Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц июль Двадцать восьмой день.

10.08.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Празднование Смоленской иконе Божией Матери.

(Великия совершенства Божией Матери).

   I. Смоленская икона Пресв. Богородицы, именуемая «Одигитрия», написана св. евангелистом Лукою. Называется Одигитриею, то есть Путеводительницею, потому, что Пресв. Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им итти в Свой храм, и когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. В 1046 году греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за черниговскаго князя Всеволода, благословил ее списком с константинопольской Одигитрии. В XII столетии сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск. С того времени икона стала называться Смоленскою. В 1213 г., когда Батый подступил к Смоленску, и граждане прибегли с пламенною молитвою к Пресв. Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от нея повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всею своею ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его в рабство вражие. Выйди тайно ото всех навстречу врагу, и силою Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победою ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал — поразил исполина и поразил рать Батыя, при помощи сошедших свыше молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, и сам упал убитым. В XIV столетии икона была перенесена в Москву, в XV же столетии жители Смоленска упросили великаго князя Василия Темнаго отпустить икону обратно в Смоленск. Св. икону сопровождали с крестным ходом за две версты за город, и здесь, на месте прощания жителей Москвы с иконою, в 1524 году построен Новодевичий монастырь, в память возвращения Смоленска под власть русских государей. В монастыре поставлен был список с Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь.
   II. В день празднования Божией Матери уместно будет хотя в кратких словах представить вашему благочестивому вниманию великия совершенства Божией Матери.
   Читая евангельскую историю и церковныя предания, сохранившия для нас некия черты жизни и характера Божией Матери, можно видеть, что Пресвятая Богородица преисполнена была христианских добродетелей. Она отличалась безпримерным благочестием, равноангельским целомудрием, необычайною скромностию, величайшим смирением, совершенною преданностию воле Отца небеснаго, безропотною покорностию Его распоряжениям, непоколебимым великодушием в несчастиях, и нежною любовию ко всем людям, а в особенности к Ея Сыну и Господу.
   а) Ныне ту деву и жену считают уже целомудренною, которая ведет себя осторожно, не нарушает правил скромности и благоприличия, хотя, может быть, и питает в сердце своем не совсем невинныя мысли и чувствования. Не таково было целомудрие Пресвятой Девы Марии. Она была чиста не по телу только, но и по духу; Она была невинна не по виду только, но и по внутреннему состоянию Ея сердца. Ныне, по-видимому, самыя невинныя девы любят сообщество мущин, охотно беседуют с ними и не стыдятся слушать их льстивыя речи. Но Пресвятая Дева пришла в великое смущение, когда явился пред Нею в мужском виде не человек, а безплотный ангел, и не с льстивыми речами, а с святым приветствием (Лук. 1:28-29). Поэтому, безпримерная по целомудрию, Пречистая и после обручения с праведным Иосифом не захотела быть его супругою, но дала Богу обет всегда хранить девство и сохранила его до конца Своей жизни. А Господь, с благоволением приявши сей обет, чудодейственно соделал то, что Она и по рождении Богочеловека осталась совершенною девою, почему церковь и говорит о Ней: «в рождестве девство сохранила еси» (Троп. на Успен. Богород.).
   б) С таким дивным целомудрием Матерь Божия соединяла величайшую во всем скромность, первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах и в речах Своих. Ныне едва ли не все девы и жены всего более пекутся о телесном украшении; заботливость их об одеждах простирается до прихотливости, а иныя, одеваясь в легкия, прозрачныя ткани, желают, кажется, не столько прикрыть, сколько обнажить себя... Не так поступала Матерь Божия. Она, скажу словами апостола, облачалась «пристойно, с стыдливостию и целомудрием», и украшала себя не «плетением волос, или золотом, жемчугом и драгоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвятившим себя благочестию» (1 Тим. 2:9, 10). По свидетельству церковных писателей, «Она была Дева не точию плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словеси богомудренна, в глаголании не скора, в беседах целомудренна, во всем честна и постоянна; говорила Она очень мало и только о нужном, охотно выслушивала других и была красноречива, воздавала всякому должную честь и почтение, со всеми беседовала благоприлично, без смеха, возмущения и гнева, не причастна была кичливости, притворства и изнеженности, но была проста и во всем показывала большое смирение» (Четьи Мин. 15 авг.).
   Смирение Девы Марии было так искренно и велико, что Она не усумнилась исповедать его пред Самим Богом в благодарной Своей молитве. «Величит душа моя Господа», взывала Она, «и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея» (Лук. 1:46-48). Она была царскаго рода, юная и прекрасная, и однако не почла унижением для Ней быть обручницею престарелаго древоделя. Она была любимая дщерь Господа, имела общение с ангелами, удостоилась быть Матерью Сына Божия, и при всем этом жила в неизвестности, безропотно терпела бедность, питалась трудами рук Своих. Она знала о божественном достоинстве Ея Сына, — была свидетельницею той славы, которую воздали Ему при рождении волхвы, земные мудрецы, и воинства небесныя, замечала в Нем дивную премудрость, видела многочисленные опыты чудодейственной Его силы, и все это Матерь Божия соблюдала «в сердце Своем» (Лук. 2:19. 51), и как бы утаивала от Самой Себя, дабы невольно не возгордиться Своим величием. Таково было Ея смирение!
   в) Это смирение Божией Матери сопровождалось искреннею преданностию воле Отца небеснаго, совершенною покорностию Его распоряжениям и великодушным перенесением посылаемых от Него скорбей и несчастий. Она все упование Свое возлагала на Господа, и, от колыбели до гроба, совершенно покорялась распоряжениям Его промысла. Вот благочестивые родители Ея посвящают Ее по обету своему на служение Богу: Она не только не противится этому, но охотно оставляет отеческий дом и заключается в храме Божием. Архангел Гавриил благовествует Ей о безсеменном зачатии от Нея Сына Божия: Она недоумевает, как это может быть, но не сомневается в истине небеснаго благовестия и с покорностию ответствует архангелу: «се раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лук. 1:38). По смерти обрученника Иосифа Пресвятая Дева не имела с Сыном Своим приюта, где бы могла «главу приклонить» (Лук. 9:58) однако не унывала духом, но, безропотно сносила нищету Свою. Наконец, когда враги И. Христа достигли своей цели: Невинный осужден, как беззаконник, и распят, как злодей... О, какую скорбь должна была чувствовать тогда Матерь Божия! Тогда действительно прошло душу Ея то «оружие», о котором предрек Ей праведный Симеон Богоприимец (Лук. 2:35). Но это оружие только прошло душу Ея, а не сразило Ее: Она не упала духом, не изнемогла под бременем несчастия, не пришла в отчаяние. Такова была сила души Ея, а паче твердость веры и упования на Бога!
   г) Но сколь тверда была душа Божией Матери в терпении и преданности Богу, столь же нежно было сердце Ея для дружбы и святой любви. Она искренно любила ближних, была общительна с ними и по возможности благотворила им, как это видно из того, например, что не отреклась быть на браке в Кане Галилейской и помогла в нужде новобрачным (Иоан. 2:1-5). Она была добрая и верная обручница: безпрекословно повиновалась Иосифу, покоила его старость, охотно делила с ним все нужды и труды его. Она была нежнейшая Матерь: ибо, несмотря на юность Свою, Сама воспитывала возлюбленнаго Своего Сына, не вверяя Его чуждым сосцам и попечениям, как это делают иныя неблагоразумныя матери с детьми своими, и, для сохранения жизни Его, бежала с Ним из родной земли в иноплеменную, зорко следила за всеми Его действиями, была внимательна ко всем обстоятельствам Его жизни (Лук. 2:19. 51; 8, 20), и сохранила сильную любовь к Нему не только до смерти, но даже и по смерти Его.
   Вот какую любовь имела Матерь Божия к Своему Сыну и Господу! Так как святая любовь, по выражению апостола, есть совокупность «совершенства» (Кол. 3:14), то надлежит заключить, что Пресвятая Дева, кроме упомянутых нами добродетелей, имела и множество других, перечислить которыя не достанет времени. И подлинно, имевшие счастие видеть Ее и обращаться с Нею, свидетельствуют, что Она исполнена была благодати и всех добродетелей, что в Ней с человеческим естеством соединялось ангельское, что это было небесное чудо, изумительная святость (Посл. Игнатия Богон. к Иоанну Богосл.).
   III. Если же такова была Матерь Господа нашего, то мы, братия, должны всемерно чтить Ее — пресвятую, немолчно величать Ее — благословенную, и усердно молить Ее — благодатную, да хранит нас под Своим покровом от всяких зол и поможет нам преуспевать в добродетелях по Ея примеру. (Сост. по «Сл. и бесед.» Платона, митр. киевск. и галицк.). 

Поучение 2-ое. День празднования Смоленской иконы Божией Матери и других.

(О празднуемых 28 июля иконах Божией Матери: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской с уроками для нашего назидания).

   I. Ныне, в 28-й день июля, совершается церковию празднование, между прочим, и в честь некоторых чудотворных икон Божией Матери, явленных на Руси, — а именно: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской. Так как некоторые из вас, бр., вероятно, ничего не слыхали об этих святых иконах, то я разскажу вам ныне о каждой из них хоть в кратких словах.
   а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческаго языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русскаго князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею — путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарскаго на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московскаго князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ея москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, — и ея благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.
   б) «Гребеневская икона Богоматери» называется так от города Гребени. Когда великий князь Дмитрий Донской возвращался в Москву после славной Куликовской победы над татарами, жители города Гребени в благодарность поднесли великому князю победителю свою прославленную чудотворениями икону Богоматери. Великий князь с благоговением принял этот образ и поставил его в одном из московскнх храмов в великолепном киоте. С этим образом в 1612 году дружина русская во главе с князем Трубецким освободила Китай город и Кремль от поляков и их союзников. И до сих пор эта икона хранится в Москве в нарочито сооруженной для нея церкви Гребеневской Богоматери. Сюда и теперь стекается много богомольцев на поклонение этой чудотворной иконе.
   в) «Игрицкая икона Богоматери» названа так от урочища Игрица в 15-ти верстах от города Костромы. В 1624 году, пастухи близ лежащаго села Савицкаго, пася скот, зашли случайно в полуразрушившуюся церковь Игрицкой пустыни и увидели тут, к своему изумлению, совершенно новый образ Богоматери. Когда об этом разнесся слух по всей окрестности, тогда боярин села Савицкаго Емелиан Севрюк, будучи безнадежным слепцем, поспешил к этой иконе с своими родственниками и духовенством: отслужили тут молебствие с водосвятием, окропили больного освященною водою, и к удивлению всех, больной тут же, на глазах всех прозрел. В скором времени на месте явления этой чудотворной Игрицкой иконы, при реке Песочне, устроен был Песоченский монастырь; тут и поставлена была чудотворная Игрицкая икона. Здесь она и доныне находится. Ежегодно, на 9-й неделе после Пасхи, Игрицкую икону с крестным ходом торжественно переносят в Кострому, где она пребывает в продолжение нескольких недель для утешения благочестивых поклонников: а потом она опять с крестным ходом возвращается в Песочинский монастырь.
   г) «О Югской иконе Богоматери» есть такое сказание. В 1616 году в обители Богоматери Печерской, в пределах города Пскова, жил благочестивый старец схимонах Дорофей. В это время шведы вторглись в пределы псковские и грозили опустошением Печерской обители. Старец Дорофей поэтому случаю думал было уйти на свою родину в село Никульское, близ города Мологи. Собираясь в путь, он пошел помолиться перед иконою Печерской Богоматери и услышал от нея голос, повелевавший взять с собою образ Богоматери, который был скрыт в таком-то месте, — голос указывал и где именно находится этот образ. Старец Дорофей пошел на то место, и действительно, к великому удивлению и радости своей, нашел образ Богоматери, как будто только что написанный. С этим образом он и пошел на родину. В семи верстах от села Никульскаго, близ реки Юга, он остановился для отдыха и оставил икону на пне дерева. После краткаго отдыха, он думал было взять икону и продолжать путь; но образа нельзя было сдвинуть с места, и кроме того послышался таинственный голос, повелевавший, чтобы образ навсегда оставался на этом месте. Старец построил тут келлию и подвизался в усердных молитвах пред иконою. В последствии здесь построен был монастырь, известный и доныне под именем пустыни Югско-Дорофеевской; тут и теперь находится Югский образ Богоматери, изливая чудесныя милости прибегающим с верою к заступлению Богоматери.
   д) «Наконец о Шуйской иконе Богоматери» имеются следующия сведения: эта икона находится ныне в соборном храме Воскресения Христова города Шуи, Владимирской губернии. Она написана в 1654 году после бывшаго в этом году морового поветрия, от котораго Шуя избавилась заступлением Богородицы. А писатель этой иконы был некий благочестивый старец Иоаким, который, по словам древняго сказания, «житие проводя затворническое, пребывая присно в келлии своей, ни камо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше». «От образа Богоматери его рукописания, иже во граде Шуе, продолжает сказание, и до днесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеление бывает помощью Пресвятыя Богородицы, молитв ради и моления того святаго старца» «Жития свят.» Филарет., 28 июля).
   II. Вот, брат., краткия сказания о прославляемых в нынешний день чудотворных иконах Богоматери. А подобных чудотворных икон Богоматери у нас, на святой Руси, более сотни, не считая икон так называемых местно чтимых, из которых многия также отличаются чудотворениями.
   а) Но было бы великим грехом разделять Божию Матерь по числу икон и говорить, как некоторые говорят: Смоленская Божия Матерь, Казанская, Владимирская, Тихвинская, Гребеневская и т. д. Божия Матерь одна, а икон Ея, чрез которыя изливаются Ея милости христианскому миру, много; посему прилично и правильно говорить: Казанская икона, Владимирская икона, Тихвинская икона, Смоленская икона, Божией Матери, т.е. призывать Божию Матерь одну, именовать же только иконы по местам Ея явления.
   б) К св. чудотворным иконам Божией Матери стремятся миллионы православных христиан, «находя в молитве пред ними отраду себе в скорбях жизни и успокоение своего разбитаго и измученнаго злобою жизни сердца».
   Люди, далеко стоящие от народнаго быта, обыкновенно думают, что в религии народа, в его усердии к святыням мало мысли, мало сознания и внутренней жизни, что его религия есть не более, как обряд, внешность! Внешность, обряд! Да, когда в храме Божием, в часы важнейших священнодействий, пред великою святыней, видим людей, у которых на лицах не просвечивается никакой мысли, не выражается никакого чувства, которые по-видимому не дают себе даже труда подумать, куда и зачем пришли, то конечно нельзя не заключить, что у этих людей религия не простирается и не имеет значения далее обряда. Но какие это люди, из каких родов народа? Кажется, более всего не из простых. Да не об этих людях, не об этом народе у нас теперь речь. Вот в тех неразвитых толпах, которыя, особенно в некоторые дни, во множестве стекаются в места, где имеются чудотворныя иконы Богоматери, вникните вы в побуждения, заставляющия их оставлять свои дома, хозяйства и семейства и с черствым куском хлеба, под зноем или дождем, итти сюда; вступите с ними в серьезныя беседы, вслушайтесь в их вздохи, жалобы и мольбы: сколько живого сознания, сколько серьезной мысли и жизни, внутренней, душевной жизни, найдете у них! Здесь смиренный, недоверчивый к себе разум повергает перед Богом, тяготящий душу его, вопрос жизни и темная мысль ищет света; здесь растерзанное скорбями сердце просит отрады; здесь совесть, смущенная грехом, молит о благодатном прощении и мире, здесь душа незнающая в мире другой опоры для себя кроме Бога, в чаянии помощи Его дает Ему свои простодушные обеты; здесь рабочая рука, сама себе вырабатывающая дневной кусок хлеба, поднимается к небу, призывая благословение Божие на, свои тяжелые труды; словом тут является и сказывается жизнь, сама жизнь, как она есть во всей, ничем не прикрытой деятельности, жизнь не лживая, не искуственная, не праздная, со всеми ея нуждами и задачами, со всем добром и злом, со всеми радостями и печалями.
   Благодарение Богу, что еще горит на Руси этот священный огонь, освящающий и согревающий душу народа; что еще не угашен он ветром вольнодумства, волнующаго ум нашего времени, не подавлен искусственным усложнением современной жизни.
   III. Припоминая многочисленныя чудотворения от многочисленных икон Богоматери, существующих на Руси, в душевном восторге невольно восклицаешь: как милостива к нашей Руси православной Царица небесная, — как сильно Она покровительствует роду христианскому! Поэтому и мы недостойные «не умолчим никогда, Богородице, силы Твои глаголати. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе; Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (Троп. Богор.). Аминь. (Cост. Г. Д-ко по «Слов. и реч.» Иоанна, еписк. смол. и проп. прил. к «Руков. для с. паст.» за 1891 г. Июль).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря




Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS