Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Двадцатый день. Св. муч. Варлаам.

03.12.19 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года 
 Поучение 1-е. Св. муч. Варлаам.
Бодрствуйте, стойте в вере (1 Кор. 16:13).

   I. Св. Варлаам, память коего совершается ныне, был родом из Антиохии: его за исповедание имени Христова подвергали жестоким истязаниям и всеми мерами старались принудить принести жертву идолам, — так как Варлаам был уже преклонных лет старец, пользовавшийся особенным уважением в обществе христианском, и потому пример его измены христианской вере мог сильно подействовать на других. Но никакия истязания не могли принудить св. Варлаама изменить вере и исповеданию имени Христова. Чтобы святаго исповедника сделать невольным участником в идолослужении, мучители заставили его протянуть руку над пылающим жертвенником и вложили в нее горячие уголья с ладоном и смирною. Чувство боли и малейшее ослабление терпения легко могло заставить св. исповедника выронить на жертвенник положенное в руке курение и тем дать повод врагам сказать, что он изменяет христианской вере и чтит языческих богов. Но св. Варлаам был столько тверд и силен в вере, что болезнь от сожигания руки не могла заставить его изменить прямого ея направления. Он держал в своей руке уголья до тех пор, пока не стали отваливаться сожженные составы пальцев. В этом подвиге самопожертвования ради истины и правды св. мученик Варлаам, имея десницу свою вместо алтаря Господня, как говорит св. Василий Великий (в слове о св. муч. Варлааме), принес себя в жертву всесожжения и показал пример такой твердости веры, который в его время не только имел благотворное укрепляющее действие на христиан, гонимых от язычников, но и в самих гонителях возбуждал уважение к христианской вере и христианскому обществу, имевшему в среде своей мужей столь сильных духом и непоколебимых в своих убеждениях о истине Христовой.
   II. И нам, возлюбленные братие, доблестный пример св. мученика Варлаама внушает сохранять твердость и постоянство веры и как бы говорит с св. апостолом: «братие, бодрствуйте, стойте в вере». (1 Кор. 16:13).
   Уместно ли наставление апостола ныне по отношению к нам? В наше время нет гонений за веру, и мы не новообращенные, а издетства исповедуем св. христианскую веру: нужно ли поэтому убеждать нас бодрствовать и стоять в вере? Нужно и весьма нужно.
   а) Бодрствуйте. Бодрственное состояние противополагается состоянию сна и бездействия. Человек бодрствует телом, когда внешния чувства его находятся в деятельности; бодрствует душею, когда внимательно следит за своими мыслями, чувствованиями и поступками. Но христианин выше обыкновеннаго человека по своему благодатному возрождению, и ему предстоит постоянная борьба со страстьми и похотьми, с хитрыми кознями древняго искусителя диавола и с миром во зле лежащим. Кто начал бодрствовать над собою, тот по собственному опыту знает, как трудна эта борьба и как опасно предаваться нравственной безпечности. К сожалению, ныне многие смотрят на это борьбу слишком легко, именно потому, что не бодрствуют над собою по-христиански, а некоторые даже глумятся над учением св. Писания о диаволе и отвергают его бытие. Но подумали ли эти легкомысленные люди, что, отвергая бытие злых духов, они отвергают и самое христианство? Ибо Сын Божий сходил на землю, «да разрушит, дела диавола» (I. Иоан. 3:8). «Трезвитеся и бодрствуйте», учит ап. Петр, «зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Петр. 5:8), давая знать сими словами о безпрерывных кознях его против христиан.
   Ныне нет и не может быть на веру и церковь гонений, какия терпели христиане первых веков; но можно ли сказать, что дух века нашего благоприятствует вере. Сколько в наше время распространяется, и устно, и печатно, лжеумствований, подрывающих веру и колеблющих сомнениями тех, кои не хотят внимательно вникнуть в божественное и церковное учение! Сколько тайных подкопов под православие и православныя убеждения со стороны отступивших от древней истины! Итак каждому православному христианину и каждой православной христианке нужно бодрствовать, чтобы не увлечься ложными толками, или не совратиться с пути чистой истины.
   б) Стойте в вере — вот другая часть приведеннаго выше наставления св. апостола. Это наставление апостола требует, чтобы каждый православный христианин твердо, неуклонно и неизменно содержал православное учение. Разум человеческий безпрерывно совершенствуется, а потому движение вперед в науках и искусствах человеческих весьма естественно и необходимо. Но учение веры не есть изобретение ума человеческаго: это дар Божий. Итак не безумно ли, — учение веры, Богом данное нам для спасения нашего однажды навсегда, как необходимое руководство, подчинять обыкновенному ходу человеческих знаний? Мы видим из опыта, до каких нелепостей доходят люди, когда решаются по своим соображениям изменять божественное учение. История ересей и расколов показывает, что произвол в суждениях о предметах божественных породил множество странных и богопротивных заблуждений, которыя, глубоко унижая разум человеческий, приносят великий вред для души. Не следует ли отсюда заключить, что для удержания святой, чистой истины нужно твердо и неизменно стоять в вере, первоначально установленной Господом Иисусом Христом, преданной апостолами, утвержденной и объясненной церковию православною? Нужно стоят крепко, держась за якорь церкви, чтобы на море жизни не быть увлеченным волнами и ветрами лжеучений.
   III. «Бодрствуйте» же, братия, и «стойте в вере», как бодрствовал и стоял в вере христианской св. мученик Варлаам, ныне достойно ублажаемый св. церковию, и за то прославленный от Бога вечною славою и безконечным блаженством. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко с дополн. по «Словам и реч.» Леонтия митр. москов., т. I).

Поучение 2-ое. Преподобные Варлаам и Иоасаф.

(Христианская вера — неоцененное сокровище).
   I. Ныне воспоминаем преп. Варлаама и Иоасафа, царевича индийскаго. Начало христианству в Индии было положено апостолом Фомой, который принял там и мученическую кончину. Но вследствие недостатка в учителях, христианство в Индии после Фомы начало ослабевать, а затем усилиями царей и совсем искоренилось. Особенно ревностно преследовал христианское учение, пресвитеров и иноков царь Авенир. Одни из христиан добровольно отдавали себя на мучение, другие бежали в пустыни; были и отпадавшие от веры. У царя родился сын Иоасаф. Царь собрал своих волхвов и спрашивал их, какая судьба ждет его сына. Волхвы отвечали, что Иоасаф будет могущественнейшим из всех царей; один же из волхвов прибавил: «думаю, что он примет христианскую веру, которую ты гонишь». Авенир опечалился этим предсказанием и, чтобы помешать его выполнению, хотел воспитать своего сына в совершенном уединении, чтобы ни откуда не могла проникнуть к нему мысль о христианстве. Иоасаф жил в прекрасном дворце, окруженный воспитателями и придворными; обязанность их состояла в том, чтобы никого из посторонних не допускать к Иоасафу и чтобы все печальное было удалено от глаз его: смерть, болезнь, старость, печаль. Ум Иоасафа постоянно был занят разнообразными предметами, лишь бы эти предметы не печалили его. Царь очень любил сына и часто посещал его. В одно из таких посещений Иоасаф начал жаловаться ему на свое уединение и усиленно просил отца, чтобы он позволил ему выходить из дворца. Авенир наконец ему это позволил, дав приказание прислужникам, чтобы они, сопровождая царевича, не допускали его видеть или слышать ничего печальнаго. Пользуясь дозволением отца, Иоасаф выходил из дворца очень часто. Однажы увидел он прокаженнаго и слепого и спросил, что это за болезни и со всеми ли бывают болезни? Ему отвечали, что болезни постигают по преимуществу того, кто излишне пользуется благами жизни. Виденное и слышанное очень опечалило царевича. В другой раз он увидел старика, сгорбленнаго, седого, беззубаго и говорившаго с трудом. Сопровождавшие Иоасафа объяснили ему, что этому старику много лет, что силы человека со временем ослабевают и что такая участь ожидает всякаго. Эта встреча еще более огорчила Иоасафа. «Как печальна наша жизнь»; сказал он, «кто может быть счастлив, если каждаго ожидают болезни и смерть, наступление которой никому не известно. Так и я умру. Неужели же с этой жизнью все для нас кончается, и нет по смерти иной жизни и иного мира?» Иоасаф не говорил отцу о своих сомнениях, но часто спрашивал воспитателей, не знают ли они людей, которые могли бы разсказать ему обо всем этом и подкрепить его ум. «Отец твой», сказал ему один из воспитателей, «многих мудрых людей, живших в пустыне, одних убил, других прогнал, и теперь мы не знаем в нашем государстве никого из таких». Еще больше опечалился Иоасаф, услышав такой ответ. В то время жил в Сеноридской пустыне благочестивый инок, по имени Варлаам. Странствуя по индийскому царству, он слышал много о царевиче и об образе жизни его. Варлаам обратился к воспитателям, говоря им, что он купец, торгующий драгоценными каменьями, и имеет при себе прекрасный камень, который хотел бы показать царевичу. «Этот камень — неоцененный», говорил Варлаам, «он дает свет слепым, слух глухим, язык немым, здоровье больным, умудряет глупых и всем дает счастие. Я хотел бы показать царскому сыну это сокровище». Иоасафу воспитатели разсказали о купце и Иоасаф пожелал видеть его камень. «Прежде чем показать тебе мое сокровище», сказал ему Варлаам, «я должен знать, как ты примешь его, и тогда только открою тебе тайныя свойства его, когда увижу тебя готовым к этому. Я ради тебя принял великий труд и долгий путь, чтобы показать тебе, чего ты никогда не видал, и научить тебя тому, чего ты не слыхал никогда». Иоасаф отвечал, что он очень хочет слышать новыя слова и ответы на некоторые вопросы и просил Варлаама разсказать ему все, что знает.
   Тогда Варлаам начал ему говорить о едином Боге, Создателе вселенной, потом разсказал ему о сотворении мира и человека, о грехопадении первых людей, о пришествии Иисуса Христа на землю для спасения погибавших людей, о страданиях и воскресении Его. Речь Варлаама сильно подействовала на царевича; он понял, что «драгоценный камень, обещанный Варлаамом, есть истинная вера». Он начал спрашивать о других истинах христианства, о том, какую жизнь следует вести христианину, о пустынниках и иноках и Варлаам подробно описал ему жизнь святых, отрекшихся от мира и посвятивших себя на служение Богу. Несколько раз беседовал Иоасаф с Варлаамом и наконец решился оставить мир и итти в пустыню. Варлаам крестил его и объяснил ему главныя истины христианства, но отсоветовал итти в пустыню. По удалении Варлаама жизнь царевича совершенно изменилась, став более строгой. Царь увидел перемену в сыне и спросил слуг о причине ея; те разсказали ему все. Царь разгневался и принимал все меры, чтобы отклонить сына от христианства, старался действовать на него то угрозой, то ласками: но царевич оставался тверд и только мудрыми и кроткими словами доказывал отцу ложность языческих верований, так что наконец и Авенир убедился в истине. Созвав вельмож, он объявил им, что желает принять ту веру, которую держит его сын. Тогда Иоасаф объяснил ему истины веры и крестил его, сам будучи восприемником. Вскоре Авенир передал всю власть сыну и последние годы жизни провел в уединении. Но и у Иоасафа душа лежала более к пустынной жизни, чем к управлению государством. Через несколько времени по смерти отца он удалился и долго странствовал в пустынях, отыскивая наставника своего Варлаама, нашел его и поселился в одной пещере с ним. Варлаам скончался 100 лет от роду и был похоронен Иоасафом в пустыне. Иоасаф скончался на 60 году от рождения, в иночестве же жил 35 лет.
   II. Вы слышали, братие мои, что преп. Варлаам в беседе с царевичем Иоасафом назвал христианскую веру драгоценным камнем, имеющим чудодейственную силу. На это желательно обратить ваше внимание; именно на то, «что вера наша есть для нас неоцененное сокровище», разумеется не для плоти, но для духа, ибо в вере для души заключается все, что только для нея потребно. Душа наша, чтобы говорить для вас понятнее, имеет главныя потребности такия же, как и тело. Для тела нужен свет, чтобы видеть необходимые для жизни предметы, тоже и для души; для тела нужна пища, чтобы продолжать бытие, тоже и для души; для тела нужно утешение и упокоение, тоже и для души. И вера подает душе и свет, и пищу, и покой с наслаждением. И свет веры сообщает душе самое истинное познание о самых нужнейших и важнейших для ней предметах; и пища веры дает душе и жизнь безсмертную и крепость довлеющую на все ея действия и борьбы; и успокоение веры приносит душе мир, радость и блаженство, как среди бурь настоящей жизни, так и на всю вечность в жизни будущей. Какое ж человек может придумать себе сокровище, высшее и драгоценнейшее веры!
   а) В самом деле, есть ли какое познание для человека нужнее и важнее, как познание о Боге и в самом Его существе и в отношении к миру и к человеку, о самом человеке в отношениях его существа, состава, жизни и участи, и в отношениях его к Богу, к подобным себе и к прочим тварям? О мире и прочих тварях, что они в себе, что пред Богом, что для человека? И такое познание сообщает человеку вера, и собственно одна вера — ибо только Бог может сообщать человеку такое познание, и сообщает чрез веру, которая есть глагол Самаго Бога к человеку, ибо Бог не может говорить неправды, тогда как человеческия мудрования о тех же предметах не дальновидны, не полны, не тверды и только предположительны, так что свет веры есть свет самаго солнца, а свет ума человеческаго, даже самаго совершеннаго, может быть подобен разве только примрачному отсвету луны.
   б) Пищу для души плотские люди находят то в земной мудрости и светском образовании, то в правилах житейских, то в наслаждениях чувственных. Нельзя сказать, чтобы эта пища не была питательна; но она питает душу только в естественной ея жизни и для мирской жизни. Как мало укрепляет и животворит такая пища душу, это можно видеть при первой борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни: находит буря, и человек, такою пищею укреплявшийся, падает духом до бездушия. Но такова ли пища, какую сообщают вера душе, и которая состоит в слове Божием, во благодати Духа Святаго, в таинстве св. причастия? Такая пища подается рукою Самого Бога, и Сам Бог Своею силою, в этой пище заключенною, оживотворяет и укрепляет верующую душу: в силе такой яди верующие чувствуют и говорят: «аще и пойду посреди сени смертныя, не убоюся, яко Ты со мной, Господи». Сия-то пища укрепляла на необычайные подвиги за веру всех исповедников веры, не только мужей, но и жен, не только взрослых, но и детей, не только против угроз, но и против самых смертей. Читайте жизнеописания святых мучеников и исповедников.
   в) Что, наконец, за наслаждение, утешение и упокоение в чувственных удовольствиях, какое находят в них плотские люди? Такия удовольствия только раздражают, утомляют и одуряют самыя чувства телесныя; но для души — это гнилая вода в зараженных источниках, или лучше — это все, как плотское, вовсе не сродно душе, по существу своему духовной. Ей свойственны, а потому и усладительны, только духовныя утешения, подаваемыя ей верою. Вера все эти утешения заключает в Самом Боге: что может быть усладительнее таких утешений? Но эти утешения тем еще важнее, что они, начинаясь здесь, время от времени возрастают, умножаются и усиливаются, если человек постоянно ими пользуется, и наконец разрешаются в необъятное блаженство жизни будущей, как малый сперва ручей делается потом обширною рекою, так что верующий услаждается не только сладостию настоящаго их вкушения, но и надеждою будущаго полнейшаго ими наслаждения.
   III. Такия сокровища заключает в себе и нам подает вера христианская — сокровище божественнаго познания, божественнаго укрепления, и божественнаго утешения. (Сост. с допол. по «Сл. и реч.» Николая, еписк. тамбов., изд. 1872 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS