Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц январь. Шестнадцатый день.

29.01.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. Поклонение честным веригам св. и всехвальнаго апостола Петра.

(Достойно и праведно поклоняться веригам св. ап. Петра).
   I. В 16-й день января совершается св. церковию духовное торжество в воспоминание одного события из жизни великаго Христова ап. Петра.
   Воспоминаемое св. церковию событие случилось в первый век христианской церкви, когда заключали в темницы и казнили св. апостолов и всех христиан. Не легко было жить тогда исповедникам Христовой веры. Вот как благовествует об этом апостол Лука в книге «Деяний св. апостолов»: «апостола Петра (котораго заключили в темницу по приказанию царя Ирода, чтобы после праздника Пасхи предать смертной казни) стерегли в темнице; между тем Церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его (для предания казни), в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою, и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которыя сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало с ним. Тогда Петр, пришедши в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал ангела Своего и избавил меня от руки Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский» (Деян. 12:5-11). Радовались иерусалимские христиане освобождению Петра. Господь избавил его до времени от рук врагов. С наступлением дня произошла большая тревога между стражами. Крепко заковали они узника, берегли зорко, а его нет. Как освободился, куда убежал он, никто не знал. Гневный царь велел казнить стражей.
   Скоро и сам царь умер. Из Рима стали присылать теперь правителей. Злобные иудеи менее уже могли гнать христиан. Забыли в городе об освобождении Петра, забыли о стражах казненных. Но не забыли христиане о Божией милости. Добыли они те железныя узы, коими скованы были руки апостола. Дороже ценных сокровищ были эти цепи для верных чад церкви. Носил их великий апостол за Господа Христа. Освятились оне от соприкосновения с телом святого апостола, а потому и цельбоносными стали. Оттого и чтили их христиане первых веков. Конечно, во времена гонений поклонение им было тайное. Нельзя было чествовать открыто и явно. Но со времен Константина Великаго вериги Петра делаются предметом благоговейнаго поклонения всех христиан, посещавших город Иерусалим. В V веке (около 437 года) иерусалимский патриарх подарил их царице Евдокии, супруге императора Феодосия II. Одну цепь царица послала в Рим в дар дочери своей, а другую оставила в Царьграде. Тут в храме св. апостола Петра и положена она была. В XII веке ее видел наш русский путешественник. Записал он и о празднике поклонения веригам, когда благоговейно лобызал их патриарх и все присутствовавшие в храме.
   II. Св. церковь призывает православных христиан к поклонению честным веригам апостола Петра. «Достойно и праведно почтить столь великую святыню».
   За Господа Христа носил их св. апостол. Потому и ценны они для христиан, что носил их апостол Петр и носил именно за Христа. Да потому и чудодейственны они стали. Не дивитесь сему. Не естественная то сила железа, а Божия, благодатная. Освятились цепи от прикосновения к телу святого апостола. Много можно указать примеров, что самыя обыденныя вещи становились чудодейственными от соприкосновения с лицами или предметами святыми. В священной книге Деяний апостольских повествуется, что и тень проходящаго ап. Петра была чудодейственна (5, 15) и что «на больных возлагали платки и опоясания с тела ап. Павла, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (19, 20). А в св. евангелии благовествуется, что больная женщина от прикосновения к одежде Спасителя получила исцеление (Мф. 9:20-22). Если бы мы стали разсказывать вам о чудесных явлениях, случавшихся от вещей, освященных близостию к святым, то не достало бы и времени. Полна ими история церкви, жизнь святых и мучеников и подвижников. И в наше время, по грехам нашим сравнительно с древними временами бедное чудесами, от достоверных свидетелей можно узнать о случаях чудотворений от священных предметов. Велика еще и к нам грешным Божия милость.
   III. Итак, ничтоже сумняся, воздадим поклонение веригам ап. Петра. Дороги оне нам, как вериги первоверховнаго апостола, и еще потому, что в них Божия благодать, Божия сила невидимо присутствует. Не усумнимся и в других случаях воздавать подобающую честь вещам освященным. Не им эта честь, а Богу, благоволившему освятить их. Един Господь, славимый во святых и чрез святых и чрез освященныя Им вещи. Нет у нас Бога, кроме Единаго истиннаго. Ему служим мы, но не оскорбляем Его, воздавая подобающую честь освященным предметам. Напротив, мы боимся оскорбить Господа неблагоговением к тому, что Сам Он благоволил соделать священным. (Сост. по «Пастыр. соб.» за 1889 г.). 

Поучение 2-ое. Поклонение честным веригам св. и всехвальнаго ап. Петра.

(О страдании праведников).
   I. Нынешний праздник напоминает нам о том, как страдал в веригах, т. е. в узах, в темничном заключении св. первоверховный апостол, страдал за св. веру.
   II. Зачем спрашивается, страдать тем, которые столько любили Господа своего, и к которым без сомнения был близок Господь с Своими милостями? «Отчего путь угождающих Господу усеян скорбями различными?»
    Может ли быть, чтобы свет и тьма жили в дружбе? Нет! Свет утренний гонит тьму ночи; мрак приближающейся ночи гонит свет дневный. Точно так мир ненавидит праведных, потому что дела их, их свойства, их стремления противоположны, как свет и тьма. Для мира укор – самая жизнь праведника. Пусть праведник, по обету смирения, не говорит ни слова миру о делах его темных; пусть, по обету любви, употребляет он все, чтобы сохранить мир со всеми: быть не может, чтобы мир остался навсегда доволен праведником. Мир «возненавиде» их, «яко не суть от мира» (Иоан. XVII:14), говорит небесная Истина о любезных учениках Своих. Мир ненавидит учеников Божиих, по тому самому, что они ни почему не принадлежат, или не хотят принадлежать миру. Так, страдания неизбежны для праведника в мире, пока существует сей мир грешный. «Вси хотящии жити благочестно гоними будут / (II Тим. III:12).
   Тем не менее больно сердцу терпеть неприятное. Жизнь любит жить, а не страдать. Если и все в мире страдает, если и вещественная природа испытывает землетрясения, наводнения, бури: от того не легче сердцу. «Где правда Божия, которая, без сомнения, не хочет допускать, чтобы страдала невинность?»
   а) Этой тайны не разрешила языческая мудрость, но разрешает учение христианское и – к полному утешению сердца. «Терпи охотно, потому что страдание – плод греха нашего». В самом деле, когда вошли в мир болезни, нужды, печали? Вслед за грехом. Смерть – оброк греха. Смерти не сотворил Господь Бог; Он сотворил жизнь, Он сотворил все в лучшем порядке, чтобы все наслаждалось жизнию. Итак, правда Божия – права в путях своих. Остается праведнику быть внимательным, чтобы оправдать себя. Как же оправдает он себя? Какой праведник может признать себя неповинным пред строгою правдою Божиею? Ах! только один был такой Праведник, – это Тот, Который принял на Себя неправды всех человек, Который «изъязвлен был за грехи наши и измучен за беззакония наши» (Исаия LIII, 5). Иначе: все мы – грешники, начиная с Адама, пока только странствуем по земле. Иначе: праведники только на небе, но не на земле. Кто похвалится иметь чистое сердце перед Господом? (Иов. ХИѴ40;, 4). Если бы кто и стал говорить, «яко греха не имам»: о том со всею уверенностию надлежало бы сказать: себя прельщает, истины нет в нем (1 Иоан. 1:8). И праведник падает седмижды на день (Притч. XXIV:16). Сыны Божии, начинающие предвкушать благодатную свободу духа, откровенно признаются в немощах своих; они до гроба вздыхают об избавлении от докучливой плоти и до гроба молятся о прощении грехов (Рим. VII:15-20). Между тем в новый Иерусалим не войдет никакая скверна (Апок. XXI:27). Туда допустят только тех, которые явятся в одеждах белых чистоты и невинности (Апок. III:18), в брачном одеянии святыни (Матф. XXII:12, 13). Вот почему праведники и тогда, как, казалось бы, уже преуспели в любви к Господу, поражаются скорбями! Правда Божия здесь наказывает в них слабости и немощи, чтобы там явились они свободно к ея престолу для получения венцов. «Судими от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1 Кор. XI:32), говорят они сами.
   б) Далее, праведники, по допущению промысла Божия, страдают для того, чтобы предохранить их от привязанности к миру. Если и тогда, как мир наделяет всех нас горестями, мы все более или менее любим мир; если и тогда, как земля колет нас терниями и волчцами, мы, более или менее, льнем к земле: что было бы с нами тогда, как земля и мир не отталкивали бы нас от себя? Как пользуются благами земными, сколько делают употребления из них для своего спасения? Бог дает тебе богатство, изобилие течет к тебе рекою. Обращаешься ли ты с благодарностью к Тому, Кто ниспосылает тебе счастие? Чувствуешь ли, как милостив Он к тебе не по делам твоим? Бедный богач! Богатство наполнило собою душу твою и – вот не стало ни времени, ни расположения для благодарных молитв, для благодарнаго служения Господу. Но если уже забывают Бога, Котораго не видят, по крайней мере, помнят ли, знают ли ближняго, котораго видят, уделяют ли охотною душею из достатков нищему, готовому умереть от голода? Нет, – и того нет. Горькаго бедняка наделяют только наставлением – трудись и не будешь беден, или провожают уверением, о котором так худо помнят сами: «Бог даст». О, Боже мой! Какой нужен гром гнева Твоего, чтобы образумить безсмысленныя сердца наши! «Како не удобь имущии богатство в царствие Божие внидут / (Матф. XIX:23). Точно то же бывает у людей со всяким земным даром, с честию, с властию, с знатностию. «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Обилие счастия разслабляет самую боголюбивую душу, обращается ей во вред, как пшенице – слишком тучная почва, как воде – непрерывный покой. Окруженный покоем внешним и праведник может по временам думать, будто свободен от опасностей душевнаго спасения, может предаться беззаботному покою и говорить в обилии своем: «не подвижуся во век» (Псал. XXIX:7); а между тем грех тогда-то свободно и войдет в душу его когда так мало думают о нем. Заботы о многом для того, кто владеет многим, если и не отвлекут праведника совершенно от единаго на потребу (Лук. X:42): по крайней мере, будут делить сердце его между миром и Богом, будут мало по малу ослаблять любовь к Тому, Кого надлежало бы любить всею душею, всем сердцем.
   в) Премудрый Врач небесный посылает бедствия тогда, когда приспевает время им, и в той мере, в какой могут принесть пользу. Оставленные миром, униженные людьми, мы невольно начинаем чувствовать, как напрасно мы искали всего у мира и забывали Бога, не забывающаго верных Своих; невольно смиряемся – дотоле гордые и самоуверенные; невольно сокрушаемся о грехах – дотоле невидевшие и нечувствовавшие беззаконий своих; Испытал на себе сию истину тот, кто благодарно взывал пред Господом: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приемлет венец жизни» (Иак. I:12). «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем», говорит Верный и Истинный.
   III. Итак, братия, если сияет для нас счастие: будем мужественны, чтобы не обольститься обманчивым блеском его и не слабеть в добре от соблазнительной теплоты его, «со страхом содевая спасение свое» (Фил. II:12); будем помнить, что земля – не место покоя, а болезней и труда для вечности: не будет алкать и жаждать земного покоя, земного счастия: покой на земле нам не приличен, он вреден нам. Если же посетят нас скорби: не будем малодушествовать. Примем с покорностию, если не с радостию, наказание отца небеснаго, как знак того, что мы Ему принадлежим, как знак призывания к исправлению от грехов наших, как знак побуждения к преуспеянию в любви совершенной и чистой. Путем скорбей достиг царствия ублажаемый ныне апостол; тем же путем, при помощи молитв его, достигнем и мы того же, и будем вечно в радости и веселии славить со всеми святыми всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (Сост по «Слов., бесед. и реч.» Филарета, архиеп. черниговск.).  



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS