Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Проповеди на каждый день /  Проповеди на каждый день

Месяц ноябрь. Девятый день. Препод. Онисифор печерский. Преподобная Матрона.

22.11.20 | Автор: протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Поучение1-е. Препод. Онисифор печерский.

(Грех лицемерия).
   I. Был в печерском монастыре муж, украшенный добродетелями, именем Онисифор, саном иерей, память коего совершается ныне. У блаженнаго Онисифора был духовный сын, чернец и друг, который казался постником, смиренным, благочестивым, а тайно ел, пил и веселился. В один день он умер. И никто не мог приблизиться к телу его, по причине смрада. На всех напал ужас, никто не решался совершить над ним погребения. Наконец некоторые решились погребсти его в пещере. Тогда Онисифору явился пр. Антоний и сказал: «зачем ты положил здесь беззаконника? Такого еще не было здесь. Он осквернил святое место». Онисифор начал плакать и говорил: «Господи, зачем Ты сокрыл дела этого человека»? — «Затем, сказал ему ангел, чтобы показать его всем согрешающим и не кающимся».
   На другую ночь повелено было выбросить тело инока вон. Но Онисифор начал молиться Богу и тело инока перестало издавать смрад. Так обличен был грех лицемерия, т. е. наружнаго благочестия.
   II. Бр.-христиане! велик грех лицемерия, и истинный христианин должен чуждаться его, как чуждается человек опасной болезни, могущей погубить его.
   а) Лицемер не способен к вере в Бога. «Како вы можете веровати», говорил Господь иудеям, которых большая и главнейшая часть заражена была фарисейством, или лицемерным, т. е. притворным, благочестием, благочестием на-показ, «славу друг оть друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете» (Иоан. 5:44)?
   Доказал опытом неспособность лицемера к вере во И. Христа, к принятию Искупителя, старшина сонмища иудейскаго, упоминаемый во евангелии. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвал и человеческаго почитания, сознававшая себя вполне достойною их, не могла стерпеть, что невольныя похвалы и удивления человеков привлечены были совершившимся пред всеми чудом И. Христа. Эта душа воскипела завистью. Отвергнуть чуда было невозможно: она стремится унизить его, уничтожить его, возведя на Божие чудо обвинение в нарушении Божия закона; потому что исцеление больного было совершено в субботу. Лицемер с решительностью вступает в богоборство, с решительностью приступает к хуле на Святаго Духа и произносит ее.
    Лицемерство, далее, есть тот род греховности, который особенно противодействует познанию И. Христа и христианства. Начало обращения ко И. Христу заключается в познании своей греховности, своего падения: от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает к И. Христу посредством смирения, веры и покаяния. Но лицемер, недугуя недовольно приметными для человеков страстями: — тщеславием, гордынею, сребролюбием, завистью, лукавством, злобою, прикрывая их лицемерством и притворством, неспособен, как неспособен сатана, к признанию себя грешником. Душа лицемера поражена слепотою: почему и Господь назвал фарисеев безумными «и слепыми» (Матф. 23). Лицемер есть тот злосчастный, по мнению своему, праведник, который отвергнут Богом: «не приидох», сказал Спаситель, «призвати праведники, но грешники на покаяние» (Матф. 9:13). Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовыя постановления закона Божия относительно жертвы, омовения и т. п., и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, — всего существа человеческаго по воле Божией, в любви к Богу и ближним. В омрачении и ожесточении своем фарисеи даже хвалились неспособностью к познанию и принятию Искупителя: «еда кто от князь верова в онь, или от фарисей», говорили они (Иоан. 7:48)! На эту неспособность их к истинному Богопознанию указал и Господь: «аминь глаголю вам», сказал он им, «мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божии» (Матф. 21:23), явный грешник, грешник, впавший в смертные грехи, грешник, привлекший к себе презрение и омерзение человеков, способнее к покаянию того мнимаго праведника, который по наружному поведению неукоризнен, но в тайне души своей удовлетворен собою. Фарисейство есть страшный недуг духа человеческаго, подобный тому недугу, которым недугует падший ангел. «Внемлите себе», заповедал Господь ученикам Своим, «от кваса фарисейска, еже есть лицемерие» (Лук. 12:1). Лицемерие названо закваскою, потому что оно, вкравшись в душу, проникает во все мысли, во все чувствования, во все дела человека, делается его характером, как бы душою его.
   б) Желающий предохранить себя от лицемерия должен, во-первых, по завещанию Господа, все добрыя дела совершать втайне (Матф. 6); потом должен отречься от осуждения ближняго.
    Кто совершает добрыя дела в тайне, пред лицом всеведущаго Бога, а не пред людьми, от которых не ожидает похвал, тот истинно служит Богу и от Бога, видящаго все его дела, тот получит в день суда великую награду пред лицом всех ангелов и святых; кто благочестив только по наружности, кто даже жертвует большия суммы на построение храмов Божиих для приобретения жалких земных наград: газетных похвал, чинов и орденов — тот, как не имеющий в душе любви к Богу, неизбежно лишится небесной награды и даже строго осудится за свое лицемерие и обман, будто все это он делал из любви к Богу.
    Осуждение ближняго, от чего нужно освободиться, если мы искренно объявляем войну наружному благочестию, есть признак лицемерства по всесвятому указанию евангелия (Матф. 7:5)! Чтоб не осуждать ближняго, должно отказаться от суждения о ближнем; потому что в евангельской заповеди, воспрещающей осуждение ближняго, предварительно воспрещено суждение о нем. «Не судите, и не судят вам: и не осуждайте, да не осуждени будете» (Лук. 6:37). Сперва человеки позволяют себе суждение о делах ближняго, а потом невольно впадают в осуждение. Не посеем семени — и не возрастут плевелы: воспретим себе ненужное суждение о ближних — и не будет осуждения. (См. Поучения Игнатия, еписк. кавказск. и черноморскаго).
    Спросят здесь: какая связь между осуждением ближняго и лицемерством? Эта связь очевидна: осуждающий и уничижающий ближняго, невольно выставляет себя праведником, может быть, не произнося этого словом и даже не понимая этого. Мы все грешники; всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерство.
   Св. евангелие преследует грех осуждения, ища нашего спасения: «всяко слово праздное», угрожает оно нам, «еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный: от словес бо твоих оправдишися, и от словес твоих осудишися» (Матф. 12:37). Будем, братия, вглядываться в начала грехов, будем охранять себя от начал греховных: и избегнем греховнаго развития. Семена греховныя, как например, празднословие, по-видимому, ничтожны; неприметно засевается ими нива душевная. Но когда эти семена дадут ростки, в особенности когда ростки усилятся и возмужают: тогда грех охватывает всего человека, и уничтожение его делается крайне затруднительным.
   «Кто возбраняет устам своим пересуды — сказал некоторый великий святый отец — тот хранит сердце свое от страстей. Кто хранит сердце свое от страстей: тот ежечасно зрит Господа. Кто зрение ума своего сосредоточивает внутри самого себя: тот зрит в себе духовную зарю» (Св. Исаак сирский, слово 8).
   Что же мы увидим, братия, в нашей душевной клети, когда осветит ее божественный свет? Мы увидим безчисленное множество наших согрешений. То падение нашего родоначальника, о котором поведает нам священное писание, мы увидим и осяжем в самих себе; мы увидим и осяжем в себе необходимость Искупителя; познав Искупителя в Господе нашем Иисусе Христе, мы исповедаем Его; познав и исповедав, мы узрим Его и поклонимся Ему тем поклонением, которое приличествует и подобает Богу, Творцу и Спасителю нашему.
   III. Молитвами препод. Онисифора печерскаго, которому свыше показано было, как мерзок в очах Божиих грех лицемерия, да сохранит нас Господь от этого греха. Будем стараться, чтобы всякое дело благочестия совершалось нами не на показ, не для славы человеческой, а из любви к Богу и к ближнему, и по возможности в тайне, дабы видел его один только Бог. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по указ. источн.).

Поучение 2-ое. Преподобная Матрона.

(Против жестокаго обращения мужей с своими женами).
   I. Воспоминаемая ныне церковью преподобная Матрона жила в Ѵ40; веке и была родом из Персии. Еще в юных летах родители отдали ее в замужество одному вельможе по имени Домициану. Матрона отличалась благочестием и вела строгий образ жизни, хотя и жила в мире. Это не нравилось мужу ея Домициану и он начал препятствовать ей сначала выговорами, бранью, потом даже бил ее. Тогда Матрона удалилась в мужской монастырь преподобнаго Вассиана, надеясь таким образом надежнее скрыться от поисков мужа и родственников: она поступила в число братии с именем Вавилы.
   Несколько времени преподобная Матрона жила в монастыре спокойно, проводя время в трудах и молитве и удаляясь от всех. Но когда открылось, что она женщина, то преподобная принуждена была удалиться из обители.
   Между тем Домициан повсюду отыскивал свою жену и обходил различные города, селения и монастыри. Узнав, что Матрона находилась в монастыре преподобнаго Вассиана, он стал требовать у иноков, чтобы ее выдади ему. Иноки отвечали, что женщина, жившая под именем Вавилы, уже ушла из обители; Матрона же отправидась в Емесский монастырь, где и поселилась на некоторое время. Но Домициан вскоре узнал о местопребыванииея и задумал хитростью вызвать ее. Он прислал сказать Матроне, что один человек, слыша от всех о добродетельной жизни ея, издалека пришел поклониться ей и получить благословение. Матрона спросила посланных о наружности этого человека и из описания узнала, что это Домициан. Тогда она удалилась сначала в Иерусалим, но Домициан поспешил за нею; затем она перешла на Синай и наконец поселилась в городе Берите, где муж уже более ея не преследовал, видя неудачу в своих поисках.
   Последние годы жизни Матрона мирно провела в Константинополе. Получив от Бога дар чудесных исцелений, она употребляла его на пользу страждущих и многим приносила облегчение. Она скончалась в 492 году, прожив в иночестве до 75 лет и имея 100 лет от роду.
   II. В день памяти преп. Матроны, много потерпевшей от мужа за свою благочестивую жизнь, имею сказать вам, друзья мои, несколько слов об отношении мужей к женам.
   а) Не безъизвестно вам, как живут добрые супруги и как они относятся друг к другу. Добрый муж живет в мире и согласии с своею женою, любит и уважает свою жену, — обращается с нею, как с единственною подругою жизни, как с истинною хозяйкой дома и доброю матерью. Между мужем и женою все общее: и радости, и печали, и отдых, и труд. Добрый муж не только сам не оскорбляет своей жены ни укоризнами, ни бранью, а тем меньше побоями, — но не терпит обиды, нанесенной его жене кем-нибудь из семейства, или же кем-нибудь посторонним, — вступится за нее, как за отца и мать, как за родное дитя. Такого мужа и жена любит, почитает и уважает как главу семейства, как незаменимаго защитника и покровителя родного семейнаго гнезда. Счастливы такие супруги! Счастлив муж, хозяин семьи; счастлива и жена, хозяйка дома; счастливы и дети их; благословение Божие видимо почивает на такой семье.
   б) Но много ли у нас таких счастливых супружеств, таких добрых, благословенных семейств? Многия из замужних женщин не раз с радостью вспомннают о своей девичьей жизни, в доме своих отцов и матерей, и с тяжелою грустью говорят о своей замужней жизни, и других заклинают — не выходить замуж. От чего это так бывает? Не от того ли, что мужья обращаются с своими женами, не как с Богом данными подругами своей жизни, — не так, как Господь заповедал мужьям относиться к женам? И действительно, многие мужья очень часто забывают о заповеди Господней, данной им чрез апостола: «мужие! любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню» (Еффс. 5, 25), — и обращаются с женами иногда даже хуже, чем с наемницами. Посему житье некоторым женам у своих мужей бывает гораздо хуже, чем житье прислуги у добрых и даже недобрых хозяев. Слуга у недобраго хозяина по крайней мере во всякое время может попросить расчета и оставить место, а жена и этого не может сделать: она должна оставатьса на всегда жертвою грубаго обращения и даже побой мужа, — безответною страдалицей.
   в) В оправдание своего несправедливаго и даже жестокаго обращения с женами, мужья обыкновенно говорят так: «к недобрым женам иначе и относиться нельзя, таких жен таким только образом и следует учить уму-разуму». Но если жена действительно оказывается недоброю, — распутною, пьяницею, не радеющею о своей семье, то муж — христианин должен смотреть на нее с сожалением и состраданием, и во всяком случае не побоями учить ее. Всего же чаще бывает, что та жена, которую муж считает недоброю, на самом деле далеко не такова: она бывает предана своему мужу более, чем кому либо другому, она сердечно горюет по случаю болезни, или какой либо неудачи своего мужа. Она содержит дом мужа в порядке и опрятности. Она смотрит за малыми детьми, кормит их и ходит за ними, не досыпая ночей. Она учит детей молиться Богу и водит их в церковь. Чаще мужа посещает она в воскресные и праздничные дни храм Божий, при всех немалочисленных ея хозяйственных занятиях по утрам. И такую жену может ли муж считать недоброю, — бранить ее, а иногда и бить, за то, что она по временам, при бедности и при недостатках семейных, понукает мужа к работе, предостерегает его от излишней рюмки, — скажет ему иногда доброе и правдивое, хотя и горькое слово?
    Положим, иная жена, по словам мужа, недобрая. А кто же виноват в этом, — нак не сам муж, считающийся главою семьи, хозяином дома, — наделенный от Бога более крепким умом и твердою волею и уполномоченный большею властью в семье? Жена — не добрая... Почему же муж не учит ее быть доброю? Вы скажете: да муж то и учит ее бранью и побоями. Напрасно, скажу я. Муж бранит и бьет жену, наверное, не с мыслию исправить ее, а с желанием только выместить зло на ней, — удовлетворить своей злости. Заметьте, к тому же, что злом никогда нельзя сделать добра; не сделает и муж жены своей доброю, расположенною к себе, искренно любящею супругою, — если будет учить ее бранью и побоями; она будет бояться мужа, но не любить его; она будет у мужа загнанною слугою, но не доброю, искреннею женою. (См. Поучение прот. Троцкаго).
   III. Итак, если мужья искренно хотят исправить своих жен, требующих в чем либо исправления, — если хотят видеть своих жен добрыми, а вместе с тем иметь мир и благоденствие в своих семействах, то, исправив прежде всего себя, должны быть больше снисходительными и ласковыми к своим женам, — любить их искреннею, чистою, христианскою любовью, живо принявши к сердцу великия слова славнаго апостола Христова — Павла: «мужие! любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самого любит» (Ефес. 5:25, 28). (Сост. по по ука. источн.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS