Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц май Двадцать первый день.

03.06.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

 Поучение 1-ое. Праздник в честь иконы Владимирской Божией Матери.

(Кто хочет быть под покровом Божией Матери, тот должен удаляться от всякаго греха).

   I. Нынешний праздник установлен по случаю избавления Москвы от нападения Махмет Гирея, казанскаго хана. В 1521 году предводительствуемые им крымские и ногайские татары, в соединении с казанскими, двинулись к московским пределам с такою поспешностию, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берега Оки, дабы удержать стремления их. Победивши воевод русских, они предали огню селения от Нижняго Новгорода до Москвы реки, пленили несметное число жителей, продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом, и оскверняли святыню храмов Божиих. 29 июля Махмет, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей с своими семействами и имуществом. Улицы запрудились обозами, пришельцы и граждане, жены, дети, старцы, искали спасения в Кремле, толпились в воротах и теснили друг друга. Митрополит Варлаам усердно молился с народом, и Бог внял молитвам бедствующих. Бояре московские, вынужденные крайностию своего положения, именем великаго князя обязались платить хану казанскому дань по уставу древних времен, и тем склонили его отступить от столицы.
   Но не столько это обязательство, уничтоженное почти в то же самое время успехами нашего оружия, сколько сверхъестественное содействие Промысла спасло тогда Москву, а с нею и всю Россию. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские посады, но увидели вокруг города безчисленное войско российское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости сего донесения. «И видеша того сугубейшее воинство русское, сказаша ему; — и третие посла некоего от ближних увидати истину, — и трепеща прибеже и вопия: о царю, что косниши? Побегнем; грядут на нас безмерное множество войска от Москвы, и побегоша». Это чудное видение, устрашившее врагов, по вере современников, было сдедствием заступления Божией Матери, двукратно уже в прежния времена спасшей столицу православнаго царства русскаго от неприятельских нападений. И потому новый опыт милосердия и покровительства Ея сопровождался изъявлением новых знаков благодарности со стороны русских: установлен в Москве особенный крестный ход в монастырь Сретения и положено праздновать ежегодно 21 мая в честь Владимирской иконы Богоматери. Во дни троекратнаго избавления столицы российской от Тамерлана, Ахмата и Махмет-Гирея, церковь радостно вопиет: «днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарею солнечную восприемши, Владычице, чудотворную Твою икону. Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко милосерд.»
   II. Так благотворно было заступление Божией Матери за наше отечество; так могущественно было Ея ходатайство в ответ на обращенныя к Ней мольбы православнаго русскаго народа.
   а) И может ли Преблагословенная Дева не внимать мольбам тех, кои прибегают к Ней с истинною верою и любовию? — Дерзнем сказать от имени Ея: не может! И невозможность эта составляет Ея славу. Небесные покровители между прочим тем и отличаются от покровителей земных, что земные могут покровительствовать, могут и не покровительствовать, хотя бы просящий был достоин покровительства; а небесные покровители не могут не покровительствовать достойным: где искренняя мольба, там и их помощь, где вера и любовь к ним, там и они; это для них — святая необходимость. Тем паче не может не слышать чистых молитв, не может не оказывать благовременной помощи Матерь Божия, Коей, как бы в особенную награду за величайшее и безпримерное служение Ея спасению человеческому, предоставлено право быть первою Ходатаицею о всех нуждающихся, радостию и покровом всех скорбящих.
   б) Что же должна производить в нас эта драгоценная уверенность в покровительстве нам Матери Божией?. — Безпечность в деле нашего спасения? — Безстрашие в преступлении закона Божия? — Отлагание со дня на день покаяния? — Нет, братие, это значило бы злоупотреблять милосердием небесным и оскорблять нашу святейшую Покровительницу. Чистейшая из Дев не может покровительствовать грехам; Она покровительствует грешникам, но только кающимся. Кто хочет постоянно быть под Ея благодатным покровом, тот должен постоянно удаляться от всякаго греха; ибо всякий грех расторгает союз с Нею. Она молится о тебе горе, а ты молись о себе долу; Она покрывает тебя заслугами Сына Своего, а ты облекайся в них верою и любовию. Иначе, если будем предаваться греху, выйдет то же, что было некогда с израильтянами. Моисей принимал для них от Бога закон на горе Синайской, а они, соскучив его отсутствием, слили под горою златого тельца, и начинали ему поклоняться и безчинствовать. Увидев сие, Господь тотчас прекратил беседу Свою с Моисеем, и сказал: «сниди отсюду, беззаконоваша бо людие твои», и ныне «остави Мя и возъярився гневом на ня, потреблю их» (Исх. 32:7-10). Не скажет ли подобнаго и нашей святейшей Ходатаице достопокланяемый Сын Ея и Бог, если мы, подобно израильтянам, начнем предаваться беззаконию? «Ты молишься и ходатайствуешь о них, и Я готов оказать все милосердие тем, за коих претерпел смерть. Но виждь, что делают они! Когда Ты молишься, они поклоняются тельцу златому, приносят жертвы идолам своих страстей и попирают Мои законы. Где тут место для милости? Они сами на себя возжигают гнев. Им нужна казнь пробуждающая и вразумляющая, а не милость утешающая. «Остави Мя и возъярився гневом», ими же самими возженным, «потреблю их».
   III. Зная сие, будем, братие, несомненно прибегать под кров Преблагословенныя Девы; но не будем приносить под сей покров грехов наших, не омыв их слезами покаяния. Матерь Божия врачует все немощи, утоляет всякия скорби, покрывает самые грехи, коль скоро они соединены с сокрушением о них сердца; — но не покрывает и не может покрыть ожесточения в грехах! Аминь. (Сост. Г. Д-ко по Воскр. чт. за 1840 г. № 21 и проп. Иннок. арх. херс. т. II, стр. 89—90).

Поучение 2-е. Св. равноапостольные Константин и Елена.

(Уроки из их жизни: — христиане должны обращаться к силе честнаго и животворящаго креста Господня и содействовать распространению Христовой веры).

   I. При св. Константине Великом, память коего с его св. и равноапостольною матерью Еленою совершается ныне, христианская вера, до него гонимая, сделалась господствующею в Римской империи. Отец Константина Великаго, Констанций Хлор, уважал христиан и давал им почетныя должности при своем дворе. Сын его Константин, рожденный от Елены, узнал христианскую веру в доме отца и с молодости привык уважать ее. Когда отец его скончался в Британии (нынешней Англии) в 306 году, Константин был провозглашен западным императором. Ему было тогда 32 года от роду. Он правил подданными с любовию и кротостию. Но в других областях западных правил злой и корыстолюбивый Максентий. В 312-м году подданные Максентия, не имея сил терпеть его притеснения, стали просить Константина избавить их от тирана. Константин пошел на Максентия, и когда он приближался к Риму, вдруг, среди дня, он и его войско увидели на небесах крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай». В ту же ночь Константину явился в видении Сам Христос и повелел ему сделать знамя на подобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Под знаменем креста он победил Максентия, который, спасаясь бегством, потонул в реке Тибре.
   Приняв христианство, Константин уговорил Ликиния, правителя восточной Римской империи, издать указы в пользу церкви, христианам дозволить строить храмы и свободно исповедывать свою веру. Но Ликиний в душе ненавидел христиан. Тогда Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единовластным правителем всей Римской империи; с этого времени он стал открыто покровительствовать христианам.
   Желая всех подданных сделать христианами, он действовал на них не силою, а советами и убеждениями. Так как в Риме было еще сильно язычество, то Константин избрал себе новую столицу, в Византии, небольшом городке близ Чернаго моря. Этот городок он назвал новым Римом и Константинополем. Впоследствии город назван Царьградом. Ныне — это столица Турецкой империи. В Константинополе император устроил множество великолепных храмов.
   При Константине Великом христианскую церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту от них церковь нашла в императоре, который, для поддержания православия, созвал первый Вселенский собор.
   При Константине возник из своих развалин Иерусалим, освященный проповедию, деяниями и страданиями Спасителя. Город этот более 150-ти лет был в запустении; на святых местах христианских были языческие храмы; город носил языческое имя Элии Капитолины. Мать императора, св. Елена, отправившись в 326-м году в святую землю, обрела там животворящий крест Господень и построила храмы на Голгофе, в Вифлееме, в Назарете и на горе Елеонской. Церковь называет ее равноапостольною, так как она своими подвигами содействовала распространению христианства в пределах Римской империи.
   Будучи верным сыном церкви, Константин однакоже, с одной стороны из уважения к таинству крещения, с другой — желая перед смертию очиститься от всех грехов своей жизни, не принимал его до кончины и состоял в разряде оглашенных. Чрез 10 лет после смерти матери, он крестился в праздник Пасхи и умер в предместии Никомидии, в 337-м году по Рождестве Христове, 65-ти лет от роду. Тело его с торжеством перенесено в Константинополь и погребено в храме св. апостолов.
   II. Свв. равноапостольные цари Константин и Елена предлагают нам два великие урока для нашего подражания: первый тот, чтобы мы обращались в всех случаях своей жизни к силе честнаго и животворящаго креста Господня, — второй тот, чтобы мы по примеру их содействовали распространению и утверждению среди неведущих истиннаго Бога христианской веры.
   а) «Сим побеждай!» гласила чудная надпись, виденная св. равноапостольным Константином при дивном небесном знамении креста. И император побеждал им не только своих внешних врагов, но и врагов внутренних: крест Христов был для него всегдашнею охранительною и руководящею силою и в его духовной благочестивой жизни, чем он и прославился паче всего, за что он и причтен церковию к лику святых. Да и как не быть победоносным кресту Христову, когда им Христос, Спаситель наш, однажды на всегда, на Голгофе поразил всех врагов нашего спасения; как не быть ему победоносным, когда в нем сокрыта спасительная непреоборимая сила Богочеловека, Христа Спасителя нашего?
    Будем же, бр. мои, и мы почаще пользоваться спасительною победоносною силою креста Христова в борьбе с врагами нашего спасения; будем, подобно апостолу, хвалиться крестом Христовым особенно пред теми, которые, к величайшему прискорбию, не чтят его, не пользуются его святою могущественною силою и даже позволяют себе хулить его, подобно христоненавистным жидовинам, — разумею наших жалких штундистов разнаго рода.
   «Кресте! ты нам сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющия нас, щит и хранитель, победа и утверждение наше, присно соблюдая нас и покрывая».
   «Кресте всесильне! злочестивыя низложи враги, ненавидящия и хулящия тя безумно, — языки попали и угаси шатания их!»
   б) Св. равноапостольный Константин и Елена прославляются кроме того св. церковию за свою апостольскую ревность к распространению и утверждению между людьми Христовой веры.
    Иметь ревность по Христовой вере и содействовать ея распространению и утверждению между людьми обязан каждый из нас.
   Из любви ко Христу Спасителю нашему, просветившему нас Своим благодатным учением, и из любви к людям, погибающим во тьме язычества и невежества, мы, слушатели, всеми силами должны содействовать, чтобы св. вера Христова везде распространялась на земле. А есть еще, слушатели, много людей на земле, не знающих Христа Спасителя. В одной нашей православной России людей, не знающих Христа Спасителя, целые миллионы, как напр. евреев, татар, калмыков и других языческих народов. По вычислениям людей ученых всех народов на земле около 1430 миллионов; из них христиан, т. е. верующих во Христа Спасителя только еще 335 миллионов, а остальные все или язычники, или магометане, или евреи. Сколько, значит, гибнет людей во тьме неведения истиннаго Бога! Слово, сказанное Христом Спасителем апостолам, приложимо еще и к настоящему времени: «жатвы много, а жателей, т. е. проповедников учения Христова, мало.
    Молитесь Господину жатвы, чтобы Он избрал достойных делателей жатвы Своей».
   И мы каждый раз, во время божественной литургии, слыша об оглашенных, т. е. готовящихся к крещению, молитву св. церкви, должны от всего сердца возносить молитву Отцу небесному, чтобы все люди на земле обратились ко Христу Спасителю и вместе с нами прославляли пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Св. Духа.
    Кроме молитвы не забывайте, слушатели, содействовать распространению Христовой веры и своими посильными материальными средствами. В храме Божием нарочно на это устроена кружка с надписью: «на распространение Христовой веры между язычниками». К крайнему прискорбию надобно сказать, что давно эта кружка существует в храме Божием, много раз было говорено о необходимости помогать своими пожертвованиями на распространение Христовой веры; но немногие из вас еще откликнулись на это св. дело. Есть такие труженики-христиане, которые принимают на себя апостольский подвиг проповедывать учение Христово между неверующими в истиннаго Бога. По примеру свв. апостолов эти труженики, вдали от родных, терпят и голод, и холод, и всякия притеснения, и скорби от язычников, проповедуя учение Христово; заводят среди новых христиан церкви и школы, покупают для новокрещенных кресты и иконы, помогают даже обзаводиться хозяйством. Вот для поддержания этих-то свв. тружеников, которые проповедуют учение Христово между язычниками, и пойдут наши копейки, которыя мы будем жертвовать на распространение Христовой веры.
   Великая награда обещана Христом Спасителем за апостольский подвиг распространения Христовой веры. Даже напоивший чашею воды проповедника слова Божия не лишится своей награды, по слову Спасителя.
   III. Итак, подражая свв. равноапостольным Константину и Елене, будем по мере сил содействовать распространению Христовой веры и во всех случаях жизни прибегать за помощью к силе честнаго и животворящаго креста Господня. (Сост. по Ч. М. и проп. прил. к «Рук. для с. паст.» за 1887 и 1889 г. май).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS