаго года и при встрече новаго.
    Встречая новый год, мы все приветствуем друг друга «с новым годом», все спешим друг другу сообщить, и лично и заочно, эту новость, поздравить и знакомых и родных с каким-то «новым» небывалым «счастием». А «где и в чем причина этой радости? Ужели только в том, что миновался старый год и новый наступил? Но тут еще не видно нам особенной причины к шумному, всеобщему веселью. Все мы любим обольщаться долгожитием, и редко, очень редко кто желает поскорее умереть. А тут нам говорят: «с новым годом!» Значит – старый миновался. Значит еще годом сократилась наша дорогая жизнь, и без того-то скоротечная. Значит – еще на год ближе подошли мы к гробу и могиле. Что-ж за радость в этом человеку грешному, которому хотелось бы пожить подольше в этом мире, на земле? А это выражение: «и с новым счастием!» еще больше неуместно говорить всем без разбора, при встрече новаго года. Если разуметь под этим счастием богатство, чины, награды, то много ли таких счастливцев можно встретить между нами в этот новый год? И Богу одному известно, каков-то будет этот новый год для каждаго из нас. Ведь и в прошлом году, перваго января, все мы веселились и все друг друга поздравляли: «с новым годом, с новым счастием!» А между тем, к настоящему новому году сколько наших родных и знакомых не стало на свете, сколько болезней, печали и слез потерпели иные, и, вместо счастия и богатства, сколько нужды, нищеты появилось у многих?.. И это все совершилось и совершается, конечно, за наши тяжкие грехи.
   аа) И так, чтобы избежать нам в наступающем году новых, тяжких испытаний, для этого должны мы безотчетную мирскую радость умерит покаянием и исправлением. Для того-то и дает милосердый Бог сие новое лето, чтобы мы покаялись.. – Спаситель некогда сказал такую притчу, которую весьма полезно вспомнить каждому из нас, при встрече новаго года: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал он виноградарю: «вот уже третий год я прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу его; сруби же это дерево. Зачем оно напрасно только землю занимает? (На этом месте можно посадить другое дерево, которое мне будет приносить обильные плоды, а это больше никуда негодно, как только на дрова; сруби его и брось в огонь!)» Но садовник, умоляя господина, говорит ему в ответ: господин! оставь смоковницу еще хоть на единый год. Мне жалко тех трудов, какие прилагал я прежде, для того, чтоб как-нибудь выростить ее. Еще я приложу свое старание о том, чтоб как-нибудь поправить это дерево посредством новых удобрений. И если новыя и большия о нем мои заботы, как и прежния, останутся опять напрасными, тогда и ждать, конечно, нечего: срублю его. Потерпи, владыко, пощади! Не принесет ли это дерево плода? А если нет, то в следующий год пусть исполнится над ним твоя последняя святая воля (Луки 13, 6–9). – Кто не видит здесь ясно, что в этой притче под безплодною смоковницей нужно разуметь нам человека грешника, котораго щадит Господь на этом свете, ожидая от него благих плодов св. покаяния? И щадит Он, по ходатайству о нем пред Богом его ангела-хранителя, равно – как и других святых, которые так пламенно, усердно молятся о нас, не только тогда, когда мы сами прибегаем к ним с мольбою о нашем здравии и спасении, но даже и тогда, когда забываем мы об этом, становясь сухими и безплодными, точно дерево худое, которое без всякой пользы занимает место в вертограде. Но изряднее, или более всех святых, Господь нас милует предстательством о нас пред Ним Пречистыя Девы Богородицы, Споручницы и самых грешных христиан. А кроме этих, высших и небесных, Богом данных нам хранителей, есть еще у нас и на земле, пока мы живы, и другая благодатная заступница за нас, – святая церковь православная, которая, чрез освященных Богом пастырей, возносит постоянно теплыя о нас свои молитвы к Богу с принесением безкровной жертвы и совершением над нами таинств покаяния и причащения.
   бб) Но всему свое есть время и своя пора. Каждому из нас в сей жизни, будет ли она святая, или грешная, назначен свой «предел егоже не прейдеши». Этот предел есть смерть телесная, смерть неизбежная и смерть никому из нас неизвестная. И что если этот новый год, который мы с тобой, собрат, сегодня встретили так радостно, для тебя или меня есть год уже последний в нашей жизни на земле?.. При этой мысли поневоле призадумаешься. И, вместо радости, или мечты о каком-то неизвестном «новом счастии», когда припомнишь кстати о смоковнице, – падешь во прах пред Господом со слезами, и скажешь эту краткую сердечную молитву: «пощади меня, Владыко!» Подожди губить меня, как засохшую, негодную смоковницу, достойную геенскаго огня! Пошли на помощь святаго ангела-хранителя, как вернаго наставника. Пусть слезы горькия, обильныя, как дождь во время зноя, оросят мою засохшую душу! За тяжкие мои грехи я готов перенести наказания здесь, только не лиши меня отрады и блаженства там, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная!» Вот какого обновления желает нам святая церковь постоянно, а тем более в начале новаго года, как апостол говорит: «отложите прежний образ жизни ветхаго человека, тлеющаго в похотях прелестных, и обновляйтесь духом вашего ума. Отвергнув ложь, говорите только правду. Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем. Не давайте места диаволу. Кто прежде воровал, больше не воруй, а лучше трудись, делая своими руками полезное, а от своих трудов, хотя избытки, уделяй неимущему. Никогда слова гнилыя (или срамныя) да не исходят от ваших уст, а только добрыя, для назидания в вере (и благочестии). Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог простил вас чрез Христа (Ефес. 4:22-32). Подражайте Богу, как чада возлюбленныя, и живите в любви, как и Христос нас возлюбил, предав Себя за нас на жертву Богу. А блуд и всякая нечистота и лихоимство не должны даже именоваться между вами, как людьми святыми. Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам. Знайте, что никакой блудник, или пьяница и лихоимец, как идолослужитель, царствия небеснаго наследовать не может» (Ефес. 5:1-5).
   III. Брат мой возлюбленный! Давно мы празднуем с тобою новолетия. Каждый год иной из нас, или иная, старается к новому году, для грешнаго тела, устроить ту или другую обновку. Но украшение души, без всякаго сомнения, настолько же превосходнее тела, насколько небо превосходнее земли. Отчего же мы с тобой не позаботимся о том, что «есть едино на потребу?» (Лук. 10:42). Попросим же у Господа с слезами покаяния – одеяния души – словами церкви: «чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!» О, Боже милосердый! Пощади нас, грешных, как безплодную смоковницу, и в сие грядущее, новое лето, отврати лице Твое от наших беззаконий, в мимошедшем лете зле нами содеянных! Очисти сердце наше покаянием «и дух правый обнови» в нас благодатию Твоею! Аминь. (Сост. по проповед. прот.. I. Полисадова).

Поучение 3-е. На всенощном бдении при наступлении новаго года.

(Еще одно лето!)
   I. При наступлении новаго года нахожу, братие, весьма благовременным предложить вашей любви притчу И. Христа о безплодной смоковнице.
    «Глаголаше же И. Христос сию притчу: смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену: и прииде ища плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, отнелиже прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет? Он же отвещав, рече ему: Господи, остави ю и се лето, дондеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем. И аще убо сотворит плод: аще ли же ни, во грядущее посечеши ю» (Иак. 13:6-9).
   Настал, братие мои, новый год.
   а) Сколько людей на свете, а нет и двух во всем похожих друг на друга.
    Один подобен тому дереву, которое каждый год приносит плоды и родит так много, что ветви гнутся к земле от тяжести сочных, сладких плодов: это человек, который постоянно трудится и умом и руками, трудится честно, праведно, заработывает себе и насущный хлеб, и добрую славу, и служит на пользу себе и другим, своему народу и всем людям.
    Другой человек подобен тому дереву, которое хотя и каждый год приносит плоды, но эти плоды никому не по вкусу: они кислы и горьки; это – тот, кто живет только для себя одного, а не для других; другой от него ничем не попользуется, – это самолюбец.
    А иной подобен дереву, которое приносит плоды хорошие, но по немногу, редко когда, в хороший год, появится на нем какое нибудь яблочко, или груша, а большею частию по многу лет оно стоит без плодов: это нерадивец, который живет, как говорится, ни для Бога, ни для людей; ему нет дела ни до себя, ни до других; он походит на манну, которая не хочет с неба спадать.
    Но есть люди, подобные и той смоковнице, о которой Иисус Христос сказал в Своей притче, что стояла она среди сада и три года приходил к ней хозяин посмотреть: не уродилась ли хотя одна смоква на ней, и ничего не находил. Это люди, у которых не найдешь ни одного добраго, мудраго дела, которые живут на свете не как люди, а как безсловесныя животныя; они никогда не думают о душе своей, не возносят своего сердца к Богу, не ходят в церковь и дома не молятся; нет у них ни для кого добраго слова; короче сказать: их жизнь безполезна, и они даром занимают место между людьми.
   б) А знаете ли, други, кто тот господин, который пришел в свой сад, искал плодов на смоковнице, и когда ничего на ней не нашел, то приказал срубить ее? – Это Господь Бог, Отец наш небесный, а сад – это мир сей, а садовник – это Спаситель наш Иисус Христос. Господь Бог не может терпеть безразсуднаго, злого, грешнаго человека, который даром занимает место на свете. Но Иисус Христос, соделавшись человеком, смиловался над родом человеческим грешным и просил за грешников Отца Своего небеснаго, как бы говоря: Господи Боже Отче Мой! не наказывай их; не одни они повинны, что стали такими; их так воспитали; за ними не смотрели, когда они малы были, никто их сердца не согревал, никто их ума не просвещал; они росли как росла та смоковница необрытая, неудобренная; ея корни опутал густой пырей, вокруг нея все бурьяном поросло; до нея не доходило ни света, ни тепла солнечнаго; никто не очищал ея от моха и сорной травы, никто ея не подстригал, не ходил за ней так, как бы надобно, – вот она, эта смоковница, и не могла принести плода. – Так и эти люди: они не могли быть лучше, их никто не учил, не воспитывал: они не знали грамоте, не умели книг читать, не знали какой веры они, а если и знали какой, то не знали, чего от них эта вера требует. Но вот Я, продолжает вертоградарь – Господь, эту смоковницу окопаю, обложу удобрением, очищу, позабочусь о ней, и она принесет плод. А если и при этом она ничего не уродит, то через год Я срублю ее...
   Какое мудрое поучение заключается в этой притче сладчайшаго нашего Господа Иисуса!
   II. Вот точно такие и были люди до пришествия Христова, как та безплодная смоковница. Но Иисус Христос явился среди нас, людей, с Своим Божественным учением, и учил, и проник до глубины сердец людских этим учением, как тот вертоградарь докопался до корней смоковницы. И вырвал Он оттуда грех, как садовник вырывает сорную траву от корней, и удобрил землю, то есть обновил мир Своим законом и поливал смоковницу не потом только Своим, но и кровию. Понимаете теперь, братие, эту притчу, которую так прилично вспомнить теперь, при начале новаго года?
   а) Спроси же каждый сам себя по совести: не похож ли и я на эту смоковницу? Где плоды прожитых мною лет? – Не было их совсем, или хотя и были, но такие мелкие, кислые, горькие, – а ведь могли бы быть крупными, сладкими, вкусными! Боже мой! Если бы Ты ныне позвал меня на суд и спросил: где плоды моего разума, моего сердца, моих чувств, моих трудов? Что сказал бы я, не имея их, будучи подобен безплодной смоковнице? – Но я еще живу, еще занимаю место в вертограде Твоем; еще ходатайствует за меня вертоградарь – Спаситель мой, Иисус человеколюбец! Он просит за меня: Господи, не посекай его, потерпи еще единое лето!.. Как много поучительнаго для нас на новый год в этом слове: Господи, еще единое лето! Не для святых, праведных, благочестивых это сказано, а для грешников, для нечестивцев! Им грозит посечение, подобно той смоковнице, значит, их жизнь заслуживает вечную погибель... О, кайтеся, грешные, исправляйте вашу жизнь, приносите плоды вашего покаяния! – Еще одно лето!..
   б) Упивавшийся вином, подумай, сколько трудовых грошей отнял ты у твоей доброй, честной семьи ради своей грешной привычки? А вот Спаситель просит за тебя Своего Отца небеснаго: Господи, потерпи ему еще единое лето! Он покается, вразумится, принесет добрые плоды, как принесли их многие, бывшие прежде пьяницами!
   в) Еще единое лето! Это о вас речь, родители, опекуны, хозяева; – вы дали жизнь вашим детям, или вам поручили чужих детей, или же у вас есть прислуга, рабочие не только на вашем хлебе, но и на вашей совести! Скажите, родители: отчего так много злых людей на свете? Отчего была безплодна смоковница? Оттого, конечно, что ее посадили, но о ней не заботились, не окапывали корней ея, не удобряли земли, оставили ее без всякаго призрения. Вот то же самое бывает и с многими-многими детьми. Родители дадут им жизнь, но гораздо более присматривают за ягненком или теленком, чем за своим дитятею. С грехом пополам научат его молитвам, да и тут почти каждое слово перепутают. В школу не посылают, если не возьмут у них дитя насильно. А дома чему оно научится? Праздным и греховным забавам и бранным словам, божбе и сквернословию. С детства ребенок умеет уже браниться матерным словом, и знает множество нечистых слов, а слов священных, а мыслей святых и прекрасных, а добрых дел он и не ведает! Дети ростут еще хуже, чем та смоковница: на той плодов не было, но не было и терния, а наши дети иной раз так воспитываются, что похожи на ту дикую ябдоню в лесу, к которой и не подступишься, кругом колючками заросла, а отведаешь яблочка – и не рад будешь: так кисло оно, такая дичь! О, много, много этой дичи есть и среди нас! И вот за вас, родители, просит Отца небеснаго Иисус сладчайший Господь наш: еще одно лето, Господи! Они покаются, они сами оставят свои устарелые грехи и привычки и не будут соблазнять ими детей своих. Они позаботятся о просвещении их светом церкви, доброй науки и добрых книг. А что говорится о детях, то надо разуметь и о сиротах, и о прислуге, о всех тех, кто у нас под опекою.
   г) Вот и вам, дети, урок: не уподобляйтесь сами безплодной смоковнице. Не говорите: не пойду в церковь, в школу, к чему мне учиться? Любите науку, как сладость какую; бегите туда, где можно достать ее, – только лихой науки избегайте, от худых обычаев отвращайте ваши очи и уши!
   III. Чаще читайте, други, эту притчу Христову о безплодной смоковнице. Читайте ее: она прекрасна, премудра, и принимайте себе к сердцу слова Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же честь и слава во веки, аминь (Сост. по соч. прот. I. Наумовича; сн. Троицк. листок № 300).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS