Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц май Двенадцатый день.

25.05.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Св. Епифаний, архиепископ Кипрский.

(Как легче всего обращать неверующих ко Христу?)

   I. Св. Епифаний, ныне прославляемый, архиепископ кипрский, имел родителей — евреев и был воспитан в жидовской вере. Раз он, будучи юношей, встретил на пути одного инока, именем Лукиана, который занимался перепиской книг, продавал их и из вырученных денег часть оставлял себе, а часть раздавал нищим. И вот Епифаний видит, что к Лукиану подходит нищий, бросается к ногам его и взывает: «помилуй меня, человек Божий! дай мне что-нибудь, ибо я три дня не вкушал хлеба и ослаб совсем». Лукиан снимает с себя одежду, подает нищему и говорит: «ступай в город, продай ее и купи себе хлеба». Этот поступок благочестиваго инока так тронул Епифания, что он пал пред ним на колена и объявил Лукиану, что он желает быть христианином. Потом пригласил Лукиана к себе в дом, показал ему свое имущество и снова стал умолять, чтобы он сделал его христианином. По уходе же Лукиана Епифаний уговорил принять св. крещение и сестру свою, и оба они, снова увидавши Лукиана, уже со слезами просили скорее просветить их христианскою верою. Лукиан научил их истинам христианской веры и за тем привел к епископу, который и сподобил их св. крещения. Затем Епифаний роздал свое имение нищим и принял на себя образ иноческий.
   II. а) Братие! если мы хотим, чтобы и живущие между нами неверующие познали И. Христа и обратились к Нему; то лучше всего обращать их к вере Христовой не одним только словом, но и делом, ибо примеры сильнее действуют, чем наставления словами. Слова трогают и убеждают, а примеры увлекают. И слышанное, обыкновенно, не так сильно действует на человека, как виденное. Посему и будем стараться быть для неверующих примером честности и благочестия; пусть наши поступки и жизнь послужат, так сказать, образцом для несчастных, неведущих Христа, братий наших. Будем жить так, чтобы жизнь наша была светом для них, чтобы наше благочестие и добродетели служили всегда живым уроком им, прививались к ним и в них умножались. И если достигнем последняго, если они примут и усвоят благочестие и добродетели наши и будут находить утешение и радость в добрых делах, тогда можно надеяться, что они с уважением отнесутся и к словам нашим и послушают учение наше о вере истинной и православной и, при помощи благодати Божией, сами сделаются христианами.
   б) Приведем здесь следующий весьма назидательный разсказ о силе примера. Неверующий и отрицатель всего святого раз шел утром — из своего дома. Это было зимой после снежной мятели, когда улица была занесена снегом — и нужно было много работать ногами, чтобы проложить себе дорогу. Вдруг он замечает, что и девятилетний сынишка, не смотря на глубокий снег, следует за ним. «Что ты делаешь, закричал отец, — ты не можешь сегодня итти за мной». — Но мальчик отвечал весело и живо: «я ставлю ногу с точностию в твои следы и мне идется легко». Ребенок и не предчувствовал, что этими словами вызвал в груди отца целую бурю. «Что, если дитя это в точности пойдет по моим следам», думал отец, «куда приведут его мои следы, если он пойдет за мной, как пошел ныне, и куда оба мы придем с сыном?» От таких мыслей отец пришел в трепет, тогда как прежде никогда не ощущал безпокойства за свою душу и свой образ действий. Закончились эти безпокойные часы тем, — что отец мог впоследствии сказать своему сыну: «следуй за мной, потому что я следую за Христом». (См. Уроки и прим. хр. над., свящ. Г. Дьяч., изд. 3, стр. 226).
   в) Но делая добро, не будем выставлять на показ свету наших добрых дел. «Скажут: как же тогда исполнится Христово слово: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. V:16)? -Не заботьтесь: слово Христово исполнится само собою и не потребует вашей помощи. Сказано: да просветится свет ваш, сам собою, естественно, как светит всякий свет; а не сказано: выставляйте на показ свет ваш. Добрыя дела суть дела света по естеству: делайте тайно, — свет просияет, когда и сколько повелит Бог и Светодавец. Беда в том, если делаете дела темныя, злыя: от сих, конечно, нет и не будет света, и Бог не будет ими прославлен». (Филарет, митр. моск.).
   III. Молитвами святителя Епифания да дарует нам Господь благодатную помощь учить наших ближних не только словом, но и живым примером благочестивой жизни, дабы сподобиться со всеми святыми благ жизни вечной. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский.

(Почитать св. иконы необходимо).

   I. Святой Герман, ныне воспоминаемый церковью (VIII в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, святой Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году святой Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых.
   II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово.
   а) Безумцы, возстающие против почитания святых икон, дерзают называть православных христиан идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестие и безумие! — Что такое икона? — Образ или икона есть изображение и подобие истинной вещи, которая есть, или была, или будет. Например, Святая Троица изображается в лицах трех ангелов: это было на самом деле, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврийскаго. Изображается Бог Отец в виде некоего пречестнаго старца: и то было на самом деле, когда пророк Даниил и пророк Исаия видели «Ветхаго деньми, седящаго на престоле высоце и превознесенне, и серафими окрест Его» (Дан. 7:9. Ис. 6:1). Изображается Бог Сын, на земли рожденный и с человеки поживший, страдавший и погребенный, и воскресший в третий день по писанием, и возшедший на небеса, и седящий одесную Отца, и паки грядущий со славою судити живым и мертвым: и это было на самом деле, и есть, и будет. Изображается Дух Святый в виде голубя: «и то было на самом деле, когда Дух Святый явился в виде голубином. Также надобно разсуждать и о прочих иконах, которыя всегда согласны с своими первообразами и служат изображением и подобием вещей истинных. А что такое идол? — Изображение прелести. Ибо «вси бози язык бесове: Господь же наш небеса и землю сотвори» (Псал. 99:5). После сего, кто дерзнет нарицать святыя иконы идолами? Не слышите ли страшнаго грома, исходящаго от седьмаго вселенскаго собора, как бы от облака превознесеннаго, и во всеуслышание гремящаго: «иконы святыя глаголющим быти идолами: анафема, анафема, анафема».
   б) Но обратимся к священному писанию и оттуда почерпнем доказательства истины.
   В писании говорится, что Господь Бог заповедал Моисею сотворить образ двух херувимов златых и поставить их на кивоте Господнем. Посему кланявшиеся кивоту Господню кланялись и херувимам, стоявшим на кивоте, но не были посему идолопоклонниками, а, напротив, людьми избранными, Божиими.
   В писании также говорится о медном змие, который вознесен был на древо Моисеем и врачевал всех поклонявшихся ему и взиравших на него. Сей змий, вознесенный Моисеем на древо, был образом Самаго Христа Спасителя нашего, распятаго на древе, как Он и Сам о Себе свидетельствует: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни: тако подобает вознестися Сыну человеческому» (Иоан. 3:14).
   В преданиях церковных говорится, что Сам Христос Спаситель наш, изобразивши пречистый лик Свой на плащанице, послал его болящему царю Авгарю, который хотел видеть Иисуса Христа и от Него получить исцеление. Сей образ мы называем Нерукотворенным.
   По глаголу св. апостола Павла, Христос Спаситель наш нарицается образом Отца превечнаго, сый сияние славы Отчия и образ Ѵ40;постаси Его (Евр. 1:3).
   В писании и человек нарицается образом Божиим, по речению Божию: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26). Почто же дерзают уничижать св. образы Божии?
   в) Послушаем, как св. отцы наши разсуждали о честных иконах церкви.
    Св. Иоанн Дамаскин говорит, что почесть образа возвращается на первообразное, и кто кланяется образу, тот покланяется изображенному на нем, кто почитает образ, тот почитает изображеннаго на нем. Тоже самое говорят и все отцы святые и весь пречестный собор их. Сим разсуждением победил иконоборцев Стефан святый, пострадавший за святыя иконы, как говорится в его житии. Приводят его пред самаго начальника иконоборцев, злочестиваго Льва Исавра, который повелевает ему попрать ногами икону Спасителеву. Что же творит муж святый? — Потребовал кинсонную златницу и спросил: чей это образ и написание? Когда отвечали ему, что — кесарев, то он, ударив златницу о землю, начал попирать ее ногами и плевать на образ кесарев, изображенный на златнице, пред лицем самаго кесаря. Смотря на это, разгневался царь и все его старейшины; а святый муж сказал с дерзновением: вот каково суждение ваше, безумные! Гневаетесь, что я попрал образ земного царя вашего, который есть прах и пепел; как же не будет гневаться Царь царствующих и Господь господствующих, Котораго образ вы попираете ногами вашими!
   г) В заповедях Господних написано: «не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им». Прелыцаются те, кои поклонение честным иконам почитают нарушением заповеди Господней. Ибо заповедь та: «не сотвориши себе кумира» и пр. направлена не против икон, но против идолов. Видел всеведущий Бог, что иудеи имеют большую склонность к идолопоклонству: «смесишася бо с языки, и навыкоша делом их, и поработаша истуканным их, и сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканным, и измениша славу Божию в подобие тельца, ядущаго траву» (Псал. 105). Видел сие Господь Бог, и дал им чрез Моисея заповеди, которыя так начинаются: «Азь есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския: не будут тебе инии бози разве Мене. Не сотвориши себе кумира и пр». (Втор. 5:6-8). Не исполняем ли и мы сих заповедей Господних; имеем ли иных богов, разве Бога, изведшаго израильтян из земли египетской, а нас из работы диавольской; творим ли себе кумиров, вместо Бога? — Если мы имеем и почитаем иконы, то мы не имеем их за богов, и им самим, отдельно от их первообразнаго, не кланяемся и не воздаем божеской чести.
   III. Но нет нужды препираться нам с людьми нечестивыми: церкви святой врата адова не одолеют. Церковь есть столп и утверждение истины. С нею мы, чада ея, купно со всеми святыми отцами, светилами вселенскими, все единогласно глаголем и кровию нашею готовы подтвердить: пречистому твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже! Аминь. (Св. Димитрий ростовск., сн. «Собр. поуч. на воскр. и праздн. дни», изд.. ред. «Воскр. Чт.» 1853 г., т. I).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS