Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март. Шестнадцатый день. Свв. муч. Трофим и Фала. Препод. Серапион Новгородский.

29.03.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 

Поуч. 1-е. Свв. муч. Трофим и Фала.

(Чем объясняется дивное терпение мучеников?)
   I. Свв. мученики Трофим и Фала, память коих ныне, были родными братьями и оба священниками. Они проповедывали веру Христову и обличали нечестие язычников, не смотря на то, что в их время было страшное гонение на христиан. Жили они в III веке в г. Лаодикии, в Карии, правитель которой Асклипиодот приказал убить их камнями. Но бросаемые камни не касались мучеников, а обратно отлетали и поражали самих мучителей. Наконец Асклипиодот велел распять их, и св. мученики со креста не переставали учить народ и с молитвою скончались. Асклипиодот после казни сих св. мучеников умер в ужасных страданиях.
   II. Страдания свв. муч. Трофима и Фалы, распятых на кресте и оттуда поучающих народ, изумляют нас, братие, и невольно заставляют нас спросить: чем объясняется их дивное терпение?
   а) Размышляя об этом, мы находим, что первою опорою их непоколебимой терпеливости в перенесении ужасных мучений за имя Христово была живая, твердая уверенность в Божественности лица И. Христа. Уверенность свою в божественном величии Христа Спасителя приобретали святые мученики не чрез научение только от мужей, известных мудростию и святостию жизни, прославившихся даром чудотворений и особеннымн знамениями обитающей в них благодати Божией, — от мужей, запечатлевших истину своего учения кровию, но и чрез собственное видение Самого Иисуса, не раз являвшагося им и во сне и на яву в нбесной славе, чрез опытное свое дознание торжества силы Христовой над безсилием языческих богов. При столь полной уверенности в Божестве Христа распята, как было мученикам не решаться на все ужасы мучений, на всякаго рода лишения, когда исповедуемому ими Христу дерзали предпоставлять ложных богов, заставляли их отрекаться от Него? Вменяю вся тщету быти за превосходящее разумение Христа Иисуса Господа моего. Благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах по Христе (Фил. 3:8; 2 Кор. 12:10), свидетельствует о себе апостол Павел.
   б) С уверенностию в Божестве I. Христа, в сердцах мучеников возгоралась и любовь к Нему, любовь пламенная, ревностная. А для такой любви что могли значить все обольщения и угрозы гонителей христианства? Безконечныя совершенства I. Христа, открываемыя христианскою верою, до того пленяли сердца исповедников веры, что Христос становился единственным, всегдашним предметом их желаний и стремлений, их помышлений и чувствований, их разговоров и действий, — столь крепко привязывали их к Нему, что никакая сила ни земная, ни небесная, ни добрая, ни злая не в состоянии была отвлечь их от Него, разделить с Ним. Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе I. Господе нашем, вещает апостол Павел (Рим. Ѵ40;ИИИ, 35, 38, 39).
   в) Сверх живой веры в Богочеловека Иисуса и пламенной любви к Нему крепкая надежда на воздаяние от Него за временныя страдания и скорби вечными радостями и утехами делала для исповедников веры не страшными, сносными, даже вожделенными все истязания, изобретаемыя против них христоненавистниками. Святая великомученица Екатерина, напр., императору Максимину, грозившему предать ее на поругание и покрыть ранами ея тело, безтрепетно отвечала: «делай, что угодно, но знай, что временным безчестием исходатайствуешь мне вечную славу, тело мое пострадает только временно здесь, но там, на небе, будет покоиться вечно. Христос призывает меня в неизреченное райское блаженство. С Ним я буду царствовать и возвеселяться во веки веков». А св. ап. Павел разсуждал: понеже со Христом страждем, да и с Ним прославимся. При таком взгляде на страдания Христа ради, что мученикам было страшиться их, как даже было не желать их?
   г) Наконец, сильным укреплением на подвиг мученичества — к безтрепетной, радостной встрече лютых страданий, для исповедников Христовых были: сила Божия, видимо им благодеющая, утешение благодатное, Божественное, свыше проливаемое в их сердца либо таинственно, либо чрез видимое явление небеснаго ангела и Самого И. Христа. Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2 Кор. 1:5), свидетельствует апостол Павел, т. е. по мере увеличения страданий наших за Христа увеличивается в нас и благодатное утешение чрез Христа.
   Итак, братие, вот что воодушевляло мучеников и исповедников Христовых к небоязненному, охотному терпению истязаний от гонителей веры Христовой!
   III. Братия христиане! Ныне нет явных гонений на христианство: но за то сколько тайных возстаний против высоты догматов веры Христовой, против строгости правил благочестия, против благотворности и важности уставов и постановлений церкви Христовой. Ныне прямо не принуждают нас отречься от Христа, но за то сколько прикровенных совращений в неверие и суеверие, в сомнение и безразличие в вере, сколько хитрых увлечений в ересь и раскол! Ныне не заставляют нас поклоняться языческим богам: Меркурию, Юпитеру, Аполлону и другим; но за то не склоняют ли нас изменять Христу и Его евангелию ради денег, дружбы, родства, мирских почестей, приличий света, из страха сильных земли? Ныне за исповедание имени Христова, за последование Его учению, не подвергают тела нашего побоям, терзанию, раздроблению на части: но вместо того не язвят ли нашего сердца едкими насмешками, злословием, клеветою, презрением, колкими остротами? А потому нынешнее наше положение среди мира грешнаго и прелюбодейнаго не похоже ли на положение древних мучеников и исповедников веры Христовой.
   По суждению св. Димитрия, митрополита ростовскаго, как в те времена, когда нечестивые, неведавшие Бога, люди покланялись бездушным идолам, было безчисленное множество святых мучеников, проливавших кровь свою за Христа и умиравших многоразличными видами смерти: так и в наше время, когда в наших нравах повсюду господствует идолопоклонство, т. е. служение греху, истинные христиане должны из любви ко Христу быть мучениками, хотя и без пролития крови, — должны постоянно умерщвлять в себе страсти свои, должны умирать для греха, так, чтобы уже быть неспособными к совершению греха, и не порабощать себя похотям греховным. И как привычный грех есть наш любимый идол, так и сопротивление греху есть мученический подвиг. Мучитель тут — или наше грехолюбивое естество, или греховная привычка, или сам искуситель — диавол. Слуги мучителя — это нечистые помыслы, влекущие ко греху, а также те люди, которые склоняют или соблазняют нас на грех. Разные виды мучений — это борьба с нечистыми помыслами, борьба со страстями и похотями. Вот как каждый христианин может соделаться духовным мучеником Христовым, — хотя и не будет проливать он своей крови, но сподобится венца 

Поуч. 2-е. Препод. Серапион Новгородский.

(О пастырском служении).
   I. Преп. Серапион (XV в.), память коего ныне, родился близ Москвы. Он рано научился грамоте и с молодых лет имел желание оставить мир и принять иночество, но, повинуясь воле родителей, вступил в брак и принял сан священства. Через год скончалась его супруга, а вскоре за тем и родители, и тогда Серапион, раздав свое имение нищим, вступил в число братии одного монастыря, где вскоре за высоко добродетельную жизнь был избран в настоятели обители. Когда же управление обителью стало тяготить Серапиона, он удалился в Троицкую лавру. Вскоре после прибытия его игумен лавры Симон был возведен в сан всероссийскаго митрополита, а на его место был назначен Серапион. Великий князь московский Иоанн III очень любил Серапиона и нередко пользовался его советами. В 1506 году Серапион собором архипастырей был посвящен в архиепископа Новгородскаго. В этом сане ожидали его большия скорби и огорчения, он был лишен святительской кафедры и заключен в Андроньев монастырь. Это произошло таким образом. Iосиф, настоятель Волоколамскаго монастыря, был тесним волоколамским князем Феодором, который прибегал даже к клевете, чтобы очернить его перед новгородским архиепископом, от котораго зависела тогда волоколамская обитель. Чтобы избавиться от притеснений князя, Iосиф, не испросив предварительно согласия Серапиона, ходатайствовал перед митрополитом Симоном о принятии его обители в свое ведение и под покровительство московскаго князя. Симон охотно принял это ходатайство, и волоколамская обитель перешла таким образом из под власти новгородскаго архиепископа в ведение московскаго митрополита. Серапион, видя в поступке Иосифа нарушение церковных правил, подверг его запрещению священнодействия и этим оскорбились великий князь и митрополит. В 1509 году в Москве был созван собор для разсмотрения этого дела. Серапиона заочно лишили кафедры и заключили в Андроньев монастырь на два года. Серапион написал Симону подробное послание, в котором приносил ему жалобу на то, что приверженцы Иосифа не допустили его явиться лично на собор, как бы следовало по церковным правилам. «Вспомни, святой отец», писал Серапион «с какими обетами я был поставлен, и что ты заповедал мне. Не обещался ли я сохранить заповеди и уставы церкви, никого не боясь, не обещался ли я всегда стоять за правду? Тогда ты дал мне власть вязать и решить, которую я и употребил по праву над Iосифом, когда он нарушил уставы прежде меня бывших архиепископов новгородских». В 1511 году митрополит Симон, чувствуя приближение смерти, пригласил к себе Серапиона и испросил у него прощения. В то же время примирился с Серапионом и Iосиф волоколамский, исходатайствовав перед великим князем Серапиону дозволение переселиться из Андроньева монастыря в Троицкую лавру, где преподобный и провел остальное время жизни своей, подвизаясь в посте и молитве. Скончался 10 марта 1516 года. Мощи преподобнаго Серапиона были открыты нетленными и положены в южном притворе Троицкаго собора.
   II. Из приведеннаго жития преп. Серапиона вы слышали, братие, как строго этот святой муж относился к своим архипастырским обязанностям. Нет нужды говорить о важности служения пастырскаго. Сам Господь Иисус Христос не находил, кажется, довольно слов в языке человеческом, чтоб изобразить пред апостолами всю высоту их пастырскаго служения и всю благотворность его для человечества. Тщетно было-бы пытаться изобразить здесь самое дело служения пастырскаго. Оно так велико и разнообразно, что ему нужно поучаться не только годы, а целую жизнь. Напомню только о том, что св. церковь всегда нуждалась и нуждается в служителях верных, делателях непостыдных, пастырях добрых, преданных священному долгу своему с полным самоотвержением, с неутомимою ревностию, с безкорыстною любовию к Богу и ближним. Жатва многа, делателей же мало, говорит Сам Господин жатвы.
   а) Жатва многа. Куда ни посмотришь, везде встречаешь или глубокое неведение, простирающееся даже до того, что христиане не понимают и не знают, почему и для чего они христиане, или упорныя заблуждения ума и воли, не сознаваемыя даже самими заблуждающими, или противные духу Христову, но глубоко укоренившиеся обычаи и привычки. Много нужно ревности и усердия, много искусства и опытности, много благоразумия и терпеливости, много любви и кротости, чтобы быть делателем непостыдным на этом тернистом поле!
    Жатва разнообразная. Сколько людей, столько характеров, друг с другом несходных, столько болезней душевных, одна на другую непохожих, столько многоразличных нужд нравственных, требующих пастырскаго попечения. Сколько нужно прозорливости и осторожности! Сколько духовной разсудительности и опытности! Сколько снисходительности и терпения! Сколько твердости и святой ревности о спасении ближняго, чтобы быть всем вся, да всяко некия спасет!
    Жатва трудная и прискорбная. Не раз придется поливать посеянное слово Божие собственными слезами, — и не дождаться плода, чтобы взять рукояти с веселием. Часто придется исколоть руки до крови, стараясь исторгнуть терния и волчцы. Нужно много любви пастырской и отеческой, чтоб не смущаться всем этим, но всегда трудиться с упованием. Нужно много самоотвержения, чтоб принести в жертву для спасения ближних не только покой телесный, но и здоровье и самую жизнь.
    Жатва не вознаграждаемая ничем на земле. Здесь Сам Господь обещал Своим апостолам только труды и скорби, гонения и озлобления, страдания и смерть. Вся награда на небе и в вечности. Нужно много веры и упования, мужества и терпения, благодушия и забвения всего земного, чтоб претерпеть до конца, чтоб непостыдно предстать пред Господом в страшный день суда и сказать: се аз и дети, яже ми дал еси! Отче, ихже дал еси мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный.
   б) За то какая высочайшая награда ожидает добраго и вернаго пастыря, который своим терпением и самоотвержением победит все предстоящия ему трудности! Сам Господь Иисус Христос обещает спосадить его на престоле Своем: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его. Если же, по нерадению или малодушию пастыря, погибнет хотя едина душа, какой страшный суд и осуждение угрожает ему в вечности! Где есть Авель брат твой? — спросит Господь нерадиваго пастыря на страшном суде Своем. Ты произвольно, без принуждения и насилия принял на себя служение пастырское; ты поклялся Мне, пред крестом Моим и евангелием, исполнять свои обязанности со всевозможным тщанием и усердием. Я принял твою клятву и облек тебя Моею благодатию; Я вручил тебе драгоценнейшее сокровище, котораго не стоит мир весь, души, созданныя по образу Моему и омытыя Моею кровию. Возврати Мне сие сокровище. Где есть Авель брат твой? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне: души, погибшия от твоего нерадения о них, проданныя твоим сребролюбием и любостяжанием, соблазненныя примером твоей невоздержной и порочной жизни, — вопиют ко Мне об отмщении и будут вопиять на тебя во всю вечность!
   III. Возлюбленные братие! Молитесь о нас, да небесный Пастыреначальник Господь И. Христос укрепит Своею всесильною благодатию нас, недостойных служителей Его, на трудном и ответственном поприще служения общему спасению. Аминь. (Сост. по «Полн. соб. пропов.» Димитрия, арх. херс, т. V, изд. 1890 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS