Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март. Семнадцатый день. Препод. Алекcий, человек Божий.

30.03.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поуч. 1-ое. Препод. Алекcий, человек Божий.

(В чем мы должны подражать Алексию, человеку Божию?)

   I. Препод. Алексий, человек Божий, память коего совершается ныне, жил в Риме и был сын знатных и благочестивых родителей Евфимиана и Аглаиды. Усердно помогая бедным, наслаждаясь всеми благами мира, родители его часто скорбели о том, что у них нет детей, нет сына, который был бы для них опорою в старости. Наконец Господь услышал их молитву и даровал им сына, котораго они назвали Алексием. Воспитанный в строгом благочестии, Алексий с юности обрек себя на лишения, соблюдал строгий пост, носил на теле власяницу и постоянно желал посвятить себя иночеству. Когда родители обвенчали его с благородною девицею, он, в самый день брака, оставшись с нею наедине, подал ей золотой перстень и драгоценный пояс и сказал: «храни это; и Бог да будет между мною и тобою». Потом, удалившись в свою комнату, он сложил с себя брачную одежду и, взяв несколько денег, в простом рубище скрылся из родительскаго дома. После долгих странствований он прибыл в Персию и здесь, в городе Едессе, поселился при храме Пресв. Богородицы — жил как нищий, питался милостынею и каждое воскресенье приобщался св. Таин.
   Между тем родители Алексия и молодая супруга его долго его искали и усердно молили Бога о его возвращении. Алексий, живя в Едессе, подвизался в крайней нищете и глубоком смирении. Один из служителей храма однажды увидед во сне Богоматерь, Которая сказала ему: «введи в церковь Мою человека Божия, ибо молитва его восходит к небу и на нем почиет Дух Божий». Когда служитель недоумевал, о ком идет речь, Богоматерь, явясь к нему снова, указала на нищаго, сидевшаго у дверей храма. С тех пор все стали оказывать Алексию величайшее уважение; но он, удаляясь славы, отправился в другую страну.
   Занесенный, по устроению Промысла Божия, бурею к берегам Рима, Алексий возвратился в родной город и стал жить подле родительскаго дома, скрыв пред родителями, что он их сын. Отец, не узнав его и почитая его за нищаго, подавал ему милостыню, которою Алексий делился с другими.
   Когда Господь предвозвестил Алексию его близкую кончину, он описал свою жизнь, просил, в этом описании, прощения у родителей и спокойно ожидал смерти. Однажды римский папа Иннокентий, совершая литургию, услышал слова: «поищите человека Божия, хотящаго изыти от тела, да помолится о городе»; потом опять, во время всенощнаго бдения, послышался голос: «в доме Евфимиана ищите человека Божия». Когда домоправитель не мог указать такого человека, тогда царь Гонорий и папа сами пошли в дом Евфимиана. Когда они пришли, служитель дома, вошедши в комнату, спросил у Евфимиана: «не тот ли нищий, котораго ты мне поручил, и есть человек Божий? Он всю ночь проводит, в молитве, держит строгий пост и все переносит с кротостию». Когда пошли в хижину, где жил св. Алексий, его нашли уже мертвым; в руках его была хартия (т. е. рукописный свиток), а лицо его сияло чудным светом. Евфимиан захотел взять хартию, но не мог вынуть ее из рук умершаго. Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже умершим». Тело умершаго вынесли из хижины и, когда прочитали хартию, Евфимиан узнал в нищем своего сына и все пролили слезы радости. Одр с телом умершаго поставлен был на площадь и все приходили поклониться телу человека Божия, который, из любви к Богу, презрел все радости мира и служил Богу смирением и нищетою.
   II. Предложить ли пример благочестивой жизни Алексия, человека Божия, для подражания всем и каждому? Нет, это было бы не по духу самаго евангелия. Не все могут быть Авраамами, чтобы принести в жертву Исаака; не все — Алексиями, чтобы из-под венца брачнаго устремиться прямо за венцем строгаго подвижника, оставившаго мир, отчий дом, молодую жену и все утехи земной жизни. Могий вместити, да вместит (Мат. XIX:12). Но, не имея способности подражать некоторым подвигам святых человеков Божиих во всей их полноте и, можно сказать, безпредельности, мы должны приближаться к ним — насколько для нас возможно — в их любви к Богу и презрении благ мирских.
   а) Тебя Бог благословил богатством и стяжаниями, от предков ли доставшимися, или тобою самим приобретенными; пользуйся ими, но не употребляй во зло — свое и других; соделай блага земныя средствами к приобретению благ небесных; яви собою в малом виде то, что Бог делает в великом, то есть, сделайся благодетелем неимущих и нуждающихся; тогда и при богатстве или, лучше сказать, за самое богатство твое ты будешь человеком Божиим: ибо все облагодетельствованные тобою будут прославлять, ради тебя, Отца, Иже на небесех.
   б) Пред тобою открыт путь достоинств и почестей; иди по нем, но иди прямою и чистою стезею, не употребляя никаких недостойных средств к твоему возвышению, не жертвуя для сего совестию: и чем более будешь возвышаться над собратиями твоими, тем более смиряйся в духе твоем, пользуясь высотою своею для покрова и поддержания слабых и угнетенных. Как облеченный доверием власти предержащей, говори истину, которую другой не в состоянии сказать, — стой за правду и тогда, когда все ее оставляют, — являй всегда и везде собою пример безкорыстия и самоотвержения для блага общественнаго, с терпением переноси клевету и зависть; тогда ты, и при высоте твоей и достоинствах, или, лучше сказать, за сию самую высоту и достоинства, честно достигнутыя, праведно поддерживаемыя, на добро обращаемыя, будешь человеком Божиим: ибо все будут, ради тебя, прославлять имя Божие.
   в) Ты вступил в брак, обязался узами супружества; вкушай чистыя радости семейной жизни; но не забывай, что ты в союзе не с одною твоею супругою, что ты в крещении сочетался Христу, и что душа твоя уневещена Ему, яко Жениху, и тебя ожидает брачная вечеря во царствии Его. Памятуя сие, веди себя как прилично тому, который должен быть некогда един дух с Господом. Если чада твои рождены будут не в похоти плоти, а по духу веры, и воспитаны в страхе Божием; если домочадцы твои сохранены от пороков и разврата; если дом твой есть подобие церкви — все в нем боится Бога, делает правду, наблюдает мир и чистоту: то ты и в супружестве, и за супружество, человек «Божий»! Аминь. (Сост. по проп. Иннок., арх. херс).

Поуч. 2-ое. Преподобный Алексий, человек Божий.

(Уроки из его жизни: а) презрение к земным благам и б) любовь к чтению Евангелия).

   I. Вам, без сомнения, слушатели, известно, как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветуицей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий, самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и так прожил слишком 30 лет, перенося от всех всякия обиды и оскорбления, поругания и насмешки и находя только утешение в чтения св. евангелия.
   II. Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему: и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают, в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия?
   а) У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия; те не должны всем сердцем любить их и всею душею привязываться к ним, т.-е. не должны ими только заниматься, радоваться, утешаться.
   Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко можно тогда забыть Бога и жизнь будущую.
   Почему, ведь, преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно потому, чтобы не привязываться к ним, и, привязавшись, чтобы не забыть о Боге и о жизни будущей. При благах мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких!
   б) А у кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни; кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает; те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог, всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, не смотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей. Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог — сама радость. И потому-то при мысли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другия, и не нужно их, никаких других, человеческих, ни даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякия забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: кто ны разлучит от любве Божия, т.-е. от радования о Боге? скорбь ли, или теснота, или гонение; или глад, или нагота, или беда, или меч? Ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы... ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.
   в) Жизнь св. Алексия, человека Божия, научает нас истинно любить чтение св. евангелия и находить в нем утешение.
   Мы удивляемся преподобным подвижникам новаго завета: как это они отказывались от всех мирских радостей, утешений, проводили дни и ночи в посте и молитве, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстьми и похотьми: учение евангелия их радовало, утешало, успокоивало; оно заменяло им все радости, утешения, успокоения мирския.
   Итак, вот слушатели, какую книгу как можно чаще читайте: евангелие Господа нашего И. Христа. Чтение и всякой хорошей, благонамеренной и благочестивой книги успокоивает нас: читая такую книгу, точно слушаешь, беседуешь с добрым, умным, разсудительным человеком. Но никакое чтение так не успокоивает нас, как чтение евангелия. Читая, или слушая эту книгу, действительно слушаешь Самого И. Христа, потому что действительно в ней Его Дух.
   На книге евангелия можно так написать: приидите к этой книге, возьмите, почитайте со вниманием;. и вы успокоитесь, успокоитесь потому, что ея учение есть учение I. Христа, Сына Божия, Который, когда учил, только того и желал, чтобы учением Его все успокоились.
   III. Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни многаго часто нет, если иногда и самаго необходимаго не достает, не скорби...; но ты и не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив будешь весел, покоен: только помни, что есть Бог, есть будущая вечно-блаженная жизнь, — вспомни это, и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо, с тобою будет сама радость — Бог. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из поуч. прот. Р. Путятина).


Поуч. 3-ье. Св. Алексий, человек Божий.

(Человек принадлежит Богу).
   I. Ныне прославляемый св. Алексий, сын римскаго сенатора, вступив по настоянию родителей в брак, в день брака оставил родительский дом и удалился в Едессу, где прожил 17 лет нищим, служа Богу постом, бдением и молитвою. В образе нищаго он возвратился и в родительский дом, при котором прожил 20 лет никем неузнаваемый и никому не открывшис, дабы свою любовь к родителям принести в жертву любви к Богу. Скончался при жизни родителей и жены, которые узнали его только после смерти (411 г.). Мощи его — в церкви Вонифатия, в Риме.
   II. Св. Алексий, получив свыше название «человека Божия» за свое всецелое служение Богу, учит нас одним уже своим названием «человек Божий» той истине, что мы не свои, а Божии, что христианин принадлежит не себе, а Богу.
   а) Бог есть Господь наш по праву сотворения. — Если мы почитаем собственностию дом, который созидаем, или сад, который насаждаем; то не без сравнения ли большее право имеет Бог, как собственностию Его, располагать всем, что мы имеем и что есмы? Что ты имаши, о человече, егоже неси приял (1 Кор. ИѴ40;, 7) от Бога? Откажись хотя на минуту от даров Того, Котораго владычество над тобою желал бы ты ограничить; возврати то, что приял: что же осталось? — ничтожество и, что еще хуже ничтожества, — грех разоряющий создания Божии!
   б) Бог есть Господь наш по праву Своего в нас образа. — Как мы полагаем свою печать или на такия вещи, которыя утверждаем в нашу собственность, или на такия, которыя желаем сокрыть от других: так Бог запечатлел человека Своим образом, как Свою собственность, которую бы никакое существо не дерзало себе присвоять, и как рукописание, котораго бы никто не открывал кроме единороднаго Сына Божия. Дабы лучше уразуметь отношение наше к Богу посредством Его в нас образа, представим себе образ тела помощию окружающаго света начертаваемый тению его на земле. Что была бы сия тень без тела и света? — сие-то есть перстный человек без силы и света Божия!
   в) Бог есть Господь наш по праву искупления. — Человек не восхотел принадлежать Богу, похитил себя у Бога; отвергся господства Божия, возмечтал сам для себя быть господом и богом. Обличен святотатец и крамольник нелицеприятным правосудием, осужден и предан вечной смерти. Но любовь не хощет потерять человека. Она предприемлет отъять его у ада и вновь усвоить его себе паче прежняго. Искупляет преступника от клятвы законныя (Гал. 111:13), и как? — соделавшись сама клятвою; приобретает возвратно проданнаго под грех, и какою ценою приобретает? — не истленным сребром или златом, но честною кровию, яко агнца, непорочна и пречиста Христа (1 Пет. I:18 и 19). О, непостижимое господство любви, которая, дабы преобладать нами, предает нам саму себя; и приобретает нас для того, чтобы вся нам дарствовать! Христиане! Господь не мог соделать для нас большаго блага, как то, что вы несте свои (1 Кор. VI. 19).
   III. Столь мощный, столь благодеющий, столь присущий нам Господь и Владыка чего не властен требовать от рабов Своих, которых жребий в единой руке Его, и которые о Нем едином живем, движемся и есмы (Деян. XVII. 28)? Какое иго, Им возлагаемое, дерзнули бы мы назвать тягостию для нашей свободы? Какую дань, Им взыскуемую, — несоразмерною правам Его над нами? Какую жертву — довольною для Него? Но Бог не возлагает на нас никакого ига и бремени, разве благое и легкое; не требует никакой дани, кроме простертой руки для приятия даров Его; не хочет жертвы и всесожжения, удовлетворив Сам Себе за нас вечною жертвою Своего Сына. Чего же желает Царь сей от рабов Своих? — Возжелает, говорит посланник Его к душе нашей, возжелает Царь доброты твоея, т.-е. святости, чистоты, непорочности, веры и благочестия. Твой Спаситель желает обручить (2 Кор. XI. 2) тебя Себе деву чисту, обручити Себе во век (Ос. II:19). Якоже радуется жених о невесте, тако желает возрадоватися Господь о тебе (Исаии LХИИ, 5). Можешь ли ты противиться сему блаженному для тебя желанию? (Сост. по проп. Филарета, митр. моск., т. I, изд. 1873 г.).




Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS