Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц май Пятнадцатый день. Святый благоверный князь царевич Димитрий Угличский. Преподобный Пахомий Великий.

28.05.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение 1-е. Святый благоверный князь царевич Димитрий Угличский.

(Таинственныя судьбы правосудия и благости Божией).

   I. Прошло три века после того, как совершилось ужасное событие — убиение невиннаго осьмилетняго отрока, наследника русскаго престола, царевича Димитрия, память коего совершается ныне. Мученическая кончина его последовала, может быть, в те же самыя минуты, в которыя мы теперь, благоговея пред неисповедимыми путями Промысла Божия, воспоминаем эту горестную кончину его.
   История передает нам, что царевич Димитрий, занимаясь детскою игрою в послеобеденное время на белом дворе, близ своего дворца, 15-го мая 1591 года, непредвиденно поражен был ножем убийцы, и умер смертию мученика, обливаясь своею кровию.
   II. Кто злоумыслил такое беззаконие, и чего домогаясь, — это оставим дознавать людям, особо призванным к изследованию минувшаго; а теперь во храме Всеведца и Вседержителя, без воли Котораго и влас главы нашей не гибнет, «помыслим благоговейно к назиданию нашему о тайнственных судьбах Его правосудия и благости», по коим Он попустил совершиться на земле нашей ужасному злодеянию, повлекшему за собою столько смут и народных бедствий. Промысл Божий, особенно хранящий Помазанников Своих и род их, на сей раз не отвратил удара, направленнаго на убиение невиннаго отрока, со смертию коего должен был пресечься и угаснуть навсегда древний знаменитый род князей и царей русских.
    Судьбы Божии, братие, бездна многа. Исповедуем здесь и мы со святым апостолом непостижимость путей Провидения небеснаго. «О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! яко не испытани судове Его и неизследовани путие Его» (Римл. XI:33). О имени Его святом дерзаем только рещи, что праведный Судия Господь, передающий грехи отцев на чада (Исх. XX:35), может быть, и в настоящем случае восхотел в сыне — отроке посетить жезлом наказания неправды отца, который не даром, не без основания наречен «Грозным» от всех своих современников, а равно и неправды раболепных служителей его. С другой же стороны, может быть, Господь восхотел допустить, чтобы смуты и крамолы междуцарствия, постигшия Россию вслед за убиением царевича, послужили сколько наказанием для современиинов за удобопреклонность их к смутам и крамолам, столько вразумлением для нас, — потомков их, да познаем и уведаем великую цену самодержавия и государственнаго благоустройства, нами унаследованнаго от предков, а им в свое время стоившаго тяжких испытаний и кровавых жертв.
    Народ русский, искушенный посещением гнева Божия, с избытком утешен чрез многознаменательное приобретение новаго царскаго рода, и притом не чуждаго убиенному царевичу, и явно для всех, а особенно в наши дни, ознаменованнаго благословением Божиим; а неповиннаго страдальца царевича Димитрия дивный в судьбах Своих Бог прославил святостию нетления, дабы все видели, что царевич есть священный агнец, закланный за спасение законной царской власти, и дабы его царственная кровь, подобно крови Авелевой, всегда вопияла к Богу отмщений против мятежников и похитителей царскаго венца (Слова и речи митропол. Филарета, т. I, стр. 247). С той поры неповинный страстотерпец царевич Димитрий, по благодати Божией, предстоит незримо престолу царя небеснаго и молится за благословенный новый род царский, ему родственный, и предстательствует на небе за царство русское и ея державных правителей. «Царскую диадиму», восклицает ныне святая церковь, «обагрил еси кровию твоею, Богомудре мучениче Димитрие, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец, и жертву непорочну Владыце принесл еси себе; яко бо агнец незлобив от раба заколен еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, и молишися о державе сродников твоих богоугодней быти, и сыновом российским спастися».» (Троп. гл. 2).
   III. Возблагоговеем же, братие, пред дивными судьбами Божиими, явленными в неповинной смерти царевича Димитрия, и с крепкою любовию к Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу, принесем Царю царей и Господу владык земных благодарственное моление, да хранит Он драгоценную для всех нас жизнь Царя и весь Его царственный Дом в нерушимом здравии и благополучии и да соблюдет всех верноподданных Его в вере и благочестии и неизменной преданности Ему в роды родов. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из поуч. Ионафана, архиеп, яросл. и ростовск., напечатан. в «Церк. Ведом.», изд. при Св. Син. за 1891 г. № 24). 

Поучение 2-е. Преподобный Пахомий Великий.

(Об удалении от еретиков).

   I. Преподобный Пахомий Великий, память коего совершается ныне, жил в IV веке в Египте и почитается первым основателем монастырскаго общежития, ибо до него, в первыя времена христианства, пустынники, отшельники и др. подвижники не знавшие ни монастырей, ни общежития, жили по одиночке.
   Достигнув высокой степени духовнаго совершенства и получив от явившагося ему ангела в виде схимника уставы и правила постническаго жития, препод. Пахомий основал несколько монастырей близ Товенны, места, лежавшаго на берегу р. Нила. Препод. Пахомий не щадил трудов своих и мудро управлял многочисленною братиею, число которых иные полагают до 10,000. Пахомий имел все качества, нужныя для руководителя: высшее призвание, просвещение и чрезвычайные дары благодати. Отличительными чертами его были кротость и снисходительность. Беседа его с учениками была беседа отца с детьми.
   При всех своих добродетелях преподобный считал себя великим грешником. На власть свою над другими он смотрел не иначе, как на обязанность служить всем, и не терпел никакого отличия от других для самого себя.
   Влияние такого руководителя, служившаго вместе с тем и образцом святости, не могло не оказаться в высшей степени благотворным; потому и общество товеннских монахов представляло образец достижения духовнаго совершенствования, и хотя большая часть иноков была из простых поселян, необразованных и малограмотных, все они тем не менее «были полны мудрости Божественной, которую почерпали в слушании и исполнении св. писания и в просвещающем влиянии на них великаго Пахомия». Из монастыря Пахомия многие иноки заняли впоследствии епископские престолы.
   Преподобный Пахомий скончался в 348 году от заразительной язвы, открывшейся в его монастырях. За два дня до смерти он созвал начальников и строителей монастырей и сказал им: «чувствую, что конец мой приближается. Помните, что я вам внушал. Будьте бодры в молитвах и разсудительны во всех действиях. Не имейте общения с приверженцами Мелетия, Ария, Оригена. Сближайтесь только с теми, которые боятся Бога и могут принести вам пользу и душевное утешение своею беседою. Изберите между вами человека, который правил бы вами по духу Божию».
   II. Остановим, братие, свое внимание на предсмертном завещании великаго Пахомия. В нем, как вы слышали, он завещает своей многочисленной братии «не иметь никакого общения с еретиками», отступившими от истины и потерявшими страх Божий.
   а) Не одним инокам, но и всем христианам нужно руководиться этим мудрым предостережением преподобнаго Пахомия, опытнейшаго руководителя в духовной жизни. Безразборчивое и близкое общение православных христиан с еретиками и раскольниками, как показывают печальные опыты, многих отвращало от истины и навсегда удаляло от пути, ведущаго к вечному спасению. Православный христианин должен быть крайне осторожен в своих отношениях к еретикам и раскольникам.
   б) Такой же осторожности в обращении с еретиками учит нас и слово Божие. Сам И. Христос апостолам внушает: «иже не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому, или из града того, отрясите прах ног ваших. Аминь глаголю вам: отраднее будет земли содомстей и гоморрстей в день судный, неже граду тому» (Матф. X:14-15). «В онь-же град входите и не приемлют вас, исшедше на распутия его, рцыте: и прах, прилепший нам от града вашего, отрясаем вам» (Лук. X:11). Вообще от сближения с упорными противниками Богу и церкви Господь Иисус заповедует Своим последователям устраняться, как евреи уклонялись от общения с язычниками и мытарями.
    «Святые апостолы», конечно, только раскрывают учение своего Господа и учителя И. Христа по сему предмету. Тем не менее, когда касаются обязательных отношений христиан к еретикам и раскольникам, иноверцам и богоотступникам, то проповедуют не столько любовь к ним, сколько строгость, осторожное, но решительное уклонение от них, как от людей, отлученных от Бога и церкви, самоосужденных и предавшихся сатане.
   Так «св. апостол Петр», когда Симон волхв хотел купить у апостолов за серебро дар Св. Духа и власть апостольскую, «да на негоже еже возложит он руце, тот приемлет дар Св. Духа», апостол Петр говорит Симону: «сребро твое да будет с тобою в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати. Несть ти части, ни жребия в словеси сем: ибо сердце твое несть право пред Богом. Покайся убо о злобе твоей сей и молися Богу; может быть отпустится тебе помышление сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды» (Деян. VIII. 18-24). Не даром св. Петр говорил с сомнением: «молися Богу, быть может отпустится тебе помышление сердца твоего». Это было прозрение. По записанному преданию первых веков, Симон волхв не покаялся и продолжал обольщать народ ложными чудесами, за что и казнен смертию тем же св. апостолом Петром. Симон волхв летал по воздуху пред глазами народа в Риме, но по молитве святого Петра упал и убился до смерти.
   Так и апостол «Павел», когда проконсул Сергий, призвав Варнаву и Павла, пожелал услышать от них слово Божие, а Еллима волхв противился им, стараясь отвратить проконсула от веры, — Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на Еллиму взор, говорит: о, «исполненный всякаго коварства и всякия злобы, сын диавола, враг всякия правды! Престанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» И поразил его временною слепотою (Деян. XIII:6, 11).
   Мягче ли отношения к подобным людям величайшаго проповедника любви, святаго апостола «Иоанна?» Лжепророков своего времени он называет духами лестьчими, духами антихристовыми, даже прямо антихристами. «Яко же слышасте», пишет он, (1 Иоан. гл. 2), — «яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша. От нас изыдоша, но не беша от нас. Отметаяйся, яко Иисус несть Христос, сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына». Во втором послании своем св. апостол пишет: «всякий преступающий учение Христово и непребывающий в нем не имеет Бога в себе. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его (и радуйся ему не глаголите). Ибо приветствующий его участвует в делах его злых».
   III. Вот подлинное учение, в подлинных же выражениях И. Христа и апостолов Его об отношениях к еретикам и раскольникам и всякаго рода неверным.
   Посему говорить о любви к подобным врагам церкви, которые разстилают такия широкия сети для уловления верных чад ея, и противно духу церкви и безпредельно-опасно. Верховнейшие апостолы Христовы, Петр, Павел и Иоанн, проповедывали не любовь, а боязнь к ним и самоустранение от них. Святые же апостолы, без сомнения, глубоко постигали и дух и нужду церкви. Аминь. (Сост. Г. Д-ко по Ч.-М. и «Поучениям» Никанора, архиеп. херсонск., т. III, изд. 2, стр. 91—99).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS