Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц январь. Шестой день. Крещение Господне.

19.01.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-ое Крещение Господне.

(Назидательные уроки из события Крещения Господня: а) не должно стыдиться труда и безвестности; б) необходимость крещения).
   I. Пришедши на землю для спасения рода человеческаго и для возвещения ему истины, Господь Иисус Христос до тридцати лет не начинал Своей народной проповеди, потому что у евреев, в то время, ранее этого возраста никто не мог выступить в качестве народнаго учителя и священника. Как простой, обыкновенный человек жил Он с Матерью Своею в Назарете, в доме мнимаго отца Своего Иосифа-древодела, разделяя с ним труды его. Так долго оставался Христос, Сын Божий, в неизвестности по распоряжению Промысла, чтобы и народ, слухом о Его рождении – лучше приготовить к принятию Его, и Ему Самому, Христу, – возрасти в полноту премудрости и благодати. Когда исполнилось Ему тридцать лет и приближалось время божественнаго Его явления людям, бысть глагол Божий ко Иоанну, Захариину сыну, в пустыне (Лук. 3. 2), повелевающий ему итти на Иордан и крестить народ водою, а также и показавший ему знамение, по которому он мог бы узнать Мессию-Христа. И вот, Предтеча исходит на Иордан, проповедует всем крещение покаяния во оставление грехов, говорит, что царство Божие приблизилось, времена Мессии настали. Все устремились на Иордан для исповедания грехов и принимали крещение от Иоанна. Среди народа, идущаго к Иоанну креститься, приходит и Иисус Христос. Хотя Он, будучи безгрешен, и не имел нужды в таком крещении, но Он идет вместе с другими к Иоанну, требует крещения и принимает его для того, чтобы Своим примером показать людям нужду покаяния и очищения их от грехов, а вместе с тем, чтобы прикосновением Своего пречистаго тела освятить водное естество и дать ему дар и силу, как внешнему средству и таинственному обновлению верующих в таинстве крещения, которое Господь установил в Своей новозаветной церкви. При крещении Господа Иисуса Христа произошло великое, необычайное явление: когда Он, крестившись, выходил из воды, отверзлись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, на Христа, и слышан был глас с неба Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Матф. 3. 17).
   II. Вот, бр., краткая история крещения Господа нашего Иисуса Христа. Сколько в ней назидательнаго и поучительнаго!
   а) Господь наш Иисус Христос, по преданию с юных лет до крещения Своего занимался древоделием с Иосифом, мнимым отцем Своим, или точнее, воспитателем, и таким образом трудами рук Своих приобретал Себе пищу. Кто же после сего не должен стыдиться и мучиться совестию, живя на счет других, предаваясь лени и порокам, или считая простой и так называемый черный труд унизительным для себя?
   б) Далее, Господь Иисус Христос большую часть Своей земной жизни проводит в безвестности, занимаясь самыми обыкновенными житейскими делами. Кто же после сего может роптать на малость своего жребия, жаловаться на свою судьбу? кому не стыдно, сознавая в себе какия либо способности, сетовать, что не может обнаружить всех своих добрых стремлений? Господь Иисус Христос Своим примером научил нас покоряться водительству Промысла Божия.
   в) Будучи свят и безгрешен, Он однако крестился, дабы показать нужду крещения. Установив таинство крещения и освятив его собственным Своим примером, Он этим самым открыл нам дверь к небесному царствию и вечному блаженству, ибо крещение, по словам св. Кирилла иерусалимскаго, «есть смерть греха, возрождение души, одежда светлая, колесница на небо, царствия ходатайство» (Поучение гл. 16). И действительно, нашим крещением отверзаются небеса, которыя до сего времени были совершенно закрыты для нас, и Дух Святый, хотя не в виде голубя, а невидимо, но все-таки сошел и на нас; хотя и не слышалось с неба гласа Отца небеснаго, но, тем не менее, со времени нашего крещения, Отец наш небесный уготовал нас Себе и мы, из чад гнева, сделались чадами Божиими (Еф. 5. 8).
   г) Наконец, совершая праздник Крещения Господня, св. церковь прежде всего утверждает нашу веру в высочайший и непостижимый догмат Св. Троицы, ясно открытый только в новом завете, и этим указывает нам, что в деле нашего спасения все лица Св. Троицы принимали и принимают самое живое и деятельное участие.
   III. Видите, бр., сколько назидательнаго и утешительнаго преподает нам св. церковь в празднуемом событии! Мы – тварь, оскорбившая и оскорбляющая Творца своего и Господа тяжкими грехами, тварь, ничего, кроме наказания, не заслуживающая, а между тем нам дарована в крещении благодать, очищающаянас от скверн греховных, освобождающая нас от ответственности за них и усыновляющая нас Отцу небесному. Мы, приняв крещение, возродились водою и Духом и сделались сынами и наследниками царствия Божия. Но, бр.! чтобы быть вполне сынами и наследниками царствия Божия, должно принять не только св. крещение, родиться водою и Духом, но и облещись, по слову апостола, во Христа, т. е. жить Христовою жизнию. (Сост. по проп. Рук. для с. паст. за 1888 г. янв. м.).

Поучение 2-ое. Праздник Богоявления.

(Для чего Господь крестился и для чего мы крестимся?)
   I. Господь наш I. Христос, как святейший Бог, Сам не имел нужды в крещении, а крестился ради нас грешников.
   а) Он крестился, во-первых, для того, чтобы показать нам пример св. крещения, чтобы, как Сам Он крестился, так и мы все, последователи Его, крестились бы. По этому примеру Христову все мы и крещены, и без крещения спастись нельзя, как Господь сказал в евангелии: «аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» (Иоан. III. 5).
   б) Во-вторых, I. Христос крестился для того, чтобы освятить воды, очистить их от злых демонов, и таким образом приготовить воды в спасительную купель для нашего крещения, как говорит святая церковь: «Ты иорданския струи освятил еси и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». (Чин освящ. воды богоявл. стр. 206).
   в) Господь I. Христос, в-третьих, крестился для того, чтобы явить людям св. Троицу, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, как, действительно, на реке Иордане при крещении Христовом и открылась св. Троица: Сын Божий крестился в воде, Бог Отец Своим гласом свидетельствовал о Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и Дух Святый сошел на Христа в виде голубя, как святая церковь и прославляет на праздник Крещения Святую Троицу: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине извествоваше словесе утверждение» (Тропарь св. Богоявления). По сему и праздник святого крещения называется Богоявлением.
   II. А мы, христиане, для чего крестимся в воде?
   а) Для того, чтобы, видимым образом омываясь в купели водою, в то же самое время невидимо омылись, очистились Святым Духом от грехов, от прародительскаго греха, или первороднаго, переходящаго от прародителей Адама и Евы на всех их потомков путем рождения, и от своих грехов, когда крестятся не в младенчестве, а в возрасте.
   б) Для того, далее, крестимся, чтобы чрез святое крещение приготовиться ко принятию в себя Святаго Духа, сделаться Его храмом, чего и удостоиваемся вслед за крещением в святом мνропомазании.
   в) Наконец, еще для того крестимся, чтобы сделаться способными, расположенными и охотными к добру, и достойными вечнаго спасения, вечнаго блаженства: «да крестится кийждо вас», учит слово Божие, «и приимите дар Святаго Духа» (Деян. II. 38): «иже веру имет и крестится, спасен будеть» (Лук. ХѴ40;И. 16).
   III. Возблагодарим же нашего Спасителя, что Он Своим крещением даровал нам столько благ чрез наше собственное крещение, и свою благодарность станем выражать «достойным хождением в звании христианском», в которое мы призваны чрез святое крещение, чистыми и светлыми мыслями, здравыми словами и добродетельными поступками; «да всесовершен наш дух и душа, и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса сохранится» (1 Сол. 5:23). Аминь. (Сост. по проповед. прилож. к «Руководству для сельских пастырей». Январь, 1886 г., стр. 32–34).

Поучение 3-е. Крещение Господне.

(Почему Дух Святый явился при крещении в виде голубя?)
   I. Слушая повествование евангелистов о крещении I. Христа и о явлении на Иордане всей Св. Троицы, нельзя не остановить своего внимания на том виде, в каком Дух Св. явился во время крещения Господа. Почему третье лицо Пресв. Троицы – Дух Св. явился на Иордане в виде голубя, тогда как во время сошествия Св. Духа на апостолов, Он явился в виде огненных языков?
   II. Чтобы понять этот вопрос, нужно обратиться к тем обстоятельствам, при которых совершилось крещение I. Христа. Евангелисты повествуют, что когда явился в пустыне с проповедию о покаянии св. Иоанн Предтеча, то к нему приходили разных званий и состояний люди, исповедывали пред ним свои грехи, и, в знак очищения, крестились в водах реки Иордана. Таким образом всем и каждому было понятно, что крещающиеся в Иордане были грешники, наперед исповедывавшие свои грехи. I. Христос пришел на Иордан к Иоанну, чтобы принять от него крещение, не потому чтобы имел в этом нужду, но чтобы в Себе Самом показать нам пример заботы о своей душе, о своем спасении. Как вода смывает с тела грязь и всякую нечистоту, так исповедание грехов пред служителем и посланником Божиим очищает душу нашу от грехов, если мы сознаем свою виновность пред Богом, скорбим об этом и решаемся по возможности избегать грехов. Для всех людей, которые приходили к Иоанну Крестителю, видно было, что I. Христос принял крещение: не зная, что Он Бог, следовательно безгрешен, они могли думать, что и I. Христос пред крещением исповедал Свои грехи. И вот, чтобы засвидетельствоват перед всеми людьми, что I. Христос хотя и крестится, но безгрешен, как Бог, Дух Св. принимает на Себя образ того существа, которое служит символом (т. е. образом) чистоты и невинности – образ голубя. Таким образом Дух Св при крещении I. Христа принял на Себя образ голубя, чтобы показать людям, что крестившийся Христос чужд всякаго греха.
   III. Из этого объяснения запечатлейте в своем уме и сердце ту мысль, что Дух Св. сходит только на святых, в грешных же людях Он не может обитать потому, что грех препятствует Ему соединиться с нашею душею. Вот почему в молитве к Св. Духу мы просим Его, чтобы Он пришел, очистил наши души от всякой греховной скверны и вселился в нас. Если люди считают для себя невозможным жить в грязном помещении, тем более Дух Св., Который есть чистейшее существо, не может обитать в грешной душе, как нечистом доме. Поэтому каждый христианин должен тщательно заботитъся об очищенип своей души от грехов. Если мы сами не в силах очистить себя от греховных скверн, то по крайней мере должны почаще думать об этом и в молитве к всемогущему Богу, к 3-му лицу Пресв. Троицы, ежедневно взывать: Царю небесный, Душе истины, прииди и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Когда она соделается достойным жилищем Духа, тогда она будет приготовлена в вечное жилище Пресв. Троице: Отцу и Сыну в Св. Духу – во веки веков. Аминь! (Извлеч. в сокращ. из проп. прот. М. Поторжинскаго, сн. проп. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1889 г., янв.).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS