Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц июль Деcятый день.

23.07.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поучение 1-е. Препод. Антоний Киево-Печерский.

(Религиозно-воспитательное значение монастырей).

   I. Преподобный Антоний Печерский, основатель русскаго монашества, память коего совершается ныне, родился в 983 году, в городе Любече, в Черниговской губернии, и назван Антипою. С детства возлюбив Господа, он пошел на святую Афонскую гору и принял монашество с именем Антония. В тесной пещере, изсеченной в скале над морем, он начал вести строгую жизнь. Но потом Бог повелед игумену, постригшему Антония, отпустить его в Россию. Игумен исполнил это повеление и, прощаясь, сказал Антонию: «благословение святой горы да будет над тобою». В Киеве Антоний обходил монастыри, основанные греческими иноками, но не видя в них строгаго общежития, водворился над берегом Днепра, близ Берестова, загороднаго села великаго князя. Здесь он уединился в пещеру, ископанную священником Иларионом, впоследствии митрополитом киевским. Стали приходить к Антонию ревнители благочестия, кто за благословением, кто с желанием подвизаться вместе с ним. Пришедший к нему священник Никон постригал приходящих. Когда к Антонию собралось до 12-ти братий, он поставил для них игуменом Варлаама, сына княжескаго боярина, а сам переселился в другую пещеру, в 100 саженях от первой. Она послужила началом ближних пещер. Когда Варлаам перешел, по приказанию великаго князя, в другой монастырь, Антоний поставил в игумены преподобнаго Феодосия и благословил братию на построение малой деревянной церкви над пещерами. Потом, на уступленной великим князем горе, иноки построили новую церковь и, поставив келлии, оградили их стеною. Так основался «монастырь Киевопечерский», привлекающий множество богомольцев со всех концов России. Господь прославил Антония даром чудес, и хотя он, по смирению, хранил этот дар в тайне, но слава его возрастала. С умножением иноков явилась нужда построить обширную каменную церковь. Вскоре чудеса показали им, что Господь благословляет построение церкви. Над местом постройки видели, по ночам, необычайный свет. Из Царьграда пришли четыре зодчих, которых прислала Сама Пресвятая Дева Мария. Она в чудном видении явились им во Влахернском храме и дала денег и местночтимую икону Успения. Место для постройки указал Антонию Сам Бог, и великий князь охотно уступил это место. Благословив основание каменнаго храма, Антоний скончался 90 лет от роду, в 1073 году по Р. Хр. Он был погребен в той же пещере, в которой скончался; но мощи его сокрыты от взора человеческаго.
   II. Ныне, в день памяти преподобнаго Антония печерскаго, основателя Киево-печерскаго монастыря и вместе с тем первоначальника иночества на Руси, скажем вам, братия, несколько слов «о высоком религиозно-воспитательном значении наших монастырей».
   а) Обыкновенно монастыри наши стоят уединенно, вдали от городов и обыкновенных жилищ мирских, вдали от шума мирской, суетливой жизни; кроме того, они обыкновенно ограждаются еще и высокими стенами. Тут как будто иной мир, иныя места. Вступая в ограду монастырскую, не замечаешь тут суетливой беготни стремящихся к наживе, заботящихся о приобретениях; не слышишь тут шумнаго говора горячо спорящих из-за жизненных интересов земных; не слышишь тут ни празднаго смеха, ни пустых, обидных и бранных слов; не замечаешь тут ни суетности, ни щегольства, ни заносчивости, ни высокомерия, ни споров, ни раздоров; словом, не замечаешь тут ничего такого, что-бы разсеевало, или соблазняло тебя; а напротив, все тут напоминает тебе об иной, духовной жизни, о том, что нужно тебе более всего, — «об едином на потребу». Об этом напоминают — и величественный вид храмов монастырских, и снаружи иногда украшенных священными поучительными изображениями, — и строго величавый гармоничный звон колоколов монастырских, почти ежечасно призывающий иноков на молитву. А спокойный, смиренный вид иноков с их взаимными братскими поклонениями, с их изможденными от поста и бдений лицами, с их благочестивыми думами на челах, с их приветливостью ко всем, — все это сразу переносит вас как бы в иной мир, — в мир как будто не земной. И мирские люди, пришедшие сюда на богомолье, становятся более скромными, сосредоточенными, более набожными. Переступаете вы порог храма монастырскаго, тут все поражает вас и чистотою, и порядком, и благоустройством, и благолепием. Лампады теплятся тут пред сияющими золотом образами во множестве. Тут найдешь строгое выполнение богослужебнаго церковнаго чина; тут услышишь стройное пение иночествующей братии, в духе вполне церковном и молитвенном. Тут невольно пробудится и в душе твоей благоговейно молитвенный дух при благоговейных священнодействиях иноков, всю жизнь свою посвятивших на служение Господу. Не тяготишься ты тут и продолжительностию церковнаго богослужения; ибо оно совершается здесь чинно, стройно, благоговейно, благодатно. Душа тут невольно располагается к молитве, воодушевляется благоговейною молитвою и вступает в благодатное общение с Господом. Умиленная душа готова бывает тут излить пред Господом все, что только тяготит ее. Вообще, монастырския обители наши и прежде были, и всегда будут выдающимися разсадниками, славными религиозно-воспитательными школами христианской жизни. «Иди, учись у иноков, говорил еще в свое время святый Иоанн Златоуст в одной из своих церковных бесед; это светильники, сияющие по всей земле, это стены, коими ограждаются и поддерживаются сами города. Они для того удалились в пустыню, чтоб научить и тебя презирать суету мирскую. Они, как мужи крепкие, могут наслаждаться тишиною и среди бури; а тебе, обуреваемому со всех сторон, нужно успокоиться и хотя мало отдохнуть от непрестаннаго прилива волн. Итак, ходи к ним чаще, дабы, очистившись их молитвами и наставлениями от непрестанно приражающихсяк тебе скверн, ты мог и настоящую жизнь провести сколько можно лучше и сподобиться будущих благ».
   В другой беседе тот же златословесный учитель говорил: «в монастыре удовольствие непрестанно возрастает в душах зрителей; ибо навсегда остается в их мыслях и образ виденных ими мужей, и приятность места, и чистота общества, и сладость прекраснаго духовнаго пения... Кто после сего посещения возвращается домой, того жена встречает ласковым, кротким, не пристрастным ни к какому постыдному удовольствию, — и в обращении находит более непринужденности, нежели прежде» и пр. (Беседа 68 на еванг. Матфея).
   б) Говоря о высоком религиозно-нравственном, воспитательном значении монастырей, мы, однако же, не думаем умалять этим значения наших обыкновенных приходских храмов, особенно во время их молитвенных собраний, — и наших обыкновенных приходских храмов, как бы они ни были скромны и убоги. И тут христианския души всегда находили и будут находить для себя и благодатное утешение и вразумление. И всякая община христианская, будь она в городе, будь в скромной деревне, с ея убогим храмом, с ея скромною приходскою школою, с ея пастырем, хотя и не особенно опытным в духовной жизни, и не особенно учительным, достаточно представляет и добрых примеров, и благочестивых назиданий, и вообще благодатных средств для нашей духовной христианской жизни. Но, воздавая каждому должное, мы все-таки должны сказать, что в благоустроенных монастырях этих благодатных средств больше.
   III. Итак, если кто имеет желание и возможность хотя раз в жизни пойти на богомолье в ту или другую святую обитель, тогда да благословит Господь на доброе дело и да поможет тому осуществить свое благое намерение — получить возможно большую для себя душевную пользу в этих, как говорится, «святых местах» наших. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для с. пастырей» за 1891 г. июль).

Поучение 2-ое. Положение честныя ризы Господней в царствующем граде Москве.

(О значении страданий Христовых).

   I. Ныне св. церковь воспоминает принесение в Москву и положение ризы Господней. В 1624 г. царь Михаил Феодорович, находясь в добрых отношениях с Аббасом, шахом персидским, отправил к нему послов Воробьина и Кувшинова. Шах, покоривший Иверскую землю, возвращался с победой. Приняв послов, он сказал им о своем намерении — послать русскому государю ризу Спасителя, найденную им в ризнице одной церкви. Послы доносят об этом царю и патриарху, а те не знают, что им и отвечать; но в Москву приехал посол шаха Ирусамбек, со многими дарами и грамотой. Прежде всего он поднес патриарху Филарету золотой ящик, украшенный дорогими камнями. В нем находилась риза Господня. Патриарх принял ее с честью, но сам недоумевал, как относитьсяк полученному дару, и созвал собор, на котором Нектарий, архиепископ вологодский, сообщил следующее: «во время его архидиаконства у патриарха цареградскаго, ему пришлось быть в Иверской стране. Здесь, в одной церкви, он увидел горящия свечи у столба на правой стороне и спросил об этом священников. Те ответили, что тут — хитон Христов, и разсказали ему историю его: после распятия Спасителя, когда воины бросили жребий о Его одежде, она досталась воину из Иверской земли. Тот отнес ее на родину и подарил сестре, с которой, согласно ея воле, и был похоронен хитон. Скоро на могиле ея выросло дерево, из котораго текло благовонное миро. При Константине Великом, в 342 году, здесь была выстроена церков, и в Иверской земле основано епископство. Но во время персидскаго владычества и дерево, и храм исчезли, и что стало с хитоном — неизвестно». Когда на соборе вопрос о подлинности ризы решен не был, то назначен был пост, по истечении котораго митрополит Киприан, по приказанию патриарха, возлагал принесенную ризу на больных: все больные получили исцеление — и все убедились в святыне, которая и была перенесена в Успенский собор и положена в нарочно устроенном для нея помещении, в углу, на западной стороне собора.
   II. В день воспоминания положения честныя ризы Господа нашего И. Христа в царствующем граде Москве, невольно припоминаются искупительныя страдания за нас Господа нашего И. Христа, когда воины разделиша ризы Сына Божия, меташа жребий о одежде Его и даша в снедь желчь и для удовлетворения Его жажды напоиша Его оцтом.
   «Страдание Христово, говорит св. Тихон задонский, сильно и должно отвратить нас от греха, представляя душевным очам нашим непременяемую правду и милосердие Божие.
   а) Видим, что правда Божия нарушиться не может, но не отложно требует своего удовлетворения; видим, что грех без наказания остаться не может. Правда Божия требовала, чтобы нам вечно быть наказуемыми, потому что «вечнаго и безконечнаго» Бога прогневали... Кто мог между безконечным Богом прогневанным и человеком прогневавшим стать посредником, ходатаем и примирителем? Никто!.. Ни ангел, ни иная какая тварь. Стал Иисус, Искупитель наш, Который глаголет: «и воззресх, и не бе помощника; и помыслих, и никто же заступи: и избави я мышца Моя» (Ис. 6:35). «И учинися ходатаем Бога и человеков». (1 Тим. 2. 5). И обратился праведный суд Божий на Него: «бысть по нас клятва». Суд претерпел Неповинный за нас повинных.
    Размышление о правде Божией и о праведном Его гневе против греха и о жесточайшем страдании, которое И. Христос претерпел за грехи наши, да устрашит нас и удалит от греха! Ежели Христос неповинный и един праведный за чужие грехи так ужасно пострадал: как мучимы будут грешники в геенне за грехи свои? Христос за всякаго человека пострадал и умер; но когда человек не хощет страдание Христово употребить во спасение свое, отстать от греха, покаяться: тогда сие самое страдание Христово будет в обличение, что он столь великую Божию благодать отвергнул... Тогда почувствует бедный грешник, что есть грех и как велика его горесть... Легко согрешить можно, но нелегко освободиться от греха; и без Христа следует тяжестию греха изринуться во дно адово, и правде Божией платить бесконечною казнию. Берегись же греха, который праведнаго Бога раздражает», увещевает Тихон задонский.
   б) «В страдании Христовом видим неизреченное к нам Отца небеснаго милосердие. Он, видя нас в погибели и не хотя допустить нам во веки гибнуть, «Сына Своего», ради нашего «спасения, не пощадил, но за нас предал Его» (Рим. 8:32). О чем Сам Сын Божий, во утешение наше, говорит: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, по имать живот вечный» (Иоан. 3:16)... О, дивное благоволение небеснаго Отца, Который, ради убогаго и погибшаго Своего создания, не пощадил Сына Своего! О, чудное послушание Сына Божия, Который, нас ради, врагов Своих, «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти», — «смерти же крестныя!» восклицает тот же святитель Христов, великий угодник Божий, св. Тихон задонский. Итак как же ты восхощешь столь милосердаго Отца грехами оскорблять и послушание Сына Его, ради тебя оказанное, нераскаянным житием пренебрегать? Как будешь любить грех, за который Отец Сына Своего предал, и — Сын Божий столь тяжкое и горькое мучение претерпел?.. Любишь же грех, потому что не гнушаешься им; не гнушаешься, ибо не оставляешь его.
   Размышление о правде Божией да отвратит тебя от греха; и разсуждение о милости Божией да не попустит тебе отчаяться по содеянии греха; поминай правду Божию во время искушения ко греху; но милости Божией не забывай во время искушения за грех содеянный. Так разсуждение и памятование о страдании Христовом учит нас бояться греха, ненавидеть его и удаляться от него; а за содеянные грехи не отчаяваться, но возвратиться к Отцу небесному, по примеру блуднаго сына, и просить от Него прощения, и получивши милость, впредь не отлучаться Него».
   III. Братие христиане, сохраним эти наставления и увещания богомудраго нашего святителя Тихона задонскаго в глубине наших сердец и будем всегда помнить, что грех есть величайшее зло, от котораго нужно всеми мерами стараться уклоняться, ибо для заглаждения его потребовалась столь великая жертва и столь тяжкия страдания, как страдания на кресте Голгофском, Господа и Бога и Спаса нашего И. Христа, Которому купно со Отцем и Св. Духом слава и благодарение во веки веков. Аминь. (Сост. по твор. св. Тихона Задонскаго).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS