Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц январь. Второй день. Св. Сильвестр, папа Римский. Св. Юлиания Лазаревская.

15.01.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года


Поучение 1-е. Св. Сильвестр, папа Римский.

(Добродетель страннолюбия).
   I. Св. Сильвестр, папа римский, память коего празднуется ныне, жил в конце III и в 1-й половине IV в. по Р. Хр. Любимым делом его было заботиться о слабых и усталых «странниках». Когда прибыл в Рим для проповедывания евангелия св. епископ Тимофей, то Сильвестр принял его в свое жилище, а когда он был замучен и обезглавлен за свое проповедывание, то св. Сильвестр принес ночью в дом свой тело мученика и предал его погребению. Здесь и оставались мощи св. Тимофея до тех пор, пока их можно было перенести в храм, который соорудила впоследствии в честь их одна благочестивая христианка.
   Более двадцати лет управлял римскою церковию. св. Сильвестр и скончался в 335-м году по Р. Христове.
   II. Жизнь св. Сильвестра, папы римскаго, учит нас быть страннолюбивыми.
   Вот как учит об этой высокой христианской добродетели, обязательной для всех христиан, великий учитель вселенской церкви, св. I. Златоуст.
   «Будем оказывать гостеприимство Господу в лице нищих и странных, говорит он. «Иже аще приимет единаго малых сих», говорит Господь, «Мене приемлет» (Матф. ХѴ40;III. 5–6). Чем менее брат твой, тем более в лице Его приходит Христос. Ибо принимающий великаго человека часто делает это из тщеславия, а принимающий малаго делает это часто для Христа. Можешь ты принять и Отца Христова, и не хочешь. «Странен бех», говорит Он, «и введосте Мене» (Матф. ХХѴ40;. 35), и еще «понеже сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе» (ст. 40). Если он – верный и брат, то, хотя он не Павел апостол, хотя бы был самый малый, в лице его приходит Христос. Отвори дом свой, прими Его. «Приемляй пророка», говорит, «мзду пророчу приемлет» (Матф. X. 41). Следовательно и принимающий во имя Христа получит награду, как принимающий Христа».
   «Не сомневайся в истине слов Его, но веруй. Он Сам сказал, что в лице их приходит Он, и дабы ты не сомневался в этом, Он определил наказания для непринимающих и почести для принимающих, чего не сделал бы, если бы Он не был Сам и принимаемый и отвергаемый. Ты принял Меня, говорит Он, в жилище свое, Я приму тебя в царствие Отца Моего; Ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов; ты воззрел на Меня связаннаго, Я доставлю тебе разрешение; ты призрел Меня странника, Я сделаю тебя гражданином неба; ты подал Мне хлеба, Я дам тебе царствие всецело, в наследие и обладание твое. «Приидите», говорит Он, «наследуйте уготованное вам царствие» (Матф. 25:84).
    «О, поистинне благословенны руки, совершающия такия благодеяния, удостоившияся послужить Христу! Легко пройдут чрез огонь ноги, ходившия в темницы для Христа; не испытывают тяжести уз руки, касавшияся Его связаннаго. Ты одел Его в одежду, и облечешься в одежду спасения; ты был с Ним в темнице, и будешь с Ним в царствии. Он исповедует это не стыдясь, но признавая, что ты призрел Его».
    «Но скажешь: из них есть много обманщиков и неблагодарных. Тем большая будет тебе награда, если примешь их во имя Христово. Если ты уверен, что обманщики, то не принимай в свой дом; если же не уверен, то для чего осуждаешь без разбора?Но какое мы имеем оправдание, если и тех, кого не знаем, мы не принимаем, но запираем двери для всех? Пусть будет дом твой Христовым пристанищем для всех; будем просить у них награды, не серебра, но того, что они сделали дом наш пристанищем Христовым; будем ходить повсюду, привлекать к себе, гоняться, как за добычею; здесь мы скорее сами получаем, нежели оказываем благодеяния. Не повелеваю заколоть тельца: дай хлеб алчущему, одежду обнаженному, покров страннику». (Из твор. св. Иоанна Злат. 45 бес. на кн. Деяний апостольских).
   III. Молитвами св. Сильвестра, да дарует нам Господь наш I. Христос Свою всесильную помощь утвердиться в спасительной добродетели страннолюбия, какою прославился воспоминаемый ныне св. Сильвестр, папа римский. (Священ. Г. Д-ко).

Поучение 2-ое. Св. Юлиания Лазаревская.

(Должно посещать храмы Божии).
   I. Св. Юлиания, ныне церковью воспоминаемая, происходила из богатаго рода дворян Недюревых; отец ея служил при дворе Иоанна Грознаго (ХѴ40;Ив.). Оставшись шести лет сиротой, Юлиания жила у своей тетки, Натальи Араповой. В доме тетки приходилось терпеть ей не мало оскорблений. Юлиания любила молиться, ходить за больными, подавать милостыню и заниматься рукоделием; двоюродныя сестры осмеивали ея благочестивую жизнь, а тетка их не останавливала. Как ни горько было Юлиании жить в таком семействе, но она старалась терпеливо переносить обиды и почитала тетку, как родную мать. Когда Юлиании исполнилось 16 лет, ее выдали замуж за Юрия Осорьина, богатаго помещика села Лазаревскаго около Мурома. Трудолюбием и полною покорностью Юлиания приобрела себе любовь свекора и свекрови. С слугами она обращалась кротко и снисходительно, большую часть работ делала сама и даже тяготилась услугами. Когда мужу ея приходилось уезжать из дому по службе, Юлиания тайно от всех проводила в работе дни и ночи, а вырученныя от проданных вещей деньги отдавала бедным или на украшение храма. Во время наступившаго в муромской области голода Юлиания раздавала голодающим пищу, а когда появилась сильная зараза, сама ходила за больными, обмывала умерших и часто хоронила их на свой счет.
   Тяжкое огорчение пришлось испытать Юлиании, когда двое сыновей ея были убиты: один слугою, другой на войне. Пораженная горем, она стала просить у мужа позволения вступить в монастырь. Муж удерживал ее, напоминая о других детях, которыя в таком случае лишатся матери. Уступив просьбам, Юлиания осталась жить с детьми, но еще более увеличила пост и молитву. Каждую пятницу она запиралась в особую комнату и целый день молилась, не принимая пищи, спала обыкновенно не более двух часов в сутки, подложив под голову острыя дрова. По смерти мужа Юлиания отдала почти все свое имущество в церкви и монастыри, да и прежде любовь к бедным доводила ее до того, что часто у нея не было ни хлеба, ни денег. Однажды, во время суровой зимы, не имея средств приобрести себе теплую одежду и обувь, Юлиания не ходила несколько дней в церковь. Священник церкви Лазаря, пришедши в нее для богослужения, услышал голос от иконы Богоматери: ««скажи вдове Юлиании, чтобы она ходила в церковь; домашняя молитва угодна Богу, но не так, как молитва в храме». Уважайте ее: Дух Божий почивает в ней». Когда священник разсказал Юлиании, что слышал в храме, она стала посещать богослужение ежедневно, несмотря ни на какую погоду, хотя имела в то время около 60 лет.
   Св. Юлиания скончалась 2-го января 1604 г. В 1614 году, когда хоронили ея сына, открыли ея гроб, полный благовоннаго мира. Многие больные, мазавшиеся этим миром, получали исцеление.
   II. Братие! Голос Богоматери, повелевающий св. Юлиании неопустительно ходить в храм для молитвы, наводит нас на размышление о том, сколь полезно и спасительно для души посещать храмы Божии.
   а) Что такое храм Божий? Это – небо на земле. Ибо чем красуется небо? Славным, блаженнотворным и радостотворным присутствием триνпостаснаго Божества; – тем, что блаженные небожители выну видят лице Отца небеснаго, непрестанно беседуют с Господом Иисусом Христом, всегда преисполнены мира и радости о Дусе Святе. Не то же ли самое составляет преимущество и назначение и св. храмов Божиих? Здесь Неприкосновенный существом прикосновен нам бывает то многообразными действиями Своей всесовершающей благодати, то многоразличными явлениями Своей всеисполняющей славы. Здесь Неописанный по существу является нам в том святолепном образе, в коем Он пребывал на земле во плоти и пожил между человеками, в коем самовидцы и слуги Словесе видели славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Здесь всесовершающая благодать Духа Божия является нам в многоразличных благословениях, священнодействиях и таинствах. Правда, все это закрыто здесь от очей чувственных под смиренным покровом внешних образов; но все открыто пред очами веры в существенной силе и внутренних благодатных действиях на душу и сердце человека. Как иначе явить нам небесное и духовное, котораго в настоящем состоянии нашем ни видеть, ни осязать не можем, как не под видимыми, доступными для нас, образами? А если бы Господь благоволил явиться нам в Своей велелепной, но неприступной для недостойных и страшной для грешников славе, то не бежали-ль бы мы сами отселе и не возопили-ль бы горам: «падите на ны, и холмам» – «покрыйте ны от лица седящаго на престоле?»
   б) Итак, хотите-ль побывать когда на небе, слышать, что говорят там, видеть, что совершается там, беседовать с Самим Господом славы? Придите с верою и благоговением в храм Господень. Здесь узрите престол Божий и на немъАгнца, закланнаго прежде сложения мира, окруженнаго тмами тем св. ангелов, услышите те же хвалебныя песни, которыя воспевают на небе св. ангелы и лики св. праведников, которыя св. тайновидцы слышали у херувимов и серафимов и предали св. Церкви. Приобщитесь к их священному лику, исповедайте и прославьте, вместе с ними, величие и славу Божию, поклонитесь, вместе с ними, своему Творцу и Господу, своему Спасителю и Судии. Здесь увидите Божественный лик Господа Иисуса Христа, исполненный благости и милосердия, кротости и долготерпения: излейте пред Ним всю душу свою, выскажите все сердце свое, откройте все помышления свои, скажите все желания свои; Он услышит молитву вашу, примет с отеческою любовию покаяние ваше, исполнит во благих благия желания ваши, благословит добрыя намерения ваши. Здесь услышите св. Евангелие – это живое и действенное Слово Единороднаго Сына Божия, эту благую весть с неба от Отца небеснаго. Примите его с верою отверстым сердцем, и оно напитает вашу душу, усладит ваше сердце, умиротворит и успокоит дух ваш. Здесь предлагается на трапезе Господней такая пища и питие, которыя напитают душу нашу на всю вечность, оживотворят и воскресят самую плоть нашу к вечной жизни и безсмертию, к вечной славе во царствии Божием. Здесь узрите, наконец, такое священнодействие, котораго нет даже и на небе; ибо здесь приносится Богу та страшная жертва, которую принес на кресте Единородный Сын Божий за грехи всего мира; так что, стоя в храме во время священнодействия литургии, мы стоим как бы на Голгофе в те страшныя минуты, когда Господь Иисус Христос страдал на кресте, когда примирялось небо с землею, когда Он изрек Свое великое слово «- совершишася», то всеобъемлющее слово, котораго исполнением будет целая вечность. Какая чистая, сердечная молитва не будет услышана в такое время? Какой вздох покаяния будет презрен и отвергнут милосердием Божиим? На кого из предстоящих с верою и умилением сердечным не призрит Своею любовию и милосердием Отец небесный?
   III. По сему-то, братие мои, нельзя не радоваться духом, когда храмы Божии бывают полны молящимися; когда даже обремененные нуждами и заботами житейскими стараются украсть, так сказать, час времени, чтобы посвятить его на молитву в храме Божием. Когда присутствующие в храме молятся с теплотою веры и любви, с сердцем сокрушенным и смиренным, когда возносится здесь соборная, единодушная, богоприятная молитва о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей, о спасении и благоденствии благочестивейшаго царя и отечества, о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных, о избавлении от всякия скорби, нужды и печали, о еже благоуветливу быти благому и человеколюбивому Богу нашему и отвратити гнев Свой, праведно на ны движимый: о, как радуются тогда св. ангелы-хранители, с каким горячим усердием молятся они за эти добрыя души, врученныя их охранению!
    Точно также нельзя не скорбеть от всего сердца, когда в храмах Божиих присутствуют одни почти священнодействующие и одни св. ангелы, когда не видишь в них именно тех людей, у которых более всего не только свободнаго, но и совершенно празднаго времени, и которые не знают, как убить его; или, что еще преступнее, когда в самый храм Божий вносят с собою рассеянность, неблагоговение и безчиние. Можете представить, братие мои, какую скорбь, какия неосушаемыя слезы причиняют такие люди своим ангелам – хранителям! Как тяжко оскорбляют любовь и благость Отца небеснаго! Как преступно неблагодарны пред Спасителем нашим Сыном Божиим, Котораго пречистое тело и кровь приносятся на св. жертвеннике! Помните-ль, братие, что во время земной Своей жизни Господь Иисус Христос, везде и всегда являвший токмо благость и милосердие, вечерявший со грешниками, прощавший мытарей и разбойников, не осудивший ятую в прелюбодеянии жену, не удержал гнева Своего только тогда, когда видел безчестие св. храма и, сотворив бичь от вервий, вся изгна из церкве. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. пропов.» Димитрия, архиеп. херс. и одесск., т. V, изд. 1890 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS