Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц январь. Воcьмой день. Преподобный Григорий печерский. Свв. муч. Иулиан и Василисса.

21.01.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-е. Преподобный Григорий печерский.

(Тяжесть греха воровства).
   I. Прославляемый в нынешний день преподобный Григорий печерский, живший в X веке, отличавшийся смирением, послушанием и нестяжательностью, известен также как дивный обличитель и каратель воров. У преподобнаго, отличавшагося нищелюбием, ничего не было кроме книг, по которым он молился и поучал себя и других. Но некоторым злым людям вообразилось, что у монаха, который щедро раздавал милостыню, и у котораго есть книги, должны быть и деньги и другое добро, которыми можно воспользоваться. Вот они однажды ночью подошли к его келлии и в скрытом месте стали выжидать, когда преподобный пойдет на утреню, чтобы в это время безпрепятственно воспользоваться его добром. Старец Григорий по ночам обыкновенно почти не спал, а среди келлии совершал свои обычныя молитвы. По дару прозорливости, которым его Господь наделил за строгую подвижническую жизнь, преподобный Григорий почувствовал теперь, что возле его келлии собрались воры с намерением его обокрасть. Жаль стало преподобному этих людей, которые творили волю лукаваго, – и бедные не сознавали того, что они делают. Во время молитвы он просил Господа вразумить этих несчастных, – наслать на них глубокий сон. И услышана была молитва преподобнаго: пять дней и ночей спали жалкие тати, пока сам преподобный с некоторыми братьями не разбудил их. «Полно вам стеречь меня напрасно, не удалось вам обокрасть меня; идите уже домой!» говорил ворам преподобный. Но они, несчастные, так отощали от продолжительнаго сна, что не могли и двигаться. Преподобный накормил их, наставил и отпустил с миром. А когда дошел слух до градоначальника, что такие-то и такие хотели обокрасть преподобнаго, и градоначальник вздумал было взыскивать с них, преподобный Григорий сам поспешил к градоначальнику, подарил ему несколько книг и упросил не наказывать виновных. За тем продал еще несколько своих книг и вырученныя деньги роздал бедным, боясь, чтобы ими опять не ввести в искушение, – не довести до воровства. Упомянутые нами тати, вразумленные чудодейственной силой преподобнаго и его необычайною милостию, пожелали остаток жизни своей провести на послушании в Киево-Печерском монастыре; это они и исполнили.
   В его жизни был еще такой случай. Вблизи келлии преподобнаго росло несколько плодовых деревьев. Некоторым татям вздумалось попользоваться плодами из сада преподобнаго. И вот, влезли они ночью в его садик, нарвали плодов и с своими ношами готовы были уходить. Но что же? Ноши их оказались такими тяжелыми, что они не могли и двинуться с места. Два дня и две ночи они так простояли, никем не замечаемые. Наконец стали кричать: «отче святый, Григорие! пусти нас; мы каемся в своем грехе и больше никогда не будем воровать». Братия, услышавшие это, позвали к ним преподобнаго Григория. Явившись к ворам, преподобный сказал им, что если они на самом деле не покаются, то до конца жизни будут тут стоять. Взмолились тати к преподобному и стали со слезами умолять его – отпустить их, обещаясь безпрекословно исполнять, что он им прикажет. Преподобный обрек их на трудовую жизнь в Киево-печерской обители. И они окончили жизнь свою на послушании в святой обители.
   II. Разсказанные случаи из жизни преподобнаго Григория подают повод сказать несколько слов о тяжком грехе воровства, которое, к стыду христиан, встречается довольно часто. Но знайте и помните, братие, что за всякое хищение Бог наказывает человека часто еще в здешней жизни.
   а) «Чужое добро в прок не пойдет» – эта истина, о которой и сами вы иногда упоминаете, подтверждается многочисленными примерами. Из житий святых известно, напр., что один купец затаил деньги, взятыя им в одолжение у святителя Спиридона тримифунтскаго, и – пришел в нищету: утаенное чужое добро уничтожило его торговлю и, как огонь, съело все имение его. Слуга святителя Ионы, митрополита Московскаго, утаил часть денег, данных ему для раздачи бедным: и за то, по слову святителя, наказан от Господа болезнию и смертию. В пустынной келье преподобнаго Луки елладскаго корабельщики тайно похитили раз жерновый камень и не хотели в своей вине сознаться пред преподобным: что же случилось? Когда поплыли они по морю, вдруг тот, кто взял камень, пал мертвым.
   б) Но, братие, если в здешней жизни не накажет нас Господь за похищение чужой собственности, то в этом случае особенно страшиться надобно нам, чтобы наказание за это похищение не последовало для нас вечное, после нашей смерти. А оно несомненно последует, если в разных хищениях своих мы не раскаемся и не исправимся. В житиях святых разсказывается, что один инок, по имени Григорий, нашел в гостинице нож стоимостью в 2 златницы, и знал, чей он, но утаил. На пути потерял он пояс свой, – который стоил не две, а четыре златницы, – и мешец свой... Преподобный Василий Новый, явившись ему во сне и показав разбитый горшок, сказал: «кто его украдет, тот потеряет вчетверо или в сей, или в будущей жизни. Если будет богат, то богатство вчетверо у него отнимется; а если беден, то вчетверо мучиться будет». «Воры и хищники царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10), говорит слово Божие.
   «Ежели», – говорит святитель Тихон Задонский, – «ежели праведным судом Божиим осуждены будут во тьму кромешнуио все те, которые ближнему своему от своего имения не уделяют: то какой уже страшный суд в день оный постигнет тех беззаконников, которые собственное ближняго своего добро похищают, грабят, отнимают и раззоряют: сами вы, слушатели, разсуждайте» (т. 1, стр. 81)!...
   в) Имея всегда в виду заповедь Божию: не крадь и наказания Божии за нарушение ея, как заботливо старались сохранить эту заповедь люди, всею душею желавшие угождать Богу! Вот что разсказывается, напр., о святом Филагрии. Живя в пустыне иерусалимской, прилежно занимался он работою, и тем снискивал ссбе пропитание. Однажды, когда он стоял при рынке и продавал свое рукоделье, кто-то уронил кошелек с тысячью монет. Старец нашел его. И как же поступил он с ним? Не так, как поступили бы на его месте многие из нас, а по доброй совести, по-Божески. Нашедши кошелек с деньгами, старец не ушел, а остался на том же месте, говоря: конечно, потерявший воротится. И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот ухватил старца и хотел дать ему что-нибудь из денег, но старец не принял даже и должнаго и поспешил скрыться (Достопам. сказ. стр. 396–397)... О преподобном Зеноне разсказывается, что он однажды проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречнаго огорода. Помысл говорил ему: возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важнаго? Но он отвечал своему помыслу: воры подвергаются наказанию; так испытай себя, можешь ли ты перенесть наказание. Вставши, он пять дней простоял на жару и, изнуренный жаром, сказал сам себе: не могу снести наказания; потом говорит своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ешь (Достопам. ска. стр. 117).
   III. Так же заботливо и нам, братие, надо оберегать себя от нечестнаго присвоения чужой собственности, хотя бы и малоценной. Аминь (Сост по проп. прил. к «Рук. для сел. паст.» за 1894 г. август).

Поучение 2-ое. Свв. муч. Иулиан и Василисса.

(О супружеском целомудрии).
   I. Ныне св. церковь совершает память по св. муч. Иулиане и Василиссе.
   Св. Иулиан, с ранних лет возлюбивши всем сердцем Христа, желал остаться девственником на всю свою жизнь. Но родителям непременно хотелось, чтобы сын их был женат, и они уговаривали его вступить в жизнь супружескую. Святый попросил у них семь дней на размышление, и эти семь дней провел в посте и молитве, умоляя Господа сохранить его в девстве и непорочности. Господь внял его молитве, явился ему во сне и сказал, что Он пошлет ему такую невесту, которая будет вполне сочувствовать ему в его добром намерении. После такого видения Иулиан изъявил пред родителями желание вступить в брак. Родители очень обрадовались и нашли ему невесту добрую и примерную христианку, по имени Василиссу. Кончилось брачное пиршество, – новобрачные отведены были в свою комнату. Но лишь только невеста взошла в нее, почувствовала дивное, необыкновенное благоухание. «Что это значит?» сказала невеста своему жениху, «теперь зима, а здесь в комнате я с восторгом слышу сладкий запах душистых весенних цветов». – «Это – небесное райское благоухание», отвечал Иулиан, «оно происходит по действиио Самого Господа. Если мы возлюбим Бога и сохраним девство, то и мы удостоимся райскаго блаженства.» – «Что же может быть дороже вечнаго спасения?» сказала Василисса, и решилась остаться девственницею. Тогда Иулиан пал на землю для молитвы, и увидели они чудное видение: с одной стороны Сам Господь со множеством девственников в белых ризах, а с другой Пресвятая Богородица со множеством дев, и с обоих сторон раздавалось дивное пение. Затем святыми старцами показана была им книга, где написаны имена Иулиана и Василиссы между именами девственников. Когда умерли родители Иулиана, они на оставленныя ими богатыя средства выстроили два монастыря – мужской и женский, и разлучились друг с другом для Господа навсегда, подвизаясь каждый в своем монастыре в чаянии вечных небесных радостей, уготованных любящим Господа.
   II. Счастливы свв. Иулиан и Василисса, возлюбившие нетленное паче тленнаго, вечное паче скоропреходящаго, Христа более всех удовольствий жизни сей. Но не все могут быть подражателями этих святых супругов. Это дело одних избранников Божиих. Все же супруги должны думать наипаче о том, чтобы быть целомудренными, воздержными, богобоязненными и боголюбивыми, как подобает быть супругам христианским. Супружеский союз – Богом благословенный союз. Сам Бог еще в раю, сотворивши жену, привел ее к мужу. Христос Спаситель на браке в Кане Галилейской Своим присутствием освятил брачный союз, и Сам, будучи святейшим девственником, учил о девстве так: «не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть». И апостол, похваляя девство, никого к тому не обязывал, как и Христос. «Брак честен и ложе нескверно», говорил он о христианском, Богом благословенном, супружестве.
   а) Девство необязательно, но за то целомудрие должно быть украшением и непременною принадлежностию жизни супружеской – целомудрие во взаимном обращении, во всех действиях, целомудрие в беседах – в словах, и наконец во взорах и мыслях. Христианские супруги целомудренны и стыдливы. Ни одного пустого слова, никакого двусмысленнаго выражения, ни малейшей свободы в обращении не допустят они наедине, тем более при других. Страх Божий ограждает их, – мысль о везде-присутствии Божием всюду сопутствует им. Такие супруги, и находясь в супружестве, более соединены духом, чем телом. У них одни мысли, чувствования, желания, – у них преобладающее стремление это к предметам мира небеснаго, – они более горняя мудрствует, чем земная, – они ищут духовных утешений, а не плотских. Брачныя отношения существуют для них, как неизбежное условие для рождения детей, которых многие супруги так сильно и справедливо желают. Словом: у них не плоть владычествует над духом, но дух над плотию. Воздержание – главное свойство души их.
   б) Будучи воздержны и целомудренны, христианские супруги в то же время и неизменно друг другу верны. Неизменная верность до конца дней, – это непременный спутник целомудрия супружескаго. Пусть они несколько несогласны во взглядах своих, пусть у них есть различие в характерах их, пусть даже они друг в друге замечают много недостатков тех или других; они и мысли не допустят из за этого несходства, из за этих недостатков разорвать супружеский союз свой, чтобы вступить в незаконное сожителъство с другим лицем. Они, напротив, любовию покроют взаимныя немощи, и с терпением перенесут их. Они кротостию постараются воздействовать друг на друга для исправления их. С слезною мольбою жена обращается к мужу, и с горячею молитвою становится пред иконами, прося Господа спасти его, вразумить, обратить – и молитва жены не остается бездейственною. Муж из нетрезваго весьма часто делается трезвым, из раздражительнаго кротким. У матери блаженнаго Августина муж был весьма вспылъчив и крутой нравом, но она жила с ним согласно и спокойно, от чего же? «Я, говорила она своим подругам, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только в душе молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце. Его вспыльчивость проходит сама собою, и я всегда спокойна. Подражайте мне, любезныя подруги, и будете также покойны». Как желательно, чтобы и все супруги в отношении друг к другу были не столько требовательны, сколько уступчивы, больше отыскивали бы друг в друге добрыя стороны, чем дурныя, более бы молились друг за друга, чем обижались один на другого. О, тогда ничто в мире не могло бы разлучить их. Не разлучит никакая перемена обстоятельств, ни бедность, ни нужды, ни, наконец, никакие соблазны со стороны обольстителей – ничто не заставит сделаться изменниками и быть нарушителями супружеской верности и обетов, данных ими. И благословение Божие будет почивать над ними, и в мире и радости будут они провождать жизнь свою.
   III. Мужья и жены! Блюдите свое супружеское ложе непорочным, возлюбите воздержание, целомудрие, – не смотрите на брак, как на средство к угождению плоти своей – это не христианский, а языческий взгляд. Угождению плоти предпочитайте угождение Богу – из за несходства характеров не разрывайте своего союза, – помни, жена, что муж твой – Богом данный муж; разсуждай, муж, и ты также о своей жене. Потерпите друг на друге немощи и недостатки ради Господа, и если не можете исправить друг друга, то несите свою участь, как крест, посланный от Бога. А встретится соблазн, искушение, бегите от них, как от огня, умоляйте Господа, чтобы избавил и отклонил вас от них. Господь всесилен, пошлет благодать, и буря утихнет.
   Господи! помоги нам и в супружестве спастись, как другие спасаются в девстве, да все придем, одни за чистоту и непорочность, другие за целомудрие и неизменную верность, все придем в вечное царство любви, где хвалят и созерцают Тебя все чистые сердцем. (Сост. по № 2 журн. «Кормчий», за 1895 г ).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS