Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март. Десятый день. Св. муч. Кодрат. Преподобная Анастасия.

23.03.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Месяц март

Десятый день.

Поуч. 1-е. Св. муч. Кодрат. (Лечиться не грех).
   I. Св. муч, Кодрат, память коего ныне, новорожденным младенцем найден в пустыне, близ г. Коринфа. Тут родила его Руфина, жена коринфскаго гражданина, которая скрывалась в пустыне во время гонения на христиан в III веке, и умерла. Когда при явной помощи Божественнаго Промысла вырос Кодрат, то научился врачеванию болезней, но по любви к уединению удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. По временам все-таки посещал город для врачевания болезней, ибо, живя в пустыне, изучил много целебных трав и растений, и движимый любовию к ближним, делился своими познаниями, пособляя бедным. Когда воздвиг гонение на христиан Декий, то Иасон, царский чиновник, прибывший в Коринф, призвал к себе Кодрата с его друзьями и требовал, чтобы они отреклись от Христа. Когда же они отказались, то приказал их повесить головами вниз, бить, строгать тело и жечь, наконец — отсечь им головы. На месте казни, где земля обагрилась кровию мучеников, вдруг явился источник чистой воды.
   II. Из краткой жизни этого св. мученика вы видели, братия, что он, находясь долго в пустыне и узнав целебныя средства многих растений, оказывал при помощи Божией, врачебную помощь людям. Это учит нас той истине, что лечиться не грех, вопреки предразсудку некоторых, которые считают лечение от болезней грехом.
   а) Еще древний ветхозаветный мудрец говорил: «почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышняго — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и через него бывает благо на земле. Сын мой! В болезни твой не будь небрежен, но молись Господу... и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он послал им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38:1-14). Таков совет многоопытнаго мужа, владевшаго духовною прозорливостию. Можно ли не согласиться с этим советом, можно ли отвергать пользу, приносимую врачебною наукою и ея служителями?
   б) Соображения здраваго разума говорят за ту же пользу. В настоящее время только самые темные люди относятся с предубеждением и недоверием к врачам; только самые упорные в своих наследственных заблуждениях не доверяют врачам и не хотят пользоваться предохранительными от болезни средствами. В самом деле, врачи, нарочито изучавшие врачебныя науки и имевшие многочисленные случаи лечения всяких недугов, лучше, чем кто-либо, могут оказать помощь заболевшему. Им известен и род болезни и средства, ее облегчающия. Совершенно неправильно поэтому поступают те люди, которые, держась мнения: чему быть — того не миновать, не хотят употреблять предписываемыя сведущими людьми предосторожности от губительных болезней. Нет, здоровье — это первое наше благо на земле, и мы должны пользоваться им разумно и осторожно, должны заботиться о сохранении его сами, не разсчитывая всякий раз на чудесную помощь Божию, которой мы по грехам своим быть может и недостойны. Это было бы признаком духовной гордости, сколько греховной, столько же и гибельной.
   в) Подобным образом учат и свв. отцы церкви.
   «Так как всем возмущаемое тело наше, пишет св. Василий Великий, подвержено многоразличным повреждениям: и совне приключающимся, и зараждаемым внутри принятою пищею, и излишествами и недостатками ея: то распоряжающийся всею нашею жизнию Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевнаго врачевания, имеет целию избавлять от излишняго и восполнять недостаточное, ибо не сами собой прозябли травы, состоящия в свойстве с каждою из немощей, но, очевидно, по воле Создавшаго произведены с целию служить к нашей полъзе. Поэтому свойства, заключающияся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и в соках, и что в металлах и в море открыто годнаго к пользованию плоти, все это подобно изобретению принимаемаго в пищу и питие. Скотское было бы несмыслие ожидать себе здоровья единственно от рук врача. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством. Напротив того, приемля дары от Бога, Который с благостию и премудростию устрояет жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым поражает Он нас, а потом избавления от скорбей. И дарованную нам благодать исцеления приимем с благодарностию». (Васил. Вел. Прав. простр. излож. Отв. на вопрос 55-й).
   г) Приведем и пример из церк. истории, показывающий, что лечиться не грех. Преподобный Македоний, сделавшись болен, дозволил себе несколько умерить свое воздержание и в оправдание свое разсуждал так пред одной благочестивой женой, отказывавшейся принимать врачебныя средства: «если я умру, я должен буду отдать праведному Судии ответ за свою смерть, как человек, который избежал подвигов и уклонился от трудов служения, — как человек, которому можно было малою пищею предупредить смерть и остаться в живых, чтобы трудиться и собирать от трудов богатство, но который предпочел голодную смерть любомудрственной жизни. Устрашенный этим, желая успокоить укоризны совести, я и приказал принесть хлеб и, когда его принесли, употребил. И тебя прошу, чтобы ты мне более уже не доставляла ячменя, но — хлеб». (См. «Ист. боголюб.» блаж. Феодорита, еп. кирр., стр. 131).
   III. И так в случае болезни будем прибегать к врачебной помощи, наперед обратившись к Богу и св. церкви за небесным благословением и за врачеванием души от грехов, от которых весьма часто зависят и самыя болезни. (Свящ. Гр. Дьяченко). 

Поуч. 2-ое. Преподобная Анастасия.

(Дорожите благословением священническим).
   I. Препод. Анастасия, память которой ныне, жила в царствование императора Юстиниана (Ѵ40;И в.). Рано лишившись мужа, она пользовалась общим уважением всех знавших ее; сам император оказывал ей благоволение и часто беседовал с нею. Это не нравилось жене Юстиниана, Феодоре, женщине ревнивой и подозрительной, и Феодора возненавидела Анастасию. Тогда последняя оставила Константинополь и удалилась в Александрию. Она основала близ Александрии монастырь и долгое время жила в нем, проводя время в чтении священных книг, пении псалмов и рукоделии. Затем, возжелав более трудных подвигов, она отправилась в скит к подвижнику Даниилу и просила указать ей место для более уединенной жизни. Старец велел ей облечься в мужскую иноческую одежду и под именем Анастаса затворил ее в одной пещере, запретив выходить и кого либо принимать к себе. Раз в неделю один из братии приносил преподобной хлеб и воду, ставил эту пищу перед пещерой и безмолвно удалялся. В таком затворе преподобная Анастасия безвыходно прожила семнадцать лет. Когда же приблизилась кончина ея, Анастасия написала на черепке старцу Даниилу: «честный отец, возьми с собой ученика, приносившаго мне хлеб и воду, и приходи похоронить чадо твое». Черепок был положен перед пещерою; инок увидел его и отнес к Даниилу. Настоятель скита поспешил с иноком в пещеру и нашел преподобную Анастасию умирающей: он подвел к ней инока, сказав: «благослови ученика моего» — и преподобная благословила его, сказав: «Господь Бог да упокоит дух отца на сыне, как почил Дух Илии на Елисее». Настоятель приобщил ее святых таин и она со словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой» — мирно скончалась.
   II. Из приведеннаго жития препод. Анастасии мы видим, братие, как в древния времена дорожили благословением людей благочестивых. Честный старец Даниил, приведя ученика своего к умирающей праведнице, просил ее дать сему свое благословение.
    Дорожите и вы благословением своих пастырей, получивших право благословлять от Самого Господа нашего И. Христа, Который при вознесении, окруженный верными Своими последователями, воздвиг руце Свои, и благослови их (Лук. 24:50), а в лице их благословляет верующих и ныне, всех и всюду. Вознесся Он, «никакоже отлучаяйся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Его: Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Конд. праздн.).
   а) На сем обещании утверждается сила благословения священнослужительскаго. Она, если приемлется с верою, приносит благословляемым духовную пользу и от напастей защиту. Спит младенец сном спокойным, под осенением благословляющей матери: так душа верующих успокоивается в своем будущем, быв ободряема благословением церкви, чрез служителей алтаря Господня. Их благословение святый Златоуст называет «оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон, и непобедимым». (Твор. Том III, стр. 53). И действительно, не только в делах важных, и в предприятиях, с опасностями сопряженных, благословение лиц духовных содействовало успеху, но и в обыкновенных житейских занятиях являло иногда знаменательную силу. В монастыре святого Венедикта строили здание. Нужно было поднять большой камень. Когда работавшие, не смотря на то, что созвали многих на помощь, ничего не сделали: попросили на место преподобнаго игумена. Как только он, сотворив молитву, дал благословение: камень был поднят, будто вовсе не имел тяжести. (Гр. Двоесл. Соб. кн. 2, гл. 9).
   б) Скажут: такая сила принадлежит святым; а обыкновенное благословение священническое ничего подобнаго не показывает. — Правда, мы имеем безконечно больше побуждений, нежели апостолы, говорить о себе людям мирского состояния то, что они заметили некогда жителям города Листры: и мы подобострастны есмы вам чвловецы (Деян. 14:15). Посему, каждый смиренный священнодействователь молится, чтобы Господь очистил его недостоинство. Но и сомневающимся в силе священнослужительскаго благословения не следует забывать, что знамения веровавшим последуют (Марк. 16:17). Какой могут ожидать себе пользы те, которые подходят к священнику под благословение из одного приличия, только потому, что так принято отдавать ему почтение при встрече, а не потому, что он есть орудие Господней благодати? Каков бы он ни был, но он совершает дело Божие, на которое свыше поставлен. Велико имя Святыя Троицы, а рука бренная ничто. Правда, нужно и не по внешности только руке благословляющей быть чистою, чтобы избегнуть осуждения за недостойное служение святыне. Но разве не должна очищать себя и та душа, которая ищет принять дар духовный? Если чистую воду влить в грязный сосуд: она утратит свою сладость и прозрачность. Так вода благодати скрывает свою освящающую и живительную силу, если приемлется в нечистую душу.
   III. Посему надлежит нам хранить веру апостольскую, мысль благоговейную, незлобие сердечное, да благословение наследим (1 Петр. 3:9), которое в святой Своей церкви оставил Иисус Христос, вознесшись на небо. Аминь. (Сост. по «Слов. и Реч.» Сергия, архиеп. херсон. и одесск. (ныне митр. моск.), т. I, изд. 1893 г.).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS