Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц июль Четвертый день.

17.07.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поучение 1-ое. Св. Андрей, еп. Критский.

(О том, как должно каяться).

   I. Св. Андрей, епископ Критский родился в Дамаске, в 7-м веке, и, исцеленный от немоты после причащении св. таин, посвятил себя чтению слова Божия, а на 14-тилетнем возрасте принят был патриархом Софронием в клир иерусалимской церкви. Когда арабы взяли святый град, Андрей оставался жить здесь. В сане архидиакона он присутствовал на 6-м Вселенском соборе и обличал еретиков, которые признавали во Христе единую божественную волю. По возвращении с собора, Андрей посвятил себя молитве и заботам о бедных и больных. Потом, поставленный в архиепископы острова Крита (ныне Кандия, на средиземном море), он мудро правил своей паствой, назидая ее словом и житием. Молитвами своими он спас остров от нашествия сарацин. Будучи призван в Константинополь по делам церковным, Андрей, на возвратном пути, предсказал, что не увидит острова Крита. Действительно, он скончался на острове Митилене, не доехав до Крита. Из песнопений св. Андрея важнейшим считается покаянный канон, который читается в великом посту на повечериях первой седмицы и на утрени в четверг пятой седмицы. Здесь св. Андрей оплакивает горестное состояние грешника и, изображая лица и события ветхаго и новаго завета, учит нас сокрушаться о грехах и уповать на милосердие Божие. Великий канон был привезен в Константинополь вместе с жизнеописанием св. Марии египетской, которое написал св. Софроний, патриарх иерусалимский, и тогда же оба эти творения включены в великопостную службу.
   II. Св. Андрей критский, составивший свой безсмертный великий канон покаяния, побуждает нас, братия, побеседовать с вами о том, как «должно каяться».
    Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию св. Христовых таин, к принятию Самого Господа, Который говорит: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению св. пречистых Христовых таин предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в таинстве покаяния.
   Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель: Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится, причина сему наша нечистота. Стало-быть, главное в нас дело есть очищение совести и получение прощения в таинстве покаяния. Вот на это и обратим ныне всю свою заботу и попечение.
   Очистится от грехов и получит прощение тот, кто, как должно, покается. Спрашивается теперь: Кто же как должно кается... Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренно; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их; сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога своими грехами; а наконец, в сих расположениях смиренно исповедует все грехи свои пред духовником, чтобы получить разрешение в них и явиться к чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими.
   а) Итак озаботьтесь познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи значит сказать, что такой-то и такой грех совершен нами; а сознаться в них — значит осудить себя в них, сказать: «виноват», не допуская никаких оправданий и извинений. «Согрешил», «виноват» — сии два слова надобно произнести прежде всего и произнести искренно.
    «Посмотрите же: в чем и как согрешили вы?» Не думаю, чтобы это было трудно. Заповеди ведомы и совесть есть. Заповедь укажет, что следовало нам делать, а совесть засвидетельствует, сделано ли то нами, или нет. Для сего просмотри заповеди десятословия и заповеди о блаженствах и смотри, какая заповедь нарушена и каких добродетелей не достает в сердце. Как в зеркале чистом, когда в него смотрят с не закрытыми и не запорошенными глазами, видны и малыя крапинки на лице, так обнаружатся все наши проступки и грехи в словах, делах и помышлениях, когда заставим совесть свою смотреться в зеркало заповедей Божиих, в слове Божием указанных.
   Останется только приложить к сему осуждение себя, сознание своей виновности, и это придет, когда отвергнем всякое оправдание себя ни обстоятельствами жизни, ни родом служения и условием отношений, ни увлечениями, ни неведением, словом ничем, а сделаем так, чтоб, коль скоро замечен грех, искренно говорить: «виноват, безответно виноват».
   б) Сознавши грехи, надо оплакать их, «сокрушаться» о том, что они сделаны. Кто искренно сказал: «виноват», тому не далеко от того, чтобы сказать: «зачем же все это мною наделано?» — пожалеть о том, устыдить себя, поболеть пред Господом, устрашиться суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих! Не далеко до сего, однакож и это требует труда над собою, самоуправления и самопринуждения, ибо есть окаменение сердца, по которому, и сознавая грехи, и не имея чем оправдаться в них, говорят: «что-же такое?» Помяни, сколько раз говорил ты: «не буду», «не буду», и все грешил и еще более и упорнее, чем прежде; помяни, что никто тебя не принуждал: сам по злому нраву своему грешил и оскорблял в лицо Бога, Который все видит, и руку Его, которою Он останавливал тебя, ты отрывал. Помяни смерть, суд, ад; помяни и прочее все, чем надеешься сокрушить упорное сердце свое. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение. К сим размышлениям приложи молитву к Господу, чтобы Владыка всяческих дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали, сокрушения!
   в) Вслед за болезнию сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими более Господа и не губить себя. То покаяние не истинное, после котораго опять впадают в прежние грехи без всякой борьбы с своими страстями и похотями, и без усердной слезной просьбы о помощи свыше и без всяких духовных средств и упражнений, каковы, напр. пост, удаление от соблазнов, усердное чтение слова Божия, частая исповедь, причащение животворящих таин и т. п. средства, которыя обезпечивают нашу победу в борьбе с плотию, миром и диаволом.
   г) А за сим последует исповедание грехов самое искреннее, и разрешение их самое действеное. И совершится покаяние во истину спасительное.
   А то, что пользы, если без чувств, со скукою или разсеянием будем стоят на службах, досадуя, что долго тянутся; время свободное от служб будем проводить в полусне и бездействии; затем холодно проговорим на духу «грешен» про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главною у нас целию должно быть совершенное исправление жизни... Что пользы? Это будет значить исполнить обычай говения, а не говеть во спасение.
   III. Блюдите, как опасно ходите, паче во дни говения, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать безполезными дарованныя нам благодатию Божиею средства к очищению от грехов и тем продолжить владычество свое над нами. (Из соч. преосвящ. Феофана).

Поучение 2-ое. Препод. Марфа, мать Симеона Дивногорца.

(Советы о религиозно-нравствеином воспитании детей).

   I. Св. Марфа, память коей св. церковь совершает ныне, имела единственнаго сына Симеона; воспитала его, как сказано в житии ея, со всяким опасством, и Бог привел ей еще при жизни порадоваться на святую и богоугодную жизнь сына. Но вот наступило для Марфы время отшествия ея в мир горний и тут, за день кончины своей, она удостоилась следующаго видения. Представилось ей, что она восхищена была на высоту небесную и там увидала она дом пречудный и светлый, котораго красоты и передать невозможно. И когда она ходила в доме том и удивлялась чудному устройству его, вдруг увидала Пресв. Богородицу с двумя пресветлыми ангелами, Которая сказала ей: «что удивляешься?» Марфа, с благоговением поклонившись Матери Божией, отвечала: «удивляюсь потому, Владычица, что такого чуднаго дома во все дни жизни моей на земле не видала». Тогда Царица небесная сказала: «как ты думаешь, кому этот дом уготован?» — «Не знаю, Госпоже», отвечала Марфа. Пречистая продолжала: «знай, что этот покой тебе уготован и этот дом создал для тебя сын твой, и ты в нем во век пребудешь». После этого, по повелению Владычицы, ангелы поставили престол дивный, и Матерь Божия продолжала: «сия слава тебе дается за то, что ты в страхе Божием и богоугодно жила. Но хочешь ли видеть здесь и еще славнейшия места?» — И, сказавши это, велела Марфе следовать за Собою. И возвела ее Царица небесняя на высочайшия небесныя места и показала ей еще наичуднейший и светлейший, несравненно против перваго, дом, красоты котораго ни ум человеческий постигнуть, ни язык чей-либо изречь не может. Тут Матерь Божия и еще сказала: «и этот дом создал сын твой, да еще и третьему положил основание». Через день после этого блаженная Марфа скончалась. (Чет.-Минеи, июля 4).
   II. Итак, жены-христианки, знайте, что матери, в благочестии воспитывающия своих детей, не только в сей, но и в будущей жизни будут награждены за свои труды и заботы о детях, и сами дети их, возращенныя ими в благочестии, заплатят им там за их попечения о них. А зная это, и сами вы усугубьте свою ревность о воспитании чад ваших в вере и благочестии и, «преуспевая сами в добродетели, приучайте и их к тому, чтобы они исполнение заповедей Божиих или жизнь благочестивую и добродетельную ставили для себя выше всего.
   Вот несколько советов относительно того, как лучше вести редигиозно-нравственное воспитание детей.
   а) Как только промелькнут у дитяти первые признаки сознания, как только детский лепет будеть походить на человеческую речь, — вот и самое лучшее, самое удобное время, когда в душу ребенка можно уже заронить благодатное семя веры. Духовное воспитание идет по законам человеческаго развития; у ребенка сначала помимо воли и разумения возникают впечатления от окружающих предметов; скопляясь, впечатления эти складываются в образы, представления о предметах. Так мы незаметно получаем познание о всех окружающих нас вещах. Пусть в это же время дети получают и первыя представления о Боге, представления самыя ранния и, добавим, самыя важныя. Всякому почти приходилось наблюдать над детьми 1 году (часто даже раньше), которыя могут сказать только «папа, мама». Вот мать подносит дитя к иконе и говорит: «это икона Спасителя, нашего Бога». И дитя само после тянется к иконе, всматривается в божественныйлик. Спросите ребенка: где Бог?и он тянется, поворачивает свое лицо, протягивает рученки туда, где икона; скоро ребенок запоминает слово Бог. Это самыя первыя впечатления детства, первые уроки веры. И счастливо то дитя, которое в числе первых слов усвоит это святое имя. Первыя впечатления не ясны, но они глубоко проникают в душу, чем раньше проникнут неясныя впечатления, тем раньше создадутся и ясныя представления о Боге.
   б) Ребенок в два-три года уже начинает сознательную жизнь; он научается уже говорить, приобретает познание об окружающих предметах. В это время можно не только ввести ребенка в область религиозных чувствований, но и сообщить ему первоначальные уроки веры путем примера. Дитя уже может через разсматривание изображений, через понятныя объяснения матери, получить некоторое представление о Боге. Представьте себе умилительную картину. Мать, предмет всей любви и нежности дитяти, с благоговейным выражением лица стоит и «молится пред иконой» Спасителя; дитя посмотрит то на нее, то на образ и не нуждается в длинных объяснеииях того, что это значит. Вот первый безмолвный урок богопознания.
   Или, вот «дитя в храме»: благолепие храма, освещение, светлыя облачения священнослужителей, общая молитва, пение, благоговейное предстояние молящихся, общее торжественное, безмолвное внимание, — разве все это не уроки благоговения пред Богом? Этих уроков не заменит никакая красноречивая речь законоучителя. При этих уроках нельзя заметить минуты, с которой в детях открывается понимание того, что читается и поется в церкви; но что понимание уже проникает в душу ребенка, это несомненно. В самом деле, разве не доступно пониманию ребенка двух, трех, четырех лет то, что есть Бог, Который все создал, Который об нас заботится, питает нас, к Которому нужно обращаться с молитвой? Разве не может понять дитя этих лет, что Сын Божий сходил на землю, чтобы спасти нас грешных, что Он учил людей добру, правде, что Он страдал и умер за наши грехи? И сердце дитяти проникается горячей любовью к Богу, к Спасителю, проникается глубоким религиозным чувством; ребенка уже этих лет можно научить молиться. Пусть проста, детски проста будет молитва, которой научит ребенка любящая мать, пусть она вся будет составлена из слов, доступных детскому пониманию, пусть ребенок видит пример молитвы матери, — и, несомненно, богатые плоды последуют от этих немудрых, простых уроков благочестия; сердце ребенка глубоко преисполняется благоговейным восторгом, уста лепечут детскую молитву: «спаси, Господи, папу, маму, меня, братьев и сестер моих». Вот что говорят припоминающие свои первые уроки веры люди верующие, глубокочтимые православными христианами: «мы знаем, что любили нашего Спасителя еще задолго до уроков закона Божия, потому что часто слышали повествования о Нем, много молились Ему, лобызали Его евангелие, плакали о Нем при чтении Его страданий и радовались всем сердцем, празднуя светлое воскресение» (Из поучений преосвященнаго Амвросия). Правда, в этот ранний возраст ум ребенка еще не раскрылся для полнаго уразумения, душа ребенка наполняется неясными ощущениями и представлениями; но все это богатые задатки, это первые опыты духовной жизни, благодаря которым значительно облегчится дальнейшее изучение истин веры и усвоение духа благочестия. Любви к Богу нельзя выучиться по учебникам, сердечных чувств нельзя втолковать; чистое детское сердце всего более доступно глубоким религиозным чувствам; общение с Богом, неясно сознаваемое, однако делается потребностью детскаго сердца; в молитве, своей детской молитве, дитя, — как иногда приходилось наблюдать, — совершенно свободно, без приказания родителей, находит утешение и наслаждение.
    Те родители, которые ждут времени, когда дети подрастут, чтобы их учить вере, глубоко ошибаются: дети подрастут, будут лучше понимать, но у них уже будет не то нежное, восприимчивое к добру сердце, воображение этих детей уже засорится представлениями земными, их сердца приобретут столько склонностей и привязанностей земных, что духовныя чувствования будут отягощать их одичавшия души. Уроки закона Божия будут наполнять их ум, обременять память, но не трогать сердца, не возбуждать добрых чувств. Пусть же раньше проникнет в душу дитяти религиозное чувство, пусть оно живет в нем и оживляет те уроки, которые будут ему преподаваться. Ведь уроки веры можно преподавать в такой простой, доступной, понятной форме, что ребенок четырех-пяти лет все поймет, что сказано, и еще лучше восприимет сердцем, если назидающий проникнут сам религиозным чувством. Ребенок четырех-пяти лет уже способен, напр., отличить образ от изображаемаго, понять содержание простейших молитв, основныя истины веры, может быть участником общей молитвы в храме во время богослужения. Неразумно поступают те родители, которые лишают своих детей благодатных влияний, не приучая своих детей с ранняго детства к молитве, не сообщая понятий о Боге, не нося своих детей в храм Божий.
    Какая ошибочная отговорка, что дети ничего не понимают! Не один же разсудок взрослых дает возможность воспринимать в себя добрыя чувствования. Потеря времени и самаго простого, самаго общедоступнаго, самаго надежнаго способа религиознаго воспитания детей — потеря невозградимая. После дитя будет твердить уроки, запоминать преподаваемое, но сердце будет глухо к впечатлениям духовным. Пусть же дети в раннем возрасте приходят ко Христу Спасителю, чтобы Он благословил их, — не возбраняйте им итти к Нему!
   III. Пусть же родители не забывают этих наставлений и с самаго ранняго возраста окружают детей св. предметами, пусть носят в церковь и приучают непременно вместе с собой к благоговейной молитве. Грустно до боли сердца видеть, как иногда по-видимому образованныя матери не понимают этой своей священной обязанности — приучать с самаго ранняго детства своих детей к совместной с собой молитве дома и непременно брать с собой в храм хотя в большие праздники. (Священник Гр. Дьяченко).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS