Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц июль Девятый день.

22.07.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-е. Св. Феодор, епископ Едесский.

(Нужно молиться ко премудрости Наставнику и смысла Подателю, чтобы Он просветил наш ум и вразумил наше сердце к познанию истины и добра).

   I. Когда Феодор, бывший впоследствии епископом едесским, память коего совершается ныне, пришел в отроческий возраст и был отдан в школу учиться грамоте, то оказался тупым и безпамятным, а потому был малоуспешным. За это наказывали его родители и учители и оскорбляли сверстники. Бездарному отроку пришла наконец благая мысль просить у Бога разумения, и он начал часто ходить в церковь и усердно молиться Богу о даровании ему памяти и разума. Однажды в воскресный день Феодор пред литургиею вошел в алтарь и скрылся под самым престолом. Архиерей начал совершать литургию, а отрок Феодор, молясь, заснул. Ему приснилось, что какой-то светоносный отрок питал его медом, вручил ему жезл и благословил его. Пробудившись Феодор вышел из под престола и, по требованию архиерея, разсказал о своей бездарности, о своей молитве и о сновидении. Архиерей понял, что молитва отрока услышана, что ему сообщено ангелом Божиим дарование и предназначено Богом быть пастырем церкви, — и велел принять Феодора в клир. С этого времени дарования отрока начали быстро развиваться, и он успел в науках так хорошо, что превосходил не только сверстников, но и старших себя. Он приобрел познания богословския и философския, и впоследствии, как было ему предсказано, возведен в сан епископа. При жизни он славен был ревностным и успешным проповеданием христианства и благочестием, а по смерти прославлен от Бога чудесами.
   II. Не всякому даются от роду одинаковыя дарования: у иного они сильнее и быстрее, у другого медленнее и тупее; но всякий может и должен молить премудрости Наставника и смысла Подателя, чтобы Он просветил ему ум и вразумил его сердце к познанию истины и добра.
   Вот, по указанию слова Божия, «побуждения к исканию истины и ведения».
   а) Они делают человека мудрым: лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемаго не сравнится с нею. Послушайте наставления, и будьте мудры и не отступайте от него (Притч. VIII:10-11, 33).
   б) Познания содействуют спасению человека: изследуйте писания (Иоан. V:39), (сказал Спаситель и Сам отверз ученикам Своим ум к уразумению писаний) (Лук. XXIV:45). — И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоан. VIII:32). — Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя, пишет св. ап. Павел Тимофею (1 Тим. IV:16).
   в) Нерадение в изучении истины сопровождается печальными последствиями: уклоняющийся от учения впадет в беды, говорит Премудрый (Притч. 17:16).
   г) Нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великия скорби: сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери (Притч. X:1). — Родил кто глупаго, — себе на горе, и отец глупаго не порадуется. Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей (XVII, 21, 25).
   д) Всякий христианин должен помнить, что мудрость и знание истины имеют своим источником Самого Бога и потому ниспосылаются от Него, как высшие и драгоценнейшие дары тем, которые достойны их: «у Него премудрость и сила; Его совет и разум», читаем в книге Иова (XII, 13). «Он есть руководитель в мудрости и исправитель мудрых. Ибо в руке Его и мы и слова наши и всякое разумение и искусство делания», говорит Премудрый (Премудр. Солом. VII, 15—16) и продолжает так: «Сам Он даровал мне неложное познание существующаго, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя. Она есть отблеск вечнаго света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (VII, 17—21, 25—26). «Всякая премудрость от Господа, и с Ним пребывает во век, говорит премудрый сын Сирахов. Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и бездну и премудрость кто изследует? Источник премудрости — слово Бога всевышняго, и шествие ея — вечныя заповеди. Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ея? Один есть премудрый, весьма страшный, седящий на престоле Своем, Господь. Он произвел ее и видел, и измерил ее, и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. Кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению» (Сирах. I:1-10; 14).
   е) Желающие достигнуть истиннаго ведения должны просить его себе у Бога, по примеру Соломона, который читал следующую молитву о даровании ему премудрости: «Боже отцев и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею, устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд! Даруй мне приседящую престолу Твоему премудрость и не отринь меня от отроков Твоих; ибо я раб Твой и сын рабы Твоей, человек немощный и кратковременный, и слабый в разумении суда и законов. Да хотя бы кто и совершен был между сынами человеческими, без Твоей премудрости он будет признан за ничто. С Тобою премудрость, которая знает дела Твои, и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право по заповедям Твоим. Ниспошли ее от святых небес, и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтоб я знал, что благоугодно пред Тобою. Ибо она все знает и разумеет, и мудро будет руководить меня в делах моих и сохранит меня в своей славе. Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? Помышления смертных нетверды и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто изследовал? Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святаго Твоего Духа? И так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе» (Премудр. Солом. IX, 1—6, 9—11; 13—18).
   ж) Но, братие мои, для того, чтобы можно было человеку надеяться на дарование ему божественной помощи в деле приобретения истиннаго ведения, он должен стараться быть достойным того по своей благочестивой жизни. «В лукавую душу — запомните это, благочестивые слушатели — не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований» (Премудр. Солом. I, 3—5). — Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое — дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе. Ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему — вера и кротость (Сирах. I:18, 26-27).
   III. Молитвами свят. Феодора, епископа едесскаго, получившаго премудрость от Бога, да дарует нам Господь Свою помощь в деле познания Его спасительных заповедей. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поучение 2-ое. Св. Феодор, епископ Едесский.

(Храм Божий источник благословений Божиих).

   I. Из жизни ныне прославляемаго св. Феодора, епископа едесскаго, известно, что в детстве он был весьма неспособный к учению мальчик и только после усердной молитвы в храме он чудным видением получил откровение, что дар премудрости ему ниспослан свыше, и вместе с сим было предсказано ему его будущее епископское служение.
   II. Из этого мы видим, братия, что храм есть место и источник Божиих благословений.
   а) Миром и радостью наполнено сердце всякаго усердно молившагося в храме Божием, а от избытка сердца глаголют и уста: ему желалось бы поделиться чувством радостным и с присными своими. И надолго остается в его сердце это чувство благодатное; оно обновляет его душу, освежает и укрепляет силы, утомленныя будничным трудом; бодро он выходит на другой день на новый труд, и Бог благословляет добрым успехом его начинания.
   б) Напротив, нет мира и радости у тех, кто не освящает праздники молитвою в храме Божием; такой небрежный к своему св. долгу христианин работает, не зная праздников Божиих, работает, как раб купленный, и все же у него не спорится ничего: на его трудах, видимо, нет Божия благословения! А сколько таких, которые и в церковь нейдут, и дела не делают, или, что еще хуже: люди в храм Божий, а они — в корчемницу! Будет ли на их трудах почивать Божие благословение?
   в) «Ищите», сказал Спаситель, «прежде» всего ищите, «царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Матф. 6:33). Исполните прежде заповедь Божию, почтите праздник Божий молитвою во храме Божием, а о житейском на этот день отложите попечение: этот день не ваш, а Божий, — Богу его и отдайте. Бог знает ваши нужды, ваши земныя дела и заботы, и по-верьте: Он благословит вас за исполнение Его заповеди добрым успехом в делах ваших. В «Прологе» (9 июля) есть такой разсказ: были два соседа — оба портные; у одного было много детей, да отец и мать старики, и он без нужды кормил все семейство ремеслом своим, причем неопустительно каждый день и в церковь ходил. Сосед его был искуснее его по работе и работал неустанно, даже в воскресные дни, а в церковь вовсе не ходил; однако же и одного себя не мог прокормить. И вот позавидовал этот последний первому и раз говорит ему с досадою: «и откуда это у тебя все берется? Я работаю больше тебя, а живу как нищий»... Тот отвечал ему: «я хожу каждый день в церковь и каждый раз нахожу на дороге по золотому; вот понемногу я и разбогател. Хочешь — я буду заходить за тобой, и что найдем — будем делить пополам?» Сосед охотно согласился, и «стал ходить с ним в церковь. И Бог благосдовил его за это, и он скоро разбогател. Тогда говорит ему добрый сосед: «видишь ли, друг мой, как полезно ходить в церков Божию? Но поверь мне: никогда никакого золота я не находил на дороге, а ходил в храм Божий просто потому, что ведь Сам Бог обещал: ищите прежде царствия небеснаго, а все прочее вам приложится. Сам видишь, — я не солгал: и тебе Бог приложил за твое усердие к храму Божию».
   г) Все отговорки о том, что можно обойтись и без молитвы в доме Божием весьма неразумны.
    «Дома помолюсь», говоришь ты. А знаешь ли, брат, что одно «Господи помилуй». произнесенное в церкви с собором верующих, стоит це-лой сотни земных поклонов твоей домашней молитвы? Церковь постановила в праздники быть в храме Божием, и надобно ея слушаться, а не мудрствовать по своему: «дома помолюсь». Да еще и то надобно сказать: правду ли говоришь, что помолишься?
    «Господь не взыщет», говоришь ты. А знаешь ли, чьи слова повторяешь? Это ведь слова того нечестивца, о котором говорит царь Давид в псалме 9-м: «чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердце своем: не взыщет» (Псал. 9:34). Но что на это говорит св. царь и пророк Давид? — «сокруши», Господи, «мышцу грешному и лукавому: взыщется грех его и необрящется» (ст. 36) — так, сокруши, чтобы потом искать и не найти его нечестия! — «Не взыщет», говорит иной. Но знает ли он, что вот за эту его безпечность, за то, что он прикрывает свою леность якобы надеждою на Божие милосердие, Бог и взыщет с него, и строго взыщет грех его нерадения к храму Божию, к службе церковной! Есть весьма много примеров, как Господь наказывал нерадивых в посещении храма Божия: то отнимал здоровье, то не благословлял нивы их, то попускал разныя несчастия от злых людей и это продолжалось дотоле, доколе безпечные и нерадивые не исправлялись.
   III. Ходите же, братия, чаще во храм Божий, особенно в праздники: храм Божий — источник благословений Божиих, — благословений небесных и земных!.. (Сост. при помощи «Троицк. листк.» № 336).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS