Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц март. Второй день.

15.03.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Месяц март

Второй день.

Поуч. 1-е. Святый священномучен. Феодот, епископ Киринейский.

(Пример благочестивой жизни — лучшая проповедь).
   I. Св. Феодот, память коего совершается ныне, проповедывал учение Христово (в конце III и в начале ИѴ40; в.) на острове Кипре, где и был поставлен епископом в городе Киринее. Словом своим и примером собственной жизни он могущественно действовал на язычников и многих из них обратил ко Христу.
   Когда, при Ликинии, открылось гонение на христиан, то правитель города велел привлечь к суду христианскаго епископа. Феодот сам явился к нему и сказал: — «Вот тот, кого ты призываешь к суду, я не скрываюсь, но сам пришел, чтобы засвидетельствовать о Боге истинном». В ответ на эти слова правитель велел предать Феодота жесточайшим истязаниям. Его били ремнями, терзали острыми железными орудиями, положили на железо, раскаленное в огне. Феодот с чудным терпением переносил все истязания и только молился Богу об укреплении его и всех гонимых христиан. Множество не веровавших прежде, видя сверхъестественную силу мученика в перенесении ужасных истязаний, поняли действие высшей, Божественной силы, совершающейся в немощи человека, и стали открыто прославлять единаго истиннаго Бога.
   Тогда епископ Феодот был отведен в темницу, где и томился до тех пор, пока победоносный император Константин не прекратил гонения, воздвигнутаго Ликинием, и не освободил христиан, томившихся в разных темницах. После этого св. Феодот прожил еще два года, управляя церковию киринейскою, и мирно скончался в 320-м году.
   II. Из краткаго очерка жизни св. священномученика Феодота мы видим, братие, что он, как епископ и как исповедник Христов, примером своей благочестивой жизни и дивных своих страданий многих язычников обратил ко Христу. Это дает и нам урок примером своей благочестивой жизни обращать к истинно христианской жизни наших ближних.
    Тако да просветится свет ваш пред чсловеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех, (Матф. V:16), говорит И. Христос верующим, указывая тем на силу примера доброй жизни.
   а) Великое дело — пример. Уж так устроила нас природа, что мы более следуем тому, что видим, нежели тому, что слышим или знаем. Заставляй нас то и то делать, нам не хочется, мы стараемся от того уклониться; стань же делать один, и другие за ним тоже будут делать. Наставление действует только на ум, а пример — на нашу волю. Наставление сообщает познание, а пример наставляет нас на самое дело.
    Но особенно сильно действуют на нас примеры порочной жизни. Они, по наклонности нашей ко греху, еще гораздо влиятельнее на нас действуют, чем примеры самой доброй жизни. Какова, наприм., сила моды? Кто может стоять против нея? Не каждый ли почти безпрекословно следует ей, как бы она ни была неразумна, разорительна и даже пагубна? Видите, как склонен человек к подражанию, и как располагают им видимые им примеры!
   б) Если же так важны и действительны на нас примеры, то какой великий, обязательный, ответственный долг лежит на тех, которые стоят выше других, которые властию и иными преимуществами имеют особенное влияние на других! Таковы пастыри церковные, начальствующие над народом, вельможи над простолюдинами, ученые и образованные перед неучеными и необразованными, родители перед детьми, старшие перед младшими. Это вожди меньшей братии, и куда они поведут других, туда пойдут и другие, а поведут конечно туда, куда сами идут, — как сами живут, такие примеры подают и другим.
   Прекрасно, если пастыри церковные не только поучают народ, но и представляют в жизни своей образы благочестия и добродетелей христианских; если начальствующие в народе и примером и властию утверждают народ в честной, степенной, христианской жизни, и все несообразное с благочестием разумными, законными мерами отстраняют и пресекают; если знатные живут и поступают соответственно достоинству своего происхождения, отличаясь христианскими добродетелями и гражданскими доблестями; если ученые и образованные разумными и благородными поступками посрамляют и изгоняют из общества суеверие и невежество; если родители не только словом, но и образом жизни своей воспитывают детей в правилах доброй и благочестивой жизни, насаждая в умах их чистыя познания веры и утверждая сердца их в страхе Божием. Если старшие и словом, и жизнию подают добрый пример младшим — благо, говорю, тогда всем, и обществу и церкви Божией. Честь, милость, и благословение от Бога всем добрыми и назидательными примерами жизни утверждающим в народе благочестивую веру и честную христианскую жизнь!
    А если напротив? Горе, горе всем, дурным образом жизни и действий увлекающим простых, неразумных и юных в соблазн, в искушение, в грехи. Горе, говорим слова Христа Спасителя, горе человеку тому, имже соблазн приходит (Матф. ХѴ40;ИИИ. 7). Всякому, говорит также Господь, ему же дано будет много, много взыщется от него (Лук. XII. 48), и сильнии, по слову премудраго Соломона, сильне истязани будут. (Прем. Ѵ40;И. 6).
   III. Да даст нам Господь Бог, по молитвам св. священномученика Феодота, разумевать друг друга в поощрении любви и добрых дел (Евр. X. 24-25), к преуспеянию в жизни непорочной. (Составл. по «Сеяте. Благочестия», прот. В. Нордова, т. 2. изд. 2. стр. 154—157).

Поуч. 2-ое. Св. Арсений, еп. Тверской.

(Урок благотворительности).
   I. Воспоминаемый ныне Церковию святой Арсений жил в XIV веке и был родом из Твери, сын благочестивых, богатых и знатных родителей, получивший прекрасное книжное научение. После смерти родителей он остался владетелем больших богатств, но ничего не взял из них для себя, а все употребил на помощь неимущим. Родные Арсения укоряли его в безумной, по их мнению, расточительности, погубившей все отцовское имущество, уговаривали также Арсения вступить в брак; но Арсений решился совершенно отречься от мира и удалился в Киево-печерскую лавру, где и принял монашество. Братия полюбили его за постоянные труды и праведную жизнь:, вскоре узнал о нем живший тогда в Киеве митрополит Киприан и посвятил в иеродиакона, а в 1390 году, отправляясь в Москву, взял его с собою и вскоре посвятил в епископа тверского. Здесь Арсений провел двадцать лет, непрестанно поучая паству словом и примером жизни. От природы кроткий и снисходительный, святитель ни от кого не отходил с враждою или гневом, никого не отпускал без утешения и помощи. Не малое участие принимал он в примирении ссорившихся князей и тем оказывал великую пользу пастве и церкви. Трудами святителя Арсения в Тверской области возникло много храмов. Чтобы постоянно поддерживать в себе мысль о смерти, он приготовил себе гроб из большого камня и сам обтесал его. Кончина святителя последовала 2 марта 1409 года, а в 1483 году мощи св. Арсения открыты нетленными.
   II. Препод. Арсений, роздавший все свое имение неимущим, дает нам прекрасный урок благотворительности.
   Смотря на состояние наших ближних, что мы видим, братие? Одних ли счастливых и благополучных? Напротив. С нами встречаются несчастные и злополучные. Вот бедные, без дневного пропитания, покрыты рубищами и не имеют крова. Вот убогая вдовица, от которой дети ждут хлеба, но которая может насыщать их только слезами. Вот сироты, которыя не видят отца и матери. Вот безприютные старцы, отягченные немощами или страждущие неизлечимыми болезнями или увечные.
   а) Чтож? Если какая отрада бедным и страждущим? Есть ли какой благодетель и попечитель для них? Это братие, Бог, Который есть общий Отец (Матф. 6:32) богатых и бедных, счастливых и несчастных. Он еще преимущественно именует себя Отцем сирых (Пс. 67:7). Чего же не можно ожидать от этого Отца? Его вся земля и исполнение ея (Пс. 23:1). Его все сокровища земныя и блага. Неужели Он не насытит алчущих, не оденет наготующих, не поможет страждущим? Подлинно, Господь дает пищу алчущим; Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет (Пс. 145. 7:8, 9).
   б) Но это великое дело отеческаго попечения о бедных Господь Бог наш предоставляет и нам, братие! Буди, говорит каждому из нас, сирым яко отец (Сир. ИѴ40;, 10). Какая священная обязанность быть отцем сирот, попечителем бедных и утешителем страждущих! Не братия ли они наши? Не одинаковыя ли с нами имеют чувства, желания и потребности? Не одинаковое ли с нами имеют право на все дары, ниспосылаемые нам от небеснаго Отца? Не для того ли Всевышний Промыслитель одних из нас обильно ущедряет благами, чтобы они уделяли от своих избытков другим, бедным и неимущим? Так, братие! Мы, мы должны быть отцами сирот и покровителями бедных. Мы должны снабдевать бедных, подавать потребное нуждающимся. Отверзая отверзи руце твои брату твоему нищему (Втор. 15:11), говорит Бог в древнем законе. Просящему у тебе дай (Лук. 6:30), заповедует нам и Христос. Мы должны питать алчущих, одевать нагих, упокоивать безкровных. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой; аще видиши пага, одей, и от свойственных племене твоего не презри (Исаия 58, 7), говорит Бог. В какой мере должно уделять от своего имения, и подавать милостыню? Все, еже аще преизбудет тебе, твори милостыню (Тов. 4:16), говорит благочестивый Товит, а св. Иоанн Креститель проповедует так: имеяй две ризе, да подаст неимущему, и имеяй брашна, такожде да творит (Лук. 3:11). Мы должны презирать убогих вдовиц, пещись о сиротах. Всякия вдовы и сироты не озлобите (Исх. 22:22), говорит Бог. Мы должны питать и покоить престарелых, немощных, увечных и всех вообще бедствующих и страждущих. Егда твориши пир, говорит Христос, зови нищия, маломощныя, хромыя и слепыя (Лук. 14:13). Так поступал праведный Иов, который говорит о себе: око бех слепым, нога же хромым; аз бых отец немощным (Иов. 29:15, 16).
   в) И какое множество божественных благословений и щедрот Слово Божие обещает нам за призрение бедных и страждущих. Благословение Господне на главе подавающаго (Притч. 11:26), говорит премудрый Соломон. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь (Пс. 40:2), говорит псалмолевец. Милостыня от смерти избавляет, и не оставляет ити во тму (Тов. 4:10), говорит благочестивый Товит. Милуяй нища взаим дает Богови (Притч. 19:17), говорит опять премудрый Соломон. Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Матф. 25:34, 40), скажет Господь на будущем страшном суде тем, которые призревали бедных и несчастных.
   III. Будем же, братие, благотворить нуждающимся дабы получить награду на небесах, которая несравненно дороже всех земных сокровищ. Аминь. (Сост. по «Сеят. благочестия», прот. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).





Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря


   

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS