Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц май Одиннадцатый день

24.05.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

 Поучение 1-е. Свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий.

(Уроки из их жизни: а) мы должны иметь братскую любовь и единодушие и б) больше всего дорожить своею верою).

   I. Свв. Кирилл (в мире Константин) и Мефодий, память коих совершается ныне, были дети Льва, солунскаго велиможи, славянина, получившаго высокое образование у греков. Мать их звали Мариею. Старший из братьев, Мефодий, сперва правил одною славянскою областию близ Солуни, а потом удалился в малую Азию, на гору Олимп, для подвигов благочестия. Кирилл учился сначала дома, потом в Царьграде, вместе с юным императором Михаилом, у знаменитаго ученаго мужа Фотия, бывшаго впоследствии патриархом. За обширныя познания его прозвали философом. Окончив учение, Кирилл сперва был книгохранителем при Софийском храме, потом преподавал философию. Но мир его не привязывал к себе и скоро Кирилл, оставив все свои мирския занятия, поселился с братом на горе Олимпе.
   Борис, или Богорис, царь болгарский, пожелал принять Христову веру, к чему убеждала его сестра, жившая несколько времени в Царьграде. К Борису послан был Мефодий. Показав Борису картину страшнаго суда и изобразив ему блаженство праведников и муки грешников, Мефодий убедил его сделаться христианином.
   Потом и другие славянские князья захотели услышать евангелие не на латинском языке, на котором проповедывали им латинские и немецкие епископы, а на славянском. Это были князья моравские — Святополк и Ростислав, и Коцел, князь паннонский. К ним посланы были Кирилл и Мефодий, как знавшие славянский язык.
   Желая, чтобы дело было прочно, Кирилл не хотел довольствоваться одною устною проповедью, а задумал изобресть славянскую азбуку. После усерднаго поста и молитвы он составил азбуку — т. е. предпринял и окончил дело величайшей важности для всего славянскаго мира — и стал переводить евангелие с греческаго языка на славянский. Четыре с половиною года трудились братья в Моравии и Паннонии и призывали народ к познанию Бога истиннаго. Кирилл перевел на славянский язык евангелие, псалтирь, многия чтения из ветхаго завета, литургию и богослужебный чин.
   Но проповедь святых братьев причинила им много бедствий. Латинские епископы пожаловались папе Николаю на учителей славян, что они отдаляют славян от власти римскаго папы. Кирилл и Мефодий, повинуясь папе или патриарху, тогда еще не отделившемуся от вселенской церкви, отправились в Рим, взяв с собою часть мощей святаго Климента. Но в Риме был уже другой папа, Адриан 2-й. Желая мира церковнаго, он принял проповедников милостиво, оказал подобающую честь мощам св. Климента, перенес их в храм, сооруженный в память св. Климента, принял из рук Кирилла и Мефодия славянский перевод священных книг, и позволил в некоторых церквах Рима отслужить обедни, отчасти на латинском, отчасти на славянском языке. В Риме Кирилл от безпрестанных изнурительных трудов тяжко заболел; пред кончиною он принял схиму и, пред смертию, завещал Мефодию — не оставлять дела просвещения славян, молил Господа не оставить просвещенных христианскою верою славян и соединить их в православии и единомыслии. Кирилл скончался, на 42-м году жизни, 14 февраля 869 года.
   Папа Адриан, со множеством греческаго и римскаго духовенства, совершил отпевание тела умершаго. Мефодий хотел перенести его тело на родину, но, по просьбе римскаго духовенства, оно было погребено в храме св. Климента, где покоится и ныне.
   Похоронив Кирилла, Мефодий, в сане епископа паннонскаго и моравскаго, возвратился к славянам и с апостольскою ревностью трудился здесь много лет среди враждовавших против него латинских проповедников. Мефодий прочно поставил во славянских землях дело евангельской проповеди, и труды его увенчались полным успехом. В течение шести лет почти все славянские народы стали совершать службу на языке славянском.
   Чувствуя близость кончины, Мефодий из среды учеников избрал благочестиваго и ученаго мужа, по имени Горазда, которому завещал продолжать труды его. Мефодий скончался 6 апреля 885 года. Отпевание его совершилось на славянском, греческом и латинском языках. Переведенныя св. братьями и учениками их священныя книги и церковная служба перешли впоследствии и в русскую церковь. Поэтому и мы прославляем Кирилла и Мефодия за то, что они даровали нам высшее благо: познание Бога истиннаго, грамотность и духовное просвещение.
   II. Много поучительных уроков представляет нам жизнь и деятельность св. равноапостольных братьев.
   а) Во-первых, они учат нас братской дружбе и единодушию. Без сомнения, святых братьев связывалии одинаковыя богатыя от природы дарования, и полученное ими прекрасное образование, и одинаковое их святое настроение, и одно общее дело их апостольскаго служения единокровным славянам; но не глубже ли всех этих связей была у них связь кровнаго родства — братства; не эта ли кровная братская связь привела их и к одинаковому их благочестивому настроению и к одному апостольскому и книжному труду, которому они отдавались во всю свою жизнь с таким постоянством, с таким самоотвержением. Вскоре после полученнаго разносторонняго образования при дворе царском, Константин (в иночестве Кирилл), вместо ожидавшаго его блестящаго положения, избирает жизнь простого, скромнаго инока. Не потому ли он делает так, что и его кровный старший брат, Мефодий, после нескольколетней светской службы в звании воеводы, избрал скромную иноческую жизнь на Олимпе? На Олимп, к родному старшему брату своему, спешит молодой инок Кирилл, и здесь они вместе предаются молитвенным и книжным трудам. Вызывают Кирилла в столицу Царьград для посольства его к славянским народам на проповедь апостольскую; Кирилл упрашивает и своего брата Мефодия сопутствовать ему. Вместе они усердно готовятся к миссионерской деятельности, вместе разделяют труды и опасности долгаго путешествия, вместе трудятся тут над просвещением славян и в их школах, и в храмах, вместе подвергаются нареканиям и нападениям со стороны врагов славянства; вместе препровождаются в Рим на суд к римскому первосвященнику. Кирилл в Риме от тяжких изнурительных трудов изнемогает и готовится оставить земное поприще. «Брат мой, говорит пред самой смертью Кирилл Мефодию, — мы с тобой были, как дружная пара волов, возделывающих одну ниву; и вот я падаю на борозде, рано окончив день свой. Знаю, что ты любишь уединение на горе Олимпе; но умоляю тебя, не оставляй дела нашего; ты им угодишь Богу». И вот, во имя кровнаго братства, св. Мефодий свято исполняет предсмертную просьбу своего брата и неуклонно продолжает дело апостольства и книжных трудов у славян; при многочисленных затруднениях и неприятностях, он около шестнадцати лет продолжает трудиться над святым делом, завещанным ему братом. Вот образец крепкой, как смерть, взаимной, братской кровной любви.
   Затвердим себе крепко этот урок братской любви все мы, братья, особенно те из нас, для которых родство и даже кровное братство начинает мало-по-малу терять свою силу. Вот как, к сожалению, и у нас бывает. Еще мальчиками братья начинают ссориться между собой и обнаруживают вражду, то друг против друга, то против сестер; а вырос — тут и поженятся, тогда для них не только отцовский дом мал, но отцовская усадьба тесна; ссорятся они не только из-за отцовскаго наследства, из-за какого нибудь клочка земли, но из-за какой нибудь курицы, которая перелетела из огорода одного в огород другого. Ссорятся и братья между собой, ссорятся и их жены, ссорятся и их дети. И что же из этого выходит? От ссор и безурядицы в той и другой семье работа не спорится; от времени до времени та и другая семья съедается от зависти и злобы и беднеет, особенно когда враждующие между собой станут еще судиться по далеким судам. И грех от Бога, и срам от людей. Тяжело лежать в сырой земле и костям родителей от такой семейной безурядицы оставленных ими, как будто и пристроенных и поставленных на ноги, детей. А что еще дальше из этого может выйти? То же безладие, тот же позор, тот же грех, то же горе в род и род, до прекращения рода. Избави нас Бог от такого нечестия!
    «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе», говорит пророк Божий Давид. Живите же, братия, между собою по братски, по родственной любви, в единодушии, и Господь благословит всяким добром и вас, и детей ваших, и ваших внуков в род и род.
   б) Второй урок, который мы берем из жизни св. братьев, есть тот, что мы больше всего должны дорожить св. верою.
   Много бед и тяжких лишений претерпели они во всю свою многотрудную жизнь, но не изменили вере, а пребыли верными в ней до конца жизни, показав нам в этом, что и мы должны дорожить верой Христовой, как зеницей ока, и не изменять ей ни ради страха, ни ради выгод житейских, если только может быть какая выгода человеку, когда он может изменить вере?!
   III. Братия христиане! Вера православная для нас должна быть дороже всего. «Сию веру передали ученикам своим святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, да тако веруя и в страшный день судный паки предадут оную истинною, неизменною, совершенною и станут одесную пред Господом И. Христом, истинным Богом нашим». — Поэтому, бр., молю вас именем Господа И. Христа, достойне благовествованию Христа жителъствуйте (Гал. 1:27). Не будьте младенцами колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеческому, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4:14), не слушайте смущающих вас и хотящих превратить и изменить благовествование Христово (Гал. 1:7); блюдитеся этих злых делателей (Кол. 3:2); бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь и укрепляйтесь (Кор. 16:13). Слышите ли вы, что говорит св. апостол: «если бы мы или даже ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» (Гал. 1:18). Вразумитесь же этим, братия, не слушайте разных обольстителей, которые, под разными цветами красноречия, под обаянием светскаго любомудрия, даже иногда под хитро подобранными изречениями св. писания, произносят учения странна и различна (Евр. 13:9), не увлекайтесь их учением и не губите душ своих! Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для с. пас.» за 1886 и 1889 г. май м.).


Поучение 2-е. Священномученик Мокий.

(Чему научает нас воспоминание о первых днях и прошедшей судьбе церкви Божией?)

   I. Во время страшнаго гонения при Диоклитиане, в Македонском городе Амфиполе жил священник по имени Мокий, память коего совершается ныне. Полный горячей ревности к Богу и любви к ближним, он не мог видеть равнодушно жертвоприношения идолам, и громогласно увещавал народ отстать от ложных богов. Когда прибыл в город анфипат, или судья той области, язычники принесли ему жалобу на Мокия: «есть здесь учитель христианский», говорили они, «который прельщает народ, убеждая всех веровать в распятаго и умершаго человека, и многие слушаются его. Таким образом, если не воспрепятствовать этому, весь город последует ему, и упразднятся храмы богов».
   Анфипат призвал к себе Мокия и стал убеждать его отречься от Христа; увещания остались тщетны. Тогда он велел жестоко мучить Мокия; терзали его тело железными когтями, он же был спокоен и восклицал: «Владыко, царствующий во веки и сияющий нам лучами правды, яви рабам Твоим Божество Твое, и даруй мне силу страдать за заповеди Твои».
   Господь, вняв молитве его, даровал ему крепость и терпение, и, по истязании, исцелил раны его.
   Вслед затем Мокий вытерпел жесточайшия истязания на колесе, оставался невредим в огне, молитвою сокрушил идолов. При всем том анфипат не уразумел истины, и казнь постигла его. Огонь, возженный для мученика, опалил самого анфипата с некоторыми служителями его.
   Мокия заключили в темницу. Новый анфипат, по имени Максим, прибывший по некотором времени, призвал его, и велел поклониться богам, если не хочет умереть. «Я умру, если, забыв благодеяния Бога, моего, пристану к идолам», отвечал мученик. Снова начались жесточайшия истязания, во время которых Мокий толъко славил и благодарил Бога. Осудили его на съедение зверям, но звери не тронули его; и весь народ, пораженный чудом, стал восклицать: «отпусти этого человека; и звери не вредят ему, потому что Бог его любит!». Тогда анфипат отправил Мокия в Византию, и там осудили его на смертную казнь. Приведенный на место казни, Мокий громко прославил Бога и услышал с неба голос: «радуйся, добрый подвижник; приди, водворись в царствии небесном; ты в мире трудился, на небесах тебе радость и покой!». Мученику отсекли голову мечем.
   II. Жизнь и страдания св. священно-мученика Мокия побуждают нас размыслить, для душевной пользы нашей о первых днях церкви Божией на земле. Из сего узнаем что ожидает нас и нашу церковь впереди, куда мы направляемся и к чему должны готовиться.
   Спаситель сказал о своей церкви: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16:18). Не одолеют, но все таки будут пытаться и напрягать силы, чтобы одолеть ее. Враг рода человеческаго диавол будет постоянно делать нападения, изобретать всевозможныя ухищрения и коварства, внушать ереси, сеять вражды, возбуждать волнения в среде церкви, чтобы отторгать от нея ея чад, и уничтожить, если бы это было возможно, ниспровергнуть самую церковь на земле. А потому церковь постоянно должна выдерживать и отражать эти нападения, и каждый верующий сын церкви постоянно должен вести борьбу с врагами спасения — духами злобы. «Не думайте», говорит Спаситель, «что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (Матф. 10:34). Но «наша брань», поясняет св. апостол Павел, «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего», «против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12).
   Стараясь наглядно изобразить эту борьбу церкви с ея врагами, древние, в особенности же первенствующие христиане любили изображать церковь Христову с ея верующими сынами под видом корабля с пловцами, плывущаго среди разъяреннаго бушующаго моря, постоянно готоваго поглотить и уничтожить его в своих волнах, и окруженнаго со всех сторон свирепыми врагами, силящимися ниспровергнуть и потопить его. Волны этого необъятнаго моря, обуревающия корабль, суть искушения плоти и мира сего, с которыми ведут борьбу сыны церкви, а видимые враги, нападающие на корабль, суть лжеучители, еретики и раскольники, нападающие на церковь Божию, чтобы разрушить ее. Чрез тех и других действует один враг спасения — диавол, нападают и ведут борьбу врата адовы.
   а) Борьба эта началась в церкви Христовой с самых первых времен христианства, или, точнее, с того времени, как только началась на земле церковь Христова. С этого самаго времени уверовавшие во Христа должны были начать борьбу с плотию и миром, так как «плоть желает противнаго духу и они друг другу противятся» (Галат. 5:17), а мир ненавидит тех, которые не принадлежат к нему (Иоан. 15:19) и старается развратить их. С самых же первых времен церковь Христова должна была вести борьбу и с явными, открытыми врагами спасения, сначала язычниками, которые гнали ее, мучили и терзали верующих во Христа, а потом — многочисленными лжеучителями и еретиками, которые нападали на нее, возмущая ея мир. Борьба эта безпрерывно продолжается и в нашей отечественной церкви православной. Истинные православные христиане постоянно и неутомимо ведут деятельную борьбу с плотию, миром и диаволом, достигая тем спасения, и наглядные высокие образы этой борьбы мы видим в житии и примерах многочисленных великих русских подвижников, отшельников, пустынников, начавших сиять своими высокими подвигами борьбы и благочестия с самых первых времен христианства на Руси. Не переставала церковь русская вести борьбу и с явными врагами, открыто нападающими на нее. Первоначально упорные язычники гнали и преследовали первых русских христиан; затем поработившие наше отечество под свое иго татары нередко являлись мучителями христиан, и не мало верных сынов церкви увенчалось от них венцом мученическим за исповедание веры, затем стали появляться ереси и наконец, около двух сот лет тому назад, возник раскол, отторгнувший от церкви целые миллионы ея сынов на их погибель. Церковь, таким образом, совершая свой земной путь, постоянно воинствует, ея спасающий корабль, плывя к небесной пристани и неся туда верных сынов, постоянно ведет борьбу с волнениями мира сего, обуревающими его пловцов, и сражается с врагами спасения, силящимися извергнуть их из корабля и потопить самый корабль.
   б) Но вот что, братия, мы особенно всегда должны иметь в виду и твердо содержать в памяти, что чем дольше этот спасающий нас корабль — церковь Божия будет плыть по волнам этого мира и приближаться к своей небесной пристани — царству славы, имеющему наступить по кончине этого мира, тем все более и более борьба эта должна усиливаться, враг спасения сильнее и яростнее будет нападать на этот корабль — церковь Христову и более будет извергать из него ея пловцов, — отторгать от церкви и привлекать к себе ея сынов. И нет сомнения, что уже в наше время борьба эта усиливается и ожесточается, враг спасения сильнее начинает нападать на церковь и действовать против ея сынов. Тем бодрственнее должно стоять нам на страже своего спасения, внимательнее должно наблюдать за собою и за действиями врага, чтобы не поддаться ему, но отражать все стрелы лукаваго, направленныя на нас, охраняя от их смертоноснаго яда свою душу и тело. Посмотрите, как кругом нас все более и более разливаются волны неверия, как охлаждается наша вера, ослабляется привязанность и преданность церкви, как много чад отторгаются от нея и уходят в раскол! Враг широко раскидывает свои сети, чтобы уловлять нас неверием и маловерием и извергать из спасающаго нас корабля — церкви, и нам следует постоянно бодрствовать над своими мыслями, твердо оберегать и хранить свою веру православную, возгревать ее в своем сердце, проводить в свою жизнь, чтобы она была в нас жива и действенна, и сильна для отражения всякаго напора современнаго неверия и маловерия. Посмотрите затем, как усиленнее начинает действовать и нападать на нас враг спасения чрез нашу плоть и мир, как все более и более развиваются наши страсти, увеличиваются прихоти, утончаются пороки, как усиливается между нами своеволие, необузданность, непослушание старшим, неповиновение властям, утончается разврат, увеличивается пьянство, какая жажда к наживе охватывает всех от мала до велика! И много ли мы противодействуем этим порокам? — Напротив, в наших понятиях важность этих пороков все более и более сглаживается и умаляется. Многие пороки мы уже вовсе не считаем пороками, потому что сжились с ними, и они стали для нас делом обыкновенным. Таково знамение нашего времени, когда мы внимательно всматриваемся в него. Как же, взирая на это знамение времени, не припоминать нам пророческих слов Господа о том времени, которое имеет наступить пред кончиною мира, когда «за умножение беззакония изсякнет любы многих» (Матф. 24:12), «и Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли» (Лук. 18:8)? Как же не задавать себе вопроса, не идет ли наш корабль церкви спасающей в тех уже пределах мироваго бытия, которые начинают приближаться к концу его, и не переступил ли он ту предельную черту, за которою начинает виднеться вдали тихая пристань горняго Иерусалима?
   III. Тем бодрственнее, возлюбленнейшая братия, должно нам встать на страже своей души, тем внимательнее и заботливее должно относиться к делу своего спасения. И прежде всего, нам должно твердо держаться этого спасающаго нас корабля — церкви Божией, без которой невозможно нам спастись от потопления в пучине греха и вечной гибели, нужно твердо хранить и содержать свою святую веру православную, побеждая и подавляя в себе всякия в ней сомнения и колебания, повиноваться учению церкви, как голосу Самого невидимаго ея Кормчаго — Господа нашего Иисуса Христа, видимо управляющаго Своею церковию, постоянно бороться с искушениями плоти и мира, чрез которыя действует враг спасения — диавол, побеждать страсти, искоренять похоти, удаляться пороков, которые невидимо и незаметно порабощают нас врагу — диаволу и извергают из корабля Христовой церкви. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. к журн. «Руков. для сел. паст.» 1888 г., июнь).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS