Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц июнь. Девятнадцатый день.

02.07.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Св. апостол Иуда.

(О вечных мучениях).

   I. О св. ап. Иуде, память коего совершается ныне, церковный историк Никифор пишет: «божественный Иуда, не искариотский, но другой, котораго также звали Фаддеем и Леввеем, сын Иосифа, брат Иакова, сброшеннаго с крыши церковной, уловил сетию св. евангелия сначала Иудею, Галилею, Самарию, Идумею, потом города Аравии, Сирии и Месопотамии; напоследок пришел в гор. Едес, принадлежавший царю Авгарю, и где другой Фаддей, один из 70-ти апостолов, проповедывал Христа еще прежде него».
   По преданию известно еще, что ап. Иуда проповедывал евангелие и в Персии, откуда написал соборное послание к верующим, краткое, но назидательное, в котором он предохраняет от лжеучителей и угрожает, что как было с Содомом и Гоморрою, «так точно будет и с сими мечтателями, злословящими то, чего не знают, ропотниками, ничем не довольными, поступающими по похотям своим (нечестиво и беззаконно); уста которых произносят надутыя слова»; «это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа», говорит апостол, «безводныя облака, носимыя ветром, осенния деревья, безплодныя, дважды умершия, исторгнутыя, свирепыя волны морския, пенящияся срамотами своими, звезды блуждающия, которым блюдется мрак тьмы на веки»... Св. ап. Иуда далее пишет в своем соборном послании, что Господь, не пощадивший и ангелов, накажет всякаго грешника, не старающагося исправить жизнь свою.
   Св. ап. Иуда скончался мученически в Месопотамии (около 30-го года по Р. X.), он был распят на кресте; место погребения его осталось неизвестным.
   II. Обратим внимание, братия мои возлюбленные, на те страшныя угрозы грешникам вечными мучениями, которыя в пророческом духе изречены в послании св. ап. Иуды, и побеседуем в настоящий раз «о вечных мучениях грешников в аду».
   Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимаго, и посмотрите там на заключеннаго горящаго в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышняго тремя страшными стрелами и наносит ему три страшныя раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.
   а) Первая стрела гнева Божия — это живое воспоминание протекшей жизни, — воспоминание горькое, которое производит еще более горькое, но безполезное раскаяние. Нераскаянный грешник никогда не забудет грехов своих! И вечно они будут мучить его совесть, вечно он будет в них раскаяваться, но без пользы, вечно будет он лить слезы, но оне уже не омоют грехов его: нет! оне еще более будут разжигать пламень мучения... Во аде нет места покаянию: заключилися уже двери царства небеснаго и будут заперты во веки веков! Бедная душа грешная! Что ты такое сделала, что ты мучишься так страшно? В чем ты согрешила, что мучишься тут вечно? — «Я вкусил каплю меду и вот за это мучусь вечно!» говорит грешник. Эти пиры и ликования, эта нечистая плотская любовь, игры и потехи — что это было как не капля меду? А эта сатанинская радость, когда я видел ближняго в несчастии, когда я мстил ему, поносил его из зависти и по злобе — что это было, как не капля меду! И все эти богатства, ради которых я обременил совесть мою безчисленными обидами, делами беззаконными — ведь все это было только капля меду! И слава, и знатность, и честь и покой, все, чем наслаждался я без страха Божия, — все, все было капля меду, да и то смешаннаго с отравой, с суетами и болезнями! Да если бы и вся жизнь моя протекла лишь в счастии земном, — что все это в сравнении с вечным мучением? — Одна капля меду, ничто, «яко день вчерашний, иже мимо иде!.».
   Кто дал бы мне теперь хоть одну минуту для покаяния! Но нет уже «времени»: оно окончилось; теперь настала «вечность», и вечно я буду плакать без пользы. Но это только первая стрела гнева Божия, поражающаго грешника.
   б) Вторая стрела, это — самая мука адская. «Соберу на них злая», угрожает Бог грешникам (Второз. 32:20). Собрание, соединение всех зол, всех бед и мук вместе — вот состояние мучимых во аде! Все виды скорбей собраны в одиу чашу, все пламени огня неугасимаго соединены в один пламень, все муки вечныя — в одной муке! Мучение вечное — без ослабы, без конца! Отче Аврааме, взывает евангельский богач, ты отец милости, окажи милость мне, горящему в огне неугасающем! О, пошли этого счастливца Лазаря, чтобы омочил он конец перста в воде и прохладил язык мой пламенеющий. — И что же говорит ему Авраам? — Нет, чадо мое, ты все получил уже в жизни твоей, не ожидай более ничего.
   в) Третья стрела гнева Божия, уязвляющая сердце грешника, это — желание без надежды, желание Бога, без надежды на Бога! Видал ли ты когда-нибудь волны морския, которыя устремляются на берег, будто хотят затопить всю землю собою, но потом, ударившись о скалы, разбиваются на тысячу брызг и с пеною возвращаются назад? Вот также устремляться будет и душа грешника к общению с Богом, но встретив сердце Божие, точно скалу твердую, будет разбиваться от болезни лютой! Желать Бога всегда и не надеяться увидеть Его никогда — да это такое мучение, которое мы и объяснить не можем! Подумайте только, что если бы прекраснейшее и святейшее лицо Божие на одну лишь минуту сокрылось от очей праведных, то самый рай стал бы для них адом; и если бы оно на одну лишь минуту показалось мучимым во аде, то самый ад стал бы раем. Подумайте, если бы грешники имели надежду когда нибудь увидеть лице Божие, то мучение миллионов веков показалось бы им ни за что! Каково же их мучение, когда они будут вечно желать без надежды узреть лице Божие!
   III. Братия! Будем помнить вечную муку, дабы избегнуть ея. В древния времена, один св. отшельник терпел искушение от плоти; вот раз диавол и представил ему подобие женщины, чтобы его скорее на грех соблазнить. Что же отшельник сделал? Он протянул палец на огонь горевшей свечи, а как не мог вынести страданий, то тотчас же отдернул руку и сказал сам себе: «если я не могу вытерпеть одной минуты, чтобы мой палец горел на огне, то как-же вытерплю я муку вечную, когда буду гореть весь телом и душею в пламени геенны? Иди от меня, сатана!» — И тотчас женщина исчезла, отшельник победил плоть, посрамил диавола, избежал греха, спас душу... О, если бы и каждый из нас, когда будет его искушать плоть, мир или диавол, говорил сам себе: «ведь за то, что я делаю, мне придется мучиться во аде; мучиться вечно», — подумайте: что была бы тогда за охота грешить? Нет! повторяю: не будет мучиться тот, кто помнит муку вечную. Но многие ли помнят о ней?.. (Извлеч. в сокращ. из «Поучит. слова» святителя Илии Минятия, сн. № 109 «Троицк. листк.»). 

Поучение 2-ое. Преподобный Паисий Великий.

(В чем должна выражаться родительская любовь к детям?).

   I. Преподобный Паисий, память коего ныне, живший в Ѵ40; веке, был родом из Египта, сын богатых и благочестивых родителей, щедро благотворивших всем нуждающимся. Еще будучи отроком он лишился отца и жил под надзором матери, которая из семи сыновей своих любила в особенности Паисия, как младшаго по возрасту. Мать Паисия часто задумывалась о том, что ждет ея сына в жизни. Однажды ночью во сне явился ей ангел и сказал: «Бог, Отец сирот, послал меня к тебе. Зачем ты печалишься, заботясь о своих детях? Не ты одна заботишься о них, но и Бог; оставь печаль и посвяти на служение Ему одного из сыновей твоих». — «Все дети мои принадлежат Богу», отвечала мать, «и если который из сыновей угоден Ему, пусть Он возьмет его». Тогда ангел, взяв за руку Паисия, сказал: «вот этот угоден Богу». — «Лучше возьми кого-либо из старших сыновей, которые смышленее», просила мать. «Разве не знаешь ты», возразил ангел, «что сила Божия является и в немощах, а поэтому Бог избрал младшаго сына твоего, как более способнаго ему угодить». С этими словами ангел стал невидим. На утро мать Паисия принесла усердную молитву Богу, затем она просила принять Паисия в церковный клир. Просьба ея была исполнена, и Паисий стал усердно исполнять возложенныя на него обязанности. Достигнув юношеских лет, Паисий сделался иноком и прославился святостию жизни и даром прозорливости и чудотворений.
   II. Из этого разсказа, вы, братия, ясно можете видеть, в чем вы должны выражать любовь свою к детям.
   а) Вы вполне обнаружите таковую, если с первых лет жизни детей своих будете заботиться не о том только, чтоб они были сыты, не об одном только телесном здоровье и благополучии их, но главным образом должны заботиться о духовном благе детей своих, — о том, чтобы вселить в души их истины Христовой веры и благочестивой жизни. В первыя лета, когда дети еще не вполне овладеют ясностию сознания и понимания окружающаго их мира, они зорко присматриваются к действиям других и стараются подражать им. Посему, в эту пору вы старайтесь, братие, действовать на детей своим добрым примером. Когда вы молитесь: утром ли, возстав от сна, пред и после пищи, вечером, — всегда молитесь с глубоким благоговением, так как такая молитва не только приятна для Бога, душеспасительна для вас, но и для малых птенцов ваших, которые несомненно следят за вами в это время и поучаются.
   б) Но еще более вам, отцы и матери, нужно внимания к себе, к своим действиям, когда дети ваши подрастут, станугь понимать все окружающее их. Зная восприимчивость детской природы, зная их наклонность подражать старшим, берегитесь всего порочнаго и худого, так как все это может развращающим образом подействовать на душу детей ваших. Напротив, зная, что дети вам подражают, ведите себя так, чтобы они переняли и усвоили от вас одно только доброе и полезное для души своей. Почаще ходите в храм Божий к богослужению и водите с собой детей. Богослужение имеет великое и спасительное действие на душу: душа наша может исполниться умиления и благоговения пред Богом при одном общем взгляде на общественное богослужение, где множество народа соединяется в своих мыслях, чувствованиях, желаниях и действиях: единодушно, едиными усты славит Бога (Римл. XV:6), и где каждый, назидаясь благочестием других, сам назидает также других. Еще более, можно надеяться, все это может подействовать на восприимчивую душу детей и при частом посещении богослужения мало-по-малу вызовет у них незаметно для них же самих благоговейный страх и любовь к Богу.
   в) При всем этом знайте, бр., и то, что одной доброй и примерной жизни вашей недостаточно для того, чтобы дети сделались богобоязненными, полюбили добро и благочестие. Для этого необходимо присоединять родительские советы, разъяснения и наставления. Да это не замедлят потребовать от родителей и сами дети. Кому не приходилось слышать от любознательных детей нескончаемых вопросов: зачем, почему, для чего? Это ясно показывает, что они нуждаются в разъяснении, в сознательном усвоении окружающих явлений и действий человеческих. А чтобы дать родительский совет и наставление, для этого не требуется особенных каких нибудь знаний; нужно только иметь чистую веру в Бога, и вы все можете объяснить детям, что только нужно для блага души их. Первую, напр., родительскую беседу с детьми можно начать с того, почему вы молитесь Богу и почему нужно молиться Ему? Ответить на этот вопрос дитяти может всякий верующий христианин: молимся мы потому, он скажет, что Бог наш Творец, и жизнь наша во власти Его. Он подает нам все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище и все может сделать для нас, чего бы ни попросили мы, только попросили бы с добрым намерением и усердием. Сказав это, каждый отец даст, таким образом, дитяти понятие о Боге, как нашем Творце, Промыслителе и Подателе всякаго блага. Вместе с этим каждый отец должен сказать дитяти и о наших отношениях к Богу: если Бог так всемогущ и вместе с тем так милостив к нам, то мы должны благоговеть пред Ним, любить Его, а любить Его тогда мы будем, когда будем исполнять все Его повеления, во всем поступать хорошо, жить по правде, любить других, как самого себя.
    Но разве может дитя все это понять и усвоить? возразите вы. Оставьте, бр., этот взгляд на детей; они многое скорее и лучше нас могут понять и усвоить: имея чистый, неомраченный никакими предразсудками и суевериями ум и доброе мягкое сердце, они свободно и легко могут воспринять и небесныя истины. На этом основании Сам Спаситель не возбранял приводить к Нему детей слушать Его Божественное учение. Он так говорил Своим ученикам: «оставите детей приходити ко Мне, и не браните им: таковых бо ест царствие Божие. Аминь бо глаголю вам; иже аще не приимет царствия Божия, яко отроча, не имать внити в не» (Лук. 18:16, 17). Видите ли, Спаситель дает даже преимущество детской вере, как более чистой и святой, и ставит ее в пример для нас взрослых. Само собою понятно, что для пробуждения у детей с ранних лет религиозных чувств веры и любви к Богу и людям, нужно беседовать и напоминать им о Боге, как можно чаще, при всяком представившемся случае.
   г) До каких же пор родители должны проявлять свою заботливость о детях, чтобы и словом и делом вразумлять их и наставлять в вере Христовой и добрых делах? Истинная любовь родительская должна побуждать их при всяком представившемся случае давать такия вразумления и наставления детям, хотя бы последние сделались взрослыми. Но не так, нужно сознаться, ведется у нас, в наших семействах. Как только подрастут дети, станут способными к самостоятельному труду, многие родители считают уже неловким сделать им замечание, вразумление и наставление: «не маленькие, говорят, имеют уже свой ум». А как дети их веселятся, где проводят свободные праздничные дни и часы, об этом считают даже лишним подумать. Молоды, разсуждают чадолюбивые отцы и матери, молоды еще дети, пусть погуляют. И гуляют дети — сыновья и дочери, гуляют где и с кем вздумается, и делают потому великия ошибки в жизни. По доверчивости и неопытности, они часто заводят знакомства с людьми не добрыми и нравственно-развращенными, научаются от них всему злому и порочному и делаются крайне легкомысленными, за что горько платятся в жизни. Виноваты тут своевольныя дети, но не правы и равнодушные к их поведению родители. И взрослых сыновей и дочерей своих родители не должны оставлять без присмотра, без совета и наставления.
   III. Итак, бр., истинная родительская любовь к детям требует от вас постоянной и неуклонной заботливости не о внешнем только благополучии детей своих, но главным образом о том, чтобы вселить в них с первых лет жизни дух веры и благочестия и потом во всю свою жизнь с ними постоянно поддерживать, развивать и укреплять его своими советами, наставлениями и добрым примером. И тогда то дети ваши доставят вам истинную отраду и утешение. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. к журн. «Руков. для сельск. паст.» 1891 год, ноябрь).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS