Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц июнь. Шестой день.

19.06.17 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-ое. Преп. Виссарион Египетский.

(Отчего мы ныне так мало видим чудес?)

   I. В самых молодых летах преп. Виссарион, память коего совершается ныне, посвятил уже себя всецело на служение Богу. Посетив многих великих подвижников пустыни, он проникся духом их и сам отрешился от всего мирского; скитался по горам и пустыням, не имея не только постояннаго крова, но даже редко останавливаяс и под чужим кровом. Дни и ночи проводил он в молитве и удостоился от Бога дара великих чудотворений. Однажды, молитвою и крестным знамением превратил горькую морскую воду в пригодную для употребления, чтобы утолить изнемогавшаго от жажды своего ученика. Молитвою низводил пр. Виссарион дождь во время засухи, переходил через реки, как бы по земле, исцелял больных.
   При крайней строгости к самому себе, он был полон снисходительности к другим. Однажды, когда один впавший в согрешение инок был наказан запрещением стоять в храме вместе с братиею, то Виссарион вышел из храма вместе с осужденным иноком, говоря: — «и я грешник».
   Убедительно наставлял он всех неусыпно бодрствовать и быть на стороже против искушений, воздвигаемых злым духом, предупреждая, что эти искушения постигают человека внезапно, особенно в то время, когда душа его находится в мирном, спокойном и потому как бы в беззаботном состоянии...
   Преп. Виссарион, подвизаясь неуклонно до глубокой старости, скончался в конце V века.
   II. При разсказе о поразительных чудесах препод. Виссариона невольно приходит на мысль вопрос: отчего мы ныне так мало видим чудес?
   а) Одна из причин, по которым чудеса бывают невидимы, находится в самих чудотворцах. Истинные чудотворцы не любят показывать чудеса свои. Сам И. Христос, Глава и совершеннейший образ чудотворцев, Который для того и пришел на землю, чтобы чрез Него человеки познали спасительно чудодействующую силу Божию; — и Он однако не столько, по-видимому, открывал, сколько сокрывал Свою чудодейственную силу. Исцелил прокаженнаго: и тотчас «глагола ему Иисус: виждь никому же повеждь» (Матф. VIII:4). Воскресил дочь Иаира, и когда родители дивились, и готовы были прославлять Его, — «Он же повеле има никому же поведати бывшаго» (Лук. VIII:56). Преобразился на Фаворе во славу, пред тремя только избранными учениками: но и сим «сходящим с горы заповеда Иисус глаголя: никому же поведите видения, дондеже Сын человеческий из мертвых воскреснет» (Матф. XVII:9).
    Для чего такая скрытность? — Для того, чтоб, по Его притче, «не метать бисера пред свиниями» (Матф. VII:6), чтобы святыя дела Божии не были оскорблены нечистыми и хульными устами грешников или попраны презрением невежд; — для того, чтобы нам оставить образ не вдаваться славе человеческой, опасной для добродетели. Этой премудрой и святой скрытности чудодействующаго Богочеловека, и по долгу, и по страху искушения, последуют все чудодействующие люди — св. угодники Божии во все времена, во всем мире. Итак, хотя чудеса совершаются и в наше время, ибо Бог всегда один и тот же и человек во все времена нуждается в сверхъестественной, т.-е. чудесной, помощи Божией, но тем не менее не все чудеса видимы нами.
   б) Другая причина, по которой чудеса не только не бывают видимы, но и совсем не совершаются, есть неверие, или маловерие — или тех, которым надлежадо бы совершать их, или тех, для которых бы они совершались, или тех и других вместе. Сказано, что «вся возможна верующему» (Марк. IX:23); чрез это сказано и то, что маловерному мало возможно, а неверующему невозможно ничего такого, для чего нужна мощь, высшая человеческой. Однажды апостолы не могли изгнать беса. «Почто мы не возмогохом изгнати его?» вопрошали они Господа. «Иисус же рече им: за неверствие ваше» (Матф. XVII:19. 20). Но, что еще удивительнее, и всесильный Господь Иисус, пришел некогда во отечествие Свое, «не сотвори ту сил многих, за неверство их» (Матф. XIII:58). Не ужели и всемогущество изнемогает против неверия? Нет! Оно всегда остается всемогуществом: но или ожесточенное сердце не приемлет благодатной силы, подобно как грубый, неблагородный камень не приемлет в себя света; или святая сила, по милосердной предосторожности, не прикасается к недостойному, как огнь — к соломе, чтобы она в нем не исчезала.
   в) Эти общия разсуждения о чудесах обратите, если угодно, в особенности на наше время, и на себя самих.
   От чего мы не видим чудес? — Не видим чудес, или редко видим их, или потому, что они скрываются от нас, как недостойных доверенности, или потому, что и не совершаются по нашему неверию или маловерию.
   Как чудодействовать над нами «молитве», когда молитва нашаи кратка, и холодна, и невнимательна, и не столько по вере и сыновней любви к Богу, сколько по некоторой невольной покорности закону Его приносится?
   Как чудодействовать над нами «слову духовному», когда сердце наше, как одичавшая нива плевелами, тесно засеяно и зарощено словами суеты, желаниями плоти, помыслами беззакония?
   Как чудодействовать над нами «таинствам», если мы приступаем к ним только по неизбежной необходимости, без тщательнаго предварительнаго очищения, без пламеннаго стремления к соединению с Богом? Апостол Павел, обличая коринфян в недостойном причащении Тела и Крови Христовых, заключает: «сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и усыпают довольни» (Кор. XI:30), то есть многие поражаются внезапною смертию за оскорбление святыни. Мне кажется, для многих из нас и то уже есть чудо милосердия Божия, если в подобных случаях подобныя казни нас не постигают.
   III. Прибегнем, братия, к чудодействующему непрестанно во спасение наше Господу, и каждый о всех, и все о каждом, воззовем к нему со апостолами: «Господи, приложи нам веру» (Лук. XVII:5). И потом уже с Давидом: «сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся, яко Ты, Господи, помогл ми и утешил мя еси» (Псал. LХХХѴ40;, 17). Аминь. (Сост. по Ч. М. и проп. Филарета. митр. моск., т. II. изд. 1874 г. с дополн.).


Поучение 2-е. Преподобный Иларион Новый.

(Соответствует ли наша жизнь тем именам, которыя мы носим?)

   I. Преподобный Иларион Далматский, память коего ныне, родился в 775 г. и называется «Новым» в отличие от Илариона великаго, подвизавшагося ранее его (в IV веке). На двадцатом году жизни он оставил дом родительский и удалился в Далматскую обитель, где пробыл десять лет в послушниках, работая в монастырском саду. При этом занятии он не оставлял и иноческих подвигов; «часто читая житие Илариона Великаго, он старался подражать этому подвижнику в посте и молитве». Игумен обители посвятил Илариона в священники, хотя он по своему смирению и не желал этого сана. Иноческие подвиги Илариона обратили на себя внимание всей братии, так что, когда умер игумен, на его место решили избрать Илариона. Преподобный сначала отказывался и только по увещаниям Константинопольскаго патриарха Никифора принял игуменство и впродолжение восьми лет управлял обителью. Когда возникла ересь иконоборческая, преп. Иларион выступил ревностным защитником православия и почитания св. икон; за это много принял истязаний и был приговорен к заточению на один из островов Мраморнаго моря, где он и жил все время, пока господствовала ересь. Императрица Феодора, возстановив иконопочитание, возвратила из ссылки и преподобнаго Илариона. Он вернулся в Далматскую обитель и скончался в 845 году, 70 лет от роду.
   II. Вот на что обратим внимание, братие! Препод. Иларион новый, как вы слышали, весьма часто читал житие св. Илариона Великаго и старался подражать сему подвижнику, имя котораго носил он, в посте и молитве. А наша жизнь, соответствует ли тем именам, которыя носит каждый из нас? Все мы, слушатели, называемся христианами; затем у каждаго из нас есть собственнное имя, данное нам в св. крещении. Посмотрим же, соответствует ли жизнь наша этим высоким названиям и не напрасно ли некоторые из нас носят эти имена?
   а) Мы называемся христианами и потому в нас должны быть те же чувства, которыя во Иисусе Христе (Филип. 2:5). А Иисус Христос не имел в сердце ни гордости, ни любостяжания, ни зложелательства. Он смирил Себя до того, что потерпел самую позорную смерть крестную за спасение нас грешных. Будучи владыкой неба и земли, Он не имел на земле пристанища. Любовь Его, даже ко врагам, простиралась до того, что Он молился на кресте за них. Есть ли в нас, слушатели, хоть какое-нибудь подобие этих высоких добродетелей? Величаться собою, хвалиться своими поступками, презирать людей себе подобных, — не безумство ли человеческое? Собирать достояние и прямыми и ложными путями, собирать без нужды с обидою ближняго — свойственно ли христианину? Можно ли в человеке узнать христианина, когда он питает вражду и злобу к своему ближнему? Соответствуют ли имени христианина все подобные поступки? Пусть совесть каждаго решит этот вопрос.
   б) Кроме общаго названия христианина есть у каждаго из нас имя собственное. Имена эти взяты или из мира св. ангелов, или от подобных нам людей, которые путем правды и благочестивой жизни достигли вечнаго блаженства. Для чего же даются нам эти названия и к чему они нас обязывают? Называя нас именем какого-нибудь ангела или св. человека при крещении, св. церковь поручает нас надзору и руководству того, чье имя нам дается. Святый, избранный церковию, становится наставником и помощником в нашей жизни и ходатаем нашим пред Богом; ему же обязываемся и подражать в жизни своей. Теперь спросим свою совесть, как мы относимся к именам тех святых, которыя даны нам при святом крещении? Стараемся ли подражать им своею жизнию? Или нет — знаем ли мы хотя жизнь святого, имя котораго носим? Просим ли мы их молитв, как велит св. церковь, каждодневно, или хоть даже раз в году, почтим ли память своего ангела хоть например посещением богослужения?... У многих из нас во дни именин уходят деньги немалыя на угощение родных и друзей, а не достает средств поставить свечу пред иконою святого, имя котораго носим. Чего ожидать от нас при таком образе жизни?
   III. Да не будет этого, слушатели, — будем стараться подражать жизни того святого, имя котораго получил каждый из нас при святом крещении. Да будет у каждаго из нас по имени и житие! За такую жизнь Господь имя каждаго из нас напишет в книгу жизни, и мы получим место в церкви первородных на небеси написанных. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. к журн. «Руков. для сельск. паст.» 1885г., май).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS