Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц январь. Первый день.

14.01.18 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Обрезание Господне.

(Назидательные уроки из праздника Обрезания Господня: а) значение имени Иисус; б) мы должны совершать над собою духовное обрезание).
   I. Обрезание, это священнодействие ветхозаветной церкви, бывшее прообразованием христианскаго таинства св. крещения (Кол. II:11-12), совершалось у иудеев над осьмидневными младенцами мужескаго пола и служило знамением вступления в ветхий завет с Богом со времени Авраама, отца верующих, котораго Господь со всем многочисленным его потомством избрал для сохранения и распространения ветхаго завета (Быт. XVII. 14; Лев. XII. 2-3). Печатию этого знамения служило имя, которое давали младенцу при обрезании. Иисус Христос, происшедший по плоти из племени Авраама, был также обрезан в настоящий день, – осьмый по рождении Своем, и назван Иисусом – тем именем, которое предвозвещено было пресвятой Деве Марии архангелом Гавриилом, когда он благовестил Ей тайну воплощения и рождения от Нея Сына Божия (Лук. I. 31; II. 21).
   II. Извлечем для себя, возлюбленные братия, из ныне празднуемаго св. церковию события назидательные уроки.
   а) При обрезании воплотившагося для нашего спасения Сына Божия дано Ему имя Иисус. Что означает имя Иисуса? Спасение. Какое? – Всякое, духовное и телесное, временное и вечное, видимое и невидимое. От каких зол не страдает падший род человеческий! Страдает от тьмы в уме, от злости в воле, от нечистоты и томления в сердце, от болезней и смерти в теле. Все сии виды зла будут уничтожены Сыном Божиим; от всех их Он спасет людей совершенно и навсегда. Для сего именно нарекается Ему имя Иисуса, или Спасителя; ибо Он его приемлет не так, как нередко принимаются имена у нас, но чтобы осуществить его на самом деле. Посему и дано сие имя не как либо случайно, по желанию например Матери или св. Иосифа, а свыше, от ангела, еще до зачатия Его во чреве. И ангел, без сомнения, не сам измыслил его, а принял с благоговением от Самаго Владыки ангелов, из «Него же», как замечает апостол, «всякое отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. III. 15). Посему-то и «несть другаго имени под небесем, о нем же подобает спастися» (Деян. IV. 12), кроме имени Господа Иисуса; посему-то пред сим достопоклоняемым именем и должно преклоняться «всякое колено небесных, земных и преисподних; и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил:II. 10-11).
    Мы хорошо делаем, братие мои, что по чувству благоговения, не даем сего имени никому. Кто из христиан осмелится носить имя Иисуса? Но крайне худо то, что сие всесвятое и сладчайшее имя из области благоговения преходит у многих в область невнимания и забвения. Что же значат все великия имена в мире пред единым именем Иисуса? Ибо, еще повторим – верно и всякаго приятия достойно слово апостола, «яко несть иного имени под небесем; о нем же» всем «нам подобает спастися», кроме сего божественнаго имени. А когда в нем наше спасение, то как нам не любить его и не благоговеть пред ним? Любя, как не повторять его часто и с услаждением? Благоговея пред ним, как не дорожить им и не внушать к нему почтения всякому, на кого только нам возможно действовать? Древние христиане так умели усвоять себе сладчайшее имя Спасителя, что после мученической кончины св. Игнатия оно нашлось видимо отпечатленным в его сердце. Если такое совершенство превыше нашей слабости: то по крайней мере не будем походить на язычников, неведущих имени Иисусова.
   б) Обрезание Господа есть видимое начало Его крестной жертвы; ибо все прочие виды уничижения и страданий, кои будет претерпевать Он за нас во всю жизнь, составляли собою жертву безкровную, а здесь – железо и кровь, видимое предвестие гвоздей и венца терноваго.
   Видите, чем начал жизнь и действия Свои Тот, Который есть самая чистота и святость: обрезанием – Не тем ли паче нам, нечистым и оскверненным грехами, должно употреблять время, нам даруемое, на совершение в нас духовнаго обрезания, то есть, на отсечение всех богопротивных помыслов и предрассудков, на искоренение всех душетленных страстей и пожеланий, на изглаждение всех духовных и плотских скверн? В противном случае лучше было бы сократиться нашей жизни, нежели продолжаться во грехах и беззакониях. Если же она, по милосердию Господа, продолжена еще: то это знак, что там – горе ожидают нашего покаяния, ожидают давно, с тех пор как мы уклонились с пути правды и истины. Войдем же в дух и цель новаго года; поймем истинную и единственную пользу, которую мы можем извлечь из времени, не на время только, а на целую вечность; престанем искать спасения там, где никогда нельзя найти его, и обратимся к Тому, Кто затем и послан, для того и пришел во плоти, для того пролил уже ныне кровь Свою, дабы спасти всех нас. Не раз уже, а многократно в настоящий день представал Он нам с сею искупительною кровию, с Своим трогательным примером и спасением для нас. Се паки предстал и ныне, предстал для некоторых, по всей вероятности, в последний раз.
   III. Не закроем же паки очей, не отвратим слуха по прежнему; возьмем и мы нож самоотвержения христианскаго, и в духе веры о всесильном имени Иисуса, начнем обрезывать все, что в нас обрящется плотскаго и противнаго закону Божию. (Состав. по проповед. Иннокентия, архиеп. херсонскаго, Т. И. изд. М. Вольфа стр. 198–208 и др. источн.).

Поучение 2-ое. День обрезания Господня.

(О причинах, почему Господь претерпел обрезание).
   I. Господь наш Иисус Христос в восьмой день по рождестве Своем благоволил претерпеть обрезание, причем Ему наречено было имя Иисус, о котором ранее предсказано было архангелом Гавриилом Св. Деве Марии.
   II. а) I. Христос принял обрезание во-первых для того, чтобы исполнить закон, который требовал, чтобы всякий иудей был в восьмой день подвергнут обрезанию, прообразовавшему собою св. крещение в христианстве. «Не приидох», говорил Он, «разорити закон, но исполнити» (Матф. 5, И7). Он повиновался закону для того, чтобы нас повинных и подчиненных закону сделать свободными. Об этом св. апостол Павел так говорит: «посла Бог Сына Своего, бываема подь законом, да подзаконныя искупит» (Галат. ИѴ40;. 4. 5).
   б) Во-вторых, Господь принял обрезание для того. чтобы показать, что Он принял истинную, а не мнимую плоть, и тем заградить уста еретиков, которые суесловили, что Христос не принял истинной плоти человеческой, а только имел вид ея. В обрезании явлено было не воображаемое, а подлинное Его человечество. Ибо если бы Его тело было кажущимся, а не действительным, то как можно было бы совершить обрезание над кажущимся телом? С этой точки зрения св. Ефрем Сирин, беседуя о Господнем обрезании, говорит: «если Спаситель не имел действительной плоти, то кого Иосиф обрезал; но так как Спаситель имел истинную плоть, то и принял обрезание как человек, в младенчестве обагрился кровию тела Своего, как Сын человеческий и болел и плакал от боли, как это свойственно природе человеческой».
   в) В-третьих, Господь принял плотское обрезание для того, чтобы ввесть для нас духовное обрезание. Окончив плотский ветхий завет, Он положил начало новому – духовному. И как ветхий плотской человек должен был обрезывать чувственную плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевныя страсти: ярость, гнев, зависть, гордыню, нечистоту и другия греховныя пожелания.
   г) В-четвертых, Господь принял плотское обрезание для того, чтобы с младенчества соделать наше искупление. Господь, еще в младенчестве предначиная страдать за нас, изливает капли Своей крови в первые дни Своей жизни, и начинает за нас терпеть и страдать из детства, чтобы, когда возрастет в мужа совершенна, пролить за нас на кресте всю кровь Свою, для омовения грехов всего мира. Жизнь человеческая полна трудов, которые начинаются утром жизни и оканчиваются вечером ея. С утра – от пелен – Христос Богочеловек выходит на дело Свое, на труды, чтобы пребывать в них до того вечера, когда солнце померкнет и тьма будет до девятаго часа. Над чем же Он трудится, что Он делает? «Спасение наше содевает» (Иоан. 5:17). С утра начинает сеять капли крови Своей, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления.
   III. О Господи, сидящий в вышних на престоле со безначальным Отцем и Божественным его Духом! Ты благоволил родиться на земли от отроковицы, неискусомужной Твоей Матери. Поэтому Ты и был обрезан как осьмидневный младенец. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снисхождению Твоему, едине Человеколюбче (троп. праздн.). (Сост. Г. Д. по Ч. М. св. Дм. Ростовскаго).

Поучение 3-е. Новый год.

(Нужно дорожить временем).
   I. В день новаго года принято говорить о времени. Следуя общему обычаю, скажем и мы о нем. Послушайте, что говорит о времени апостол Павел: «поступайте осторожно..., дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес. 5:15-16). Странное дело! неужели же и человеку, сотворенному по образу и подобию Божию (Быт. 1:26), созданному во Христе Иисусе на дела благая (Еф. 2:10), умаленному малым чим от ангел, славою и честию венчанному человеку (Пс. 8:6) – нужно еще напоминать, нужно учить его, чтобы он дорожил временем? Хотя странно, но на самом деле так.
   II. Посмотрите на все предметы, которые вокруг вас, выше вас, ниже вас. Все они исполняют дело неизменно – и все в свое время. Небесныя тела неуклонно следуют путем, указанным им Творцом и знают время когда светить. Солнце, как жених, исходит из чертога своего, льет свет по всей земле и потом познает запад свой. Луна светит ночью. Ночь всем тварям подает сладкий покой. Земля знает время, когда прозябать траву скотам и злак на службу человекам. Деревья одеваются листьями и плодами в свое время. И, увы, «один лишь человек», как говорит премудрый, «не знает своего времени» (Еккл. 9:12), и одни пороки людские делают дни лукавыми, и одни люди – дни злыми делают по причине своего безумия, ибо не хотят знать настоящаго употребления времени (Иероним и блаж. Авг. в речи на слова ап. Павла, Еф. 5:15, 16).
   Так оказывается справедливым, что именно человеку нужно особенно напоминание о том, чтобы он дорожил временем, и что поэтому и наставление апостола для него существенно важно и необходимо. Необходимо это наставление, ибо все: и истраченныя деньги, и прожитое состояние, и даже поколебленное здоровье могут возвратиться, но никогда не вернется потерянное время.
   а) Нужно дорожить каждою минутою времени. Часто и одна только мгновенная ошибка делается причиною скорби на всю жизнь. Нередко человек в момент самозабвения и искушения совершает зло, для исправления котораго не достаточно бывает после и всей его жизни. И нередко случалось, что одно только прегрешение и одна небрежность влекли за собою последствия гибельныя и неотвратимыя. Необходимо это наставление св. апостола: ибо и один безчестный поступок и одно нечестивое слово оскверняют душу. И также часто, в самое короткое время, люди обезславливали свое имя, подготовляли себе жестокия угрызения совести на целую жизнь и причиняли близким своим самую горькую скорбь. И, наоборот, в самое то же короткое время люди совершали и значительное добро, если они решались итти по пути истины и честности. А при этом конечно несомненно и то, что если кто совершал хотя по одному какому либо доброму делу в день, тот достойным и прекрасным образом проводил жизнь и подготовлял себе богатую жатву на небе.
   Так вот из размышления и об одних только минутах, как видите, можно убедиться в том, сколь важно и необходимо для нас наставление апостола: «поступайте осторожно, дорожа временем».
   б) А что же после этого сказать о времени вообще? О, если мы даже немного подумаем о нем, то ясно убедимся, сколь нужно нам сие наставление апостола. Ибо что такое вся настоящая жизнь наша? «Она есть ни более ни менее, как лествица, которая одним концом простирается до неба, а другим касается ада: и мы, идя по ней, постепенно или приближаемся к небу и наконец достигаем его; или ниспускаемся в преисподнюю, и наконец низвергаемся на дно адово». А при этом, кто знает, может быть время настоящее есть уже последняя ступень в этой лествице? Кто может утверждать, что не скоро еще раздастся полуночный глас: «се Жених грядет?» Кто может нас уверить, что не сегодня, а завтра нас позовут на суд Божий? – Конечно никто. А если так, то понятно, по слову апостола, и должны мы «постоянно поступать осторожно, дорожа временем», должны непрестанно помнить, что жизнь наша кратка и внезапу прерываема, что все на земле тленно и ничтожно, кроме совести и души безсмертной; что надобно отличать и обогащать себя тем, что вместе с душею прейдет в вечность, т. е., делами добрыми, и что тот из нас, наконец,ужасный враг самому себе, кто живет так, как будто ему и умирать никогда не надобно.
   III. Что прибавить к сему еще, чтобы крепче утвердить и сильнее напечатлеть в умах и сердцах ваших слово апостола? Прибавим еще следующее наставление святителя Тихона Задонскаго, которым и заключаем слово. «О, бедный грешник, поучает святитель, почто утренний день обещаешь себе, который не в твоей, но в Божией власти есть? Что, когда завтрашняго дня не дождешися? Что, когда царский указ к тебе приидеть тотчас, и позовет тебя тем Цар небесный Господь не к покаянию уже, но к ответу и суду? Какой страх, какой трепет, ужас и отчаяние будет колебать тогда душу твою! Смерть невидимою дорогою за всяким ходит и восхищает человека, когда не чает, и где не чает, и как не чает. Что, когда она и к тебе в таких мыслях приидет, и без голоса возгласит тебе: иди, человече, Господь Вседержитель зовет тебя! Что будешь говорить тогда?.. Итак не медли, грешник, обратися ко Господу, да не вместо милости Божией суд Божий на себе дознаешь. Ко Христу же приходим не ногами, но сердцем, не пременением места, но пременением воли и нравов в лучшее. Кто внутрь себе изменится, и от злаго обычая отставши, покаянием себе очищает и всякаго бережется греха, и воле Христовой угождает, тот ко Христу идет и с пророком глаголет: «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. СѴII, 2)! Се иду!.. Полно же на чужой стороне медлить; полно злому господину работать; полно грехами, яко рожцами негодными, питаться. Воставше, пойдем к Отцу нашему: и будет питать нас трапезою, каковая сынам Его представляется. Отче! согреших на небо и пред Тобою; и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори убо мя, яко единаго от наемник Твоих» (Лук. XV:18). (Из твор. свят. Тихона задонск., том 12, стр. 127–130; сн. № 1 журн. «Кормчий» за 1891 г.).

Поучение 4-ое. Новый год.

(Истинное счастие может быть уделом только истинных христиан).
   I. Приветствуя ныне друг друга с новогодием, мы желаем друг другу счастия. Желает нам ныне всяких благ и святая церковь, о чем и молит Господа.
   II. Но знайте, братие, что истинное счастие на земле может быть уделом только истиннаго христианина: потому что только он один может наслаждаться чистою, спокойною совестью – драгоценнейшим из всех сокровищ; только он может, с твердым упованием на Бога, переносить все бедствия и искушения, которыя так многочисленны в жизни и неизбежны для всякаго; только он может правильно воспользоваться благами мира для славы Божией, для спасения души своей и для благодеяния ближним; только истинный христианин может быть всегда доволен всякою участию, какую бы ни послал ему Господь, – а в этом-то довольстве и состоит истинное счастие на земле. Без христианскаго же благочестия в сердце, человек несчастен посреди бедствий жизни, которыя он не сумеет перенести благодушно; несчастен и при всем обилии благ житейских, которыя употребляет только во вред души своей, и которыя никогда не доставят ему внутренняго покоя и довольства, недоступных для душ порочных.
    Если мы желаем ныне друг другу счастия и взаимно приветствуем этим благожеланием, то должны желать не одного земного счастия. Что такое мир, в который мы вступаем? Это место нашего воспитания, здесь мы проведем несколько лет... А потом? Потом настанет вечность, к которой собственно и воспитывает нас Господь на земле; настанет иная, совершеннейшая жизнь, к которой настоящая служит только приготовлением; откроется высочайшее, нескончаемое счастие для всех, кто успеет приготовить себя к нему в продолжение настоящей жизни. Вот этого-то счастия, составляющаго предмет самых пламенных желаний для всех истинных христиан, этого-то счастия всего более позвольте пожелать вам при вступлении вашем в новый период вашего приготовления к вечности... Но путь к нему – нашему горнему отечеству, путь к небесному счастию и блаженству, как вы сами знаете, один: это путь веры, надежды и любви христианской, путь добрых дел и благочестивой жизни.
   III. Будьте же добрыми, благочестивыми и истинными христианами, – и вы непременно будете истинно счастливы на земле и удостоитесь вечнаго счастия в дому Отца небеснаго. Счастлив тот, кто, вступая ныне во врата новаго лета, решился оставить прежний порочный образ жизни и вступить на новый путь, путь веры и благочестия, чтобы, при помощи Божией, итти по нему твердо и неуклонно к «новому небу и новой земле», которых «по обетованию» Божию «чаем» (2 Петр. 3:13). Этого-то величайшаго и единственнаго счастия желаю ныне всем вам, братие, от всей души, от лица матери нашей святой православной церкви. (Сост. по проп. Макария, митр. моск. т. I, стр. 308–309).

Поучение 5-е. Св. Василий Великий.

(Подражание его жизни).
   I. Истинным последователем I. Христа является св. Василий, архиепископ кесарийский, память котораго празднуется в сей день. Св. церковь почтила этого святителя наименованием «Великаго» за его святую жизнь, деятельность и учение. Св. Василий родился в 329 году в знатной и благочестивой семье, известной своею доброю жизнью и христианским направлением в воспитании детей. С ранняго детства возлюбив Бога, Его святой закон и учение Христово, св. Василий решил посвятить жизнь свою на служение церкви. Но для борьбы с язычниками и еретиками, нападавшими тогда на церковь, нужна была тщательная научная подготовка, и вот св. Василий оставляет родительский дом и отправляется учиться в далекие края, посещает города, знаменитые своими школами и учителями, и прилежно занимается науками, при чем в выборе друзей является крайне осторожен и дружески сближается только с великим впоследствии отцом церкви, св. Григорием Богословом, котораго он полюбил так, что казалось и душа и сердце у них было одно; затем путешествует по Сирии, Палестине и Египту для ознакомления с жизнью великих христианских подвижников. По возвращении на родину, св. Василий сам удаляется в пустыню; здесь на свободе упражняется в молитве, чтении слова Божия, богомыслии и подвигах, пока злые нападки нечестивых ариан не вызывают его на защиту церкви Христовой, сначала в звании пресвитера, а потом архиепископа кесарийскаго. Когда нечестивый царь Валент хотел силою ввести арианство, унижавшее достоинство Сына Божия и считавшее Его только одним из совершеннейших творений Божиих, св. Василий, строгий ревнитель чистоты православнаго учения был призван на суд к гордому префекту царскому Модесту. Последний, указывая св. мужу на согласие многих епископов Востока с волею императора, потребовал и от него такого же согласия. «Мой царь не хочет, да и я не могу поклоняться твари: я сам – творение Божие», сказал Василий. Когда Модест, раздраженный неуступчивостью и смелыми ответами святителя, спросил его: разве ты не боишься моей власти? Василий возразил: «чего же мне бояться?» – Я прикажу описать твое имение в казну, тебя самого послать в ссылку, отдать на мучение, предать смерти. – «Грози чем нибудь другим, если можешь: у кого нет имения, у того и описывать его нельзя, – у меня одна только власяница и несколько книг. Ссылки я не считаю ссылкою: вся земля – Божия, а я пришлец и странник. Смерть – благодеяние для меня: она скорее приведет меня к Богу, для Котораго я живу, служу и большею частью уже умер». Безстрашие св. Василия привело в изумление Модеста и Валента, и они оставили его в покое. В боръбе с еретиками и язычниками, в устном и письменном назидании своей паствы, делах милосердия, гонениях за истину протекла большая половина жизни великаго святителя, окончившаго свое многотрудное и многоплодное земное поприще в 1-й день м. января 379 года. Св. Василий Великий написал много знаменитых сочинений и проповедей, защищающих и уясняющих истину веры Христовой, и составил чин Божественной литургии, которая между прочим совершается и в настоящий день его памяти.
   II. Так как мы имеем заповедь апостольскую подражать жизни святых, то поревнуем благочестивой жизни св. Василия Великаго.
   а) Во-первых, будем подражать любви св. Василия Великаго к просвещению. Слово Божие и здравый смысл человека указывают сильныя побуждения к занятию науками. Искание истины и ведения делают человека «мудрым». «Лучше знание, нежели отборное золото, говорится в притчах Соломона; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемаго не сравнится с нею .. (Притч. Ѵ40;III, 10–11, 33). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», пишет св ап. Павел Тимофею (1 Тим. ИѴ40;, 16).
   б) Во-вторых, будем подражать св. Василию Великому в осторожности в дружбе. Этот св. отец во время школьнаго своего обучения в г. Афинах (в Греции) имел у себя единственнаго друга св. Григория Богослова, также прибывшаго сюда для научнаго образования.
   Вот как эти христианские юноши спасались от искушений, их окружающих. «Мы знали, говорит св. Григорий, только две дороги: одну, которая вела нас в церковь и к святым наставникам, в оной проповедующим, – другую, которая вела нас в академию (высшее училище) к учителям словесности и любомудрия. Что касается до тех дорог, по коим ходят на мирские праздники, на позорища, на пиршества, мы их не знали и знать не хотели. Зная, что дурные примеры подобны заразительным болезням, мы не имели сообщения с теми из товарищей, которые были развратны, дерзки и безчинны, а обращались только с умеренными, скромными и благочестивыми».
   Юноши-христиане! «Не увлекайтесь безразборчивою привязанностию к товарищам».
   Сколько молодых людей погибает от легкомысленнаго подражания своим товарищам! «Кто прикасается к смоле, говорит премудрый Сирах, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, тот сделается подобным ему» (13, I). «Обращающийся с мудрыми, свидетельствует премудрый Соломон, будет мудр, а кто дружится с глупыми, развратится» (Притч. 13:21).
   в) В-третьих, будем, по примеру св. Василия Великаго, истинными исповедниками веры Христовой, будем христианами не по имени только, что для нас нимало не полезно, но главным образом по жизни. Только благочестивою жизнию и правою верою можем мы прославлять Отца нашего небеснаго, заслужив тем и жизнь вечную. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16).
   А когда за исповедание веры Христовой словом и делом мы можем навлечь на себя со стороны отпавших по обольщению врага нашего спасения от веры презрение, ругательства, насмешки и даже открытую вражду, то будем помнить грозныя пророчественныя слова нашего Господа и Спасителя: «иже аще постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми». (Марк. 8:38).
   III. Молитвами св. Василия Великаго да даст нам Господь благодатную помощь утвердиться в правилах благочестия, преподаваемых его св. жизнию. (Священник Гр. Дьяченко).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS