Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц январь. Пятнадцатый день. Преподобный Иоанн Кущник.

28.01.21 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Преподобный Иоанн Кущник.

(В чем состоит любовь к Богу).

   I. Св. препод. Иоанн, ныне прославляемый, назывался «кущником», потому что подвизался в куще, или шалаше, при доме своих родителей; жил он в V веке, происходил от богатых и знатных родителей, живших в Константинополе. Родители дали ему прекрасное образование. С ранних лет в душе Иоанна таилась необыкновенная любовь к Богу. Он любил читать духовныя книги, которыя и убедили его, что все в мире тщетно, что никто и ничто не может и не должно быть исключительным предметом любви человеческаго сердца, кроме Бога, Творца нашего, Промыслителя и Спасителя. Однажды встретил он инока, котораго упросил взять его с собой в обитель. Выпросив у родителей в подарок себе св. евангелие, Иоанн с иноком тайно от них уплыл на корабле в дальнюю обитель, где и пробыл шесть лет, «удивляя всех братий подвигами благочестия. Затем по устроению Божию он в одежде нищаго отправился в дом своих родителей, им не открывшись и ими не узнанный. По времени, по просьбе Иоанна, управитель дома его родителей сделал для него при их доме кущу, или шалаш, в которой Иоанн провел три года. Господь Сам явился святому и открыл, что душа его скоро перейдет к Нему и поселится с праведными. Тогда св. Иоанн пожелал открыться своим родителям. Представ пред ними, подал им евангелие, которое они подарили ему, и сказал: «я ваш сын! Не сам я виновник ваших скорбей, но это евангелие: оно научило меня любить Бога более всего». Какова же была радость, когда родители увидели своего возлюбленнаго сына, и как жалели они, что не узнали его в лице нищаго! Иоанн вскоре после этого, на третий день, скончался, будучи не более 25 лет. По желанию его самого он был похоронен родителями на месте кущи, где впоследствии они построили церковь и странноприимницу.
   Св. мощи Иоанна сначала хранились в Константинополе, а потом перенесены в Рим.
   II. «Жизнь св. Иоанна кущника, возлюбившаго паче всего» – «богатства, славы, мирских удовольствий и своих родителей» – «Бога, учит нас любить Бога больше всего».
    В чем состоит любовь к Богу?
   Любовь к Богу состоит и во всегдашнем охотном помышлении о Боге, и в душевном услаждении совершенствами Божиими, и в любительном расположении сердца к Богу.
   а) Любящий Бога всегда помышляет о Боге. И это весьма естественно. Кого любим, о том и мыслим. Богомыслие у любящих Бога походит на такую жажду, которая тем более увеличивается, чем более ее утоляют. Один из любивших Бога, св. царь и пр. Давид, сказал: «возжада душа моя к Богу крепкому, живому». И какое же было следствие этой благодатной жажды? Всегдашнее, постоянное стремление к помышлению о Боге. «Предзрех Господа предо мною выну», говорит о себе тот же, кто сказал о себе так: «возжада душа моя к Богу крепкому, живому».
   б) С помышлением о Боге в любящем Бога тесно соединено сердечное услаждение совершенствами Божиими. Любящему Бога восхитительна премудрость Божия. Он желал бы, если бы то можно было, усвоить весь свет ума Божия своему уму и своему сердцу. Поэтому любящий Бога с радостным вниманием углубляется во все дела премудрости Божией, и от глубины души и в глубине души с пророком Давидом восклицает «дивна дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси». Восхищают любящаго Бога и прочия совершенства Божии. Сладко любящему Бога воображать и чувствовать, что Бог везде, и что Он все видит и все слышит. Сладко любящему Бога воображать и чувствовать, что один Бог всемогущ, и что Он один творит все, что хочет.
   Но еще сладостнее любящему Бога воображать и чувствовать везде благость Божию. И это потому, что благость сия простирается не только к великим существам, но и к малым – к самым ничтожным, повидимому не заслуживающим и внимания, и за всем тем составляющим предмет попечения Божия. Так, от серафима до червя все пользуется милостию Божиею. Благость Божия хранит и светло-творит солнце, но она же хранит и волос главы нашей. Благость Божия дает пищу льву, но она же питает и муху. Благость Божия любит, прославляет праведных, но она милует, щадит и грешников. Утешительная мысль, что великий, всесильный Бог милостив и к малым и к слабым существам, силъно веселит душу любящую Бога и побуждает сказать с псалмопевцем: «благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его».
   в) Кроме сего любовь к Богу состоит в любовном расположении сердца к Богу. Это состояние неудобь выразимо. Его можно, по благости Божией, живо чувствовать, но не изъяснять. В этом состоянии находившийся пророк Давид взывал к Богу: Господи! «вся кости мои рекут: кто подобен Тебе?» Сердцу апостола Павла так была сладостна любовь к Богу, что он не находил ничего в мире, могущаго отвлечь его от Бога; «кто ны», говорил он, «разлучит от любве Божия?» этого не в состоянии сделать, «ни смерть, ни живот». Все, что есть приятнейшее в ощущениях, все то чувствует душа, любящая Бога в высшей степени. В такой душе и светло, и легко, и спокойно, и радостно. Тут бездна благодатной сладости и небесных восторгов. Что чувствуют добрыя дети в отношении к родителям, то чувствует душа, любящая Бога, в отношении к Богу, только в высшей степени, не плотски, но духовно, не по действию страстей, но по действию Духа Святаго, живущаго и действующаго в душе, любящей Господа Бога. Тут свое всегдашнее помышление о Боге, свое постоянное желание быть в присутствии Божием, свои воздыхания при ощущении удаления от Бога, свои слезы радости, свои неизъяснимыя восхищения при ощущении близости Божией и душевнаго общения с Богом. О сладчайший Боже, говорит в тайне души своей человек, любящий Бога: услаждаемый Тобою, я не знаю как Тебя назвать. Ты и Создатель мой, и Царь, и Отец. Я оживаю, я обновляюсь, я делаюсь духовным, я становлюсь светоносным, я переношусь от земли на небо, я истаеваю в слезах радости, когда Ты, Господи, даешь мне чувствовать Твое милостивое присутствие во мне. Но нет сомнения, что в них бывают, хотя по временам, сильныя, необыкновенныя движения благодатной Божественной любви. Послушаем, что говорит один из тех, которые по собственному опыту знают, как действует в душах сильная любовь к Богу: «Егда, говорит святый Макарий египетский, благодать чистейший испускает в душе свет, тогда, аки от обильнейшаго испития вина любви Божия возвеселившись, человек составляет праздник. Бывает и сие, егда свет сей сияющий в сердце, другому внутреннейшему и глубже блистающему свету отверзает дверь и человек весь сладостию оною и умозрительством напоенный, не к тому в себе самом бывает, но аки юрод и непотребен миру вменяется новых ради прелестей любви и сладости». Эта степень любви Божественной так высока, что мы грешные недостойны и говорить и слышать о ней. Это редкость великая на земле, но она возможна, доступна людям, при помощи Божией.
   III. Видели мы отчасти, в чем состоит любовь к Богу. Ублажим возлюбившаго Господа всей силою своей души св. Иоанна кущника. Он счастлив, он блажен. Поревнуем его благу и помолимся, да дастся и нам хотя малейшая часть сладкой и душеспасительной любви к Создателю нашему. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Слов. и реч.» Иакова, архиеп. нижегородскаго и арзамасскаго, ч. III, изд. 4). 

Поучение 2-е. Преподобный Павел Фивейский.

(Промысл Божий о человеке).
   I. Преподобный Антоний, подвизавшийся 70 лет в пустыне египетской, подумал однажды, что нет в этой пустыне другого отшельника и что он первый пустынножитель в Фиваиде; но Господь во время сна открыл ему, что есть во внутренней пустыне другой отшельник, который раньше его начал вести пустынную жизнь и угодил Богу трудами своими. Проснувшись, преподобный Антоний взял свой посох и пошел искать того, о котором возвестил ему Господь. Три дня при нестерпимом жаре шел святый старец. В знойной, каменистой пустыне он ничего не видел кроме следов диких зверей; наконец увидел гиэну, которая быстро бежала. Антоний последовал за нею и пришел к пещере; но вход в пещеру был закрыт. Он начал умолять находившагося в ней отшельника, чтобы он отворил ему.
   – «Отвори мне, раб Христов, – говорил он; – я знаю, что недостоин видеть тебя, но не уйду, пока не увижу лица твоего, не скрывайся от меня, ибо Бог возвестил мне о тебе».
   Наконец отшельник отворил дверь, и оба старца, назвавши друг друга по имени, обнялись с любовию.
   – «Зачем принял ты такой труд, говорил преподобный Павел (так звали пустынника), – и посетил человека грешнаго и ничтожнаго? Молю тебя, разскажи же мне, как живет ныне род человеческий? Что делается в мире? Неужели есть еще идолопоклонники? Преследуют ли еще христиан? Я ничего о сем не знаю, ибо уже 91 год живу один в пустыне».
   Преподобный Антоний отвечал на его вопросы; потом сам спросил у старца, почему он оставил мир. «Во время разговора ворон прилетел и положил около пустынников хлеб».
   – «Щедр и милостив Господь! сказал Павел, – Он устроил нам трапезу. Я ежедневно получаю от милости Его полхлеба; а ныне, ради твоего пришествия, Он прислал нам целый». – Поблагодарив Бога, старцы сели у источника, и Павел стал разсказывать Антонию жизнь свою.
   Я родился в Фиваиде, сказал он. – Родители мои были христиане, дали мне хорошее образование и внушили любовь к Богу. Но я рано лишился их и остался наследником богатаго имения, которое разделил с сестрой. Сестра была замужем за человеком алчным и злым, которому хотелось получить все имение. Он решился донести, что я христианин; а в это время императоры Декий и Валериан жестоко преследовали христиан. Узнав о намерении зятя, я убежал в пустыню. После долгаго странствования я нашел эту пещеру, около нея был источник воды и росло финиковое дерево, покрытое плодами. Пустынное житие полюбилось мне, и я не захотел более возвращаться в мир. Вот уже 91 год, как живу здесь, провожу дни в молитве, питаюсь пищею, которую посылает мне Господь, и плодами финиковой пальмы; ея листьями одеваюсь. Мне теперь 113 лет, и с тех пор, как я оставил мир, я никого не видел до твоего прибытия».
   Старцы провели всю ночь в беседе и молитве. Наконец Павел сказал: «наступает час кончины моей и я благодарю Бога, приславшаго тебя, чтобы предать грешное тело мое земле, молю тебя, сходи в свой монастырь и принеси одежду, которую подарил тебе епископ Афанасий; ты меня в ней похоронишь».
   Антоний удивился, что Павел знает об одежде, действительно, подаренной ему св. Афанасием александрийским, и поспешил исполнить просьбу святого отшельника. Несмотря на свою старость, на долгий утомительный путь, он пошел в монастырь свой, взял там мантию, подаренную св. Афанасием, и поспешил назад к Павлу, чтобы застать его живым.
   На другой день, во время пути, видение возвестило ему о кончине Павла. Ему представились лики ангелов, пророков и апостолов и между ними Павел с лицом, сияющим неземною радостию, восходящий на небо.
   Св. Антоний с поспешностию продолжал путь свой и, когда достиг пещеры, увидел преподобнаго Павла уже представившимся. Одев его в принесенную мантию, св. Антоний вспомнил, что ему нечем выкопать могилы, а песчаная земля была тверда, как камень. Он уже думал итти в монастырь свой за заступом, как увидел двух львов, шедших к нему из глубины пустыни. Они легли около тела усопшаго и начали когтями своими копать землю; вырыв довольно глубокую яму, они удалились.
   Преподобный Антоний похоронил тело Павла, провел ночь на его могиле и потом возвратился в свой монастыр, взяв с собою пальмовую одежду святаго отшельника. Он хранил эту одежду, как драгоценность, и надевал ее в самые торжественные праздники. Он разсказал о встрече своей с преподобным Павлом ученикам своим, которые записали этот разсказ. Преподобный Павел Фивейский считается первым пустынножителем.
   II. Так промысл Божий следил за преподобн. Павлом, не только при жизни доставляя ему необходимое пропитание, но и по смерти его, послав двух львов для погребения его честнаго тела.
   а) Братие, христиане! Тот же Промысл бодрствует и над каждым из нас. Будем внимательны и увидим. Когда мы были в утробе матери, потом слабыми младенцами, когда жизнь наша, как слабый тростник, каждую минуту была в опасности, кто хранил нас, бодрствовал над нами, кто, как не Промысл? Когда многие из нас остались сиротами, когда ни близких, ни родных не нашлось у нас, кто нашел им благотворителей, которые воспитали, возрастили их, кто, как не Промысл, пекущийся о всех нас? Когда мы были юношами, когда мысли и намерения колебались в нас, когда всюду мы видели столько соблазнов вокруг себя, скажите, кто удержал нас от худых примеров, кто вложил нам мысль бороться со грехом, итти по пути добра, кто, как не Промысл, хранивший нас? А иные не устояли на добром пути, увлеклись соблазнами мирскими, поддались силе греха, – кто не дает покоя таковым, будит совесть их, представляет всю мерзость греха, возбуждает жажду оставить его, кто, как не тот же Промысл, бодрствующий над всяким из нас? А среди неудач житейских, среди потерь и лишений, когда на сердце вашем лежали тяжелые камни скорби, кто и тогда поддерживал вас, не давал впасть в тоску и уныние, влагал веру в лучшую будущность, кто, как не Промысл, назирающий пути ваши? А сколько в жизни нашей бывает особенных случаев, где рука Промысла особенно проявила себя? Сверх чаяния один встал с бодезненнаго одра своего, когда уже потерял всякую надежду встать,тот избавился от врагов своих, которые могли сделать столько зла ему, этот освободился от страсти, которая могла сгубить его, скажите, – не видна ли во всем этом рука Промысла, пекущагося о нас? Но нам не перечесть всех тех случаев, где проявляется над нами рука Промысла.
   б) Неисчетны, безмерно велики милости Божии, явленныя над нами! Что же нам делать, осыпаемым этими милостями? Что воздадим Тебе, Господи, о всех, яже воздаеши нам? Воздавать Господу нужно тем же, что получали от Него. Все, что Он посылает нам, обратим к Нему же во славу имени Его и на пользу души своей, которая в очах Его дороже всего. Полъзуясь благами, посылаемыми от Господа, постоянно видя над собою руку Его, благословляющую, милующую, сохраняющую вас, поставьте себе за правило в благодарность за все это все более и более прилепляться к Нему, искать Его, утешаться прежде всего Им. Принимая дар, любите прежде всего Дарующаго этот дар, – получая успех, радость, помните, хвалите более всего Посылающаго вам эту радость, этот успех. Любовь ваша к Господу, Благодетелю нашему, да будет не на словах только, но в самых делах, во всем образе жизни. Есть над кем проявить любовь нашу к Господу, это – ближний наш, который нуждается в нашей помощи, в нашей любви.
   III. Итак, радуясь о Господе, посылающем нам обилие благ земных, будем стараться чаще этими благами делиться с ближними; в нужде помогать, в скорби утешать, в затруднительном деле подавать от души добрый совет. Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Сборн. общепон. поучен.», свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

  

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS