Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц июнь. Одиннадцатый день.

24.06.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Св. ап. Варнава.

(О дружбе).

   I. Св. апостол Варнава, память коего совершается ныне, принадлежит к числу 70-ти учеников Христовых. Св. Варнава отправлен был своими родителями в Иерусалим к знаменитому в то время учителю Гамалиилу, и у него воспитывался вместе с св. ап. Павлом, тогда носившим имя Савла. Юноши: Иосия (так прежде назывался Варнава) и Савл, лучшие ученики перваго в свое время законоучителя, одаренные богатыми способностями, оба ревностно искавшие просвещения, учась вместе, не могли не соединиться между собою тесною дружбою. Но по выходе из школы, Богу угодно было вести их разными путями. Савл долго оставался ревнителем отеческих преданий (Галат. 1:13, 14). Напротив, Иосия гораздо ранее познал Господа и уверовал в Него. Говорят, что дружба двух учеников продолжалась и по выходе из школы. Св. Варнава часто виделся с Савлом в Иерусалиме и всячески убеждал его обратиться к евангелию. Когда же Господь чудесно обратил Савла, Варнава привел его к апостолам и представил, как усерднаго проповедника евангелия.
   II. По поводу св. дружбы ап. Варнавы с ап. Павлом побеседуем, братия, о христианской дружбе, которая в настоящее время стала, к глубокому прискорбию, весьма редка.
   а) А между тем неисчислимы блага от истинной дружбы. Счастлив человек, имеющий истиннаго друга. Сын Сирахов говорит: «верный друг крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг — врачество для жизни» (Сир. 6:14-16). Подобное говорится в русских присловиях: «не имей ста рублей, а имей сто друзей. — Доброе братство милее богатства. — Друг денег дороже». Действительно, услуги вернаго друга неоцененны. Так, впадаешь ли ты в беду и горе? верный друг постарается выручить тебя из беды, подобно тому как Ионафан выручил друга своего Давида; верный друг не пожалеет своего спокойствия, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положение; верный друг, если не делом, то добрым советом, поможет тебе: ведь и добрый совет ко времени дороже золота; верный друг «одним участием» своим облегчит твое горе. Тяжело бывает горе, когда некому его высказать, не перед кем его выплакать, — но оно вполовину облегчается, или совсем исчезает, если есть близкое к нам существо, перед которым мы можем излить наше сердце и в сочувствии котораго мы не сомневаемся. (См. кн. «Очерки хр. жизни», прот. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костр.).
   б) Вот что такое дружба, и однако примеры дружбы, истинной, а не призрачной, — что держится до первой лишь размолвки — так редки.
    От чего это? — Не от чего, как от упадка в нас веры и благочестия. Ибо, согласитесь, — какой можно ожидать верности от человека, для котораго нет ничего святого на земле? Какого ждать уважения к святости дружбы от того, кто не привык никого и ничего уважать на свете и кто стоит только на своих лишь личных интересах, — каково между тем большинство людей в наше время? Дружба — это высшая степень любви. А среди нас и обычная-то любовь, всем от Христа заповеданная, насколько имеет места! Что же удивительнаго, если товарищество и ныне между нами процветает и — еще как! — а дружбы нет, и не видно и не слышно? ИИравда, зваться друзьями, и ныне многие зовутся; но это или «- застольные друзья», которые когда тебе счастливится, то они второй ты, а — падешь, они же «против тебя, и спешат», по слову мудраго, «скрыться от лица твоего» (Сир. 6:10 и д.), или — друзья только на худое.
   То друзья — не друзья, а враги. «Искренний друг, говорит св. Максим, тот, кто в скорби, нужде и несчастии и во время искушения ближняго терпит с нами оныя, как собственныя, неизменно и великодушно». («Олюбви»).
   в) Но если истиннаго друга так трудно найти, то как же надо дорожит другом, если такой уже найден и есть у кого! — «Друга ищи, а найдешь, — береги», заповедь наших дедов. «Не покидай стараго друга», говорит премудрый Сирах. (Сир. 9 гл.). «Своего друга и друга отца твоего не оставляй», учит Премудрый (Притч. 27:10). Впрочем, надо заметить и то: если кому откроется надобность в разрыве дружбы, то надобно всегда это устроять так, чтобы разрыв последовал, на сколько возможно, без ссоры, без оскорблений, по дружески же. Почему знать: может быть твой друг лучше измениться пожелает, чем потерять твою дружбу? — Прекрасное на этот раз наставление дает нам, братия, преподобный Максим: «не будь скор на отвержение духовной любви. Кого вчера почитал за духовнаго брата и за добродетельнаго, не считай сегодня порочным и злым. Но, долготерпя любовию, вспомни вчерашния добрыя твои о нем суждения и отложи от души сегодняшнюю ненависть» (Нрав. Богосл. Платона преосвящ.).
   III. Всячески же, — есть ли у кого друзья по сердцу, или нет, будем, братия, помнить, что у каждаго из нас есть «Друг на небе», Друг единственный, несравненный и неизменный, Господь наш И. Христос. «Вы друзи Мои есте» (Его собственныя слова), — «аще творите, елика Аз заповедаю вам» (Иоан. 15:14).
   Кстати: вот и указатель вам, с кем можно, а с кем нет, заводить дружбу. Кто готов вместе с тобой благоугождать Господу Иисусу исполнением заповедей Его, с тем дружись. А кто не имеет к тому влечения и расположения, тот не может быть твоим другом. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источн.).

Поучение 2-е. Св. апостол Варфоломей.

(О лести).

   I. Святый апостол Варфоломей, память коего ныне, в евангелии называемый Нафанаилом, отличался прямым и открытым характером. Он говорил то, что чувствовал. Сам Иисус Христос засвидетельствовал это. Это было так. Только что Иисус Христос начал Свою проповедь, к Нему стали стекаться ученики. Явились два брата Андрей и Петр, — потом последовал за Христом Филппп. Филипп встретил Нафанаила и говорит ему: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». Нужно знать, что Назарет и вообще вся область Галилейская были в презрении у иудеев от того, что там находилось много язычников. Нафанаил был такого же понятия о Назарете, и говорит Филиппу: «разве из Назарета может быть что нибудь доброе?» Он сказал, что чувствовал. «Приди и посмотри», сказал ему Филипп. Пошли они к Иисусу Христу. Издалека увидал его Христос и, указывая на него, сказал: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». — «Почему ты меня знаешь» спросил Нафанаил. «Прежде нежели позвал тебя Филипп, Я видел тебя, когда ты был под смоковницею» сказал Господь. Под смоковницею вероятно происходило что либо особенное с Нафанаилом. Он был поражен этим всеведением Господа и воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Какой быстрый переход от сомнения к вере, и с каким твердым убеждением высказывается эта вера! Спаситель одобрил его за это и обещал ему великия блага. «Ты веришь, потому что Я сказал тебе, что видел тебя под смоковницею; увидишь более сего, отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». С этих пор Нафанаил сделался неотступным учеником Иисуса Христа, а по вознесении Христа на небо неумолкаемым и ревностным проповедником Его учения, а за тем и мучеником. Вот чего удостоился Нафанаил за прямой и открытый характер свой, и за искреннею веру свою!
   II. Хорошо говорить то, что есть на душе — в уме и сердце, говорить то, что чувствуешь и думаешь. Тут человек не двоится, не говорит против себя, — он себе не противоречит, своими суждениями и речами никого в обман не вводит. Если что он находит неправильным и незаконным, он прямо скажет, что это неправильно, скажет всякому, кто бы он ни был, — не убоится и лица, облеченнаго властию. Если же что по его мнению законно и заслуживает похвалы, ничем нельзя заставить его похулить то, разве когда сам убедится в своей ошибке и переменит свои мысли о том, — до этого же времени он будет тверд и неизменен в своих суждениях. К несчастию в нынешнее время многие поступают иначе. Они думают так, а говорят по другому, — с вами они об известном предмете, об известном лице такого мнения, а в другом месте с другими лицами они высказывают мнения другия. В глаза хвалят, а за глаза осуждают, — одобряют то, что в душе считают недостойным одобрения; — преклоняются пред тем, и говорят льстивыя речи тому, кого заочно в мыслях своих считают человеком недостойным ни малейшаго уважения, — приписывают ему в глаза такия качества, каких на самом деле за ним не признают. Кто замечает в себе подобный недостаток, всеми мерами должен стараться искоренить его в себе, если желает быть служителем Христовым, и достойно носить имя Его.
   а) Христос — Учитель наш есть Истина, и нам внушает всегда говорить одну истину. Кто же говорит не то, что чувствует и мыслит, тот не по истине ходит, тот лжец и подражает не Христу, а врагу Его диаволу, который есть лжец и отец лжи. Он первый солгал и высказал первым людям не то, что думал и знал. Он знал, что они умрут, если вкусят запрещеннаго плода, а говорил другое, что будут, как боги, значит будут жить вечно. Так поступает и всякий льстец. Он тоже лжет и обманывает. Он может быть и таким же губителем других. Вместо того, чтобы сказать слово правды человеку, и тем благотворно подействовать на его душу, неисправнаго исправить, увлеченнаго и обольщеннаго вразумить и на путь добрый обратить, он чрез свою лесть еще более укореняет его на худом пути, поощряет его к худой жизни. «Меня хвалят», разсуждает выслушивающий льстивыя речи, «стало быть, я еще не так худ, чтобы много безпокоиться о себе, можно оставаться и таким, каков сейчас», и остается.
   В житии святого Кассиана Римлянина разсказывается: когда преп. Кассиан и друг его Герман ходили по пустыням, чтобы поучиться у отшельников жизни святой, то случилось — в одном месте от одного старца Пафнутия услышали похвалу себе за те лишения, которыя они переносили в страннической жизни своей. Что же странники ответили ему? «Ты нам скажи не то, что может привести нас в надмение и гордость, а то, из чего бы мы могли научиться сокрушению и смирению». И так если и слова заслуженной похвалы говорить другому в глаза не полезно, и даже вредно, — то сколько зла может произойти из того, когда говорят слова хвалы не заслужившему ее, заслужившему наоборот слова осуждения, порицания.
   б) Часто льстят низшие высшим, подчиненные начальствующим из за личных выгод своих, чтобы взойти в расположение и любовь их. Какая и эта низкая лесть! Любовь нужно заслуживать не льстивыми словами, не подслуживанием, а строгим отношением к долгу своему, строгим исполнением обязанностей своих, словом: стараться вести себя так, чтобы всем поведением своим, особенно любвеобильным отношением ко всем, быть достойным любви одинаково и низшаго и высшаго. Любовь приобретается любовию больше и прежде всего.
    Часто льстят благотворителям, богатым за благодеяния, полученныя от них, чтоб и в будущем не лишиться любви и расположения их. Но зачем и здесь кривить душею своею и злоупотреблять словом своим? Хотите возблагодарить их, лучше молитесь за них, — хотите новыя милости, новую помощь получить от них, старайтесь заслужить все это добрым поведением своим, употреблением «на пользу себе» получаемаго от них.
   III. «Мужа льстива гнушается Господь», говорит Псалмопевец. «Господь истребит все уста льстивыя», говорит он же. Вот что будем помнить. Итак будем «хранить уста свои от лести», как говорит ап. Петр. Будем «говорить кийждо истину ко искренному своему». Если же нет нужды говорить, или безполезно говорить, то запечатлеем уста свои, молчание наложим на них, и ни в каком случае не решимся говорить слов лжи, низкой лести. Будем помнить, что мы ученики Учителя истины, и призваны к истине. Только истину говорящих любит Господь, как за это возлюбил Христос и апостола Варфоломея, молитвами котораго и да помилует Он всех вас. (Сост. по №23 журн. «Кормчий» за 1895 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS