Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц январь. Тридцатый день. День трех святителей.

12.02.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-ое. День трех святителей.
(Против увлечения спиритизмом).
   I. Долго спустя после кончины свв. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, память коих совершается ныне, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. Чтобы утолить этот раздор, угрожавший миру церкви, святители явились Иоанну, митрополиту евхаитскому, мужу ученому и благочестивому, и объявили ему: «мы равны перед Богом. Внуши христианам, чтобы оставили раздор, и хранили единомыслие. Составь для нас праздник в один день; мы всем, нас поминающим, будем споспешествовать ко спасению». – Сказав это, они, осиянные небесным светом, стали невидимы.
   II. Разсказанный теперь случай есть один из многочисленных опытов, неопровержимо подтверждающих, что явления душ из мира загробнаго не невозможны, и действительно бывали.
   а) Неправильное разумение сего рода случаев служили для многих поводом к напряженному усилию войти в сообщение с миром духов. Одни, лишась сердцу близких и любимых, ждут их во сне, и даже наяву, чтобы спросить их, как они живут за гробом. Другие, сгарая желанием узнать свое будущее, мечтают в страшной тишине чародейства и гаданий услышать голос о своей судьбине. Есть и такие, которые чрез таинственныя открытия, получаемыя будто бы из царства духов, думают усовершенствовать веру христианскую, которые хвалятся своим искусством беседовать с давно и недавно умершими, и которые дерзко дают понять, что вызвать душу из иного мира для них также легко, как позвать слугу из одной комнаты в другую.
   К сожалению, гадальщицы и духовидцы между легкомысленными и суеверными всегда находят себе много приверженцев. Посему и в наше время не излишни советы против того предразсудка, от котораго так предостерегал современников Исаия пророк: «когда вам скажут: посоветуйтесь с вызывателями мертвых, и с ворожеями... отвечайте: не должен ли народ к своему истинному Богу обращаться? Разве о живых можно спрашивать умерших?».
   б) Хотя то несомненно, что души умерших являлись иногда в действительности, а не в воображении живым; однако же устроять такия свидания никогда не было предоставлено произволу и искусству человека. Душу отшедшую можно увидеть тому, кому это дано было бы от Бога; но вызвать ее никто не может. Являлис и ангелы, но не по произволу человеческому, и даже не сами собою, а потому что Бог посылал их. Не все ли они «суть служебные духи, посылаемии», как замечает апостол, «на служение хотящим наследовать спасение» (Евр. 1:14), а не произвольно являющиеся? – Так же надобно думать и о душах людей усопших. Их вызвать и видеть не зависит от нашей власти, и не всегда достижимо для самой пламенной молитвы.
   Иоанн Златоуст, сосланный в город Кукуз, пребывал там в доме, принадлежащем доброму семейству, из котораго один молодой человек, впоследствии, сам сделался епископом. Этот епископ, по имени Адельфий, разсказывал, какое чудное было ему видение: «когда скончался блаженный Иоанн, я почувствовал невыразимую печаль, что этот вселенский учитель умер, лишенный престола. Со слезами молил я Бога показать мне, в каком он состоянии и причислен ли к святым патриархам. В одно время вижу я весьма благообразнаго мужа: он взял меня за руку и привел в место светлое, где показал мне многих учителей церкви. Не нашедши там, кого желал, я вышел оттуда печальный, и стоявшему при дверях поведал мою скорбь, что не видал возлюбленнаго моего Иоанна. Сей придверник объяснил мне: нельзя тебе видеть его; он предстоит там, где престол Господень». Разсказ этот указывает и на возможность видеть души праведных, и вместе служит свидетельством, что не является душа, когда хотят ее увидеть, по влечению хотя и невиннаго, но безплоднаго любопытства. Ибо тот же Иоанн Златоуст явился, вместе с Григорием и Василием, митрополиту евхаитскому, когда это было нужно, по устроению Божию, для умиротворения верующих.
   Решительно сказать должно, что духовидцы принимают за действительность или мечты собственнаго воображения, или навождение злой и темной силы. Нет сомнения, что небожители не иначе могут явиться на земле, как по воле Божией. «Вемы же, яко грешники Бог не послушает» (Иоан. 9:31), когда они присвояют себе значение чудотворцев, покушаясь вызывать духов. Те только сподоблялись чудесных видений, которые добрыми делами и долгими подвигами очищали в себе духовное зрение. А наше слабое око, доколе покрыто толстою корою греховности, способно ли, чтобы видеть невидимое, существо безплотное? И кто самонадеянно стремитсяк сему, того останавливает Премудрый: «не изследуй того, что выше сил твоих; что сокрыто, то не нужно» (Сир. 3:21). Если б даже нам и виделось что либо необычайное, не следует обольщаться. Подвижники опытные разсуждают: «когда бывают явления грешнику, он не должен верить им, хотя бы видел Христа. Ибо явления Божественныя бывают только святым, и оным всегда предшествует в их сердцах тишина, мир и радость. Даже и они, уверяясь в истинности видений, признают себя недостойными».
   в) Почему же не предоставлено живым по произволу вызывать и видеть души умерших? Потому, что это не нужно и было бы даже вредно. Душа евангельскаго богача из ада просила Авраама, чтобы на землю, где он оставил пять братьев по плоти, послан был Лазарь предупредить их, «да не и тии приидут на место сие мучения». Но Авраам ответил: «имут Моисея и пророки, да послушают их». (Лук. 16:29). Если же не было надобности иудеям принимать уроки от умерших, то еще менее сие нужно для нас: ибо у нас, кроме закона Моисеева и пророческих книгь, есть евангелие, само слово Христово и учение апостольское. – О чем спрашивать умерших, если б это и было доступно? Разве о своем будущем? – Но каждому предсказана его судьба: «живи добродетельно, и тебе будет хорошо». Даже теперь, при безуспешности предведения, люди жадны до новостей; но если б можно было узнать будущее, кто стал бы заниматься настоящим? Не те ли только предприятия были бы нам любезны, о которых получена была бы приятная весть из другого мира, и исход которых, по предсказанию духовызывателей, должен быть выгоден для нас? Не впадет ли, напротив, в тупой ужас и отчаяние тот, кому вызванная тень предсказала бы бедствие? – Такая пытливость служит «прямым оскорблением Промысла Божия, который один управляет нашими делами и судьбами, утешая смертных счастием и вразумляя несчастиями. Отступник от веры в Провидение, предаваясь суеверию, скоро может дойти до погибели. Саул, царь израильский, сначала сам преследовал духовызывателей и гадальщиц, но, отступив от Бога, сделался суеверен. Пред сражением с филистимлянами, когда разгневанный Господь не дал ему никакого ответа, как давал прежде, Саул переодетый пошел в Аендор к волшебнице и просил ее вызвать тень Самуила. Тень явилась; но что возвестила Саулу? – «За то, что ты не послушал Иеговы, предаст Иегова Израиля вместе с тобою в руки филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною» (1 Цар. гл. 28). На другой день Саул и три сына его погибли действительно на горах Гелвуйских.
   III. Сберегая нас от несчастных последствий, закон Божий издревле запрещал вызывание умерших и всякаго рода гадания. Моисей говорит народу избранному: «не должен находиться у тебя обаятель, призывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых: ибо мерзок пред Богом всяк делающий сие» (Втор. 18:11). Василий Великий определяет: «кто предается ворожеям, или сам ворожит, да подпадает правилу шестилетняго покаяния». То же подтверждено шестым вселенским собором: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным обаятелям, да подлежат правилу шестилетней эпитимии». (Извлеч. в сокращении из слова Сергия, митрополита Московскаго и коломенскаго). 

Поучение 2-е. Память трех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.

(О взаимной любви и единомыслии в вере).
   I. «В XI веке, в царствование христолюбиваго императора Алексея Комнена, была великая распря в Константинополе между словеснейшими любомудрецами, пишет святитель Димитрий ростовский в своих Четьих-Минеях, в сказании о соборе трех святителей, память коих совершается ныне. Одни превозносили св. Василия Великаго, как учителя высокоглаголиваго, твердаго нравом и строгаго к согрешающим. Другие же ставили выше его св. Иоанна Златоуста, при своем необыкновенном красноречии отличавшагося мягкосердием к согрешавшим. А третьи, наконец, выше их обоих считали Григория Богослова, красноречивейшаго в слове и глубоко понимавшаго догматы веры. – В самом деле, трудно было решить, кого из этих трех великих святителей считать выше другого: каждый из них в своем роде был велик. Споры между совопросниками о величии трех святителей были жаркие и довели наконец многих из них до разделения: одни назывались василианами, другие – григорианами, а третьи – иоаннитами и видели друг в друге злейших врагов. Оскорбительна была для памяти святителей распря между верующими из-за этих же самых святителей; тяжела была и их святым душам такая рознь между верующими. И вот, они являются славившемуся в то время благочестием и учительностию епископу евхаитскому Иоанну, сначала каждый врознь, а потом и все вместе, являются не во сне, а на яву, и заявляют единодушно: «мы – едино у Господа Бога нашего; в каждом из нас и не было и нет ничего такого, из-за чего стоило бы враждовать другим; нет между нами ни перваго, ни второго; если называть одного кого нибудь из нас, то за ним следуют и два другие. И потому мы просим тебя, повели враждующим из-за нас прекратить спор и не разделяться; ибо, как во время земной нашей жизни мы заботились об единомыслии между верующими, так и теперь у нас единственная забота, чтобы был мир и единомыслие между всеми христианами в поднебесной; для этого соедини ты в один день и память о нас, передавши верующим, что все мы – едино у Бога. И мы будем по прежнему споспешниками в вашем спасении, так как имеем некое дерзновение у Господа». Сказавши это, святые три святителя в Божественном сиянии поднялись к небесам, называя по имени друг друга. Святитель Иоанн евхаитский сейчас поспешил известить цареградцев о бывшем ему видении, – примирил споривших и установил праздник в честь трех святителей 30-го января. И мудро это сделал святитель Иоанн, прибавляет св. Димитрий ростовский, так как в январе месяце бывает память трех святителей врознь: св. Василия Великаго 1-го января, св. Григория Богослова 25-го января и св. Иоанна Златоустаго, – перенесение мощей его – 27-го января; то и приличнее всего было в конце этого же месяца установить общую память в честь трех святителей, или собор их. В этот день, 30-го января, и прославляем мы светоносную троицу святителей, трех высочайших угодников Пресвятыя Троицы. Василия называем «великим и священноявленным, церковным светилом и огненным столпом, верных» /освещающим и врагов попаляющим»; Григория называем «божественным и благоглаголивым, умом небесным, огнем высокоречия, архиереем превеличайшим»; Иоанна называем «златословом всезлатным, Христовыми устами, рекою духовных дарований» и пр. Все же вместе эти святители, как сказано выше, наши великие учители любви и единомыслия в вере.
   II. Не излишен и для вас, братия, урок трех святителей с того света о единомыслии в вере. К сожалению, иногда и между вами появляются мнящиеся быть мудрыми, которые по гордости, тщеславию и по другим похотям своего сердца поднимают разные споры о вере, «не разумеюще ни яже глаголют, ни о них же утверждают», как говорит апостол (1 Тим. 1:7). При этом мы имеем в виду особенно тех жалких братий наших, которые, будучи уловлены в какую нибудь ересь, раскол, штундизм и пр., стараются разсевать и между вами неправыя мысли о вере. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего I. Христа и учению о благочестии, удаляйся от таких», пишет св. ап. Павел (1 Тим. 6:3, 5). «Глупых состязаний и споров и распрей о законе удаляйся; ибо они безполезны и суетны. Еретика, после перваго и втораго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:9-10). «От глупыхь и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они раждают ссоры», пишет тот же ап. Павел в посланиик Тимофею. «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились» «от сети диавола, который уловил их во свою волю» (2 Тим. 2:23-26).
   III. «Умоляю вас, братия», скажем и еще в заключение опять словами того же св. ап. Павла, «остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему I. Христу, а своему чреву, ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных..». (Сост. по пропов., прилож. к «Рук. для с. п» 1890 г., янв.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

  

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS