Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март. Пятый день.

18.03.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Месяц март

Пятый день.

Поуч. 1-ое. Св. муч. Конон градарь.

(И в миру можно спастися).
   I. Св. Конон градарь, память коего совершается ныне, пострадал в 3-м веке, в царствование Декия (249—251). Родился он в Назарете галилейском; отсюда впоследствии переселился в памфилийский город Мандон и занимался здесь возделыванием огородов. От занятия получил и название градаря (огородника). Это был человек незнакомый с книжным учением, но добрый, незлобивый и простосердечный, и этими качествами благоугождал Богу. Правитель той области, Публий, узнав о нем, потребовал его к себе и заставлял принести жертву идолам. Конон решительно отказался от этого и смело стал исповедывать веру в И. Христа. Тогда подвергли исповедника мучительным пыткам, от которых он и скончался с молитвою к Богу.
   II. Мы видели, братия, что св. мученик Конон был простой мирянин, не книжный, земледелец, занимавшийся огородничеством. Но ни постоянное обращение с миром, ни ежедневные труды его по обработыванию огорода не препятствовали ему угодить Богу, Который прославил его венцем мученическим. Это показывает нам, братия, что Богу угодить можно везде, как в пустыне, обителях, так и в семье и миру. Поэтому не основательны суждения некоторых, будто в миру трудно спастись, что для этого нужно итти в пустыню или уединенные монастыри.
   а) Приведем свидетельство о сем св. Иоанна Златоустаго. «Место не спасет нас, говорит св. Златоуст, а спасет всецелая преданность нашей души Богу. Нет пользы ни от высокаго сана, ни от святости места тому, кто не исполняет заповедей Божиих. Какое место прекраснее рая, из коего изгнан был Адам, после преступления заповеди? Что же постыднее гноища, на котором сидя Иов сохранил заповеди Божии и вселился в рай? Саул был в сане царском, но и настоящую жизнь погубил, и будущей не получил. Напротив, Лот был между содомлянами, людьми беззаконными, но исполнил заповеди Божии и спасся. Иной прославился в нищете, как Илия; иной в богатстве, как Авраам. Иов заботился и о жене, и о детях, и о доме, и спасся, а Давид прославился и будучи царем, и порфира и корона не развлекали его».
   б) Далее тот же св. отец приводит несколько примеров святых, живших в миру и тем не менее спасшихся. «Хочешь ли видеть, говорит он, спасаются ли в воинском звании? Смотри на Корнилия. Спасаются ли домоправители? Смотри на евнуха ефиоплянина. Припомни, что Iосиф, и находясь в рабстве, сохранил добродетель, а Даниил и три отрока — в плену и прославились. Ни что не может препятствовать добродетели, и если кто говорит, что нельзя спастись в миру, с женою и детьми, такой безумно обольщает сам себя. Нет, везде примет нас Бог, если заповеди Его исполняем. Место никого не спасет и не осудит, а осудят и спасут нас дела. Не отчаяваемся же, братие, хотя мы и в миру живем, но, согрешив, да прибегаем с покаянием к Богу, и будем милостивы и щедры к бедным, благотворя им от избытка нашего. Давай сам от себя своею рукою; это весьма полезно для души. Только старайся творить милостыню свою в тайне. Не презирай близких тебе по родству. Прежде домашних твоих и родных освободи от печали, а потом твори милостыню другим — чужим. И сподобишься сам милости от Бога».
   К этим примерам присоединим другие. Много было лиц, в миру поживших и Богу угодивших: таковы Богоотцы Иоаким и Анна, Захария и Елизавета, богоприимец Симеон и Анна пророчица, Филарет милостивый, св. безсребренники, благоверные цари и царицы, князи и княгини, а также и многие благочестивые миряне.
   III. В заключение приведем совет св. Иоанна Лествичника одним мирянам. Когда к этому подвижнику пришли миряне, мало заботившиеся о своем спасении, и хотели извинить свою порочность и нерадение такими словами: «каким образом можно вести жизнь подвижническую нам — при наших женах и заботах общественных, которыя опутывают нас подобно сетям?» Св. Иоанн ответствовал: «делайте те добрыя дела, какия можете; никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите; ни пред кем не превозноситесь; не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний; будьте сострадательны к бедным; не подавайте никому соблазна, к чужой жене не приближайтесь и храните супружескую верность. Если будете так поступать, то не далеки будете от царства небеснаго». (Иоан. Леств. 1854 г. Степ. 1. ст. 21). (Свящ. Г. Дьяченко). 

Поуч. 2-е. Св. мученик Конон огородник.

(Уроки из его жизни: а) всем нам должно трудиться; б) должно быть простосердечным и в) как подражать мученикам?)
   I. Ныне св. Церковь совершает память св. муч. Конона Огородника. — Св. Конон был родом из Назарета галилейскаго, жил и трудился в Памфилии, занимаясь огородничеством. Нравом был он прост, не книжник, но боялся Бога и хранил заповеди Его. Во время гонения Декиева на христиан воевода Публий велел схватить его и принуждал принесть жертву идолам; и когда Конон пребыл твердым в своем исповедании, то ему вбили гвозди в ноги и заставили бежать. Св. мученик изнемог, пал на колена и, помолившись, предал дух свой Богу.
   II. Добрые мои слушатели! Повесть о св. мученике Кононе не велика, но за то сколько в ней для нас поучительнаго.
   а) Св. Конон, сказали мы, занимался огородничеством, и таким занятием и трудом, конечно, приобретал себе необходимое для жизни. И всякий из нас должен трудиться и трудом приобретать пропитание и содержание для себя и для своей семьи. Сам Господь повелел человеку трудиться. Он сказал: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19). Конечно, наши труды и занятия различны. Но чем бы кто ни занимался, он должен трудиться по Божьему закону, жить трезво и честно. Ибо только честные и праведные труды любит и благословляет Господь. И только честные и праведные труды приносят радость нашей душе, приближают нас к Богу и Его вечному царствию. Но Боже упаси лениться и не трудиться. Св. апостол учит: аще не хощет кто делати, ниже да яст (2 Солун. 3, 10), т.-е. недостоин и куска хлеба. Ленивый к труду часто ленится и Богу молиться, а если и молится, то нередко с небрежением и разсеянностию. А такой человек часто ли думает о своей душе и о грехах своих? Часто ли помышляет о покаянии и о том, чтобы спасти душу свою от муки вечной? Нет, братие, и благо земное и вечное спасение души приобретаются молитвою и трудом.
   б) Св. Конон, сказали мы, нравом был прост. Таким именно нравом должен украшаться и всякий христианин. А это значит, никто из нас никогда ни пред кем не должен гордиться и превозноситься, но должен со всеми обходиться кротко и ласково, с братскою, христианскою любовию, никого не должен обижать и обманывать, должен говорить и делать одну правду, всегда иметь доброе сердце. Такое сердце дорого и благоприятно для Бога, любимо ангелами и добрыми людьми. Не напрасно и люди мудрые говорят: «в простых сердцах Господь почивает». О, еслибы все мы старались всегда иметь доброе сердце! Сколько добра, сколько радостей и спокойствия душевнаго имели бы мы тогда! Но горько сказать, сколько между нами людей строптивых и хитрых, неуважительных и немиролюбивых, заносчивых, высоко о себе думающих, нередко обманывающих и обижающих друг друга! И не от сего ли самаго мы мало имеем искренних и верных друзей? не от сего-ли мало имеем радостей и спокойствия душевнаго?
   в) Св. Конон, во время гонения на христиан, за св. веру Христову претерпел мучения и умер мученическою смертию. — Мы, братие, по милости Господней, живем в такой стране, где славится Христос, вера Христова процветает и никто не преследует нас за имя Христово. Однако и мы можем и должны подражать подвигам св. мучеников. Как и каким образом? Когда мы, ради своего Христа и спасения вечнаго, с покорностию воле Божией, переносим постигающия нас болезни, беды и напасти, всякия земныя скорби и лишения, то мы подражаем св. мученикам и приближаемся к царствию Христову. И в Божием писании написано: многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14:22). А сколько мучений душевных испытывает иногда христианин от своих греховных наклонностей и страстей, от худых помыслов и желаний? И если мы стараемся преодолевать и побеждать их, и обращаемся к Богу за помощию, чтобы сохранил нас от всякаго злаго дела и укрепил нас в св. вере, то мы, подобно св. мученикам, заслуживаем себе нетленный венец на небесах. Кто не желает себе сего пресветлаго венца? Он для нас дороже всякаго земного сокровища.
   III. Будем же молиться св. мученикам, да помогут они нам своими молитвами свято сохранять свою православную веру, жить добродетельно и достигать вечнаго Божия царства. Аминь. (Сост. по «Христ. бесед.» прилож. к журн. «Паст. Собесед.» 1894 г. № 3).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря  



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS